КУЛЬТУРА ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ РУСИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Во второй половине XII века одним из могущественных княжеств стала Владимиро-Суздальская Русь, Притязания её князей на первенствующее положение на Руси - причина интенсивного архитектурного строительства, которое испытало огромное влияние от традиций киевской и византийской архитектуры. На раннем этапе здесь получила развитие деревянная архитектура и скульптура, но из названного ничего не сохранилось, даже из каменных построек этого периода сохранилось очень мало. Это архитектурный ансамбль в Кидекше с церковью Бориса и Глеба и Спасо-Преображенский собор в Переяславле-Залесском.

Среди названных построек середины XII века выделяются храмы-богатыри с чёткостью архитектурного замысла, могучей простотой, со щелевидными окнами - бойницами, главенствующим положением над окружающим ландшафтом, это Успенский и Дмитриевский соборы.

Расцвет Владимиро-Суздальского искусства второй половины XII века связан с именами князей Андрея Боголюбского и его брата Всеволода. Отважный полководец и изворотливый дипломат Андрей Боголюбский после победы над Киевом расправляется с боярской оппозицией и делает центром княжения Владимир. Кроме крепости в Боголюбове и Золотых ворот владимирского Кремля центральным памятником Владимиро-Суздальской архитектуры является белокаменный Успенский собор, построенный на высоком берегу реки Клязьмы и господствующий над окружающей местностью. Он мыслился Андреем Боголюбским как общерусский храм, подобный Софии Киевской. Присущие Успенскому собору ясность пропорций, изумительное чувство ритма, гармонии частей целого выступают ещё с большей отчётливостью в церкви Покрова на Нерли и Дмитриевском соборе во Владимире, представляющие собой шедевры русского средневекового зодчества.

Церковь Покрова на Нерли - один из самых поэтических памятников Древней Руси, построенная Андреем Боголюбским в память о любимом сыне Изяславе не вернувшемся из похода. Она как драгоценный кристалл выделяется на окружающем её и взаимосвязанном пейзаже, всматриваясь в воды окружающей ее реки, как юная девушка - невеста. По своим стилистическим признакам церковь Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире близки друг другу и обладают неповторимым своеобразием. Если в церкви Покрова на Перли преобладает лирическое начало, то Дмитриевский собор кажется более чем внушительным и торжественным, вертикальный ритм в нём не подчёркнут, скорее преобладает горизонталь с богатейшим скульптурным убранством, центром которого является фигура, библейского царя Да

вида в окружении святых всадников, с растительным и животным орнаментом. Это хор, славящий все живое. Аскетизму религиозного искусства здесь противопоставляется жизнерадостность народного мироощущения, вера народа в торжество светлого жизнеутверждающего начала.

Владимир и Суздаль по праву занимают почётное место среди городов Европы, обладающих сокровищами мирового значения. Город украшают также и Золотые ворота, служившие узлом обороны и торжественным въездом, а в противоположном конце города высятся мощные парадные Серебряные ворота.

Успенский собор был воздвигнут на береговой круче, на постройку и украшение которого Андрей Боголюбский выделял огромные средства, а поэтому внутреннее убранство сверкало золотом, серебром, драгоценными камнями, в нём находилась величайшая русская святыня - икона Владимирской богоматери византийской работы, а позднее интерьер был украшен фресками великого Андрея Рублёва.

Живопись Владимира - Суздаля известна по фрагментам росписи Дмитриевского собора, которая свидетельствует о высокой художественной культуре и связях с византийским искусством, а также замечательным иконам как, например, икона «Дмитрия Солунского», символизирующая образ отважного воина и силу княжеской власти, а также иконы «Ярославская оранта» и «Деисус» (моление, прошение),

Суздальский белокаменный Рождественский собор известен на весь мир своими золотыми воротами, состоящими из огромного количества золочёных клейм. Здесь сохраняются образцы прикладного искусства: браслеты с орнаментом, парадный топорик князя Андрея Боголюбского, шлем князя Ярослава Всеволодовича, украшенный чеканкой, а ворота Рождественского собора состоят из 56 медных «клейм», выполненных способом огненного золочения.

Архитектура и изобразительное искусство Владимиро-Суздальской Руси сыграло большую роль в развитии древнерусского искусства и явилось образцом для зодчих и живописцев Москвы, искусство которой начало развиваться значительно позднее.

Терминология:

Деисус - моление, средневековая культовая композиция (обычно алтарь) с изображением Христа (посредине) и обращённых к нему в молитве Богоматери, Иоанна Предтечи и др. святых, чтобы он простил грехи людей.

 



Дата: 2018-12-28, просмотров: 250.