Основные понятия.
1.1. Определение.
Психотерапия – около 500 определений – система лечебных воздействий на психику и через психику на организм человека.
Определения медицинские – жестко привязывают психотерапию к медицине (лечение, здоровье).
Определения психологические – основные понятия: межличностное взаимодействие, неадекватные эмоции, конфликты и т. д.
- Психотерапия –
персонализированная техника, которая представляет собой нечто среднее между познавательным процессом, который в отличие от любого другого ставит человека лицом к лицу с его внутренними конфликтами и противоречиями, и техникой планируемых изменений отношений чувств и поведения человека.
- Психотерапия –
целенаправленное упорядочивание нарушенной деятельности организма психологическими средствами.
1.2. Психотерапевтическое вмешательство (интервенция)-
- вид воздействия, характеризуемое определенными целями и средствами.
Может обозначать как общую стратегию поведения (психологическая интервенция), так и отдельные приемы (разъяснения).
Виды вмешательств в медицине:
1. фармакологические
2. хирургические
3. физикальные (физиотерапия)
4. психотерапия (психологические)
Виды вмешательства в психологии (области распространения экспансии в психологии):
1. педагого-психологическая
2. организационная психология
3. клинико-психологическая
Таким образом, психотерапевтическое вмешательство фактически клинико-психологическое вмешательство.
Клинико-психологическое вмешательство.
Характеристики:
1. Выбор средств – методы – те психологические средства, которые использует психолог или психотерапевт, реализуются в контексте взаимоотношений:
А) беседа
Б) тренинг
В) межличностное взаимодействие
2. Функции:
А) профилактика А) и Г) психол. консультирование
Б) лечение
В) реабилитация Б) и В) психотерапия
Г) развитие
3. Целевая ориентация процесса на расширение позитивных изменений (могут быть близкие цели и отдаленные).
4. Теоретическая обоснованность.
Понятия о норме и патологии в рамках каждой теории.
5. Эмпирическая проверка.
Исследование эффективности. Исследования Граве показали высокую эффективность психоанализа и поведенческой психотерапии.
Исследования эффективности:
- репрезентативная выборка
- исследования до и после терапии с участием конкретной группы (лечившиеся определенным методом и нелечившиеся совсем)
- катамнестическое исследование (исследование после лечения: ближний катамнез – 6 месяцев; дальний катамнез – 3-5, 10-20 лет)
- независимый исследователь эффективности
6. Профессиональные действия
Интервенции должны осуществляться в профессиональных рамках и профессионалами.
Пункты 4,5,6 – отличают клинико-психологические интервенции от средне психологических воздействий.
Психологическая коррекция.
Возникла в связи с необходимостью узаконить занятия психотерапией не медиками, но по сути одно и то же. Были попытки (Куликов) определить специфику термина – психокоррекция – это профилактика:
- первичная профилактика – профилактика заболевания
- вторичная профилактика – профилактика рецидива болезни
- третичная – профилактика инвалюризации
Понятие метода психотерапии.
4 уровня использования термина методов (Алексанрович):
1. – методы как конкретные методические приемы или техники (гипноз, беседа, релаксация)
2. – методы, определяющие условия протекания психотерапии и оптимизирующие процесс (стационарные, семейные).
3. – методы в значении основного инструмента психотерапевтического воздействия (психотерапевт, группа).
4. – методы в значении психотерапевтических интервенций.
1.7. Интердисциплинарный характер психотерапии.
- С одной стороны медицина, с другой – психология.
- Смыкание с той областью медицины, с которой имеем дело.
Личностный подход.
Важнейший принцип медицины и психотерапии.
Реализуется в трех ипостасях:
1. изучение личности больного, закономерностей развития, специфики нарушений для использования в психотерапии.
2. Учет личностных особенностей при использовании любых психотерапевтических техник
3. Ориентация психотерапевтического процесса на личностные изменения.
Общие факторы психотерапии.
В каждой психотерапии они выступают в своей роли и имеют свое значение.
Психотерапия предполагает рассмотрение трех характеристик:
1. пациент
2. терапевт
3. процесс
Вопросы:
1. что общего происходит с пациентом при применении разных техник
2. что общего в поведении психотерапевта независимо от его теоретических представлений
3. общие этапы вне зависимости от парадигмы.
Пациент.
- обращение к сфере эмоциональных отношений (работа с эмоциями пациента в любой психотерапии)
- формирование самопонимания, принимаемого и пациентом, и психотерапевтом (пациент понимает себя, терапевт корригирует понимание).
- предоставление и получение информации (от клиента, от терапевта).
- Укрепление веры больного в выздоровление
- Накопление положительного опыта
- Облегчение выхода эмоций
Терапевт.
- целевая ориентация терапевта на достижение позитивных изменений
- внимание к взаимоотношениям пациент/терапевт.
- Сочетание принципов: «там и тогда» и «здесь и теперь»
Процесс.
- установление оптимального контакта, вовлечение пациента в сотрудничество, создание мотивации в психотерапии
- прояснение причин и механизмов в формировании симптомов и развития эмоциональных и поведенческих нарушений – понимания пациента и терапевта должны быть одинаковы
- определение психотерапевтических мишеней
- применение определенных методов и техник, направленных на изменения
- закрепление достигнутых результатов
- окончание курса психотерапии (зависимость пациента от психотерапевта)
Показания к психотерапии.
- удельный вес психотерапии определяется ролью психологического фактора этиопатогенезе болезни
- показания определяются последствиями определенного заболевания (смена социального статуса, физическая ограниченность, понижение самооценки…)
Личность.
Центральная проблема современной психотерапии.
Психология личности пытается с позиций науки объяснить поведение человека.
Наука о личности – персонология.
Олпорт осуществил анализ существующих определений личности:
1. – биосоциальные и биофизические определения личности
а – личность определяется реакцией на нее окружающих людей (скорее бытовое значение)
б – исключительно качества и характеристики личности
2. - через перечисления
3. – подчеркивается интегрирующая и организационная функция личности
4. – отмечается роль личности в регуляции поведения
5. – отождествляют личность с уникальными или индивидуальными свойствами
6. – личность рассматривается как сущность человека
Теории личности отвечают на вопрос: что такое люди, почему они себя так ведут.
Теории личности выполняют функции:
- объяснение
- предсказание
Что влияет на теории личности:
- клинические наблюдения
- гештальтистская традиция (изучение фрагментов не может привести к пониманию целого)
- традиции научения, экспериментальная психология
- психолого-метрическая традиция (измерение и изучение индивидуальных различий)
Компоненты теорий личности.
1. структура личности (например, черты личности)
2. проблема мотивации (фокусируется на изменяющихся аспектах человека)
Объяснение мотивации:
- редукционистическая модель – по Фрейду – поведение направлено на снятие напряжения
- модель компетенции – стремление человека получить новый опыт с целью наслаждения или самоактуализации
Маслоу признавал обе модели мотивации на разных уровнях.
3. проблемы развития личности.
Как мотивационные аспекты меняются с возрастом.
- стадийная модель развития (Фрейд, Эриксон)
- роль взаимоотношений между ребенком и взрослым (Роджерс)
4. психопатология.
Почему люди оказываются не в состоянии справиться с жизненными ситуациями.
5. проблема психического здоровья – критерии психического здоровья
Из чего складывается психическое благополучие.
Фрейд: способность работать и испытывать удовлетворение социальными межличностными отношениями.
Бандура: способность удовлетворять требованиям жизни, самоэффективность.
Маслоу: важен сдвиг с примитивных потребностей на высшие. – в изменения личности при психотерапевтическом воздействии.
Критерии оценки теорий личности:
- верифицируемость (проверяемость)
- эвристическая ценность (способность продуцировать новые исследования)
- внутренняя согласованность
- экономичность (более простые и четкие объяснения предпочтительнее)
- широта охвата (разнообразие феноменов, включенных в теорию)
- функциональная значимость (может ли теория помочь решать людям проблемы)
Какие вопросы обязательно решают теории личности:
- свобода / детерминизм
- рациональность / иррациональность (в какой степени разум оказывает влияние на человека)
- хализм (целостность – поведение можно объяснить только подходя к человеку как к целому) / элементаризм (можно объяснить только изучая каждый элемент в отдельности)
- конституционализм (проблема биологического) / инвайронментализм (проблема социального)
Что такое личность: проблема влияния среды или социальных факторов.
- изменяемость / неизменяемость (человек способен меняться на протяжении жизни)
- субъективность / объективность
Что более влияет на поведение человека: субъективный мир человека или внешние обстоятельства.
- проактивность / реактивность
Обусловлено ли поведение внутренними факторами или только серия реакций на внешние стимулы. Люди совершают поступки или просто реагируют.
- гомеостаз / гетеростаз (имеют отношение к мотивации – понижение напряжения или развитие)
- познаваемость / непознаваемость
Невроз.
Заболевание психогенное – обусловлено психологическими факторами.
- Невроз –
понимается как психогенное нервно-психическое расстройство, возникающее в результате действия факторов психической природы и проявляющееся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений.
- Психогения –
заболевание, где прослеживается связь между ситуацией, личностью и болезнью.
- возникновение заболевания связано с психически травмирующей ситуацией и её субъективаной неразрешенностью
- динамика клинического состояния в определенной степени совпадает с динамикой психически травмирующей ситуации (ситуация накаляется – симптоматика нарастает)
- симптомы невроза по сути дела – патологическая фиксация аффективной реакции, в которой находят отражение основные потребности и стремления личности.
Развитие невроза (схема Мясищева)
Нарушение системы отношений
!
внутренний конфликт
!
межличностный конфликт
!
нервно-психические нарушения
!
функциональная реорганизация личности
физиологический уровень психологический уровень
(развитие симптоматики) (нарушение ф…онирования)
Существует позитивная и негативная диагностика неврозов:
Позитивная – выделяем признаки, характерные именно для этого заболевания – выявление психологических причин заболевания;
Негативная – исключаем органическую основу – если нет органических нарушений, а орган болит, следовательно – невроз, в основе медицинские методы исследования.
Опытное направление
Инстинкт и мотивация.
С точки зрения Фрейда, инстинкт – это не врожденный рефлекс, а побудительный мотив силы личности, это психический образ некоей потребности организма. Инстинкт – побуждение, влечение.
Телесное возбуждение – потребность, а психическая репрезентация его – желание.
Если есть потребность, то существует и напряжение. Инстинкт должен разрядить его. Это внутреннее возбуждение есть источник психического, поведение энергии, следовательно, инстинкты – побудительные силы личности.
2 группы инстинктов:
1. инстинкты жизни (эрос) – направлены на сохранение жизненных процессов
2. инстинкты смерти (тонатос) – на разрушение
Энергия либидо(1) - это не сексуальный инстинкт, а энергия всех инстинктов жизни.
Концепция личности.
1. Монографическая – относится к определенным уровням сознания:
- сознание
- предсознательное (в данный момент не осознается)
- бессознательное (не осознается и самостоятельно осознано быть не может)
2. Структурная – личность включает три уровня:
- ИД (оно)
- ЭГО (я)
- СУПЕРЭГО (сверх я)
Все структурные компоненты могут действовать на всех трех уровнях сознания.
ИД –источник психической энергии в основном в бессознательном (банальные инстинкты), действует согласно принципу удовольствия (немедленная разрядка напряжения).
ЭГО – разум, исправляет и контролирует инстинкты на всех уровнях сознания. Анализирует внутренние состояния, внешнее сознание, стремится удовлетворить ИД с учетом требований внешнего мира; принцип реальности. Выбирает наиболее разумные способы удовлетворения.
СУПЕРЭГО – идеальное Я, моральный аспект, формируется в процессе социализации, действует на всех уровнях сознания. Морально-этический принцип. Контроль за поведением человека.
Тревога.
Если ЭГО слабое, то результат давления ИД и СУПЕРЭГО – тревога.
Тревога – функция ЭГО, предупреждает об опасности.
3 типа тревоги:
- объективная тревога (реалистическая)
- невротическая тревога (связана с ИД)
- моральная (связана с СУПЕРЭГО)
Тревога сопровождается напряжением, поэтому включаются защитные механизмы психики – приемы ЭГО, направленные на понижение тревоги. Являются неосознанными, пассивными, в значительной степени искажают реальность.
coping | Защитные механизмы |
Осознаваемые Активные Достаточно адекватно отражающие реальность Направленные во вне на преобразование ситуации | Неосознаваемые Пассивные В значительной степени искажающие реальность Направлены вовнутрь себя на понижение тревоги |
Сoping не имеет отношения к психоанализу.
Защитные механизмы.
1. вытеснение (подавление) – основной механизм защиты составная часть всех других механизмов, это попытка избежать неприятных мыслей и чувств.
2. Проекция – специфические чувства, желания приписываются другим.
3. Отрицание – предшествует проекции, защита от реальности, приносящей боль.
4. Замещение – переадресовка инстиктивного импульса на менее угрожающий объект.
5. Рационализация – поведению дается объяснение, маскирующее истинную мотивацию.
6. Идентификация – тревога снимается за счет отождествления себя со значимым лицом, менее уязвимым в тревожной ситуации.
7. Идентификация с агрессором – идентификация с тем, кого на самом деле боюсь.
8. Интроекция (интроективная идентификация) – приписывание внутрь, отождествление с внутренним объектом.
9. Изоляция – отгораживание части своего опыта, представляющего угрозу.
10. Реактивная формация – человек справляется с неприемлемыми импульсами формируя противодействие (нагромождение противоположного по смыслу).
11. Регрессия – возвращение к более ранним периодам жизни в случае угрозы.
12. Сублимация – единственно здоровый путь трансформации энергии; вытеснение биологического влечения, в основе которого лежат не невротические механизмы.
ЭГО становится ареной борьбы между ИД и СУПЕРЭГО. Смысл тревоги в том, что инстинкты могут прорваться, поэтому включаются защитные механизмы. Если тревога не понижается – следует невротический симптом.
Концепция невроза.
Невротический симптом – способ энергетической разрядки, вытеснения напряжения. Вырвавшаяся энергия направляется на определенный орган, который в результате выходит из строя.
Психоневроз – объясняется в рамках личности человека (конфликт между ЭГО, ИД и СУПЕРЭГО)
Актуальный невроз – связан с событиями настоящего.
Нарцистический невроз –
Невроз характера –
Невроз переноса –
Невроз органа –
Детский невроз –
Невроз тревоги (страха) –
С точки зрения Фрейда, невроз – результат конфликта между бессознательным и сознанием.
Для всех психоаналитиков бессознательное – основное, но его содержание понимается по-разному.
Фрейд: основное содержание бессознательного – сексуальные и агрессивные импульсы.
Адлер: конфликт между чувством неполноценности и жаждой власти.
Юнг: бессознательное бывает двух видов: личное и коллективное (общее для всех людей психическое содержание – разум древних предков); организовно в виде архетипов.
Архетип – предласполагающие факторы, помогающие человеку реагировать в ситуациях, которых в опыте не было.
Комплексы, противоречащие нравственному чувству, вытесняются. Более аффективно заряженные – являются источником невротических расстройств.
Хорни: основная потребность – безопасность, потребность в удовлетворении – они находится в противоречии. Этот конфликт характерен и для больных, и для здоровых, важно количество, а не качество.
Фромм: потребность в свободе, автономии и безопасности. Механизмы бегства от свободы – авторитаризм, конформизм, деструктивизм. Так же важно количество, а не качество.
Терапия.
Исходя из вышеизложенного, Фрейд разработал лечебный метод, ключевые понятия которого: перенос, сопротивление, связь ассоциаций, интерпретация.
Основные положения.
1. Интерес к многообразию инстинктивных импульсов, их выражению, трансформации, вытеснению.
2. Уверенность в том, что подобное вытеснение главным образом сексуальное, то есть подавляются главным образом сексуальные импульсы, из чего следуют болезни в неправильном психосексуальном развитии.
3. Представление о том, что неверное психосексуальное развитие связано с конфликтами и травмами прошлого, детства, особенно с эдиповым комплексом.
4. Уверенность в сопротивлении выявлению этих тенденций, то есть у человека есть конфликты, но он этого не осознает.
5. Представление о том, что мы в основном имеем дело с психологической борьбой биологических внутренних импульсов и инстинктов человека.
6. Представление о защитной роли ЭГО в отношении СУПЕРЭГО.
7. Приверженность концепции психологического детерминизма или каузальности, согласно которой все мысли, чувства, поведение не являются случайными, а связаны с событиями, которые им предшествовали, и пока эти события не будут осознаны, они помимо воли будут проявляться и определять мысли, чувства, поведение человека.
Так как невроз результат конфликта между бессознательным и сознательным необходимо осознать бессознательное (задача психотерапевта).
Фрейд считал, что есть психические феномены, в которых бессознательное проявляется:
- связанные ассоциации
- символические проявления бессознательного
- перенос
- сопротивление
Общий пафос – осознание бессознательного за счет его анализа.
Связанные ассоциации (фантазировние) – основная процедура психоанализа. Это определенная техника: пациент ослабляет контроль и говорит обо всем, что приходит ему в голову.
Символические проявления – согласно Фрейду, бессознательное не может прямо попасть в сознание, оно проникает в символических проявлениях (компромиссные проявления) – сновидения, фантазии, мечты, оговорки, описки, ошибочные действия.
Перенос (трансфер) – это отношения, возникающие между психоаналитиком и пациентом, возникающие в процессе психоанализа; это проекция на психоаналитика тех чувств и отношений, которые были у пациента в отношении значимого лица. Перенос может быть положительным (положительные чувства) и отрицательным (отрицательные чувства). Чаще он амбивалентен (при сочетании положительного и отрицательного возникает угроза). Во избежание переноса психотерапевт должен быть нейтральным, индеферентным.
Контрперенос – проекция психоаналитика на пациента своих мыслей, чувств, отношений. В классическом психоанализе – негативное явление. В современном анализе он допустим при условии рефлексии его с супервизором, при условии его парциальности.
Сопротивление – тенденция осознанно блокировать раскрытие болезненных переживаний, конфликтов. Это индикатор значимости.
Все 4 процесса подвергаются анализу, который предполагает определенную последовательность процедур: - конфронтация
- прояснение
- интерпретация
- преодоление
Конфронтация – пациенту необходимо понимать, что он чего-то избегает.
Фокусировка (прояснение) – помещение значимых деталей в фокус.
Интерпретация – центральная процедура анализа (предыдущие его подготавливают). Ее задача – сделать неосознаваемое – осознанным. Психоаналитик строит гипотезы в отношении событий.
Тщательная проработка (преодоление) –
Поведенческое направление.
Основано на психологии бихевиоризма; это практически приложение теории научения.
Психологическая концепция.
Теоретическая основа – бихевиоризм.
Начало 20 века – рождение бихевиоризма. Основоположник – Отсон. Значительный вклад – Торндайк, Павлов, Бехтерев.
Методологическая основа – философия позитивизма (наука должна заниматься феноменами, доступными наблюдению).
Ортодоксы отождествляют поведение и психику. Человек носитель форм поведения по форме стимул – реакция. Вопрос – промежуточные переменные (интервирующие или медиаторные переменные).
Промежуточные переменные – психические образования, которые опосредуют реакцию организма. На сегодняшний день – это мотивационные или когнитивные процессы.
Центральная проблема – научение, приобретение индивидуального опыта.
Существует три теории научения.
- Научение –
Процесс и результат приобретения индивидуального опыта, проявление определенных способов поведения в условиях действия конкретных раздражителей.
Классическое научение.
Иначе обусловливание – выработка условного рефлекса (иначе кондиционирование).
Данная теория связана с именем Павлова.
Схема условного рефлекса стимул-реакция: рефлекс возникает только в ответ на действия.
- Генерализация стимулов: если сформировалась условная реакция, то ее будут вызывать и сходные стимулы.
- Различение стимулов –
- Угасание – постоянное понижение реакции при устранении связи между условным и безусловным стимулом.
Оперантное научение.
Связана с именами Торндайка и Скинера.
Воздействие окружающей среды определяет поведение человека: подкрепляются последствия (научение типа Р – подкрепляется реакция)Всякое подкрепление и положительное, и отрицательное, вызывает усиление поведенческой реакции, всякое научение ослабляет поведенческую реакцию.
подкрепление | наказание |
Хорошее(адаптивное) поведение вызывает действие позитивного стимула | Неадаптивное поведение прекращает действие позитивного стимула |
Хорошее (адаптивное) поведение прекращает действие негативного стимула | Неадаптивное поведение вызывает действие негативного стимула |
При работе с детьми и подростками основная форма – поведенческий анализ.
Классическое обусловливание.
Стимул – реакция
- научение типа С
- классическая парадигма Павлова в основе
- реакция возникает только в ответ на воздействие какого-то стимула
- стимул предшествует реакции
- подкрепление связано со стимулом
- результат научения – респондентное поведение: поведение. Вызванное определенным стимулом, предшествующим поведению
Оперантное обусловливание.
Реакция - стимул
- научение типа Р
- оперантная парадигма Скинера в основе
- желательная реакция может появиться спонтанно
- стимул следует за поведенческой реакцией
- подкрепление связано с реакцией
- результат научения – оперантное поведение: поведение, вызванное подкреплением, следующим за поведением
Научение по моделям.
Научение по моделям или социальное научение (моделирование).
Связано с именем Бандуры: человек обучается новому поведению не только, если его специально научают, но и когда наблюдает за другими людьми (моделями). Человек имитирует других людей.
Бандура называл свою теорию медиаторно-стимульная ассоциативная теория.
Действие.
1. Наблюдатель видит новое поведение, которого нет в его репертуаре.
2. Поведение модели может усиливать или ослаблять поведение, имеющееся в репертуаре наблюдателя.
3. Поведение модели имеет функцию воспроизведения, то есть может быть усвоено наблюдателем.
Человек представляет внешнее влияние, реакции на них – возникает внутренняя картина мира, когнитивное представление. Они и управляют поведением человека.
Когнитивная психотерапия рассматривает эти когнитивные процессы, в ее основе лежит психология познавательных процессов.
Концепция невроза.
Здоровье и болезнь – результат того, чему человек научился или не научился. Если опыт адаптивный, адекватный, то личность здорова. Бихевиористов не интересует история возникновения невроза.
Невроз – не адаптивное поведение, которое возникло в рамках неправильного научения (с точки зрения бихевиоризма).
Бэк (отец когнитивной психотерапии)
Психические проблемы возникают за счет искажения реальности, основаны на ошибочных представлениях. Несоответствующие реальности мысли – автоматические мысли или дисфункциональные отношения, неадаптивные когниции (неадекватные представления о себе и мире). Бэк выделил специфический класс мыслей, характерных для определенной симптоматики.
Реестр автономных мыслей Бэка:
- фильтрование: увеличение негативных аспектов и отбрасывание позитивного
- поляризованность: оценка всего в крайних вариантах (черное – белое)
- чрезмерная генерализация (обобщение): общие выводы на основе частного события
- чтение мыслей: мы предполагаем, что средние люди чувствуют и думают и не проверяем это
- паникерство: любой прецедент – катастрофа
- персонализация: все, что другие люди делают и говорят, связано лично со мною
- ошибочное восприятие контроля: ощущение, что мы можем полностью кого-то контролировать или нас контролировать
- ошибочное восприятие справедливости: жизнь должна быть справедлива
- обвинение кого-либо или себя при негативном событии: поиски виноватого
- моральный императив: предполагает восприятие всех чувств, мыслей с точки зрения морали, даже если нет моральной подоплеки
- эмоциональное рассуждательство: мнение, что то ,что мы чувствуем, должно быть правильно
- ошибочное представление об изменениях: мы можем заставить других людей измениться
- глобальные выводы: суждение о другом человеке или себе с глобальной позиции
- правота: мнение, что надо постоянно доказывать свою правоту себе или окружающим
- ложное представление о божественном: вознаграждение
Эллис (РЭТ)
Между стимулом и реакцией есть когнитивный компонент.
- дискринтивные (описательные) когниции (информация о реальности)
- оценочные когниции (отношение к реальности)
Они в определенной степени связаны между собой. Связи могут быть гибкими и жесткими: при гибких связях формируется рациональная система убеждений (установок) ; при жестких связях формируется иррациональная система убеждений. Иррациональная установка – основной термин Эллиса.
Рациональной системе соответствует не слишком интенсивный (или непродолжительный) эмоциональный поток.
Иррациональная система сталкивает большое количество когниций и реальности, если они не реализуются, возникает длительный интенсивный эмоциональный поток, отсюда – эмоциональное расстройство.
Эллис выделил пять типов иррациональных установок:
1. катастрофические установки: есть события, которые при любом варианте расцениваются как ужасные, катастрофические.
2. Должествования: есть такие должествования, которые всегда должны быть реализованы (мои друзья всегда должны мне помогать)
3. Установка обязательной реализации собственных потребностей : должествование в отношении себя (я всегда должен быть на высоте)
4. Оценочные установки: убеждения в том, что можно оценивать человека в целом, а не отдельные его качества.
Психотерапия.
Практическое приложение концепций научения. Открытый для пациента процесс, четко формулируются цели.
Концепция личности.
Часто называют третьей силой, сформировалась в 50х годах 20 века.
В основе – экзистенциальная философия и феноменологический подход. Первая принесла интерес к проявлениям человеческого бытия; вторая – подход к человеку без предварительных теоретических построений, интерес к субъекту, миру переживаний человека, его опыту.
Можно проследить влияние восточной философии: подчеркивание единства души и тела.
Предмет гуманистической психологии – личность как единое целое, постоянно находящаяся в развитии.
Гуманистическая психология развивается в противовес психоанализу и бихевиоризму. Один из основоположников – Ролло Мей.
Человек характеризуется специфическими потребностями, которые низводят его на уровень инстинктов.
Личность – целостное образование, понять ее, изучая определенные ее части, невозможно. Главное – мотивационный аспект.
Детерминанта развития – потребность в самоактуализации.
Гуманистическая психология не разделяет взгляд на природу тревоги.
Основные принципы:
- признание целостности характера и природы человека
- признание роли сознательного опыта
- признание свободы воли
- признание спонтанности
- признание творческих возможностей
- способность к росту
Самоактуализация – одно из важнейших понятий, процесс, сущность которого в наиболее полном развитии, раскрытии, реализации всех возможностей и способностей человека, реализации его потенциала.
Потребность в самоактуализации – основной мотивирующий фактор.
Опыт – внутренний личный субъективный мир переживаний человека, совокупность переживаний - феноменальное поле, которое содержит символизированные и не символизированные переживания (в обход Фрейда – сознательное и бессознательное).
Организм – сосредоточение опыта переживаний, включает не только органический опыт, но и социальный.
Я – концепция – устойчивое представление человека о самом себе, те качества, которые человек воспринимает в себе: Я – реальное и Я – идеальное. Наличие адекватной Я – концепции – основа для самоактуализации.
Конгруэнтность – соответствие между воспринимаемым Я и актуальным опытом переживаний. Определяет возможности самоактуализации.
Если человек допускает в сознание различные части своего опыта, то он способен к полному функционированию. То есть все, что есть в моем опыте включено в мой образ Я.
Неконгруэнтность вызывает ощущение угрозы и тревогу, что включает защитные механизмы.
Основа развития – самоактуализация, для которой необходима адекватная Я – концепция и конгруэнтность.
Концепция невроза.
Невроз – результат невозможности самоактуализации, непринятие себя и своего опыта.
Депривация потребностей роста может быть причиной психического заболевания.
Виктор Франкл: у каждого времени свои проблемы и свой невроз; сейчас это потеря смысла существования (экзистенциальный вакуум).
Психотерапия.
Разные школы, но общий смысл: восстановление целостности и единства человеческой личности. Может быть достигнута за счет переживания, осознания, интеграции всего опыта человека, в том числе во время психотерапевтического процесса (то есть принятие всего себя).
Каким путем? За счет чего? За счет встреч.
Встреча – соприкосновение двух человеческих миров, это приводит к мощному переживанию, способствует принятию себя. Типы встреч:
- с другим человеком – (гуманистическая психотерапия – теоретическая база психотерапии) Роджерс, Франкл; задача психотерапевта – повысить уровень осознаваемости собственного поведения
- с самим собой – соматический подход, гештальт
- с высшим разумом – духовный подход
Групповая психотерапия.
- Групповая психотерапия –
метод, основанный на использовании групповой динамики в лечебных целях.
Может использоваться в разных теоретических подходах. Направлена не только на межличностный конфликт, но и на личностный конфликт пациента через анализ межличностного взаимодействия.
Основа – групповая динамика.
- Групповая динамика –
совокупность внутри группы социально-психических процессов и явлений, учение о силе структуре и процессах, которые действуют в группе.
- Группа –
определенная общность людей с ограниченным числом членов (до20) , около 8 – 14 человек, которые характеризуются непосредственными контактами, относительно постоянный состав участников, распределение ролей.
Групповая динамика – учение о характеристике процессов, происходящих в группе, описание причинно-следственных связей, описание методических приемов изучения и исследования.
Области групповой динамики:
- исследования в социальной психологии – индивидуальное и взаимодействие между участниками группы
- педагогическая психология – совокупность приемов обучения и исследования, изучение эмоционального компонента.
- клиническая психология – методологическая основа групповой психотерапии
Первая и вторая – прикладная групповая динамика.
- Групповая динамика (клиническая) –
совокупность всех взаимоотношений и взаимодействий, возникающих в группе, включая и группового психотерапевта.
Групповая сплоченность.
Связность, сцепление.
Привлекательность группы для ее участников – важный элемент групповой динамики: чем выше групповая сплоченность, тем эффективнее группа применительно к отдельному пациенту.
Групповое напряжение.
(противоположность сплоченности) – центробежные силы, разрывающие группу. Группа существует на балансе между сплоченностью и напряженностью. Групповая напряженность неизбежна, но имеет не только негативные функции, но и позитивные:
- фактор, активизирующий усилия по изменениям, стимулятор активности
- фактор, проявляющий негативные эмоции, позволяющий проявлять их, говорить о них
- фактор, активизирующий проявления непривычных, но свойственных человеку стереотипов поведения
Групповое напряжение способствует диагностике негативных эмоций.
При преобладании сплоченности – невысокий психотерапевтический эффект; при преобладании напряженности – велик риск распада группы. Терапевт должен поддерживать равновесие между сплоченностью и напряженностью.
Формирование подгруппы.
Негативный признак. Терапевту следует выяснить цели и задачи подгруппы, причины их возникновения. Обсуждение этого помогает разрушать подгруппы.
Основные понятия.
1.1. Определение.
Психотерапия – около 500 определений – система лечебных воздействий на психику и через психику на организм человека.
Определения медицинские – жестко привязывают психотерапию к медицине (лечение, здоровье).
Определения психологические – основные понятия: межличностное взаимодействие, неадекватные эмоции, конфликты и т. д.
- Психотерапия –
персонализированная техника, которая представляет собой нечто среднее между познавательным процессом, который в отличие от любого другого ставит человека лицом к лицу с его внутренними конфликтами и противоречиями, и техникой планируемых изменений отношений чувств и поведения человека.
- Психотерапия –
целенаправленное упорядочивание нарушенной деятельности организма психологическими средствами.
1.2. Психотерапевтическое вмешательство (интервенция)-
- вид воздействия, характеризуемое определенными целями и средствами.
Может обозначать как общую стратегию поведения (психологическая интервенция), так и отдельные приемы (разъяснения).
Виды вмешательств в медицине:
1. фармакологические
2. хирургические
3. физикальные (физиотерапия)
4. психотерапия (психологические)
Виды вмешательства в психологии (области распространения экспансии в психологии):
1. педагого-психологическая
2. организационная психология
3. клинико-психологическая
Таким образом, психотерапевтическое вмешательство фактически клинико-психологическое вмешательство.
Клинико-психологическое вмешательство.
Характеристики:
1. Выбор средств – методы – те психологические средства, которые использует психолог или психотерапевт, реализуются в контексте взаимоотношений:
А) беседа
Б) тренинг
В) межличностное взаимодействие
2. Функции:
А) профилактика А) и Г) психол. консультирование
Б) лечение
В) реабилитация Б) и В) психотерапия
Г) развитие
3. Целевая ориентация процесса на расширение позитивных изменений (могут быть близкие цели и отдаленные).
4. Теоретическая обоснованность.
Понятия о норме и патологии в рамках каждой теории.
5. Эмпирическая проверка.
Исследование эффективности. Исследования Граве показали высокую эффективность психоанализа и поведенческой психотерапии.
Исследования эффективности:
- репрезентативная выборка
- исследования до и после терапии с участием конкретной группы (лечившиеся определенным методом и нелечившиеся совсем)
- катамнестическое исследование (исследование после лечения: ближний катамнез – 6 месяцев; дальний катамнез – 3-5, 10-20 лет)
- независимый исследователь эффективности
6. Профессиональные действия
Интервенции должны осуществляться в профессиональных рамках и профессионалами.
Пункты 4,5,6 – отличают клинико-психологические интервенции от средне психологических воздействий.
Психологическая коррекция.
Возникла в связи с необходимостью узаконить занятия психотерапией не медиками, но по сути одно и то же. Были попытки (Куликов) определить специфику термина – психокоррекция – это профилактика:
- первичная профилактика – профилактика заболевания
- вторичная профилактика – профилактика рецидива болезни
- третичная – профилактика инвалюризации
Дата: 2018-12-28, просмотров: 236.