Тема 14 Кризис советской политической системы. Курс на Перестройку М. Горбачева (1985 – 1991 гг.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. «Новое политическое мышление» в международных отношениях.

2. Перестройка в экономической области и ее провал.

3. Перестройка в политической области, распад КПСС и СССР.

 

Тема 15. Российская Федерация в 1991 – начале 2000-х гг.

1. Формирование новой Российской государственности.

2. Экономические преобразования и социальное развитие.

3. Внешняя политика: приоритеты и направления.

 

Контрольная работа 1

 

1 . Первая попытка создания обобщающего труда по истории России была предпринята В.Н. Татищевым в эпоху …

А) революционных потрясений начала XX в.,

Б) буржуазных реформ Александра II,

С) Петра I,

Д) Ивана IV.

 2. Подход, в соответствии с которым российская история рассматривалась как часть общеевропейского исторического процесса, был характерен для историков …

А) западников,   Б) славянофилов, С) монархистов,   Д) народников.

 3. К истории Киевской Руси относится …

А) закрепощение крестьян,

Б) разгром Хазарского каганата,

С) оформление сословно-представительной монархии,

Д) введение Юрьева дня.

 4. Крупным княжеством Северо-Восточной Руси являлось …

А) Новгородское,                   Б) Владимиро-Суздальское,

С) Галицко-Волынское, Д) Черниговское.

 

Свод законов Древней Руси назывался:

А) Судебник, Б) Русская правда, С) Стоглав, Д) Соборное уложение.

 6. Важнейший политический центр периода раздробленности:

А) Черниговское княжество, Б) Рязанское княжество,

С) Новгородская земля,        Д) Смоленское княжество.

 

 

7. Подавив восстание в Твери, право на сбор дани для Золотой Орды получил князь …

А) Иван Калита, Б) Иван Красный, С) Василий I,  Д) Симеон Гордый

 

8. Укажите правильное соответствие между событием периода XIII – XV вв. и именем русского князя:

А) Ледовое побоище,                             1) Дмитрий Донской,

Б) Куликовская битва,                           2) Иван III,

С) Стояние на р. Угре.                           3) Александр Невский.

 

9. Введение монотеистической религии у славян связано с датой …

А) 980 г.,                                      

Б) 988 г.,

С) 945 г.,             

Д) 882 г.

 

10. Укажите соответствие между датой и событием периода борьбы с иноземными захватчиками XIII – XV вв.:

А) 1243 г.,                        1) Куликовская битва,

Б) 1237 г.,                         2) Начало нашествия Батыя на Русь,

С) 1380 г.                         3) Создание государства Золотая Орда.

 

11. Установите соответствие между термином, характеризующим взаимоотношения между Русью и Золотой Ордой, и его определением:

А) Ярлык,                        1) Правитель Золотой Орды,

Б) Выход,                         2) Ханская грамота, подтверждающая право на великое княжение,

С) Хан. 3) Дань в пользу Золотой Орды.

 

12. С возвышением и укреплением Московского княжества связано имя …

А) Всеволода Большое Гнездо, 

 Б) Дмитрия Донского,

С) Владимира I,        

Д) Александра Невского.

 

13. Для русских земель в домонгольский период политической раздробленности было характерно …

А) начало промышленного переворота,

Б) создание мануфактурного производства,

С) расцвет культуры,

Д) оформление самодержавия.

 

14. Политическое развитие Древней Руси второй половины XII в. характеризует понятие:

А) сословно-представительная Б) просвещенный абсолютизм, монархия,

С) раздробленность,                  Д) самодержавие.

 

Прочтите отрывок из статьи Н.П. Огарева и напишите, как назывались участники общественного движения, о которых говорится в отрывке.

«Донесение <Следственной комиссии> уверяет, что и Рылеев смотрел на Пестеля как на честолюбца и боялся, чтобы он не сделался Наполеоном... Пестель и Сергей Муравьев-Апостол были реалисты; как ни мало было надежды на успех восстания, но все же, если уже восстание было решено обществом, то им хотелось, чтобы были приняты действительные меры... Если заговор мог иметь какой-нибудь успех, то только при таком практическом взгляде на вещи».

Ответить «Да», «нет».

1) на рубеже XIX—XX вв. Россия в экономическом и политическом отношениях принадлежала к той же группе стран, что Англия и Франция;

2) период с 1861 по 1900 г. для России был временем стабильного экономического подъема на основе индустриализации;

3) аграрно-крестьянский вопрос в России заключался малоземелье малопроизводительности крестьянских хозяйств, в коллективных формах землевладения

17. Про­чти­те от­ры­вок из очер­ка ис­то­ри­ка Л.Г. За­ха­ро­вой и ука­жи­те имя им­пе­ра­то­ра, о ко­то­ром идёт речь.

«[Им­пе­ра­тор] встал на путь осво­бо­ди­тель­ных ре­форм не в силу своих убеж­де­ний, а как во­ен­ный че­ло­век на троне, осо­знав­ший “уроки” Крым­ской войны, как им­пе­ра­тор и са­мо­дер­жец, для ко­то­ро­го пре­вы­ше всего были пре­стиж и ве­ли­чие дер­жа­вы».

1) Алек­сандр II

2) Алек­сандр III

3) Ни­ко­лай II

Ответить «Да», «нет».

1) Николай II, понимая необходимость социально-политических перемен, при вступлении на престол обещал начать конституционные преобразования;

2) рабочий вопрос в конце XIX — начале XX в. обострился в связи с ростом численности пролетариата, отсутствием специального рабочего законодательства, тяжелыми условиями труда и быта пролетариата России;

3) по примеру западноевропейских стран рабочее движение в России в начале века было поставлено под жесткий контроль правительства и надежно защищало его от влияния революционных идей;

4) в целом в начале XX столетия в России созрели предпосылки политических и социально-экономических реформ, но, по заявлению Николая II, их осуществлению мешала сложная международная обстановка.

19. Из письма историка М.Н. Погодина. «Свобода! Вот слово, которое должно раздаваться на высоте самодержавного русского престола!.. Дайте полякам конституцию, то есть позвольте им сочинить себе конституцию, которую они уже имели и которую, верно, будут сочинять несколько лет… Простите наших политических преступников, которые, верно, возвратятся тихими агнцами и провозвестниками порядка и спокойствия. Объявите твердое намерение освободить постепенно крестьян… Облегчите цензуру под заглавием любезной для Европы свободы книгопечатания, которая, без всякого ущерба власти, обогатит вас нужными сведениями, наделит разнообразными советами, доставит полезные предлоги для будущих внешних отношений и приведет в движение русский ум, упавший почти до точки замерзания». 

Ответьте на вопросы

1. Укажите имя и годы царствования императора, к которому обращены слова автора письма.

2. Какие преобразования автор письма предлагает провести императору? Назовите не менее трех предложений.

 3. Как и почему историками был назван период правления указанного императора? Приведите не менее двух положений.

20. Определите, какие две главные задачи решало Советское правительство в тылу в первые дни войны. Укажите не менее двух примеров решения этих задач.

«Первые же дни войны поставили перед Советским правительством в тылу две основные задачи – организацию эвакуации из оккупированной зоны и прифронтовой полосы и перестройку экономики на военный лад. 24 июня 1941 г. был создан Совет по эвакуации. Были намечены основные направления перестройки экономики: 1) эвакуация из прифронтовой полосы на восток промышленных предприятий, материальных ценностей и людей; 2) переход заводов и фабрик гражданского сектора на выпуск боевой техники. Например, Ленинградский завод имени Кирова и Харьковский завод по производству дизелей были слиты с Челябинским тракторным для выпуска танков («Танкоград»). Такие же предприятия сложились в Поволжье и Горьковской области; 3) ускоренное строительство новых промышленных объектов. Только за первый год войны было возведено 850 заводов разного профиля, шахт, рудников и т.д. Для организации производства предпринимались чрезвычайные меры – с 26 июня 1941 г. для рабочих и служащих вводились обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1 до 3 ч. в день, рабочий день для взрослых увеличивался до 11 часов при шестидневной рабочей неделе, отпуска отменялись. В декабре 1941 г. все работники военных производств объявлялись мобилизованными и закреплялись для работы на данных предприятиях.

21. Прочтите отрывок из исторического источника и крат­ко ответьте на вопросы

Ответы предполагают использование информации из источника, а также при­менение исторических знаний по курсу истории соот­ветствующего периода.

Из мемуаров Г.К. Жукова

«Перебрав все возможные варианты, мы решили предложить И.В. Сталину следующий план действий: пер­вое — ак­тив­ной обо­ро­ной про­дол­жать из­ма­ты­вать про­тив­ни­ка, вто­рое — при­сту­пить к под­го­тов­ке контр­на­ступ­ле­ни­я­ми, чтобы на­не­сти про­тив­ни­ку... такой удар, ко­то­рый резко из­ме­нил стра­те­ги­че­скую об­ста­нов­ку на юге в нашу поль­зу...

При оцен­ке про­тив­ни­ка мы ис­хо­ди­ли из того, что фа­шист­ская Гер­ма­ния уже не в со­сто­я­нии вы­пол­нить свой стра­те­ги­че­ский план 1942 года. Тех сил и средств, ко­то­ры­ми к осени 1942 года рас­по­ла­га­ла Гер­ма­ния, не хва­тит для за­вер­ше­ния задач ни на Се­вер­ном Кав­ка­зе, ни в рай­о­не Дона и Волги...

Ге­не­раль­ный штаб на ос­но­ве дан­ных фрон­тов изу­чил силь­ные и сла­бые сто­ро­ны не­мец­ких, вен­гер­ских, ита­льян­ских и ру­мын­ских войск. Вой­ска са­тел­ли­тов по срав­не­нию с не­мец­ки­ми были хуже во­ору­же­ны, менее опыт­ны, не­до­ста­точ­но бое­спо­соб­ны даже в обо­ро­не. И самое глав­ное — их сол­да­ты, да и мно­гие офи­це­ры не хо­те­ли уми­рать за чужие ин­те­ре­сы на да­ле­ких полях Рос­сии...

По­ло­же­ние про­тив­ни­ка усу­губ­ля­лось ещё и тем, что... у него было очень мало войск в опе­ра­тив­ном ре­зер­ве, не более шести ди­ви­зий, да и те были раз­бро­са­ны на ши­ро­ком фрон­те... Нам бла­го­при­ят­ство­ва­ла и опе­ра­тив­ная кон­фи­гу­ра­ция всего фрон­та про­тив­ни­ка: наши вой­ска за­ни­ма­ли охва­ты­ва­ю­щее по­ло­же­ние...»

 

1. Как называлась битва, о которой идет речь в данном отрывке? Как назывался план боевой операции?

2. Какие фак­то­ры обес­пе­чи­ли успех со­вет­ско­го контр­на­ступ­ле­ния? На­зо­ви­те не менее трёх фак­то­ров.

3. Каково историческое значение победы в этой битве? Укажите не менее трех положений.

22. Ответить на вопросы:

1. Каковы причины, основные задачи и последствия перестройки? Почему «перестройка» закончилась крахом?

2. В чём суть политической реформы, проводимой М.С. Горбачёвым в период перестройки? Что такое демократизация, гласность, плюрализм? Почему начало гласности считают началом разрушения всей социалистической системы? Что изменилось в сознании людей, в духовной культуре общества?

Дата: 2019-02-02, просмотров: 334.