Психологическое консультирование
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вид клинико-психологического вмешательства.

В общем виде – профилактическая помощь человеку/группе людей в поиске путей решения трудной ситуации.

3 подхода:

1). Проблемно-ориентированное консультирование – анализ сущности и внешних причин проблемы и поиски путей разрешения ситуации.

2). Личностно-ориентированное консультирование – анализ внутренних причин проблемы и поиски путей предотвращения ситуаций в будущем.

3). Ресурсно-ориентированное консультирование – выявление ресурсов решения проблемы.

 

 

              Психотерапия Психологическое консультирование
                                 1.средства воздействия и психологические; широкий арсенал средств                                                                      2. цели                                  расширение позитивных достижение более глубинных изменений                                                             3. функции лечение и реабилитация                                            4. теоретическая теоретическая психология методы психологические; преимущественное средство – предоставление информации     изменений лучшее использование собственных ресурсов и улучшение качества жизни   развитие и профилактика обоснованность теоретическая психология

Дополнительные различия

                     психотерапия Психологическое консультирование
                                                        5. место изменения непосредственно в процессе психотерапии, что является сущностью психотерапевтического процесса                          6. степень самостоятельности сопровождение психотерапевта                               7. продолжительность не менее 15 сеансов    изменений анализируется сущность проблемы, а изменения происходят после окончания консультирования   клиента самостоятельность воздействия  1 –5 консультаций

 

Понятие метода психотерапии.

4 уровня использования термина методов (Алексанрович):

1. – методы как конкретные методические приемы или техники (гипноз, беседа, релаксация)

2. – методы, определяющие условия протекания психотерапии и оптимизирующие процесс (стационарные, семейные).

3. – методы в значении основного инструмента психотерапевтического воздействия (психотерапевт, группа).

4. – методы в значении психотерапевтических интервенций.

 

1.7. Интердисциплинарный характер психотерапии.

- С одной стороны медицина, с другой – психология.

- Смыкание с той областью медицины, с которой имеем дело.

 

Личностный подход.

Важнейший принцип медицины и психотерапии.

Реализуется в трех ипостасях:

1. изучение личности больного, закономерностей развития, специфики нарушений для использования в психотерапии.

2. Учет личностных особенностей при использовании любых психотерапевтических техник

3. Ориентация психотерапевтического процесса на личностные изменения.

 

Общие факторы психотерапии.

В каждой психотерапии они выступают в своей роли и имеют свое значение.

Психотерапия предполагает рассмотрение трех характеристик:

1. пациент

2. терапевт

3. процесс

Вопросы:

1. что общего происходит с пациентом при применении разных техник

2. что общего в поведении психотерапевта независимо от его теоретических представлений

3. общие этапы вне зависимости от парадигмы.

 

Пациент.

- обращение к сфере эмоциональных отношений (работа с эмоциями пациента в любой психотерапии)

- формирование самопонимания, принимаемого и пациентом, и психотерапевтом (пациент понимает себя, терапевт корригирует понимание).

- предоставление и получение информации (от клиента, от терапевта).

- Укрепление веры больного в выздоровление

- Накопление положительного опыта

- Облегчение выхода эмоций

 

Терапевт.

- целевая ориентация терапевта на достижение позитивных изменений

- внимание к взаимоотношениям пациент/терапевт.

- Сочетание принципов: «там и тогда» и «здесь и теперь»

 

Процесс.

- установление оптимального контакта, вовлечение пациента в сотрудничество, создание мотивации в психотерапии

- прояснение причин и механизмов в формировании симптомов и развития эмоциональных и поведенческих нарушений – понимания пациента и терапевта должны быть одинаковы

- определение психотерапевтических мишеней

- применение определенных методов и техник, направленных на изменения

- закрепление достигнутых результатов

- окончание курса психотерапии (зависимость пациента от психотерапевта)

 

Показания к психотерапии.

- удельный вес психотерапии определяется ролью психологического фактора этиопатогенезе болезни

- показания определяются последствиями определенного заболевания (смена социального статуса, физическая ограниченность, понижение самооценки…)

 

Личность.

 

Центральная проблема современной психотерапии.

Психология личности пытается с позиций науки объяснить поведение человека.

Наука о личности – персонология.

Олпорт осуществил анализ существующих определений личности:

1. – биосоциальные и биофизические определения личности

        а – личность определяется реакцией на нее окружающих людей (скорее бытовое значение)

        б – исключительно качества и характеристики личности

2. - через перечисления

3. – подчеркивается интегрирующая и организационная функция личности

4. – отмечается роль личности в регуляции поведения

5. – отождествляют личность с уникальными или индивидуальными свойствами

6. – личность рассматривается как сущность человека

 

Теории личности отвечают на вопрос: что такое люди, почему они себя так ведут.

Теории личности выполняют функции:

- объяснение

- предсказание

Что влияет на теории личности:

- клинические наблюдения

- гештальтистская традиция (изучение фрагментов не может привести к пониманию целого)

- традиции научения, экспериментальная психология

- психолого-метрическая традиция (измерение и изучение индивидуальных различий)

 

Компоненты теорий личности.

1. структура личности (например, черты личности)

2. проблема мотивации (фокусируется на изменяющихся аспектах человека)

      Объяснение мотивации:

- редукционистическая модель – по Фрейду – поведение направлено на снятие напряжения

- модель компетенции – стремление человека получить новый опыт с целью наслаждения или самоактуализации

Маслоу признавал обе модели мотивации на разных уровнях.

3. проблемы развития личности.

Как мотивационные аспекты меняются с возрастом.

- стадийная модель развития (Фрейд, Эриксон)

- роль взаимоотношений между ребенком и взрослым (Роджерс)

4. психопатология.

Почему люди оказываются не в состоянии справиться с жизненными ситуациями.

5. проблема психического здоровья – критерии психического здоровья

Из чего складывается психическое благополучие.

Фрейд: способность работать и испытывать удовлетворение социальными межличностными отношениями.

Бандура: способность удовлетворять требованиям жизни, самоэффективность.

Маслоу: важен сдвиг с примитивных потребностей на высшие. – в изменения личности при психотерапевтическом воздействии.

 

Критерии оценки теорий личности:

- верифицируемость (проверяемость)

- эвристическая ценность (способность продуцировать новые исследования)

- внутренняя согласованность

- экономичность (более простые и четкие объяснения предпочтительнее)

- широта охвата (разнообразие феноменов, включенных в теорию)

- функциональная значимость (может ли теория помочь решать людям проблемы)

 

Какие вопросы обязательно решают теории личности:

- свобода / детерминизм

- рациональность / иррациональность (в какой степени разум оказывает влияние на человека)

- хализм (целостность – поведение можно объяснить только подходя к человеку как к целому) / элементаризм (можно объяснить только изучая каждый элемент в отдельности)

- конституционализм (проблема биологического) / инвайронментализм (проблема социального)

Что такое личность: проблема влияния среды или социальных факторов.

- изменяемость / неизменяемость (человек способен меняться на протяжении жизни)

- субъективность / объективность

Что более влияет на поведение человека: субъективный мир человека или внешние обстоятельства.

- проактивность / реактивность

Обусловлено ли поведение внутренними факторами или только серия реакций на внешние стимулы. Люди совершают поступки или просто реагируют.

- гомеостаз / гетеростаз (имеют отношение к мотивации – понижение напряжения или развитие)

- познаваемость / непознаваемость

Невроз.

Заболевание психогенное – обусловлено психологическими факторами.

- Невроз –

понимается как психогенное нервно-психическое расстройство, возникающее в результате действия факторов психической природы и проявляющееся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений.

- Психогения –

заболевание, где прослеживается связь между ситуацией, личностью и болезнью.

- возникновение заболевания связано с психически травмирующей ситуацией и её субъективаной неразрешенностью

- динамика клинического состояния в определенной степени совпадает с динамикой психически травмирующей ситуации (ситуация накаляется – симптоматика нарастает)

- симптомы невроза по сути дела – патологическая фиксация аффективной реакции, в которой находят отражение основные потребности и стремления личности.

 

Развитие невроза (схема Мясищева)

Нарушение системы отношений

!

внутренний конфликт

!

межличностный конфликт

!

нервно-психические нарушения

!

функциональная реорганизация личности

физиологический уровень                                                                           психологический уровень

(развитие симптоматики)                                                                          (нарушение ф…онирования)

 

Существует позитивная и негативная диагностика неврозов:

Позитивная – выделяем признаки, характерные именно для этого заболевания – выявление психологических причин заболевания;

Негативная – исключаем органическую основу – если нет органических нарушений, а орган болит, следовательно – невроз, в основе медицинские методы исследования.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 186.