1. «Новое политическое мышление» в международных отношениях.
2. Перестройка в экономической области и ее провал.
3. Перестройка в политической области, распад КПСС и СССР.
Тема 15. Российская Федерация в 1991 – начале 2000-х гг.
1. Формирование новой Российской государственности.
2. Экономические преобразования и социальное развитие.
3. Внешняя политика: приоритеты и направления.
Контрольная работа 1
1 . Первая попытка создания обобщающего труда по истории России была предпринята В.Н. Татищевым в эпоху …
А) революционных потрясений начала XX в.,
Б) буржуазных реформ Александра II,
С) Петра I,
Д) Ивана IV.
2. Подход, в соответствии с которым российская история рассматривалась как часть общеевропейского исторического процесса, был характерен для историков …
А) западников, Б) славянофилов, С) монархистов, Д) народников.
3. К истории Киевской Руси относится …
А) закрепощение крестьян,
Б) разгром Хазарского каганата,
С) оформление сословно-представительной монархии,
Д) введение Юрьева дня.
4. Крупным княжеством Северо-Восточной Руси являлось …
А) Новгородское, Б) Владимиро-Суздальское,
С) Галицко-Волынское, Д) Черниговское.
Свод законов Древней Руси назывался:
А) Судебник, Б) Русская правда, С) Стоглав, Д) Соборное уложение.
6. Важнейший политический центр периода раздробленности:
А) Черниговское княжество, Б) Рязанское княжество,
С) Новгородская земля, Д) Смоленское княжество.
7. Подавив восстание в Твери, право на сбор дани для Золотой Орды получил князь …
А) Иван Калита, Б) Иван Красный, С) Василий I, Д) Симеон Гордый
8. Укажите правильное соответствие между событием периода XIII – XV вв. и именем русского князя:
А) Ледовое побоище, 1) Дмитрий Донской,
Б) Куликовская битва, 2) Иван III,
С) Стояние на р. Угре. 3) Александр Невский.
9. Введение монотеистической религии у славян связано с датой …
А) 980 г.,
Б) 988 г.,
С) 945 г.,
Д) 882 г.
10. Укажите соответствие между датой и событием периода борьбы с иноземными захватчиками XIII – XV вв.:
А) 1243 г., 1) Куликовская битва,
Б) 1237 г., 2) Начало нашествия Батыя на Русь,
С) 1380 г. 3) Создание государства Золотая Орда.
11. Установите соответствие между термином, характеризующим взаимоотношения между Русью и Золотой Ордой, и его определением:
А) Ярлык, 1) Правитель Золотой Орды,
Б) Выход, 2) Ханская грамота, подтверждающая право на великое княжение,
С) Хан. 3) Дань в пользу Золотой Орды.
12. С возвышением и укреплением Московского княжества связано имя …
А) Всеволода Большое Гнездо,
Б) Дмитрия Донского,
С) Владимира I,
Д) Александра Невского.
13. Для русских земель в домонгольский период политической раздробленности было характерно …
А) начало промышленного переворота,
Б) создание мануфактурного производства,
С) расцвет культуры,
Д) оформление самодержавия.
14. Политическое развитие Древней Руси второй половины XII в. характеризует понятие:
А) сословно-представительная Б) просвещенный абсолютизм, монархия,
С) раздробленность, Д) самодержавие.
Прочтите отрывок из статьи Н.П. Огарева и напишите, как назывались участники общественного движения, о которых говорится в отрывке.
«Донесение <Следственной комиссии> уверяет, что и Рылеев смотрел на Пестеля как на честолюбца и боялся, чтобы он не сделался Наполеоном... Пестель и Сергей Муравьев-Апостол были реалисты; как ни мало было надежды на успех восстания, но все же, если уже восстание было решено обществом, то им хотелось, чтобы были приняты действительные меры... Если заговор мог иметь какой-нибудь успех, то только при таком практическом взгляде на вещи».
Ответить «Да», «нет».
1) на рубеже XIX—XX вв. Россия в экономическом и политическом отношениях принадлежала к той же группе стран, что Англия и Франция;
2) период с 1861 по 1900 г. для России был временем стабильного экономического подъема на основе индустриализации;
3) аграрно-крестьянский вопрос в России заключался малоземелье малопроизводительности крестьянских хозяйств, в коллективных формах землевладения
17. Прочтите отрывок из очерка историка Л.Г. Захаровой и укажите имя императора, о котором идёт речь.
«[Император] встал на путь освободительных реформ не в силу своих убеждений, а как военный человек на троне, осознавший “уроки” Крымской войны, как император и самодержец, для которого превыше всего были престиж и величие державы».
1) Александр II
2) Александр III
3) Николай II
Ответить «Да», «нет».
1) Николай II, понимая необходимость социально-политических перемен, при вступлении на престол обещал начать конституционные преобразования;
2) рабочий вопрос в конце XIX — начале XX в. обострился в связи с ростом численности пролетариата, отсутствием специального рабочего законодательства, тяжелыми условиями труда и быта пролетариата России;
3) по примеру западноевропейских стран рабочее движение в России в начале века было поставлено под жесткий контроль правительства и надежно защищало его от влияния революционных идей;
4) в целом в начале XX столетия в России созрели предпосылки политических и социально-экономических реформ, но, по заявлению Николая II, их осуществлению мешала сложная международная обстановка.
19. Из письма историка М.Н. Погодина. «Свобода! Вот слово, которое должно раздаваться на высоте самодержавного русского престола!.. Дайте полякам конституцию, то есть позвольте им сочинить себе конституцию, которую они уже имели и которую, верно, будут сочинять несколько лет… Простите наших политических преступников, которые, верно, возвратятся тихими агнцами и провозвестниками порядка и спокойствия. Объявите твердое намерение освободить постепенно крестьян… Облегчите цензуру под заглавием любезной для Европы свободы книгопечатания, которая, без всякого ущерба власти, обогатит вас нужными сведениями, наделит разнообразными советами, доставит полезные предлоги для будущих внешних отношений и приведет в движение русский ум, упавший почти до точки замерзания».
Ответьте на вопросы
1. Укажите имя и годы царствования императора, к которому обращены слова автора письма.
2. Какие преобразования автор письма предлагает провести императору? Назовите не менее трех предложений.
3. Как и почему историками был назван период правления указанного императора? Приведите не менее двух положений.
20. Определите, какие две главные задачи решало Советское правительство в тылу в первые дни войны. Укажите не менее двух примеров решения этих задач.
«Первые же дни войны поставили перед Советским правительством в тылу две основные задачи – организацию эвакуации из оккупированной зоны и прифронтовой полосы и перестройку экономики на военный лад. 24 июня 1941 г. был создан Совет по эвакуации. Были намечены основные направления перестройки экономики: 1) эвакуация из прифронтовой полосы на восток промышленных предприятий, материальных ценностей и людей; 2) переход заводов и фабрик гражданского сектора на выпуск боевой техники. Например, Ленинградский завод имени Кирова и Харьковский завод по производству дизелей были слиты с Челябинским тракторным для выпуска танков («Танкоград»). Такие же предприятия сложились в Поволжье и Горьковской области; 3) ускоренное строительство новых промышленных объектов. Только за первый год войны было возведено 850 заводов разного профиля, шахт, рудников и т.д. Для организации производства предпринимались чрезвычайные меры – с 26 июня 1941 г. для рабочих и служащих вводились обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1 до 3 ч. в день, рабочий день для взрослых увеличивался до 11 часов при шестидневной рабочей неделе, отпуска отменялись. В декабре 1941 г. все работники военных производств объявлялись мобилизованными и закреплялись для работы на данных предприятиях.
21. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы
Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из мемуаров Г.К. Жукова
«Перебрав все возможные варианты, мы решили предложить И.В. Сталину следующий план действий: первое — активной обороной продолжать изматывать противника, второе — приступить к подготовке контрнаступлениями, чтобы нанести противнику... такой удар, который резко изменил стратегическую обстановку на юге в нашу пользу...
При оценке противника мы исходили из того, что фашистская Германия уже не в состоянии выполнить свой стратегический план 1942 года. Тех сил и средств, которыми к осени 1942 года располагала Германия, не хватит для завершения задач ни на Северном Кавказе, ни в районе Дона и Волги...
Генеральный штаб на основе данных фронтов изучил сильные и слабые стороны немецких, венгерских, итальянских и румынских войск. Войска сателлитов по сравнению с немецкими были хуже вооружены, менее опытны, недостаточно боеспособны даже в обороне. И самое главное — их солдаты, да и многие офицеры не хотели умирать за чужие интересы на далеких полях России...
Положение противника усугублялось ещё и тем, что... у него было очень мало войск в оперативном резерве, не более шести дивизий, да и те были разбросаны на широком фронте... Нам благоприятствовала и оперативная конфигурация всего фронта противника: наши войска занимали охватывающее положение...»
1. Как называлась битва, о которой идет речь в данном отрывке? Как назывался план боевой операции?
2. Какие факторы обеспечили успех советского контрнаступления? Назовите не менее трёх факторов.
3. Каково историческое значение победы в этой битве? Укажите не менее трех положений.
22. Ответить на вопросы:
1. Каковы причины, основные задачи и последствия перестройки? Почему «перестройка» закончилась крахом?
2. В чём суть политической реформы, проводимой М.С. Горбачёвым в период перестройки? Что такое демократизация, гласность, плюрализм? Почему начало гласности считают началом разрушения всей социалистической системы? Что изменилось в сознании людей, в духовной культуре общества?
Дата: 2019-02-02, просмотров: 334.