КУЛЬТУРА НОВГОРОДА И ПСКОВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Киевская Русь.

Киевское государство, возникшее в IX веке, достигло своего могущества в X - XI столетиях. Мощной основой формирования и развития самобытной древнерусской культуры явилось богатое культурное наследие восточных славян. Уже в VII-VIII веке у них сложились ремесленные и сельскохозяйственные орудия труда, использовавшиеся в течение нескольких столетий, когда формировались трудовые навыки и накапливались практические знания о природе. Закреплению и передаче производственного и социального опыта служила языческая религия - многобожие, где можно выделить несколько разновременных пластов, восходящих к различным историческим эпохам. Наиболее древний пласт восходит к одухотворению природы, вера в добрых и злых духов - леших, водяных, русалок, домовых, якобы управлявших отдельными земными объектами - лесами, водными источниками, жильём и т. д., более поздний пласт связан с символизацией природных стихий к покровительством различных отраслей хозяйства: грозы и молнии - Перун, солнечные божества - Даждьбог и Сварог, бог ветров - Стрибог, женского начала и женских работ -Мокошь, покровитель скота - Велес и т. д.

Опираясь на языческие верования в Киевской Руси, был создан богатый и разнообразный фольклор. Это в первую очередь календарная обрядовая поэзия; заговоры, заклинания, обрядовые песни, свадебные песни, плачи - причитания, песни на пирах и тризнах. Существовали также и другие формы фольклора, не связанные с языческой религией: пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни. Сказочные мотивы нашли своё отражение и в летописях, в житийской литературе, например в «Киево-Печерском патерике».

Письменные памятники донесли до нас многочисленные легенды «О времени Бусовом», о движении славян на Балканы. С образованием государства, возникает значение исторических жанров фольклора. К числу таких преданий относится предание о Кие, Хорине, об основании Киева, о походах на Константинополь, о смерти князя Олега от укуса ядовитой змеи, о единоборстве Мстислава и Редеди и т, д. К X веку относится возникновение былинного эпоса - вершины народного устного творчества: легендарные сказания о героях - богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче, а позднее появляются и земледельческие былины.

При князе Владимире в 988 году Русь принимает крещение и становится христианской. Но становление новой религии проходит не просто, христианство, внедряясь в народные массы, трансформировалось

под влиянием традиционных языческих верований и культов. Древние языческие боги, покровители разных областей человеческой деятельности, продолжают своё существование под именем святых православной религии. Так образ Ильи Пророка слился с образом Перуна - громовержца, святые Модест, Вдасий, Георгий стали покровителями скота. Но новая религия с ее монотеизмом способствовала развитию феодального способа производства, укреплению молодой русской государственности, международным связям с христианским миром. Неслучайно, при Ярославе Мудром в первой половине XI века Киевское государство превратилось в могущественную феодальную державу. Поэтому, очевидно, в конце XII века появилось величайшее литературное произведение «Слово о полку Игореве».

Существование у восточных славян письменности не вызывает никакого сомнения, Это подтверждают многочисленные археологические находки. Пиктографическое примитивное письмо исследователи относят к первой половине первого тысячелетия н.э., например, в сказании Черноризца Храбра. Но такое письмо было непригодно для записи сложных текстов при зарождающейся государственности. Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов - миссионеров Кирилла и Мефодия, создавших два алфавита: кириллицу и глаголицу. Принятие христианства способствовало широкому распространению письменности, так как христианство в православном восточном варианте допускало богослужение по книгам на национальных языках, в отличие от католического богослужения - на латыни.

На основе диалектов древнеболгарского языка возник старославянский или церковнославянский язык, который и стал основой для исторической и повествовательной литературы типа «Слове о полку Игореве» и «Поучении Владимира Мономаха».

Существовало в Древней Руси и школьное образование. Сразу после введения христианства, князь Владимир приказал отдавать детей из лучших семей «на обучение книжному делу», где обучение велось на родном языке - учили чтению, письму, счету, основам христианского вероучения. Школы высшего типа готовили служивых людей для государственной к церковной деятельности, в таких школах наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика, исторические и античные сочинения, естественные науки.

Образованность ценилась очень высоко. Высокообразованные встречались не только среди духовенства, но и в светских княжеских кругах, например, Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославович, Владимир Мономах были образованными людьми, среди них было

широко распространено знание иностранных языков.

Большинство памятников письменности домонгольского периода погибло во время пожаров и иноземных нашествий. Сохранилось всего около 150 книг, древнейшими из которых являются «Остромирово Евангелие» и два «Изоборника князя Святослава». Переписка книг была сосредоточена главным образом в монастырях, но в XII веке в крупных городах и у князей появляются переписчики - ремесленники. Ведущим центром книжности был Киево-Печерский монастырь, где существовала большая библиотека. Широкое распространение получила также переводная литература из Византии, Греции, стран Востока.

Одним из основных жанров формирующейся русской литературы стало летописание. Летописи - это памятники духовной культуры средневекового общества. Самым значительным памятником летописания является «Повесть временных лет», выполненная в 1113 году монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, который изложил сложный и разнообразный по составу материал, куда включены политические события и дипломатические документы, литературные произведения и исторические повести, жития, богословские трактаты и др. Несмотря на то, что «Повесть временных лет» памятник феодальной идеологии, тем не менее её содержание проникнуто идеей единства Русской земли, героикой перед лицом внешней опасности. Одним из величайших памятников русской литературы является «Слово о законе и благодати», написанное священником Илларионом, где в форме церковной проповеди создан политический трактат против притязаний Византии на культурную и политическую гегемонию в Восточной Европе.

Разновидностью житийской литературы стали княжеские жития. Это «Сказание о Борисе и Глебе», которые стали жертвами междоусобной борьбы. Нравственные и политические проблемы затронуты в «Поучении Владимира Мономаха», где есть призыв к князьям для объединения против общего врага.

Наиболее выдающееся произведение древнерусской литературы это «Слово о полку Игореве», рассказывавшего о неудачном походе Новгород - Северских князей против половцев в 1185 году. Это произведение светское, автор его явно принадлежал к дружинной среде, а поэтому «Слово» наполнено широким патриотическим содержанием и размышлениями о судьбах раздробленной Русской земли.

До конца X века монументального каменного зодчества на Руси не существовало. Славяне издавна были искусными плотниками, поэтому строительство было исключительно деревянным, но ни княжеские дворцы, терема, культовые постройки до нашего времени не сохранились. После принятия христианства начинается строительство каменных храмов, принципы, создания которых были заимствованы в Византии.

 

Первой каменной постройкой была Десятинная церковь в Киеве и Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Вершиной киевского зодчества является Софийский собор в Киеве, построенный греческими и русскими мастерами. Киевская София значительно отличается от византийских образцов ступенчатой композицией храма и наличием тринадцати венчающих ее куполов. Успенская церковь Печерского монастыря положила начало распространению простых однокупольных храмов.

Самые ранние из сохранившихся произведений древнерусской живописи были созданы в Киеве. Первые храмы украшали приезжие греческие мастера, они принесли с собой сложившуюся иконографию, систему расположения религиозных сюжетов в храме, плоскостную манеру письма, искусно объединили мозаику с фресками. Из мозаичных работ выделяются изображение Богоматери Оранты в алтарной абсиде и Христа Вседержителя в центральном куполе храма. Две башни Софии Киевской выполнены в манере светской живописи: здесь изображены сцены княжеской охоты, цирковые состязания, музыканты, скоморохи, акробаты, групповой портрет семьи Ярослава Мудрого.

В Киевской Руси существовал свод законов феодального права «Русская правда», включающего отдельные нормы «Закона Русского» Ярослава Мудрого, правду Ярославичей, устав Владимира Мономаха. Это защита жизни и имущества дружинников, положение феодальнозависимых людей, обязательственное и наследственное право.

Терминология:

«Киево-Печерский патерик» - жизнеописание Киево-Печерского мужского монастыря.

Мстислав и Редедя - Мстислав, тмутараканский князь. Победил в поединке богатыря князя когосов Редедю в 1022 году.

Политеизм – многобожие.

Монотеизм – единобожие.

Жития - биографии духовных и светских лиц, канонизированных православной церковью.

Риторика - наука об ораторском искусстве.

Трактат - научное сочинение по отдельно взятой, теме.

Иконография - строго установленная система изображения снятых и культовых сцен на иконах.

Абсида (апсида) - алтарник выступ в храмах.

 



КУЛЬТУРА XV - XVI ВЕКОВ

(русское средневековье)

В XV столетии идёт процесс укрепления Москвы в качестве общерусского центра. К Москве присоединяются Ярославль, Рязань, Новгород, могущественная Тверь. Русь окончательно освобождается от татаро-монгольского ига, а затем сама наносит удары по отдельным ханствам. Москва становится центром восточно-христианской церкви после гибели Византийской империи. Естественно, что в пору всё большего увеличения роста авторитета великого князя московского и создания единого централизованного государства, воздействие центральной власти распространяется на все сферы жизни: военное дело, судебную практику, культуру.

В XVI веке завершается формирование великорусской народности с образованием единого государства, происходит постепенное объединение местных культур, положившее начало созданию общерусской культуры, отстоявшейся и сохранившейся в последующие века. Растёт международное признание Москвы, завязываются дипломатические связи с Западной Европой. Шире распространяется просвещение, возникает книгопечатание, обогащаются технические знания, делаются попытки дать объяснения различным явлениям природы, заметно оживляется деятельность в области литературы.

Российское государство формировалось как государство Феодально-крепостническое, усиление феодального гнёта нашло своё отражение в законодательстве конца XVI века, что вызвало обострение социальных противоречий и сказалось на характере развития культуры, ярко выраженной в еретических, религиозных движениях.

В конце XV века углубляются противоречия между Церковью и светской властью за политические права в государстве, но они не только соперничали друг с другом, но и нуждались во взаимной поддержке. Постепенно, путем взаимных уступок складывается союз государства и православной церкви. Отказавшись от теократических устремлений (первенство церкви в управлении государством) церковь выдвигает теорию божественного происхождения княжеской власти и обеспечивает себе поддержку государства, а вместе с этим и регламентацию культурного развития.

Ведущей темой народного творчества продолжает оставаться тема героической борьбы русского народа с внешними врагами. Особенно широкую популярность приобрели песни о взятии Казани, об обороне Пскова, о несправедливом гневе Ивана Грозного на сына, цикл песен о Ермаке, во второй половине XVI века появляются ряд песен с социальной тематикой.

С развитием феодального хозяйства, ремёсел и торговли, государственного аппарата и международных отношений, значительно возросла

потребность в грамотных людях, нуждалась в них и церковь. На Стоглавом соборе в 1551 году было принято решение об обучении «православных детей грамоте к письму». Большей частью школы открывались при монастырях и церквях, но существовали и светские школы в городах и сельской местности, где изучали грамматику, арифметику и другие предметы.

Широкое распространение получила рукописная книга, центрами хранения книг были монастыри, но иногда библиотеки были в боярских усадьбах, у посадских людей. Перепиской книг занимались в монастырях, но также и профессионалы-писцы в городах и провинции. Крупнейшим событием в истории русской культуры явилось возникновение книгопечатания. Оно началось по инициативе государственной власти, поддержанной церковью. Попытки книгопечатания относятся к 1553 году, но первые издания (их 7) были несовершенными. Новый тип книгопечатания наступил в 1563 году, когда на средства царской казны была открыта типография в Москве, во главе которой стали Иван Федоров и Пётр Мстиславец. Они издали первую печатную русскую книгу «Апостол», а затем «Часослов» и «Букварь». После отъезда их на Украину дело книгопечатания продолжали их ученики Тарасьев, Невежа и его сын Андроник.

В первой четверти XVI века формируется политическая теория Российского государства, как важное явление мировой истории. В процессе разработки официальной идеологии великокняжеской власти явилось «Сказание о князьях Владимирских», легенды которых подтверждали право московских князей на всё наследие Киева и западных земель. Тогда же оформилась идея о Москве «Как о третьем Риме» игуменом псковского монастыря - Филофеем в духе воинствующей религиозной идеологии - центр мирового христианства из Рима переместился в Константинополь, а после гибели в Москву, а «четвёртому Риму не быть».

Вопрос о месте церкви в государстве стал одним из актуальных. Одним из ярких проявлений русской философской мысли стали выступления еретиков, которые в своих взглядах пытались выйти за рамки традиционных религиозных представлений. Еретические движения начались в Новгороде среди посадских людей и белого духовенства, Они отрицали основной догмат христианства о троичности божества, отрицали ряд церковных обрядов и осуждали стяжательство в среде духовенства. В Москве образовался еретический кружок с дьяконом Курицыным Ф. и представителями светских феодалов, отрицавшими монашество. Еретики проявляли большой интерес к научным знаниям. Они занимались философией, астрономией, математикой, юриспруденцией, языкознанием. В ряде своих сочинений, например, в «Лаодийском послании» Ф.Курицына высказывалась мысль о свободе воли, связанной с образованностью человека. И.Курицын в сочинении «Мерило

праведное» обращался к вопросам организации суда. В ходе борьбы с еретиками внутри церкви возникли два течения: иосифляне и нестяжатели. Первое течение возглавил Иосиф Волоцкий, игумен Волоколамского монастыря с теорией божественного происхождения царской власти, освящённого церковью. Второе - Нил Сорский с проповедью аскетизма и нравственного самоусовершенствования с обязательным трудом всех членов христианской общины. Его поддерживали Вассиан Патрикеев и Максим Грек, монахи с Афона, занимавшиеся исправлением и переводом богослужебных книг.

Дипломат Фёдор Карпов выдвигал идею о построении общества и государства на основе твёрдых законов, чтобы оградить человека от произвола властителей. Интересное место занимает публицистика XVI века в творчестве Ивана Пересветова, который разработал стройную концепцию дворянского государства во главе с самодержавным царём. Полемика о характере царской власти и о взаимоотношениях с подданными изложена Курбским в «Истории о великом князе Московском» Он не отвергает принцип единовластия, но в сочетании с органом, участвующим в решении важнейших государственных дел на основе справедливых законов. Целям идеологического обоснования самодержавия подчинены все исторические сочинения, и летописи этого времени.

Летописи вообще становятся государственным делом. Митрополит Макарий создаёт Великие четьиминеи, в которых собирает повести обо всех святых, чтимых на Руси. Создаются обширные летописные своды, в том числе «Лицевой летописный свод» 40 - 60 годов XVI века. Возникают историко-литературные сочинения, прославляющие политику московских князей, создаются и собственно-исторические сочинения-хронографы светского характера. Особенно большое внимание составлению исторических сочинений уделялось в царствование Ивана это «Летописец начала царства великого князя Ивана Васильевича» и завершена работа над Никоновской летописью.

Когда Москва стала столицей общерусского государства, на её архитектурные сооружения было обращено особое внимание. Кирпичное строительство вытеснило каменное и в Москву приглашались итальянские мастера Аристотель Фиораванти, Марко Руффо, Антон Фрязин, Пьетро Солари, Алевиз Новый.

В конце XV начале XVI века окончательно сложился ансамбль Московского Кремля, он был приспособлен к новому «огневому» бою. Перестройка Кремля началась с возведения Успенского собора Аристотелем Фиораванти. Образцом для него послужил Успенский собор во Владимире. Но Аристотелю Фиораванти удалось создать новое оригинальное произведение, где традиции русского зодчества обогащены элементами итальянской архитектуры. Простой и ясный по формам, но в тоже время грандиозный и торжественный, он стал классическим образцом монументального церковного зодчества.

С русскими архитектурными традициями Пскова и Владимиро-Суздаля связан построенный псковскими мастерами Благовещенский собор, а Алевиз Новый построил Архангельский собор, в котором ярко выразились светские черты, где в наружном убранстве применены пышные архитектурные детали итальянского Ренессанса.

Кроме культовых сооружений в Москве воздвигались светские постройки, это великокняжеский дворец (архитекторы Марко Руффо и Пьетро Солари), от которого сохранилась Грановитая палата, служившая тронным залом. В 1485 году началось возведение кирпичных стен и башен Московского Кремля, где решались не только фортификационные, но и эстетические задачи. Архитектурным центром Кремля стала столпообразная церковь - колокольня Ивана Великого. По образцу московских соборов были воздвигнуты соборы в Волоколамске, Дмитрове, Угличе, Ростове, а также в монастырях Кириллово-Белозёрском, Новгородском Хатынском и других местах.

Стремление русских зодчих придать зданию динамичную устремлённость ввысь, привело к возникновению шатрового стиля в русской-архитектуре. Выдающимся памятником такого стиля является храм Вознесения в селе Коломенском, Неповторимо своеобразен храм Иоанна Предтечи в селе Дьякове, выполненный в виде многоярусной башни с четырьмя столповидными пределами. Эти памятники явились важными вехами на пути к созданию главного памятника эпохи Покровского собора или собора Василия Блаженного на Красной площади. Он был воздвигнут «на рву», в честь взятия Казани и представляет группу из девяти столпообразных куполов, центральный увенчан большим шатром, вокруг которого расположено восемь приделов. Небольшая внутренняя площадь здания, живописность и сказочный размах Фантазии (архитекторы Барма и Посник) говорят о том, что собор был рассчитан на внешнее восприятие, чем на культовую постройку.

В целях укрепления обороноспособности были построены кремли и крепости в Нижнем Новгороде, Туле, Коломке, Зарайске, Серпухове. В Москве была построена вторая линия укреплений Китай-город, мощными крепостями стали монастыри Троице-Сергиев, Кириллово-Белозерский, Соловецкий, Иосифо-Волоколамский.

В 80-х годах, в связи с грандиозным строительством, был создан приказ Каменных дел. Известный «городовых дел мастер» Фёдор Конь возвёл в Москве третью линию каменных укреплений, а также грандиозный Смоленский Кремль, где техническое совершенство сочеталось с изяществом архитектурного оформления.

Крупнейшим представителем московской школы живописи конца ХV начала ХVI века был Дионисий. Ему принадлежат часть икон к фре

сок Успенского собора, роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, где он работал со своими сыновьями. Эти фрески исполнены радостного чувства с изысканным колоритом и воспринимаются как ликующее торжественное песнопение. Для живописи ХVI века характерно расширение круга тем, возрастание интереса к русской истории, например, в изображениях Благовещенского собора, в Кремле встречаются лица византийских императоров и наиболее чтимых русских князей, а в Золотой палате Кремлёвского дворца, наряду с библейскими темами, встречаются темы из русской истории: принятие христианства, венчание князя Владимира венцом Мономаха, также чисто аллегорические фигуры «Целомудрие», «Разум», «Правда». В это время обнаруживается стремление русских князей подчинить живопись государственным задачам. Это выражено в огромной четырёхметровой иконе «Церковь воинствующая», посвящённая взятию Казани войсками Ивана Грозного. Несмотря на то, что вопросы живописи рассматривались на церковных соборах, её развитие шло новыми самостоятельными путями.


Терминология:

Андрей Курбский - князь, боярин, писатель. Участник походов против Казанского ханства. Боясь опалы за близость к казнённым Иваном Грозным боярам, бежал в Литву.

Четьиминеи - сборники жития святых, составленные по месяцам чествования их церковью.

Хронограф - сочинение по всемирной истории, на Руси в XI-ХVIII веке, переводные, дополнены русскими событиями.

Фортификация - (укрепление) отрасль военно-инженерной науки по созданию военных укреплений.

Ренессанс - (возрождение) эпоха Возрождения, общественно-политическое и культурное движение в Италии и странах Западной Европы в XIV-ХV веках.

 




КУЛЬТУРА XVII ВЕКА

В истории русской культуры XVII век завершает средневековье и со второй половины века начинается новый период. Россия продолжает оставаться феодальной страной с окончательным закреплением крепостного права соборным уложением 1649 года, но в недрах феодально-крепостнической системы формируются ростки новых буржуазных отношений. XVII век характеризуется обострением социальных противоречий, крестьянскими войнами, стрелецкими бунтами и проявлением народного недовольства. В этот период начинается новый этап в формировании русской нации, изменяется характер культурно-исторического процесса, освободившегося от средневекового мировоззрения. Государственные потребности и общенациональные интересы требовали необходимости в преодолении экономической и культурной отсталости от стран Западной Европы.

Важным показателем и условием развития культуры было распространение грамотности и просвещения. Эта необходимость была вызвана оживлением торгово-промышленной деятельности, появлением мануфактур, ростом связей с зарубежными странами. Значительно вырос уровень грамотности на протяжении ХVII века среди посадских людей и дворянства. О растущем стремлении к грамотности говорило и широкое распространение печатных и рукописных учебных пособий, например, большой спрос находил «Букварь» Василия Бурцева, «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, таблицы умножения. Печатный двор издавал огромными тиражами Буквари, Псалтыри, Часословы. Большое распространение получило обучение иностранным языкам: латыни, греческому, польскому. Значение рукописных книг в XVII веке не уменьшилось, приоритет в переписке и издании книг принадлежал духовенству. Но этим всё больше начинают заниматься и посадские люди, а поэтому в книгописании происходи: возникновение новых светских жанров - демократической сатиры и бытовой повести. Получает распространение переводная литература не только религиозно-нравственного, но и светского содержания.

Потребность в образованных людях приводила к необходимости создания школ, куда для преподавания привлекались образованные люди с Украины и Белоруссии. Так государственный деятель боярин Ртищев пригласил 30 учёных монахов ив Киева в основанную им школу при Андреевском монастыре. Прихожане церкви Иоанна Богослова просили об открытии школы для изучения грамматики и иностранных языков (разрешение было получено), действовала школа при Чудовом монастыре. Симеон Полоцкий, образованный по тому времени человек, ставший учителем царских детей, открыл школу в Заиконоспасском монастыре со специально построенным зданием. В 1681году, по инициатива патриарха, на Печатном дворе была организована школа для «греческого

чтения», а в 1687 году Славяно-греко-латинское училище (позже академия), котором руководили братья Лихуды, получившие образование в Падуанском университете в Италии.

Научные знания XVII века носили преимущественно прикладной, практический характер. Одним из таких практических руководств была «Книга сошного письма» содержавшая знания в области геометрии и её применение при измерении земельных площадей. О. Михайлов составил «Устав ратных пушечных и других дел», основанный на иностранных военных источниках и дополненный собственными наблюдениями из области математики, физики, химии.

Практическим характером отличались и медицинские знания, так как широкое распространение получили «Травники», «Лечебники» на описаниях различных трав и их лечебных свойствах. Для развития медицинских знаний большое значение имел Аптекарский приказ, где наряду с иностранными врачами работали и русские фармакологи, а русский лекарь И. Венедиктов составил «Фармакопею» на основания иностранных источников и собственных наблюдений.

В области астрономии большинство населения придерживалось традиционных, средневековых взглядов на мироздание по гелиоцентрической системе взглядов Птолемея, но в России появляются астрономические приборы в виде подзорной трубы для наблюдений за небесными светилами.

Развитие торговли и оживление дипломатических связей способствовали развитию географических знаний. Ещё на рубеже XVI-ХVII веков была составлена сводная карта Русского государства, особенно крупные успехи, были достигнуты в изучении Сибири, то есть путей, рек, залежей руд, растительного и животного мира. Составлялась чертежи и обзоры отдельных районов России Годуновым, Ремизовым, сведения по географии других стран собирались русскими посольствами, например, о Китае-Петлиным, Байковым, Спафарием. Существенные сдвиги происходили и в развитии исторических знаний, которые пользовались наибольшей популярностью, например, «Повесть об Азовском сидении», легендарные повести о начале Москвы и славянской истории. В XVII веке ещё продолжают сохраняться летописи. Это «Новый летописец», но появились произведения, посвящённые одной узкой теме, например, сочинение Медведева «Созерцание краткое» о стрелецких бунтах, о неудачах Азовских походов, «Скифская история» о борьбе России с татарами и турками и «Синопсис» Иннокентия Гизеля с обзором русской истории с древнейших времён.

Одним из политических уроков, усвоенных господствующим классом, было признание необходимости сильной власти в стране. Выдвигалась необходимость избрания того или иного правителя, «всей землёй», то есть земским собором. В этом духе высказывался А.Пали

цын, который объяснял единодушное избрание Михаила Романова на царский престол тем, что эта мысль внушена людям богом. Общественную мысль XVII века занимали вопросы классовых и национальных интересов, тема патриотизма и национально-освободительной борьбы. Здесь уроки «смутного времени» не прошли даром. Тимофеев и Палицын резко осуждали представителей своего класса, которые в страхе перед народным движением шли на сговор с интервентами. «Сказание» Палицына - произведение высокого патриотического значения, отразившее подъём национального сознания. В псковских повестях явно просматриваются антифеодальные настроения, все бедствия, пережитые Россией рассматриваются как результат боярских насилий, козней, измен, но во второй половине XVII века ясно обозначаются тенденции к монархическому абсолютизму, обоснованные С. Полоцким и Ю. Крижаничем. Они выступали с идеями равного правосудия и отрицали принципы знатности к родовитости, то есть с идеей общего блага и просвещённым монархом.

Рост городов и развитие товарно-денежных отношений выдвинули ряд новых экономических проблем. С этой программой выступали Морозов, Ртищев, Ордын-Нащокин, Матвеев, Голицын. Они пришли к выводу о важности развития торговли и ремёсел, провели ряд мероприятий, направленных на поддержку купечества и развитие промышленности.

К XVII веку относятся записи произведений устного народного творчества - исторических песен, былин, пословиц, заговоров. Происходит сближение народного живого языка с литературным, а также разрыв со средневековыми традициями, с переходом от исторических героев к вымышленным, к созданию обобщённых литературных образов, то есть к раскрытию ценностей человеческой личности, многообразию и противоречивости человеческих характеров. Житие постепенно превращается в биографическую повесть, например, «Повесть об Улиании Осорьиной», «повесть-житие о протопопе Аввакуме».

Возникает новый литературный жанр - демократическая сатира, обличающая несправедливость общественного строя. Так в «Повести о Шемякином суде» и «Повести о Ерше Ершовиче» обличались порядки феодального продажного суда. Сатирическая тема захватывает и служителей церкви, монастырские порядки. Актуальной становится тема взаимоотношений старого и молодого поколений в «Повести о Горе-Злосчастии» и «Повести о Савве Грудцыне», в чём то перекликающихся с евангельской притчей о блудном сыне, но не возвратившимся в родной дом, а ушедшем в монастырь.

В конце XVII века появляется «Повесть о Фроле Скобееве», рассказывающей о появлении нового энергичного, не брезгующего никакими средствами, дворянства. Новым в литературе было появление силлабического стихосложения (с равным количеством слогов), основателем

которого был Симеон Полоцкий. Его стихи объединены в два сборника, «Рифмологион» и «Ветроград многоцветный», а также переложенный на стихи «Псалтырь рифмотворная». Широкое распространение получила художественная переводная литература - рыцарский роман, бюргерская бытовая новелла, приключенческая повесть, рассказы. К такой литературе относятся «Повесть о Бове королевиче», «Повесть о Василии Златовласом», «Об Оттоне - кесаре римском», «Повесть о Еруслане Лазаревиче».

Зодчество XVII века обнаруживает тенденцию к усилению в архитектуре светского начала, стремление к внешней нарядности и живописности, к «дивному узорочью». Одним из замечательных светских зданий первой половины ХVII века является Теремной дворец в Московском Кремле, построенной русскими зодчими Огурцовым, Константиновым, Шарутиным и Ушаковым. В церковном зодчестве продолжают развиваться традиции шатровой архитектуры, но и здесь проступает стремление к внешней нарядности и декоративному убранству. Это Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе, прозванная «Дивной», церковь по заказу Д. Пожарского в Медведкове под Москвой, собор в Вязьме и другие. Культовая архитектура утрачивает резкую обособленность от гражданского строительства, церкви становятся похожими на светские хоромы или игрушки. Для их строительства применяются цветные изразцы, фигурной кирпич, разнообразные декоративные детали. Заказчиками постройки церквей всё чаше становились богатые купцы и посадские общины, примером таких построек являются: церковь Троицы в Никитниках в Москве по заказу купца Никитникова, церковь Вознесения в Устюге, церковь Рождества Богородицы в Путинках, построенная по заказу прихожан. Наиболее яркие образцы посадского зодчества возникли в Ярославле, одним их крупных торгово-промышленных центров России. Здесь ярославские купцы, соревнуясь между собой, возводили постройки одна роскошнее другой. В середине века, по заказу купцов Скрипиных, была построена церковь Ильи Пророка, купцы Неждановские возвели церковь Иоанна Златоуста. Вершиной посадсксго зодчества стала церковь Иоанна Предтечи в Толчкове «ликующая симфония народной фантазии». В 50-х годах XVII века патриарх Никон запретил строительство шатровых церквей, выдвинув в качестве образца традиционное пятиглавие. Монументальным характером отличается и комплекс зданий Новоиерусалимского монастыря, загородной резиденции патриарха. Изменил свой внешний облик и Московский Кремль, богато украшенный белокаменными узорами. Декоративной отделке подверглись стены и башни Ново-Девичьего, Донского, Данилова, Троице-Сергиева и других монастырей.

Богатые купцы и дворяне начали строить для себя каменные жилые дома, обращаясь к богатому декоративному оформлению фасадов, Примером таких построек могут служить палаты думного дьяка Аверкия

Кириллова или дом дьяка Ивана Волкова, Богатым убранством отличались и жильё дома в Ярославле, Калуге, Нижнем Новгороде,- и других городах. Конец столетия характеризуется появлением в архитектуре «нарышкинского стиля» - (московского барокко) с четкостью и симметричностью композиции:  это церковь Покрова в Филях, церковь в селе Уборы под Москвой, многоярусная колокольня Новодевичьего монастыря Крутицкий теремок, соборы в Рязани, Астрахани, Сухарева башня и др. . Новые веяния в живописи начали проявляться с середины столетия, а именно, становление реалистических тенденций. Центром этого направления стала Оружейная палата, которое возглавил ценитель и знаток искусства боярин Хитрово. С ним работали С. Ушаков, Я. Казанец, Г. Зиновьев, С. Резанец, Ф. Зубов, И. Владимиров. Своеобразным манифестом этого направления стал трактат о живописи Иосифа Владимирова, исполненный в форме послания к Симону Ушакоау о том, что искусство должно быть близким к природе и должно радовать человека. Со своей стороны С. Ушаков написал «Слово к люботщателям иконного писания», где решительно встал на защиту реалистического письма. Черты этого стиля отчётливо проявились в стенописи церкви Троицы в Никитниках с применением светотени. К числу высоких достижений живописи относятся росписи ярославских храмов, которые делали Гурий Никитин, Сила Савин и Дмитрий Плеханов. Несмотря на то, что духовенство пыталось установить контроль над иконописью, тем не менее, парсунная живопись (портретная) на досках яичными красками начинает передавать сходство и индивидуальные черты. Таковы портреты русских царей Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича. Живописцы начинают работать по западному образцу - масляными красками, на грунтованном холсте - портреты Репнина, Годунова, Нарышкина.

Русские живописцы ездили для росписи церквей на Украину, в Грузию, Молдавию и оказали серьезное влияние на развитие живописи украинского, белорусского и кавказских народов.

Терминология:

Гелиоцентрическая система Птоломея - теория движения планет вокруг неподвижной Земли.

 


 


КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА

(культура нового времени, первая половина)

Восемнадцатый век играет важную роль в истории развития России - из экономически отсталой страны к концу века она приходит сильной развитой державой, активно влияющей на судьбы мира. Начало столетия связано с реформами Петра I, они затрагивали хозяйство страны, государственное устройство, армию и флот, культуру. Это выражалось в «европеизации» всех областей жизни: строятся металлургические заводы, суконные и полотняные фабрики, армия и флот становятся регулярными, заменяя прежние средневековые военные формирования, складывается новый административный аппарат дворянской империи. Абсолютизм являлся решающей силой в утверждении новой светской культуры. Здесь необходимо сказать несколько слов о личности Петра, его энергии и целеустремлённости, образованности, практических знаниях и интереса к русской истории, самого представления о деятельности монарха, разрушения церемонности, степенности, простоты в быту и в отношении к окружающим.

Развитие школы и образования молодых людей становится впервые при Петре - I государственной политикой. В практику входит не только обучение молодёжи за границей корабельному и морскому делу для практического осуществления хозяйственных, военных и культурных преобразований, но также и в России открываются новые учебное заведения. В 1701 году в Москве была открыта школа математических и навигацких наук, за короткое время в столицах появилось несколько профессиональных школ: Артиллерийская, Инженерная, Медицинская, при олонецких и уральских заводах возникли горнозаводские училища. Все профессиональные учебные заведения имели подготовительные отделения, где обучали письму, чтению, арифметике. На базе некоторых профессиональных школ позднее образовались высшие учебные заведения. В первой четверти XVIII века в ряде провинциальных городов были организованы цифирные школы, где указом царя предписывалось «подьячим и дворянским людям учиться поголовно». В городах продолжали сохраняться старые формы обучения - школы грамоты, в дворянских семьях широкое распространение получило домашнее образование.

В первой четверти XVIII века значительно увеличилось издание книг, особенно учебных и справочной литературы. Издавались учебники: «Букварь» Поликарпова, «Первое учение отрокам» Прокоповича, «Арифметика» Магницкого, словари, различные руководства по механике, технике, архитектуре, которые были с гравюрами, схемами, чертежами.

Дальнейшим шагом в утверждении светской культуры было введение гражданской азбуки и начало гражданской печати. Реформа шрифта упростила сложную кириллицу и способствовала разделению сферы светской и церковной книжности. В России с 1703 года начала издаваться первая печатная газета «Ведомости» и ежегодные календари с полезной информацией. Поставив книгопечатание на службу преобразованиям, Петр I содействовал открытию гражданских типографий, например, Киприанова, а также формируется система просветительских учреждений - библиотек и лавок для продажи книг. Такими были библиотека при Кунсткамере, которая вошла в состав Академии наук, и книжная лавка при Гостином дворе, в Москве лавка Печатного двора.

Итогом государственных преобразований в области науки было учреждение Академии Наук. В стране впервые возник центр, имевший достаточно оснащённую базу для научных исследований в различных областях знаний. Интерес к научным знаниям был связан с практическими интересами государства в освоении новых территорий, полезных ископаемых, с градостроительством. В ходе правительственных экспедиций исследовались новые территории, изучались природные ресурсы, материалы для составления карты Каспийского моря, снаряжались морские экспедиции по исследованию земли (Беринг), Нартовым был изобретён токарно-винторезный станок, создавались труды по истории России.

Преобразования в XVIII веке определяли изменение в общественном сознании и способствовали возникновению жизненно важных проблем. В первую очередь утверждается представление о монархическом государстве, как о высшей форме власти, способной обеспечить «благо» для всех подданных через служение государственному интересу, не знатность, а ум, храбрость, честь, то есть личные качества помогают человеку занять достойное место в обществе.

Изменения в жизни русского общества отражаются и в изменении художественной культуры. Искусство становится светским, большое значение в творчестве приобретает авторское начало, но в целом оно носит переходной характер. В литературе продолжают существовать старые формы, языковая пестрота, но в то же время происходит становление литературного языка с новым героем и зачатками драматургии. В музыке в это время появляются несложные бытовые формы военной, застольной, танцевальной музыки, торжественные канты начинают свою жизнь именно в эпоху Петра I.

Развитие архитектуры в первую очередь было связано со строительством Петербурга. Для этого были приглашены иностранные архитекторы: Леблон - фонтаны Петергофа, Трезини - Петропавловский собор, Растрелли, русские Коробов, Земцов, 3арудный - Меньшикова башня в Москве и «Комедийная хоромина» на Красной площади для театральных представлений, чаще всего эти постройки возводились в честь победы в Северной войне.

 

В изобразительном искусстве доминировал жанр портрета - парсуна, для этого Петр I отправлял способных юношей для обучения в Италию. Это Никитин, Матвеев, Еропкин, Коробоа, Мичурин. Никитин, из всех петровских пенсионеров был наиболее выдающимся художником первой половины XVIII века. Он создал портреты канцлера Головкина, «Напольного гетмана», «Петра I на смертном одре», а также картина Матвеева «Авто-портрет с женой». В эпоху Петра продолжаются серьёзные перемены в общественно-культурной жизни и бытовом укладе русского общества, вводилась иерархия чинов «Табель о рангах», учреждена новая система орденов, Россия становится империей. Петром I было введено новое летоисчисление на основе юлианского календаря, появляется регулярное почтовое сообщение, новые формы общения между людьми: ассамблеи, многочисленные светские праздники с иллюминацией и маскарадами. В Москве в 1702 году открывается «Комедийная хоромина» с трагедиями из античной жизни и комедиями Мольера, ассамблеи представляли собой увеселительные вечера в домах вельмож с танцами, игрой в шашки и шахматы, музицированием. Присутствие на них считалось обязательным, как и ношение европейского платья, и бритье бороды. Для молодежи было издано специальное наставление по этике «Юности честное зерцало». После смерти Петра I его дело не только устояло, но и все реформы получили дальнейшее развитие и стали необратимыми.

Во второй половине XVIII века значительно вырос международный авторитет России. Появляются новые отрасли промышленности, осваиваются новые технические средства и методы, предпринимаются поиски природных ресурсов. Это требовало расширения образования, поэтому в семьях состоятельных людей получило развитие домашнее образование. Была создана сеть закрытых сословных учебных заведений для детей дворянства: это сухопутный Шлягетский корпус, Лажеский корпус, «Воспитательское общество благородных девиц» при Смольном институте, открыто несколько лицеев типа Царскосельского.

В 1755 году был основан Московский университет и две гимназии при нём, а также типография, издававшая журналы и книги. Во второй половине XVIII века начала формироваться общеобразовательная школа, был утверждён устав народных училищ. Это четырёхклассные и двухклассные училища с едиными учебными планами и классно-урочной системой.

Кроме общеобразовательных, появились профессионально-художественные училища - танцевальное в Петербурге, балетное в Москве, Академия художества и музыкальные классы при ней. При каждом церковном приходе учреждались одногодичные церковно-приходские школы, куда принимались дети всех сословий. Позднее в России было открыто пять университетов, учительская семинария, Главный педагогический инсти и возникновение театральных трупп не только в столицах, но и в провинциальных городах. В 1756 году впервые в России был учреждён государственный театр, основу которого составила труппа ярославских актёров во главе с Ф.Г.Волковым. Действовали школьный театр при Шляхетском корпусе, частный театр на Марсовом поле, Петровский театр в Москве, где ставились пьесы западноевропейских и русских драматургов Фонвизина, Плавильщикова, Озерова. В музыке получило распространение домашнее музицирование, устраиваются публичные концерты, в начале века создаётся филармоническое общество. Выдающимися мастерами нарождающейся русской музыкальной школы и русской оперы были Фомин, Пашкевич, Соколовский, Матицккий, Козловский, среди исполнителей скрипач Хандошкин, гитарист Сихра, получил развитие крепостной музыкальный театр.

Изобразительное искусство XVIII века развивалось на эстетических принципах классицизма. Оно становится более сложным и в жанровом отношении: портрет, монументально-декоративная живопись, пейзаж, театрально-декорационная и историческая. Первым историческим живописцем был Лосенко, который окончил Академию художеств и в числе первых пенсионеров учился за границей. Его работы связаны с русской и античной историей «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой», Угрюмов в своих работах обращался к национальной исторической теме «Избрание Михаила Фёдоровича на царство», «Взятие Казани». Традиционные национальные черты парсунного искусства были сильны в творчестве Антропова, Рокотова - интимные, с лёгкостью и воздушностью изображаемого объекта: это Майков, Струйская, Суровцева, Ланская, Орлова, парадные блистательные портреты Левицкого это Кокоринов, Демидов, Новиков, Дидро, воспитаниц Смольного института, портреты Боровиковсксго, с налётом сентиментализма и естественной простоты - Арсеньевой, Лопухиной, Нарышкиной, крестьянская тема в творчестве Шибанова и Аргунова, итальянская природа в творчестве С. Щедрина, городской пейзаж у Алексеева.

В этот период были заложены основы создания светской скульптуры и, прежде всего скульптурного портрета. Здесь в полной мере раскрылось творчество талантливого самородка Шубина, который окончил курс в Академии художеств, а затем совершенствовался за границей. Вернувшись в Россию, он поразил петербургское общество целым взглядом скульптурных бюстов, отличающихся самостоятельным и живым взглядом на человека. Это бюсты Ломоносога, Голицина, Потёмкина, Румянцева-Задунайского, Безбородко, Чулкова, Екатерины II . Выдвинулась новая талантливая группа скульпторов это Гордеев «Прометей», Щедрин «Mapсий», Прокофьев «Актеон» и «Морфей», Растрелли – «памятник Петру I», Козловский «Самсон», «Спящий Амур», «Гименей», памятник Суворову, Мартос - памятник Минину и Пожарскому, Фальконе - памятник Петру I на Сенатской площади «Медный всадник», которые в аллегорической форме символизировали могущество России или через античную мифологию создавали героизированные образы.

Архитектура XVIII века, прежде всего, связана с застройкой Петербурга и Москвы, их регулярной планировкой улиц, площадей, архитектурных комплексов. В творчестве наиболее выдающихся архитекторов второй половины XVIII века обнаружилось стремление к созданию в России широкого общегражданского искусства. Сторонником такого направления был Баженов, вернувшийся в Россию после обучения за границей с мировым именем, хотя архитектору в силу тех или иных причин так и не удалось раскрыться в полной мере, а его проекты Кремлёвского Дворца, дворца в подмосковном Царицыно, дом Пашкова в Москве говорят о многом. Его архитектурные идеи оказались необычайно жизнеспособными, ими вдохновлялись Казаков, Старов, Воронихин, Захаров, Росси, Бове. Преобладающим стилем во второй половине XVIII столетия был классицизм, черпавший свои идеи и мотивы в искусстве античной Греции и Рима, в образах классицизма находили выражение идеи гражданственности и свободы человека. Развивая идеи Баженова об архитектурном обновлении Москвы, Казаков за свою пятидесятилетнюю деятельность преобразил вид города, застраивая целые кварталы, выпрямляя улицы. Он возвёл здания, ставшие центральными сооружениями, которые определили застройку Москвы. Это здание Московского университета, Голицынская больница, здание Сената в Кремле, Колонный зал. В Петербурге Старов осуществил строительство Таврического Дворца, который поражал современников своими грандиозными залами, Русская архитектура второй половины XVIII столетия создала ряд подлинных шедевров. Это монументальное здание Академии художеств в Петербурге - архитекторы Деламот и Кокоринов, Мраморного дворца - Ринальди, Камероновой галереи в Царском селе - Камерон, Александровского дворца, Академии Наук - Кваренги, Публичной библиотеки - Соколов: в Москве дом Пашкова-Баженов, дом Разумовского-Казаков, дворец в Останкино-группа архитекторов и др.

Терминология:

Абсолютизм – самодержавная, неограниченная власть одного лица.

Аллегория - иносказание, выражение отвлечённого понятия с помощью конкретного образа, например, женщина с завязанными глазами и весами в руках - аллегория правосудия.

Сентиментализм - литературное течение XVIII начала XIX века, чувствительный стиль.

Цифирные школы - математическке школы в XVIII веке, общеобразовательные для мальчиков, обучали чтению, письму, арифметике, началам геометрии.

 

 



КУЛЬТУРА В 70-80 ГОДЫ

В эти годы ещё больше углубились противоречия между командно-административными методами руководства культурной жизнью и потребностями общества. В стране остро осознавалась необходимость реформ во всех отраслях культуры - в науке, средней и высшей школе, в художественном творчестве. Во второй половине 60-х годов стала очевидной нереальность сроков построения коммунизма и как облегчённое представление о будущем стала разрабатываться концепция развитого социализма, очередного, далеко непонятного словосочетания. Накапливание негативных тенденций в обществе шло постепенно. Это падение интереса к практическим делам, безответственность, безынициативность, пассивность, равнодушие охватило значительную часть общества. Усиление административного нажима можно было проследить в различных сферах культурной жизни, начиная от отстранения главного редактора журнала «Новый мир» Твардовского. Трудные - порой невыносимые условия создавались для педагогов-новаторов, творческих деятелей культуры, которые в этих условиях покидали родину. Всё это вело к разбазариванию интеллектуальных и творческих сил общества, ломало судьбы людей, Продолжал действовать, принятый ещё в довоенные годы, остаточный принцип выделения средств на культурное строительство. Постоянная недостаточность Финансирования, а зачастую и бесхозяйственность тормозили развитие здравоохранения, науки, просвещения, высшего образования. Пренебрежительное отношение к материальной базе культуры привело к закрытию для срочной реставрации Третьяковской галереи, Исторического музея, главного книгохранилища страны Государственной библиотеки.

О превращении науки в производительную силу свидетельствует создание новых организационных форм - научно-производственных объединений, например, завод-институт Уралмаш, но и этого было недостаточно. Одной из центральных научно-технических задач было обеспечение энергетических потребностей страны. Поэтому большое внимание уделялось атомной и нефтегазовой энергетике. В области физики успешно развивались исследования по квантовой электронике к лазерной технике, преодолевалось отставание в биологических науках. Успешные открытия в области астрофизики и астрономии связаны с созданием новых мощных астрономических инструментов и космических исследований. В 70-е годы главными направлениями в освоении космоса стали: работа долгодействующих орбитальных станций, длительные космические экспедиции. Практическая отдача от полетов в космос повысилась. Спутники связи использовались для передачи радио и телевизионных программ, для исследований в геологии, биологии, медицине. Были созданы новые мощные телескопы, среди которых РАТАН стал крупнейшим в мире. Наши учёные внесли большой вклад в развитие экономики страны, но научный потенциал использовался недостаточно эффективно. Многие научные открытия, крупные изобретения десятилетиями не находили практического применения, так как ведомства и их руководители не были заинтересованы в их внедрении.

В 60-е годы были созданы условия для введения всеобщего среднего образования. В средней школе на первый план выдвигались вопросы профессиональной ориентации и подготовки молодежи к труду. Эти вопросы стояли и раньше, но с переходом к всеобщему среднему образованию они превратились в серьёзные народно-хозяйственные и социальные проблемы. Противоречия между завышенными социальными ожиданиями и реальностью было серьёзным психологическим испытанием для молодёжи. Это породило много негативных явлений в молодёжной среде. Пассивность, апатия, равнодушие части молодёжи нарастали постепенно и сразу не были осознаны обществом как тревожные симптомы. Для профессиональной подготовки молодёжи создавались учебно-производственные комбинаты, расширялась сеть профессионально-технического образования.

Были пересмотрены школьные программы. В условиях научно-технической революции, когда объём информации стал быстро расти, необходимо было менять не только содержание, но и методы обучения, Настало время, когда надо было изменять ориентацию. Необходимо было прививать школьникам умение самостоятельно пополнять знания и воспитывать потребность в самообразовании, умение самостоятельно мыслить. К этому времени в школьном образовании накопились негативные проблемы: падение интереса к учёбе, низкое качество знаний, формализм в учебной и воспитательной работе, которые не преодолены и до сих пор. Оценка деятельности учебных заведений по формальным оценочно-завышенным показателям создавала видимость образовательного благополучия и не отражала реального положения дел. В законе 1984 года предусматривалось дополнить всеобщее среднее образование профессиональной ориентацией, но и эти установки не приносят пока желаемых результатов, так как пустые школьные стены, очевидно, надо наполнить новыми, проверенными на практике методами и деталями из века научно-технической революции.

Период 70-80 годов в отношении художественной культуры нельзя однозначно назвать застойным. Художественная культура не была изолирована от повседневной жизни страны, её экономических, политических и идеологических проблем. Нарастание коррупции, воровства, бесхозяйственности, организованной преступности, пренебрежительного отношения к труду, разрыв между политическими решениями и реальным

состоянием дел негативно влияли на духовную атмосферу в обществе, порождая у людей чувство бессилия, безразличия, равнодушия. Процессы переосмысления жизни общества 70-80-х годов начались в первую очередь в литературе и искусстве. Большой резонанс имели произведения Ю.Трифонова «Обмен», «Предварительные итоги», «Другая жизнь», в которых автор показывает духовную разобщённость и трагизм повседневного существования городской интеллигенции. Исследование раздвоения сознания и неспособность человека к поступку предпринял Битов в повестях «Дачная местность», «Сад», в романе «Пушкинский дом». Появляются художественно-публицистические произведения, взбудоражившие общественное мнение - повести Распутина «Пожар», Астафьева «Печальный детектив», Айтматова «Плаха», в которых показаны нравственные недуги, поразившие современное общество. Ярким явлением в культуре этого периода стала деревенская проза о многострадальном русском крестьянстве в лице писателей Абрамова, Можаева, Белова, Носова.

В эти годы наметился интерес к литературной классике, были экранизированы наиболее значительные произведения русских и зарубежных писателей. Большой популярностью пользовались выставки картинных галерей, особенно старых мастеров из зарубежных музеев. Громадными тиражами издавалась Библиотека мировой литературы и Библиотека мировой литературы для детей. Широкое распространение получил культурно-исторический туризм. Возрождались и творчески осваивались многие национальные традиции в Фольклорных ансамблях, художественных промыслах, народных обрядах. Началось широкое общественное движение по охране памятников истории и культуры, в освоении духовных ценностей прошлого. Так в историю отечественной литературы были возвращены произведения Ремизова, Пильняка, И.Северянина, Мандельштама. Непоследовательные реформы 50-6Ох годов не смогли перестроить административно-командную систему руководства обществом, они продолжали преобладать и в управлении культурой, хотя внешне видоизменялись. Выход в свет фильма, книги, премьеры спектакля сопровождался большим количеством инстанций, для которых запрет был более надёжным средством, чем разрешение. Всякие решения выносились негласно или разрешались на короткое время или незначительным выпуском фильмокопий.

Постоянную борьбу за идеалы гуманизма, свободу мысли и творчества вёл театр. Такие спектакли как «Человек со стороны» в театре на Малой Бронной, «А зори здесь тихие», «Гамлет» в театре на Таганке, «Соло часов с боем», «Заседание парткома» во МХАТе стали событиями художественной жизни.

Бюрократические преграды в художественном творчестве заставляли авторов постоянно приспосабливаться. Года застоя калечили творческих людей нравственно, которые, теряя веру в свои силы, вырабатывали готовность к компромиссам. Не лучше было положение и кинематографии, где экран заполнили фильмы-эпопеи, выпущенные к очередному юбилею. Поиски талантливых кинорежиссёров, таких как Тарковский, Герман, не стали достоянием широкой киноаудитории.

Большей части зрителей не были известны процессы, происходившие в изобразительном искусстве. На юбилейных выставках в Манеже не были представлены течения современной живописи, преобладал круг авторов, работавших в традиционной манере, хотя и здесь были интересные имена, такие как Андронов, Попов, Зверьков, Сидоров, Мыльников, Угаров, Аршакуни, Тюленев.

В таких условиях многие честные художники не могли приспосабливаться и заниматься творчеством, а у кого не хватало сил бороться - покидали родину. После запрещения ряда спектаклей, уехал за границу Ю.Любимов, остался работать на зарубежных киностудиях Тарковский, эмигрировали художники Целков, Шемякин ,поэты Бродский, Коржавин, Галич, писатель Некрасов, выслан и лишён гражданства Солженицын. Творчество этих писателей, артистов, музыкантов официально было вычеркнуто из истории культуры.

Начавшиеся с апреля 1985 года революционные преобразования во всех сферах общественной жизни создали новые условия для культурного развития общества. Процесс демократизации системы управления затрагивает и отрасли культуры. Курс на расширение гласности, критика и самокритика способствовали оздоровлению морально-нравственной атмосферы в обществе. По-новому стали работать средства массовой информации. Если раньше в передачах на радио, телевидении создавался мир показного благополучия, то теперь стали отражаться реальные проблемы жизни. Медленно идёт перестройка в организации системы просвещения, где кроме введения 11-летнего обучения, частичного пересмотра программ и учебников, не заметно пока сколько-нибудь реальных сдвигов. Современное состояние школы не соответствует времени. Главное направление в перестройке высшей школы - интеграция образования, производства и науки, усиление взаимной заинтересованности высшей школы и народного хозяйства, повышение уровня подготовки кадров, улучшение их использования на производстве. Но и здесь есть крайности: повальное увлечение коммерческим образованием, что в художественной сфере совершенно недопустимо, если обратиться к мировому опыту. В связи с трудным экономическим положением в стране, в 90-е года культура снова попадает в жёсткие финансовые ограничения, что создаст ещё более сложные проблемы в культурном развитии общества.

Другая важная черта культурной жизни - возвращение незаслуженно изъятых из нашей культуры имён и их произведений. Это поэты

и писатели Гумилёв, Ходасевич, Иванов, Набоков, Булгаков, Платонов Солженицин, Цветаева, Ахматова, художники Филонов, Лентулов, Малевич, Кандинский, Нестеров.

История отечественной культуры - наше духовное богатство. В культуре заключена память народа, через культуру каждое новое поколение, вступая в жизнь, ощущает себя частью этого народа. Овладение культурным богатством человечества становится все более настоятельной потребностью времени, а изучение истории отечественной культуры приобретает исключительно важное общественное значение.

Терминология:

Лазерная технология - обработка металла лазерным излучением. Позволяет осуществить сварку металлов, сверление, резку и т.д.

Астрофизика - раздел астрономии, изучающий физические явления Вселенной - физику Солнца, планет, межзвёздной среды и туманностей, космологию.

Публицистика - вид произведений, посвящённых актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества.

Интеграция - восстановление, объединение в целое каких-либо частей.

 

ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Киевская Русь.

Киевское государство, возникшее в IX веке, достигло своего могущества в X - XI столетиях. Мощной основой формирования и развития самобытной древнерусской культуры явилось богатое культурное наследие восточных славян. Уже в VII-VIII веке у них сложились ремесленные и сельскохозяйственные орудия труда, использовавшиеся в течение нескольких столетий, когда формировались трудовые навыки и накапливались практические знания о природе. Закреплению и передаче производственного и социального опыта служила языческая религия - многобожие, где можно выделить несколько разновременных пластов, восходящих к различным историческим эпохам. Наиболее древний пласт восходит к одухотворению природы, вера в добрых и злых духов - леших, водяных, русалок, домовых, якобы управлявших отдельными земными объектами - лесами, водными источниками, жильём и т. д., более поздний пласт связан с символизацией природных стихий к покровительством различных отраслей хозяйства: грозы и молнии - Перун, солнечные божества - Даждьбог и Сварог, бог ветров - Стрибог, женского начала и женских работ -Мокошь, покровитель скота - Велес и т. д.

Опираясь на языческие верования в Киевской Руси, был создан богатый и разнообразный фольклор. Это в первую очередь календарная обрядовая поэзия; заговоры, заклинания, обрядовые песни, свадебные песни, плачи - причитания, песни на пирах и тризнах. Существовали также и другие формы фольклора, не связанные с языческой религией: пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни. Сказочные мотивы нашли своё отражение и в летописях, в житийской литературе, например в «Киево-Печерском патерике».

Письменные памятники донесли до нас многочисленные легенды «О времени Бусовом», о движении славян на Балканы. С образованием государства, возникает значение исторических жанров фольклора. К числу таких преданий относится предание о Кие, Хорине, об основании Киева, о походах на Константинополь, о смерти князя Олега от укуса ядовитой змеи, о единоборстве Мстислава и Редеди и т, д. К X веку относится возникновение былинного эпоса - вершины народного устного творчества: легендарные сказания о героях - богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче, а позднее появляются и земледельческие былины.

При князе Владимире в 988 году Русь принимает крещение и становится христианской. Но становление новой религии проходит не просто, христианство, внедряясь в народные массы, трансформировалось

под влиянием традиционных языческих верований и культов. Древние языческие боги, покровители разных областей человеческой деятельности, продолжают своё существование под именем святых православной религии. Так образ Ильи Пророка слился с образом Перуна - громовержца, святые Модест, Вдасий, Георгий стали покровителями скота. Но новая религия с ее монотеизмом способствовала развитию феодального способа производства, укреплению молодой русской государственности, международным связям с христианским миром. Неслучайно, при Ярославе Мудром в первой половине XI века Киевское государство превратилось в могущественную феодальную державу. Поэтому, очевидно, в конце XII века появилось величайшее литературное произведение «Слово о полку Игореве».

Существование у восточных славян письменности не вызывает никакого сомнения, Это подтверждают многочисленные археологические находки. Пиктографическое примитивное письмо исследователи относят к первой половине первого тысячелетия н.э., например, в сказании Черноризца Храбра. Но такое письмо было непригодно для записи сложных текстов при зарождающейся государственности. Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов - миссионеров Кирилла и Мефодия, создавших два алфавита: кириллицу и глаголицу. Принятие христианства способствовало широкому распространению письменности, так как христианство в православном восточном варианте допускало богослужение по книгам на национальных языках, в отличие от католического богослужения - на латыни.

На основе диалектов древнеболгарского языка возник старославянский или церковнославянский язык, который и стал основой для исторической и повествовательной литературы типа «Слове о полку Игореве» и «Поучении Владимира Мономаха».

Существовало в Древней Руси и школьное образование. Сразу после введения христианства, князь Владимир приказал отдавать детей из лучших семей «на обучение книжному делу», где обучение велось на родном языке - учили чтению, письму, счету, основам христианского вероучения. Школы высшего типа готовили служивых людей для государственной к церковной деятельности, в таких школах наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика, исторические и античные сочинения, естественные науки.

Образованность ценилась очень высоко. Высокообразованные встречались не только среди духовенства, но и в светских княжеских кругах, например, Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославович, Владимир Мономах были образованными людьми, среди них было

широко распространено знание иностранных языков.

Большинство памятников письменности домонгольского периода погибло во время пожаров и иноземных нашествий. Сохранилось всего около 150 книг, древнейшими из которых являются «Остромирово Евангелие» и два «Изоборника князя Святослава». Переписка книг была сосредоточена главным образом в монастырях, но в XII веке в крупных городах и у князей появляются переписчики - ремесленники. Ведущим центром книжности был Киево-Печерский монастырь, где существовала большая библиотека. Широкое распространение получила также переводная литература из Византии, Греции, стран Востока.

Одним из основных жанров формирующейся русской литературы стало летописание. Летописи - это памятники духовной культуры средневекового общества. Самым значительным памятником летописания является «Повесть временных лет», выполненная в 1113 году монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, который изложил сложный и разнообразный по составу материал, куда включены политические события и дипломатические документы, литературные произведения и исторические повести, жития, богословские трактаты и др. Несмотря на то, что «Повесть временных лет» памятник феодальной идеологии, тем не менее её содержание проникнуто идеей единства Русской земли, героикой перед лицом внешней опасности. Одним из величайших памятников русской литературы является «Слово о законе и благодати», написанное священником Илларионом, где в форме церковной проповеди создан политический трактат против притязаний Византии на культурную и политическую гегемонию в Восточной Европе.

Разновидностью житийской литературы стали княжеские жития. Это «Сказание о Борисе и Глебе», которые стали жертвами междоусобной борьбы. Нравственные и политические проблемы затронуты в «Поучении Владимира Мономаха», где есть призыв к князьям для объединения против общего врага.

Наиболее выдающееся произведение древнерусской литературы это «Слово о полку Игореве», рассказывавшего о неудачном походе Новгород - Северских князей против половцев в 1185 году. Это произведение светское, автор его явно принадлежал к дружинной среде, а поэтому «Слово» наполнено широким патриотическим содержанием и размышлениями о судьбах раздробленной Русской земли.

До конца X века монументального каменного зодчества на Руси не существовало. Славяне издавна были искусными плотниками, поэтому строительство было исключительно деревянным, но ни княжеские дворцы, терема, культовые постройки до нашего времени не сохранились. После принятия христианства начинается строительство каменных храмов, принципы, создания которых были заимствованы в Византии.

 

Первой каменной постройкой была Десятинная церковь в Киеве и Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Вершиной киевского зодчества является Софийский собор в Киеве, построенный греческими и русскими мастерами. Киевская София значительно отличается от византийских образцов ступенчатой композицией храма и наличием тринадцати венчающих ее куполов. Успенская церковь Печерского монастыря положила начало распространению простых однокупольных храмов.

Самые ранние из сохранившихся произведений древнерусской живописи были созданы в Киеве. Первые храмы украшали приезжие греческие мастера, они принесли с собой сложившуюся иконографию, систему расположения религиозных сюжетов в храме, плоскостную манеру письма, искусно объединили мозаику с фресками. Из мозаичных работ выделяются изображение Богоматери Оранты в алтарной абсиде и Христа Вседержителя в центральном куполе храма. Две башни Софии Киевской выполнены в манере светской живописи: здесь изображены сцены княжеской охоты, цирковые состязания, музыканты, скоморохи, акробаты, групповой портрет семьи Ярослава Мудрого.

В Киевской Руси существовал свод законов феодального права «Русская правда», включающего отдельные нормы «Закона Русского» Ярослава Мудрого, правду Ярославичей, устав Владимира Мономаха. Это защита жизни и имущества дружинников, положение феодальнозависимых людей, обязательственное и наследственное право.

Терминология:

«Киево-Печерский патерик» - жизнеописание Киево-Печерского мужского монастыря.

Мстислав и Редедя - Мстислав, тмутараканский князь. Победил в поединке богатыря князя когосов Редедю в 1022 году.

Политеизм – многобожие.

Монотеизм – единобожие.

Жития - биографии духовных и светских лиц, канонизированных православной церковью.

Риторика - наука об ораторском искусстве.

Трактат - научное сочинение по отдельно взятой, теме.

Иконография - строго установленная система изображения снятых и культовых сцен на иконах.

Абсида (апсида) - алтарник выступ в храмах.

 



КУЛЬТУРА НОВГОРОДА И ПСКОВА.

Великий Новгород считается источником русской народности, откуда вышел весь быт русской жизни. Географическое положение Новгорода избавило его от непосредственного давления русских князей, претендовавших на главенство над Русью и от участия в княжеских раздорах. Густые леса и болота, окружавшие Новгород, спасли его от татарского нашествия, близость к водным бассейнам способствовали оживлённой торговле с удельными князьями и европейским западом. Владения Новгорода простирались от Ледовитого океана и до Урала.

Несмотря на то, что вече считалось в Новгороде верховным органом, тем не менее, боярство и церковная власть обладали большой силой. Установление в Новгороде республиканского строя сказалось и на искусстве архитектуры. Церкви стали центром общественной жизни, местом хранения имущества, в культовом строительстве наметилось Формирование местных архитектурных и художественных школ. Возник новый тип храма - четырёхстолпный кубический храм с тремя абсидами и одним куполом. Лаконизм и суровая простота свойственны сооружениям Новгорода XII века, это Николо - Дворищенский собор, собор Рождества Богородицы Антониева монастыря, Георгиевский собор Юрьева монастыря, которые поражают богатырской мощью внешнего облика. Со второй половины XII века новгородское зодчество претерпевает значительные изменения: храмы становятся более контактными, отличающимися простотой внешнего облика ее скупым декором и ясной конструкцией. Это церковь Благовещения, Петра и Павла на Синичьей горе, церковь Георгия в Старой Ладоге.

Чрезвычайно интересна монументальная живопись Новгорода XII -XIII веков. Она свидетельствует об упорных творческих исканиях и широких культурных связях с другими странами. Если фрески Софии Новгородской тесно связаны с живописью византийского киевского круга, то фрески Рождества Богородицы Антониева монастыря указывает на связь с романской живописью. Своё оригинальное лицо новгородская живопись обретает в XII веке: это конкретность трактовки священных событии, выразительность образов святых, священнослужителей, пророков, например «Чудо Георгия о змие».

Особый раздел древнерусской живописи домонгольского периода представляет иконопись. Под кистью новгородских иконописцев возникают образы, исполненные подлинного величия, например, «Устюжное Благовещение», «Спас Нерукотворный», «Успение», «Ангел Златые власы».

Монгольское нашествие XIII века нанесло огромный урок русской культуре, но Новгород и Псков не пострадали. В XIII - XV веках роль Новгорода, как торгового центра, стала ещё более значительной - торговали с Византией, Астраханью, стали партнёрами Ганзейского союза.

 

Чрезвычайно интересны литературные произведения, возникшие в Новгороде в XIII- XV веке. Это дружинная повесть об Александре Невском с подробным описанием Невской битвы и «Ледового побоища» (переработана в «Житие Александра. Невского»), а также о псковском князе Довмонте, которые говорят о демократизации культуры. Это подтверждает и огромное количество берестяных грамот разного назначения: хозяйственные записи, долговые расписки, письма, учебные тетради, обнаруженные при раскопках в Новгороде. Это подтверждает наличие большого количества грамотных в Новгороде и даёт представление о методах обучения в школах того времени не только в Новгороде, но и за его пределами.

Новгородские зодчие и художники опираются в своих исканиях на широкие народные традиции, перерабатывая их и приспосабливая для выражения своих собственных художественных идей. Местоположение Новгорода и его богатства способствовали тому, что сюда устремлялись мастера издалёка, так большой вклад в развитие новгородской живописи внёс византийский художник Феофан Грек. Он приехал в Новгород сложившимся мастером, но здесь в полной мере раскрылись самобытность и мощь его творчества в свободном обращении с иконографическими традициями, виртуозностью исполнения и интересом к эмоциональному миру человека, его внутреннему содержанию. Его лучшие работы находятся в церкви Спаса на Ильине улице, позднее работал также в Москве на оформлении Кремлевских соборов.

С XIII века оживляется строительная деятельность с развитием нового стиля в зодчестве, с классической ясностью пропорций, с нарядностью внешнего убранства. Это церковь Фёдора Стратилата на Ручью, Спасо-Преображенский собор, церковь Петра и Павла в Кожевниках. Кроме того, в XIV веке в Новгороде и Пскове начинается строительство мощных крепостных стен - Кремлей. Так в Пскове длина кремлёвских стен составляла 9 километров.

В XV веке в Новгороде и Пскове начинается подъём в развитии древнерусской живописи, свидетельствующей о глубоком постижении мира, о расширении круга идей, о выходе за рамки религиозной тематики, о новых чувствах и переживаниях. В новгородскую иконопись врывается стихия сказочности и ярких радостных красок, взятых у народного творчества. Это святой Георгий, поражающий дракона - радостный рассказ о прекрасном юном витязе, борющемся против сил коварства и зла, идея самопожертвования в иконе «Чудо о Флоре и Лавре». Обострение взаимоотношений между Новгородом и Москвой вызвало появление исторической иконы «Битва Суздальцев с новгородцами», кроме того, традиционные композиции новгородские мастера наполняют бытовыми подробностями: изображают пейзаж, животных, архитектуру, реально существующих людей как, например, в иконе

«Молящиеся новгородцы». Широкое распространение получило искусство миниатюры с тератологическим орнаментом, близким плоской деревянной резьбе. Процветает искусство шитья, резьба по дереву и кости, прикладные искусства по изготовлению украшений.

Культура Пскова не обладала большим своеобразием в отличии от культуры Новгорода, в храмовых и в гражданских постройках просматривалась скромность, сдержанность, суровость, иконография отличалась демократичностью и экспрессией в толковании сюжета иконы, например, «Параскева Пятница» или «Дмитрий Солунский». Но псковские строители обладали большим авторитетом в возведении храмов, и их приглашали для строительства соборов в московском Кремле.

Кроме берестяных грамот, обнаруженных в Новгороде, есть многочисленные сведения о существовании училищ для детей и учителях-«книжниках», которые встречаются в книгах о житии русских святых. Такие училища, как правило, существовали при церквях, где начинали обучение с 7 лет и учили чтению, письму, счёту и церковному пению. Крупнейшими центрами книжности были монастыри, где существовали книгописные мастерские и библиотеки, особенно в северной части Новгородской республики: Кириллово-Белозерском и Соловецком монастырях.

В XIV веке сложились новгородские былины о Василии Буслаеве и Садко, отразившие богатство и могущество Великого Новгорода в период его самостоятельности. В этот же период оформляется новый жанр устного народного творчества - историческая песня, где в отличии от былинного эпоса исторические события передаются более близкими реальности, хотя сюжет и герои могут быть вымышленными.

Терминология:

Лаконизм - краткость, чёткость в выражении мысли, изображения и т. д.

Экспрессия - выразительность, сила проявления (чувств, переживаний).

Тератологический орнамент - изображение фантастических существ.

 

 



Дата: 2018-12-28, просмотров: 266.