В соответствии со ст. 24 Закона № 131-ФЗ отзыв влечет прекращение полномочий избранного лица как депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, но не нарушает установленного Конституцией РФ статуса этого лица как гражданина.
Институт отзыва впервые был закреплен еще в советский период - в 1917 г. декретом ВЦИК от 23 ноября 1917 г. «О праве отзыва делегатов». Он предусматривался Конституцией СССР 1936 г. В последующем был принят Закон СССР (от 30 октября 1959 г.) «О порядке отзыва депутата Верховного Совета СССР» и Закон РСФСР (от 26 ноября 1959 г.) «О порядке отзыва депутата Верховного Совета РСФСР». В СССР и в союзных республиках были приняты также законы, предусматривавшие отзыв депутатов местных советов. В 1970-1980 гг. институт отзыва в СССР в отличие от 1930-х гг. обрел декларативный характер и практически не использовался.
В Конституции РФ 1993 г. институт отзыва не предусмотрен. Соответствующего закона нет и на федеральном уровне. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ обладают свободным мандатом, т.е. не связаны с наказами избирателей, и граждане РФ не обладают возможностью отзыва депутата за невыполнение наказов избирателей.
Однако этот институт был предусмотрен законами ряда субъектов РФ на региональном и местном уровне. Субъекты Федерации осуществляли правовое регулирование в этой сфере самостоятельно. Институт отзыва был включен в уставы многих муниципальных образований. Правовой основой этого явились положения, содержащиеся в подп. 9 п. 1 ст. 8 и в п. 5 ст. 18 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Установление в законах субъектов РФ института отзыва выборных лиц до принятия такого федерального закона не нарушает предусмотренного Конституцией России разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов и не может квалифицироваться как ограничение прав и свобод человека и гражданина.
Правовой основой этих законов послужили нормы Конституции РФ. В частности, в ч. 1 ст. 77 закреплено право субъектов Федерации устанавливать систему органов государственной власти самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Это значит, что субъект РФ в отсутствие федерального закона об общих принципах организации системы органов государственной власти вправе учредить институт отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, рассматриваемый им в качестве одной из форм непосредственной демократии. Однако принятый в опережающем порядке акт субъекта Федерации после издания федерального закона должен быть приведен в соответствие с ним. По смыслу этой части статьи депутаты представительных органов власти на местном уровне обладают императивным мандатом. У населения муниципального образования имеется возможность использовать институт отзыва.
Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления как институт непосредственной демократии представляет собой форму ответственности депутата, выборного должностного лица перед населением, содержанием которой является возможность досрочного прекращения полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица по воле избирателей[4].
Отзыв влечет прекращение полномочий избранного лица как депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
Институт отзыва расширяет возможности населения муниципального образования по влиянию на деятельность выборных органов местного самоуправления, служит гарантией в форме установления позитивной юридической ответственности депутатов, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
Инициатива отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления принадлежит населению муниципального образования в порядке, предусмотренном для проведения местного референдума. Депутат получает свои полномочия от избирателей, и отзыв народных избранников может осуществляться только избирателями.
Законы субъектов РФ предусматривают более широкий круг субъектов, имеющих право инициативы отзыва.
Инициаторами возбуждения вопроса об отзыве депутата, выборного должностного лица местного самоуправления законы субъектов РФ признают:
1) гражданина (Хабаровский, Алтайский края, Саратовская, Оренбургская, Тюменская области);
2) группу граждан (Алтайский, Красноярский края, Нижегородская, Тюменская области);
3) группу депутатов (Нижегородская область);
4) избирательные объединения (Волгоградская, Тамбовская, Пермская" Оренбургская, Челябинская области, Красноярский край);
5) представительный орган местного самоуправления (Амурская, Тюменская области, Красноярский край).
В большинстве субъектов РФ приняты специальные законы, регулирующие порядок отзыва выборных лиц местного самоуправления. В ряде субъектов Федерации, порядок отзыва регламентируется кодексами о выборах, референдуме, в которые инкорпорированы нормы о порядке отзыва депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления (Алтайский край).
Законы субъектов РФ подробно определяют порядок назначения голосования по отзыву, образования участков голосования, составления списков участников голосования, деятельности комиссии по проведению голосования; гарантии для участников кампании по отзыву депутата; порядок проведения агитации и финансирования в период кампании по отзыву; порядок голосования по отзыву, подсчета голосов участников голосования и обработки итогов голосования, а также порядок обжалования решений и действий, связанных с голосованием по отзыву и ответственность за нарушение прав граждан на участие в мероприятиях и голосовании по отзыву.
В ряде постановлений Конституционного Суда РФ: от 7 июня 2000 г. о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; от 2 апреля 2002 г. о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления» и Закона Корякского автономного округа «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе» Конституционный Суд отмечал, что отзыв как одна из форм непосредственной демократии не должен использоваться для дестабилизации выборных институтов власти и в конечном счете самой демократии. Следовательно, законодатель, если он вводит институт отзыва, обязан предусмотреть общие принципы механизма отзыва, с тем чтобы не был искажен сам смысл выборов. В силу этого облегченная процедура отзыва недопустима.
2. Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура их отзыва устанавливаются уставом муниципального образования.
По смыслу Конституции РФ основанием для отзыва депутата не могут служить его политическая деятельность, позиция при голосовании и т.п. Основаниями для отзыва указанных лиц могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие), что должно быть установлено в судебном порядке.
Иное решение этого вопроса закреплено в законодательстве субъектов РФ. Так, Законом «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Красноярском крае» от 21 октября 1997 г. установлено, что одним из оснований досрочного прекращения полномочии депутата является уклонение от выполнения депутатских обязанностей, выразившееся в систематическом отсутствии без уважительных причин на заседаниях представительного органа или постоянных и временных органов, членом которых депутат избран. Решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа местного самоуправления в подобной ситуации принимается представительным органом голосами не менее 2/3 от их общего, установленного для представительного органа числа. Подобное решение может быть принято при условии применения ранее к данному депутату иных мер дисциплинарного характера. Полномочия депутата прекращаются со дня, определяемого решением представительного органа местного самоуправления.
В большинстве субъектов РФ основанием отзыва депутата выступает утрата доверия. Так, согласно Закону Красноярского края депутат представительного органа местного самоуправления, избранный на основе мажоритарной системы по одномандатным избирательным округам, не оправдавший доверия избирателей, может быть отозван по решению избирателей. Утрата доверия в данном случае выражается в невыполнении депутатских обязанностей, нарушении Конституции РФ, федеральных законов, законов края или устава муниципального образования. При этом основания отзыва депутата представительного органа могут быть конкретизированы в уставе муниципального образования. Также отсылают по данному вопросу к уставам муниципальных образований Законы Белгородской и Оренбургской областей, в которых не конкретизируется понятие "утрата доверия".
Согласно Закону Тамбовской области утрата доверия населения выборным должностным лицом выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении последним возложенных на него полномочий по решению вопросов местного значения, а также в совершении действий, не достойных звания выборного должностного лица местного самоуправления.
Представитель, в отношении которого возбуждается вопрос об отзыве, вправе представить свои объяснения в устной или письменной форме по поводу обстоятельств, послуживших основанием для постановки вопроса об его отзыве. Ему должна быть обеспечена возможность лично присутствовать на собрании избирателей. В связи с этим дата проведения собрания, предложенная инициатором, может быть изменена в случае невозможности участия в нем депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица по причине болезни, нахождения его в отпуске или служебной командировке, участия в другом собрании избирателей в связи с его отзывом, а также в связи с его участием в работе представительного органа местного самоуправления.
Основаниями отзыва также могут быть невыполнение или ненадлежащее выполнение выборным лицом своих полномочий, нарушение законодательства и нормативно-правовых актов местного самоуправления, в том числе устава муниципального образования, положения о статусе соответствующего выборного лица, положения о депутатской этике. К примеру, Воронежским городским муниципальным Советом принято постановление «О правилах депутатской этики» (1998 г.).
Полномочия депутата прекращаются со дня официального опубликования результатов голосования.
Итоги голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, итоги голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования и принятые решения должны быть официально опубликованы (обнародованы) в средствах массовой информации.
Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Для изменения границ муниципального образования в ряде случаев, а также преобразования муниципального образования требуется согласие жителей, выявляемое посредством голосования. Закон от 6 октября 2003 г. (ст. 12, 13, 24) определил, что данное голосование назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным и региональным законодательством о референдумах для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных законом. Таким образом, волеизъявление граждан по названным вопросам выявляется посредством процедуры местного референдума, но с рядом особенностей.
Особенности эти таковы. Во-первых, не действует запрет проведения агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности. Во-вторых, не действуют положения, определяющие обязательную силу решения референдума.
Голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования. Итоги голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования
В случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", в целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории.
Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации". При этом положения федерального и регионального закона, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме, не применяются.
Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования.
Итоги голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, итоги голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Сход граждан
Согласно ст. 25 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.
Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации.
Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным.
На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.
Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.
Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенных уставом поселения.
Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Дата: 2019-02-02, просмотров: 203.