Вид клинико-психологического вмешательства.
В общем виде – профилактическая помощь человеку/группе людей в поиске путей решения трудной ситуации.
3 подхода:
1). Проблемно-ориентированное консультирование – анализ сущности и внешних причин проблемы и поиски путей разрешения ситуации.
2). Личностно-ориентированное консультирование – анализ внутренних причин проблемы и поиски путей предотвращения ситуаций в будущем.
3). Ресурсно-ориентированное консультирование – выявление ресурсов решения проблемы.
Психотерапия | Психологическое консультирование |
1.средства воздействия и психологические; широкий арсенал средств 2. цели расширение позитивных достижение более глубинных изменений 3. функции лечение и реабилитация 4. теоретическая теоретическая психология | методы психологические; преимущественное средство – предоставление информации изменений лучшее использование собственных ресурсов и улучшение качества жизни развитие и профилактика обоснованность теоретическая психология |
Дополнительные различия
психотерапия | Психологическое консультирование |
5. место изменения непосредственно в процессе психотерапии, что является сущностью психотерапевтического процесса 6. степень самостоятельности сопровождение психотерапевта 7. продолжительность не менее 15 сеансов | изменений анализируется сущность проблемы, а изменения происходят после окончания консультирования клиента самостоятельность воздействия 1 –5 консультаций |
Понятие метода психотерапии.
4 уровня использования термина методов (Алексанрович):
1. – методы как конкретные методические приемы или техники (гипноз, беседа, релаксация)
2. – методы, определяющие условия протекания психотерапии и оптимизирующие процесс (стационарные, семейные).
3. – методы в значении основного инструмента психотерапевтического воздействия (психотерапевт, группа).
4. – методы в значении психотерапевтических интервенций.
1.7. Интердисциплинарный характер психотерапии.
- С одной стороны медицина, с другой – психология.
- Смыкание с той областью медицины, с которой имеем дело.
Личностный подход.
Важнейший принцип медицины и психотерапии.
Реализуется в трех ипостасях:
1. изучение личности больного, закономерностей развития, специфики нарушений для использования в психотерапии.
2. Учет личностных особенностей при использовании любых психотерапевтических техник
3. Ориентация психотерапевтического процесса на личностные изменения.
Общие факторы психотерапии.
В каждой психотерапии они выступают в своей роли и имеют свое значение.
Психотерапия предполагает рассмотрение трех характеристик:
1. пациент
2. терапевт
3. процесс
Вопросы:
1. что общего происходит с пациентом при применении разных техник
2. что общего в поведении психотерапевта независимо от его теоретических представлений
3. общие этапы вне зависимости от парадигмы.
Пациент.
- обращение к сфере эмоциональных отношений (работа с эмоциями пациента в любой психотерапии)
- формирование самопонимания, принимаемого и пациентом, и психотерапевтом (пациент понимает себя, терапевт корригирует понимание).
- предоставление и получение информации (от клиента, от терапевта).
- Укрепление веры больного в выздоровление
- Накопление положительного опыта
- Облегчение выхода эмоций
Терапевт.
- целевая ориентация терапевта на достижение позитивных изменений
- внимание к взаимоотношениям пациент/терапевт.
- Сочетание принципов: «там и тогда» и «здесь и теперь»
Процесс.
- установление оптимального контакта, вовлечение пациента в сотрудничество, создание мотивации в психотерапии
- прояснение причин и механизмов в формировании симптомов и развития эмоциональных и поведенческих нарушений – понимания пациента и терапевта должны быть одинаковы
- определение психотерапевтических мишеней
- применение определенных методов и техник, направленных на изменения
- закрепление достигнутых результатов
- окончание курса психотерапии (зависимость пациента от психотерапевта)
Показания к психотерапии.
- удельный вес психотерапии определяется ролью психологического фактора этиопатогенезе болезни
- показания определяются последствиями определенного заболевания (смена социального статуса, физическая ограниченность, понижение самооценки…)
Личность.
Центральная проблема современной психотерапии.
Психология личности пытается с позиций науки объяснить поведение человека.
Наука о личности – персонология.
Олпорт осуществил анализ существующих определений личности:
1. – биосоциальные и биофизические определения личности
а – личность определяется реакцией на нее окружающих людей (скорее бытовое значение)
б – исключительно качества и характеристики личности
2. - через перечисления
3. – подчеркивается интегрирующая и организационная функция личности
4. – отмечается роль личности в регуляции поведения
5. – отождествляют личность с уникальными или индивидуальными свойствами
6. – личность рассматривается как сущность человека
Теории личности отвечают на вопрос: что такое люди, почему они себя так ведут.
Теории личности выполняют функции:
- объяснение
- предсказание
Что влияет на теории личности:
- клинические наблюдения
- гештальтистская традиция (изучение фрагментов не может привести к пониманию целого)
- традиции научения, экспериментальная психология
- психолого-метрическая традиция (измерение и изучение индивидуальных различий)
Компоненты теорий личности.
1. структура личности (например, черты личности)
2. проблема мотивации (фокусируется на изменяющихся аспектах человека)
Объяснение мотивации:
- редукционистическая модель – по Фрейду – поведение направлено на снятие напряжения
- модель компетенции – стремление человека получить новый опыт с целью наслаждения или самоактуализации
Маслоу признавал обе модели мотивации на разных уровнях.
3. проблемы развития личности.
Как мотивационные аспекты меняются с возрастом.
- стадийная модель развития (Фрейд, Эриксон)
- роль взаимоотношений между ребенком и взрослым (Роджерс)
4. психопатология.
Почему люди оказываются не в состоянии справиться с жизненными ситуациями.
5. проблема психического здоровья – критерии психического здоровья
Из чего складывается психическое благополучие.
Фрейд: способность работать и испытывать удовлетворение социальными межличностными отношениями.
Бандура: способность удовлетворять требованиям жизни, самоэффективность.
Маслоу: важен сдвиг с примитивных потребностей на высшие. – в изменения личности при психотерапевтическом воздействии.
Критерии оценки теорий личности:
- верифицируемость (проверяемость)
- эвристическая ценность (способность продуцировать новые исследования)
- внутренняя согласованность
- экономичность (более простые и четкие объяснения предпочтительнее)
- широта охвата (разнообразие феноменов, включенных в теорию)
- функциональная значимость (может ли теория помочь решать людям проблемы)
Какие вопросы обязательно решают теории личности:
- свобода / детерминизм
- рациональность / иррациональность (в какой степени разум оказывает влияние на человека)
- хализм (целостность – поведение можно объяснить только подходя к человеку как к целому) / элементаризм (можно объяснить только изучая каждый элемент в отдельности)
- конституционализм (проблема биологического) / инвайронментализм (проблема социального)
Что такое личность: проблема влияния среды или социальных факторов.
- изменяемость / неизменяемость (человек способен меняться на протяжении жизни)
- субъективность / объективность
Что более влияет на поведение человека: субъективный мир человека или внешние обстоятельства.
- проактивность / реактивность
Обусловлено ли поведение внутренними факторами или только серия реакций на внешние стимулы. Люди совершают поступки или просто реагируют.
- гомеостаз / гетеростаз (имеют отношение к мотивации – понижение напряжения или развитие)
- познаваемость / непознаваемость
Невроз.
Заболевание психогенное – обусловлено психологическими факторами.
- Невроз –
понимается как психогенное нервно-психическое расстройство, возникающее в результате действия факторов психической природы и проявляющееся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений.
- Психогения –
заболевание, где прослеживается связь между ситуацией, личностью и болезнью.
- возникновение заболевания связано с психически травмирующей ситуацией и её субъективаной неразрешенностью
- динамика клинического состояния в определенной степени совпадает с динамикой психически травмирующей ситуации (ситуация накаляется – симптоматика нарастает)
- симптомы невроза по сути дела – патологическая фиксация аффективной реакции, в которой находят отражение основные потребности и стремления личности.
Развитие невроза (схема Мясищева)
Нарушение системы отношений
!
внутренний конфликт
!
межличностный конфликт
!
нервно-психические нарушения
!
функциональная реорганизация личности
физиологический уровень психологический уровень
(развитие симптоматики) (нарушение ф…онирования)
Существует позитивная и негативная диагностика неврозов:
Позитивная – выделяем признаки, характерные именно для этого заболевания – выявление психологических причин заболевания;
Негативная – исключаем органическую основу – если нет органических нарушений, а орган болит, следовательно – невроз, в основе медицинские методы исследования.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 213.