Ратификация международных договоров РФ.
Ратификация– это утверждение договора высшим органом государственной власти, в результате чего он приобретает обязательную для этого государства силу. В РФ ратификация международных договоров осуществляется в форме федерального закона. Согласно ст. 106 Конституции РФ Государственная Дума России принимает федеральные законы о ратификации международных договоров. После этого закон рассматривается Советом Федерации и им одобряется. Федеральный закон подписывается Президентом России, после чего вступает в силу. Такой закон подлежит опубликованию.
Ратификации подлежат международные договоры РФ:
1. исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом;
2. предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина;
3. о территориальном разграничении РФ с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы РФ, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;
4. об основах межгосударственных отношений по вопросам, затрагивающим обороноспособность РФ, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;
5. об участии РФ в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий РФ или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для РФ (ст. 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»).
Равным образом подлежат ратификации международные договоры РФ, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации.
Участники двустороннего договора обмениваются ратификационными грамотами, грамоты многостороннего договора сдаются на хранение государству-депозитарию.
Недействительность и прекращение международного договора.
Формы и виды признания в МП.
Формы признания
Существуют две формы признания: признание де-факто и признание де-юре.
Признание де-факто — это признание официальное, но неполное. Этой формой пользуются, когда хотят подготовить почву для установления отношений между государствами либо, когда государство считает признание де-юре преждевременным. Так, в 1960 г. СССР признал де-факто Временное правительство Алжирской Республики. Как правило, через некоторое время признание де-факто трансформируется в признание де-юре. Сегодня признание де-факто встречается редко.
Признание де-юре — признание полное и окончательное. Оно предполагает установление между субъектами МП международных отношений в полном объеме и сопровождается, как правило, заявлением об официальном признании и установлении дипломатических отношений. Так, Указом Президента РФ от 26.08.2008 № 1260 Республика Абхазия была признана Россией "в качестве суверенного и независимого государства". МИД Росси было поручено "провести с Абхазской Стороной переговоры об установлении дипломатических отношений и достигнутую договоренность оформить соответствующими документами".
Как специфический вид признания можно рассматривать признание ad hoc (признание на данный случай). Это происходит, когда одно государство вступает с другим государством или правительством в какие-то "разовые" отношения (скажем, защита своих граждан, находящихся в данном государстве) при политике официального непризнания. Такие действия не рассматриваются как признание.
Иногда признание выступает в форме действий, явно свидетельствующих о признании (так называемое "молчаливое признание"). Примерами могут служить установление дипломатических отношений с новым государством, заключение двустороннего договора или продолжение отношений с новым правительством, пришедшим к власти в результате революции.
Однако не рассматривается как признание факт участия не признающих друг друга субъектов МП в одном договоре или одной международной организации (ст. 82 Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера (Вена, 14 марта 1975 г.)). К примеру, согласно ст. 9 Акта международной конференции по Вьетнаму (1973 г.) подписание Акта "не означает признания какой-либо Стороны в том случае, если этого признания не было ранее". Участие в договоре и представительство в международной организации, с одной стороны, и признание, с другой стороны, — правоотношения, регулируемые разными нормами МП.
Виды признания
Различают признание государств и признание правительств.
Признание государств происходит, когда на международную арену выходит новое независимое государство, возникшее в результате революции, войны, объединения или раздела государств и т.д. Основной критерий признания в данном случае — независимость признаваемого государства и самостоятельность в осуществлении государственной власти.
Признание правительства происходит, как правило, одновременно с признанием нового государства. Однако возможно признание правительства без признания государства, например, в случае прихода правительства к власти в уже признанном государстве неконституционным путем (гражданские войны, перевороты и т.п.). Основной критерий для признания нового правительства — это его эффективность, т.е. действительное фактическое обладание государственной властью на соответствующей территории и независимое ее осуществление. В этом случае правительство признается единственным представителем данного государства в международных отношениях.
Особым видом признания правительств является признание эмигрантских правительств или правительств в изгнании. Практика их признания была широко распространена во время Второй мировой войны. Однако эмигрантское правительство часто теряет связь с соответствующей территорией и населением и поэтому перестает представлять данное государство в международных отношениях. В настоящее время признание правительств в изгнании используется редко.
В середине XX столетия широкое распространение получило признание органов сопротивления и национально-освободительных движений. Это признание не было ни признанием государства, пи признанием правительства. Органы сопротивления создавались внутри уже признанных государств, а их полномочия отличались от традиционных полномочий правительств. Как правило, признание органов сопротивления предшествовало признанию правительства и имело задачей представить борющийся за освобождение народ в международных отношениях, обеспечить ему международную защиту и возможность получения помощи.
В настоящее время наблюдается стремление отдельных лидеров национально-сепаратистских движений получить статус органов сопротивления, и, соответственно, права и преимущества, вытекающие из этого.
Правовой режим Арктики.
Арктика — часть земного шара, ограниченная Северным полярным кругом и включающая в себя окраины материков Евразия и Северная Америка, а также Северный Ледовитый океан.
Территория Арктики поделена между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией на так называемые "полярные сектора". Согласно концепции полярных секторов все земли и острова, находящиеся к северу от арктического побережья соответствующего приполярного государства в пределах сектора, образованного этим побережьем и сходящимися в точке Северного полюса меридианами, считаются входящими в территорию данного государства.
Определение границ Арктики в приарктических странах различно. При этом их законодательство о континентальном шельфе, а также экономических или рыболовных зонах распространяется на арктические районы.
СССР закрепил свои права в полярном секторе постановлением Президиума ЦИК СССР от 15.04.1926, в соответствии с которым все земли, как открытые, так и те которые могут быть открытыми в будущем, расположенные между северным побережьем Советского Союза и сходящимися у Северного полюса меридианами, были объявлены территорией СССР. Исключение составляют острова архипелага Шпицберген, принадлежащие Норвегии на основании Договора о Шпицбергене (1920 г.)
После распада СССР права Российской Федерации в Арктике закреплены в Конституции РФ, Законе РФ от 01.04.1993 № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации", Федеральных законах от 30.11.1995 № 187-ФЗ "О континентальном шельфе" и от 17.12.1998 № 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации". В настоящее время разрабатывается федеральный закон "Об Арктической зоне".
Боковые границы полярных секторов не являются государственными границами соответствующих стран. Государственная территория в полярном секторе ограничивается внешним пределом территориальных вод. Однако, учитывая особую значимость полярных секторов для экономики и безопасности прибрежных государств, затрудненность судоходства в этих районах, ряд иных обстоятельств, можно сказать, что на территории секторов действует правовой режим, отличающийся от режима территориальных вод. Приполярные государства устанавливают разрешительный порядок ведения хозяйственной деятельности в районе полярного сектора, правила охраны окружающей среды и т.н.
В последнее время активно развивается сотрудничество арктических государств.
В 1993 г. представители правительств арктических стран приняли Декларацию об окружающей среде и развитии в Арктике. Арктические государства подтвердили свое намерение защищать и сохранять окружающую среду Арктики, признана особая взаимосвязь, существующая между коренными народами и местным населением и Арктикой, и их уникальный вклад в охрану окружающей среды Арктики.
В настоящее время ведутся переговоры о статусе природных ресурсов Северного ледовитого океана. Конвенция по морскому праву 1982 г. позволяет Российской Федерации претендовать на расширенную шельфовую зону Арктики, вплоть до Северного полюса, в секторе от 30 меридиана до 180°, с выходом на остров Врангеля, а также на анклав континентального шельфа за пределами 200 миль в Охотском море.
Кроме того, России для установления суверенных прав на анклав континентального шельфа площадью 56,4 тыс. кв. км в Охотском море необходимо согласовать с Японией использовавшиеся исходные линии отсчета морских пространств. Исходные линии отсчета шельфа должны иметь исключительно российскую принадлежность и не должны начинаться от побережья спорного района, на который претендует Япония. До окончательного урегулирования вопроса о принадлежности островов Курильской гряды Россия не может использовать их в качестве исходных линий для отсчета ширины всех морских пространств, в том числе и континентального шельфа за пределами 200 миль.
Правовой режим Антарктики.
Антарктика представляет собой территорию земного шара южнее 60-го градуса южной широты и включает в себя материк Антарктиду, шельфовые ледники и прилегающие моря.
В конце 1950-х гг. была созвана Вашингтонская конференция для определения режима деятельности в Антарктике. В результате в 1959 г. был подписан Договор об Антарктике (Вашингтон, 1 декабря 1959 г.), в котором участвуют около 40 государств. Этот Договор на конференции государств-участников в 1995 г. был признан бессрочным.
В 1959 г. участники Конференции выдвигали идеи объявления Антарктики общим наследием человечества и предлагали передать в ООН функции по управлению Антарктикой. Однако страны — участницы Договора на это не пошли.
В соответствии с положениями Договора об Антарктике все территориальные претензии государств в Антарктике "замораживаются". Не признавая чьего-либо суверенитета в Антарктике, Договор не отрицает существования территориальных претензий, но замораживает существующие и запрещает предъявление государствами новых притязаний.
Договором установлено, что Антарктика может использоваться только в мирных целях. В Антарктике запрещаются, в частности: создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, испытания любых видов оружия. Кроме того, на территории Антарктики запрещено проведение ядерных взрывов и сброс радиоактивных отходов. Таким образом, Антарктика признана демилитаризованной территорией. Договор, однако, не препятствует использованию в Антарктике военного персонала или оборудования для научных исследований или для любых иных мирных целей.
Для содействия международному сотрудничеству в научных исследованиях в Антарктике производится: обмен информацией относительно планов научных работ в Антарктике; обмен научным персоналом в Антарктике между экспедициями и станциями; обмен данными и результатами научных наблюдений в Антарктике и обеспечивается свободный доступ к ним.
За соблюдением Договора установлен строгий контроль. Каждое государство — участник Договора может назначать своих наблюдателей, которые имеют право доступа в любой район Антарктики в любое время. Антарктические станции, установки, оборудования, морские и воздушные суда всех государств в Антарктике открыты для инспекции.
Наблюдатели и научный персонал станций в Антарктике находятся под юрисдикцией государства, чьими гражданами они являются.
Правовой режим живых ресурсов Антарктики регламентируется также Конвенцией о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (Канберра, 20 мая 1980 г.), согласно которой любой промысел и связанная с ним деятельность проводятся в соответствии со следующими принципами: предотвращение сокращения численности любой вылавливаемой популяции до уровней, ниже таких, которые обеспечивают ее устойчивое пополнение; поддерживание экологических взаимосвязей между вылавливаемыми, зависящими от них и связанными с ними популяциями морских живых ресурсов Антарктики и восстановление истощенных популяций; предотвращение изменений в морской экосистеме, которые являются потенциально необратимыми.
Правительство РФ издало постановление от 11.12.1998 № 1476 "Об утверждении Порядка рассмотрения и выдачи разрешений на деятельность российских физических и юридических лиц в районе действия Договора об Антарктике". В настоящее время разрешения выдаются Росгидрометом по согласованию с МИД России и Минприроды России на основании заявок российских физических и юридических лиц и заключения Ростехнадзора об оценке воздействия планируемой деятельности в районе действия Договора об Антарктике на окружающую среду Антарктики и зависящих от нее и связанных с ней экосистем.
Ответственность в МП.
Совет безопасности ООН.
Совет Безопасности несёт основную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет Безопасности состоит из 15 (пятнадцати) государств, при этом пять постоянных членов (они закреплены в Уставе ООН) – Россия, США, Франция, Англия и Китай – и десять непостоянных членов, которые избираются на два года Генеральной Ассамблеей ООН. Совет Безопасности ООН вправе рассматривать любой вопрос на предмет того, не угрожает ли это международному миру и безопасности. Он вправе рассматривать любой спор между государствами, рекомендовать любую процедуру разрешения спора, вправе применять санкции к нарушителям вплоть до вооружённых сил. Государства ООН могут применять силу к любому – в том числе и третьему – государству. Голосование в Совете Безопасности проходит следующим образом. Должно быть подано «за» девять (9) голосов, включая пять постоянных членов. Если один постоянный член против, то решение считается непринятым. Кроме того, голосование «против» – это называется вето. Однако если кто-то воздержался, то это не считается голосованием «против».
Есть два предложения по реформированию – 1) включить ещё страны на постоянной основе и 2) пусть не одно вето будет, а два государства. Но для этого надо менять Устав ООН, а Устав меняют только с согласия СБ, а СБ против такого изменения Устава.
С учетом его компетенции этот орган ООН решает вопросы, связанные с поступающими жалобами от государств о совершении в отношении них преступлений против мира и безопасности, а также с противодействием терроризму. Совет Безопасности ООН обсуждает на своих заседаниях факты совершения наиболее опасных террористических актов. По всем вопросам он выносит резолюции, положения которых обязательны для государств.
В настоящее время существует проблема, связанная с полномочиями Совета Безопасности ООН в вопросах противодействия терроризму. Вводя санкции против подозреваемых в причастности к терроризму, Совет Безопасности ООН умышленно подменяет органы правосудия и действует не в рамках норм международного права, и часто с нарушением прав человека.
По мере развития международного права Совет Безопасности ООН и Европейский союз начали заниматься такими вопросами, которые в Уставе ООН четко не прописаны, а именно составление черных списков подозреваемых в террористической деятельности.
В соответствии с международными нормами существуют четкие правила: каждый подозреваемый или обвиняемый должен иметь возможность на защиту своих прав, на то, чтобы доказать обратное в ходе справедливого рассмотрения дела. В рамках Совета Безопасности ООН таких процедур не существует, и с этой точки зрения есть противоречия с нормами международного права. Советом Безопасности ООН не соблюдаются нормы отправления правосудия: в частности лиц, включаемых в черные списки, обычно не уведомляют о поступлении запроса и у них нет возможности высказаться, им не сообщается о принятом решении до тех пор, пока они не пересекут границу или не воспользуются счетом в банке. В данном случае они не имеют минимальной возможности доказать свою невиновность перед Советом Безопасности ООН, так же как и вычеркнуть себя из таких черных списков.
Международный суд ООН.
Международный Суд ООН является главным судебным органом ООН. Международный Суд действует на основе Устава ООН и Статута Международного Суда (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.), являющегося неотъемлемой частью Устава. Государства — не члены ООН также могут участвовать в Статуте Международного Суда.
Суд состоит из 15 независимых судей, избранных из числа лиц с высокими моральными качествами, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области МП. При этом в составе Суда не может быть двух граждан одного и того же государства. Члены Суда действуют в личном качестве и не являются представителями государства своего гражданства. Члены Суда не могут исполнять никаких политических или административных обязанностей и не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. При исполнении судебных обязанностей члены Суда пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.
Государства представляют список кандидатур в члены Суда Генеральному секретарю ООН. Члены Суда избираются на раздельных заседаниях ГА и СБ ООН (в Совете для избрания необходимо получить восемь голосов). Срок полномочий судей — девять лет, при этом каждые три года переизбираются пять судей. Кворум образует присутствие девяти судей.
При характеристике правового положения Суда следует учитывать, что стороной по делу, разбираемому Судом, может быть только государство. Физические и юридические лица обращаться в Суд не вправе.
К ведению Суда относятся все дела, передаваемые ему сторонами, и вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими конвенциями.
По общему правилу, юрисдикция Суда факультативна. Иными словами, Суд вправе рассматривать конкретные споры с участием того или иного государства только с его согласия. Однако государства могут делать заявления о признании обязательной юрисдикции Суда по всем правовым спорам, касающимся: толкования договора; любого вопроса международного права; наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства; характера и размера возмещения за нарушение международного обязательства. В этом случае Суд правомочен рассмотреть дело по заявлению одной из сторон.
Международный Суд выполняет свои функции в полном составе, кворум в девять судей достаточен для образования судебного присутствия.
Дела возбуждаются в Суде путем нотификации (объявления) соглашения сторон или письменным заявлением одной из сторон.
Судопроизводство в Суде состоит из двух этапов: письменного и устного. Письменное производство заключается в сообщении Суду и сторонам меморандумов, контрмеморандумов, ответов на них, представлений иных документов и длится, как правило, несколько месяцев. Во время устного этапа Судом заслушиваются свидетели, эксперты, представители сторон, адвокаты и другие участники процесса. Представляет интерес тот факт, что Суд может принимать меры к собиранию доказательств. Так, Суд вправе поручить производство расследования или экспертизы любому лицу или органу по своему выбору.
Разбирательство дела в Суде производится публично, если стороны не просят о проведении закрытых заседаний. После окончания выступлений сторон Суд удаляется на совещание, которое происходит в закрытом заседании. Все вопросы Суд разрешает большинством голосов присутствующих; в случае равенства голосов голос председательствующего является решающим.
По итогам судебного разбирательства выносится решение. В решении указываются имена судей, соображения, на которых оно основано. Решение подписывается Председателем и секретарем Суда и объявляется в открытом заседании. Судьи имеют право на особое мнение.
Решение Суда не имеет характера прецедента, и обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу. Решение Суда окончательно и не подлежит обжалованию, однако может быть пересмотрено на основании вновь открывшихся обстоятельств.
Суд также вправе давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу, по запросу любого учреждения, уполномоченного делать такие запросы в соответствии с Уставом ООН. Суд выносит консультативные заключения в открытом заседании.
Суд решает споры на основании МП и применяет: международные конвенции; международные обычаи; общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; с оговоркой — судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных стран в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.
В настоящее время заявления о признании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН сделали около 50 государств. СССР долгое время отрицательно относился к обязательной юрисдикции Суда и при подписании договоров, предусматривающих возможность обращения для толкования договора в Суд, зачастую делал оговорки о непризнании обязательной юрисдикции. Российская Федерация пересматривает позицию СССР в отношении обязательной юрисдикции Международного Суда ООН и постепенно снимает оговорки СССР.
ГАТТ-94.
Основных успехов политика либерализации достигла в области таможенных пошлин, общий уровень которых в послевоенный период существенно сократился. Сам характер таможенных тарифов обуславливает их либерализацию на широкой международной основе. С этим связано создание соответствующего международного института - Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).
ГАТТ было подписано в Женеве в 1947 г. и вступило в силу 1 января 1948 г. для 23 подписавших его стран и представляло собой многостороннее международное соглашение, содержащее свод правовых норм, на которых основывались торговые отношения меду странами-участницами.
ГАТТ выполняло функции:
· оказание воздействия на государственную торговую политику путем выработки правил мировой торговли;
· форму для урегулирования и либерализации торговых отношений и споров.
В основу правового механизма ГАТТ положены следующие принципы и нормы:
· недискриминация в торговле, которая обеспечивается, с одной стороны, принципом наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных, транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, с другой - национальным режимом, т.е. уравниванием в правах товаров импортного и отечественного производства применительно к внутренним налогам и сборам, а также правилам, регулирующим внутреннюю торговлю;
· использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка;
· прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров;
· взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;
· разрешение торговых споров проведением консультаций и переговоров, а в случае невозможности достижения согласия - рассмотрение споров в специально создаваемых третейских группах.
Структура ГАТТ
· сессия договаривающихся сторон;
· совет представителей;
· комитеты, рабочие группы, органы по урегулированию споров;
· секретариат.
Генеральное соглашение по тарифам и торговле – 1994 года – многостороннее межгосударственное соглашение, занимающее центральное место в правовом регулировании международной торговли товарами. Национальные торгово-политические системы стран-участниц ГАТТ, а теперь ВТО во многом построены на положениях ГАТТ и в этом качестве ГАТТ способствовало формированию единообразного правового поля в мировой торговле. Основные положения ГАТТ выросли из главы IV (Торговая политика), Устава МТО, одобренного 53 государствами одноименной Конференции ООН в Гаване, Куба, 1947-1948 годы. Отказ США ратифицировать Устав МТО сделало ГАТТ единственным многосторонним документом, выполнявшим на протяжении 1948-1994 годов функции многостороннего торгового договора для стран-участниц. Выросший на базе Соглашения организационный межгосударственный механизм (сессии договаривающихся сторон, Совет ГАТТ и другие органы) выполнял на фактической основе роль межгосударственного учреждения по вопросам торговли и являлся организатором многосторонних торговых переговоров. ГАТТ, действовавшее в период 1947-1994 (до учреждения ВТО) получило наименование ГАТТ-1947. В 1995 году Соглашение и институционный механизм ГАТТ вошли в состав ВТО, определив по существу ее организационную и правовую структуру, процедуры и механизм принятия решений. ГАТТ, вошедший в состав ВТО, именуется ГАТТ-1994. ГАТТ-1994 принадлежит к одному из трех основополагающих правовых инструментов ВТО. Это иной в правовом плане инструмент, чем ГАТТ-1947. Принципиальные отличия этих двух документов следующие: ГАТТ-1947 вошел в ВТО с договоренностями о толковании ряда его статей; члены ВТО обязаны привести свое национальное законодательство в полное соответствие с нормами ГАТТ-1994 (ранее ГАТТ-1947 требовал сделать это в максимальной степени совместимой с национальным законодательством); наконец, отдельные соглашения о применении ряда статей ГАТТ-1947 стали обязательными для всех членов ВТО (ранее – только для принявших их стран). Кроме того, ряд функций ГАТТ-1947 перешли к ВТО (разрешение споров, организация многосторонних переговоров и другие).
Текст ГАТТ содержит 38 статей, объединенных в четыре части. Часть I включает положение о режиме наибольшего благоприятствования и положение о взаимных тарифных уступках (статьи I и II). Часть II (статьи III-XXIII) содержит принципы, правила и правовые нормы, регулирующие торгово-политический режим, которым страны-члены должны руководствоваться во взаимных торговых отношениях. Часть III (статьи XXIV-XXXVI) касается, главным образом, вопросов процедурного характера, связанных с деятельностью ГАТТ. Часть IV (статьи XXXVI-XXXVIII) касается условий участия развивающихся стран в ГАТТ.
На протяжении всей своей истории ГАТТ, действуя как международное учреждение, выступало в роли организатора многосторонних торговых переговоров.
ГАТС-94.
Генеральное соглашение по торговле услугами - первое многосторонне межгосударственное соглашение по торговле услугами – важнейший итог Уругвайского раунда. ГАТС содержит принципы, составляющие основу многосторонней правовой системы, регулирующей торговлю услугами. ГАТС имеет 29 статей, объединенных в шесть разделов: - Круг ведения и термины, - Общие обязательства и дисциплина, - Специальные обязательства, - Прогрессивная либерализация обмена услугами, - Процедурные положения, - Заключительные положения. Составной частью ГАТС являются приложения, касающиеся отдельных видов услуг.
ГАТС содержит три блока прав и обязательств:
- собственно ГАТС, в котором сформулированы базисные правовые нормы, относящиеся ко всем видам услуг, а также основные концептуальные определения;
- приложения, касающиеся отдельных отраслевых видов услуг, определяющие как конкретные статьи ГАТС должны применяться в отношении этих видов услуг (морской транспорт, телекоммуникации, финансовые услуги, услуги воздушного транспорта и др.), в частности изъятия по статье II ГАТС (изъятия из режима наибольшего благоприятствования);
- перечни конкретных обязательств стран-членов ВТО в отношении отдельных видов услуг.
Предметом ГАТС являются меры, оказывающие воздействие на торговлю услугами осуществляемые центральными, региональными и местными органами власти, а также неправительственными учреждениями, через которые осуществляется юрисдикция правительства (статья I ГАТС).
Круг ведения ГАТС включает все виды услуг и любые отраслевые направления торговли услугами, исключая услуги, поставка которых вызвана выполнением правительством функций управления. ГАТС регулирует как трансграничную торговлю услугами, так и торговлю ими в пределах национальной территории.
Основные положения ГАТС во многом напоминают ГАТТ, а именно: национальный режим (иностранные поставщики услуг и сами услуги должны пользоваться тем же режимом, что и национальные); режим наибольшего благоприятствования (предполагающий одинаковый режим для всех и отсутствие каких-либо дискриминаций между участниками Соглашения; гласность (вся информация, законы, административные распоряжения, касающиеся регулирования торговли услугами должны публиковаться); постепенная либерализация путем переговоров в рамках всей торговли услугами.
ГАТС предусматривает две группы обязательств, которые берут на себя участники Соглашения: общие (горизонтальные), распространяющиеся на все виды услуг, и конкретные (специфические) в отношении отдельных отраслей, производящих и поставляющих услуги. Обязательства отдельных стран по доступу на рынки суммируются в перечнях их обязательств. Эти перечни являются правовыми обязательствами каждой страны. Они создают правовое поле в отношении каждого из четырех видов поставок услуг. Эти перечни составляют часть Протокола о присоединении страны к ВТО.
В рамках переговоров Уругвайского раунда была разработана классификационная схема видов услуг, могущих быть предметом торговли. Она включает 161 вид услуг. Эта схема лежала в основе конкретных переговоров и на ее основе составлены национальные перечни услуг. Она получила название «Классификационная схема ВТО». В рамках ВТО создан Совет по торговле услугами, в круг ведения которого входят все вопросы действия ГАТС. Новый тур переговоров о либерализации торговли услугами начался в 2000 году.
ТРИПС-94.
В рамках ВТО вопросы прав интеллектуальной собственности регулируются Соглашением ВТО о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (далее – ТРИПС).
Особенностью ТРИПС является то, что часть основных положений отражает нормы, уже содержащиеся в базовых многосторонних конвенциях и соглашениях по правам интеллектуальной собственности, и адекватна им, а часть идет дальше, выходя за рамки этих международных договоров.
ТРИПС делает акцент на правоприменение: то есть мало сказать, что «права на интеллектуальную собственность защищаются в судебном порядке», но нужно обеспечить высокий стандарт такой защиты от правонарушений. В рамках ВТО будет оцениваться эффективность процедур защиты и охраны прав на интеллектуальную собственность.
Степень отражения в ТРИПС основных принципов ГАТТ-94. ТРИПС содержит положения, отражающие основные принципы ГАТТ-94: национальный режим (ст. 3), режим наибольшего благоприятствования (ст. 4), транспарентность (ст. 63). Однако в отношении полного применения этих принципов имеются изъятия, которые соответствуют изъятиям из Бернской, Парижской и Римской конвенций.
Стандарты защиты в ТРИПС. Данное Соглашение имеет целью обеспечить защиту всех традиционных видов прав на интеллектуальную собственность: авторское право, смежные права, права на промышленную собственность, права на закрытую коммерческую информацию.
ТРИПС и авторское право. В отношении авторского права (ст. 9-14) ТРИПС требует соблюдения положений Бернской конвенции, но идет дальше ее положений. Так, компьютерные программы должны обладать такой же защитой, как и литературные произведения. При этом элементы программ должны быть оригинальными.
ТРИПС и смежные права. Обладатели смежных прав имеют право контроля за прокатом, исполнением своих произведений. Они должны быть защищены от несанкционированного тиражирования записей их выступлений или трансляции не менее чем в течение 50 лет.
ТРИПС и товарные знаки (знаки обслуживания). В отношении товарных знаков и знаков обслуживания (ст. 15-21) ТРИПС также идет дальше Парижской конвенции. Так, минимальный срок защиты указанных знаков - не менее семи лет и должен возобновляться. При этом в ТРИПС усилена защита общеизвестных товарных знаков и общеизвестных знаков обслуживания. Владелец зарегистрированного знака имеет исключительное право не разрешать третьим лицам без его согласия в ходе торговли использовать идентичные или подобные обозначения для товаров или услуг. Однако это правило не действует, если идентичное или подобное обозначение существовало ранее, до регистрации знака в какой-либо стране. При неиспользовании зарегистрированного знака в течение трех лет регистрация может быть аннулирована, если не доказаны веские причины неиспользования. Не допускается принудительного предоставления лицензий на использование иностранных товарных знаков.
ТРИПС и промышленные образцы. В отношении промышленных образцов (ст. 25-26) ТРИПС требует, чтобы страны предоставляли защиту новым или оригинальным образцам на 10 лет, в течение которых нельзя без разрешения правообладателя производить и продавать товары, являющиеся копией промышленного образца.
Суды должны иметь полномочия выносить решения о прекращении нарушения прав на интеллектуальную собственность, приостанавливать проникновение пиратских, контрафактных товаров на рынок, прежде чем экономическая ценность нарушаемого интеллектуального права будет значительно уменьшена. Такое приостановление может иметь место в форме не только решения суда по делу, но и определения суда о предварительной, обеспечительной мере. Суды должны иметь полномочия принять решение о возмещении не только прямого ущерба, но и упущенной выгоды.
Кроме указанной компетенции суда национальное законодательство должно предусматривать предотвращение импорта поддельной, контрафактной продукции средствами таможенных органов вплоть до права их конфискации, а правообладатель - иметь возможность добиваться запрета пропуска таких товаров на таможенную территорию страны для свободного обращения, правда, под гарантию или депозит на случай, если жалоба против предполагаемого нарушителя не будет удовлетворена.
ТРИМ-94.
Процесс интернационализации производства, значительно активизировавшийся в 70—90-х годах, оказывает все большее влияние на развитие международной торговли. С развитием международного производственного кооперирования и других форм экономических связей, усиливающих зависимость внешнеторговых потоков от прямых иностранных инвестиций, последние все чаще становились объектом межправительственного регулирования. Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС), условно говоря, состоит из двух основных частей. В первой части оно обязывает страны—члены ВТО не применять в области регулирования иностранных инвестиций меры, препятствующие развитию международной торговли, а во второй части, являющейся, главной с практической точки зрения, называются конкретные меры в этой области. Действие Соглашения распространяется только на инвестиционные меры, связанные с торговлей товарами (регулирование иностранных инвестиций в сфере услуг осуществляется ГАТТ).
В преамбуле Соглашения указывается, что оно призвано “способствовать расширению и постепенной либерализации мировой торговли и облегчению иностранных инвестиций, чтобы ускорить экономический рост всех торговых партнеров, в особенности развивающихся стран-членов, обеспечивая в то же время свободу конкуренции”.
Иными словами, акцент в этом документе делается на содействие развитию иностранных инвестиций и на обеспечение свободной конкуренции, в чем заинтересованы прежде всего и больше всего экономически развитые страны (несмотря на формальную оговорку в пользу развивающихся государств). В соответствии с поставленной целью страны—члены ВТО, как сказано в ст. 2 Соглашения, обязуются воздерживаться от инвестиционных мер, несовместимых с положениями ГАТТ-1994, касающихся национального режима (ст. III) и запрета на применение количественных ограничений в торговле (ст. XI). Имеются в виду обязательные и принудительные меры, применяемые к предприятиям с иностранным капиталом на основании национальных законов или административных распоряжений.
В Приложении к Соглашению содержится “иллюстративный” перечень связанных с торговлей инвестиционных мер, которые рассматриваются как несовместимые с указанными выше нормами ГАТТ. На переговорах о присоединении России к ВТО регулирование иностранных инвестиций рассматривалось дважды (на втором и седьмом заседаниях рабочей группы по присоединению) в связи с представлением соответствующего российского Меморандума и дополнений к нему. В указанных документах констатируется, что действующее в стране законодательство в основном не противоречит положениям ТРИМС и, как правило, не предъявляет иностранным инвесторам особых требований. Вместе с тем, как признают эксперты Министерства торговли РФ, отдельные российские законы все же содержат положения, не совместимые с правилами ТРИМС. Речь идет прежде всего о федеральном законе “О соглашениях о разделе продукции” от 30 декабря 1996 г., где в ст. 7, п. 2 предусматривается обязательство инвестора по “предоставлению российским юридическим лицам при прочих равных условиях преимущественного права на участие в выполнении работ по Соглашению в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве на основе договоров (контрактов) с инвестором”.
Можно сделать вывод, что для полного выполнения требований Соглашения ТРИМС России необходимо изменить не соответствующие ему положения законов и принятые на их основе подзаконные акты, а также избегать в дальнейшем, по крайней мере явно, запрещенных ТРИМС мер, в том числе на уровне субъектов Федерации.
Организация договора коллективной безопасности (ОДКБ).
В начале 1990-х гг. в мире и на территории бывшего СССР резко изменилась геополитическая обстановка. В 1992 г. девять государств бывшего СССР (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан) заключили Договор о коллективной безопасности. Государства обязались разрешать все разногласия мирными средствами. Участники приняли обязательство не вступать в военные союзы или принимать участие в каких-либо группировках государств, а также в действиях, направленных против другого участника. Если одно из государств подвергнется агрессии, это рассматривается как агрессия против всех государств — участников Договора. В случае агрессии против любого государства — члена Договора все остальные обязались предоставлять необходимую помощь, включая военную, а также оказать поддержку в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН. Был создан Совет коллективной безопасности (далее СКБ) в составе глав государств-участников и главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами СНГ.
Однако со временем в Договоре прекратили участвовать Азербайджан, Грузия и Узбекистан. В конце 1990-х гг. было решено обновить международно-правовую базу и структуры коллективной безопасности.
В 2000 г. было принято Соглашение о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности. Оно создало правовую базу для временного пребывания воинских формирований Коллективных сил на территориях участников. Государства могут направлять на территории других государств по их просьбе и по согласованию с ними свои воинские формирования для совместного отражения внешней военной агрессии, проведения совместных контртеррористических операций или учений. Решение о вводе, задачах, составе, численности воинских формирований, местах их дислокации, а также времени их пребывания на территории государства, принимается главами государств — членов СКБ.
Устав Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) был принят 7 октября 2002 г. уже шестью государствами (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан). В 2010 г. в Устав были внесены изменения; сегодня он действует в новой редакции.
В 2002 г. было подписано Соглашение о правовом статусе Организации договора о коллективной безопасности. 2 декабря 2004 г. ОДКБ был предоставлен статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.
В 2006 г. было восстановлено членство Узбекистана в ОДКБ. Однако в июне 2012 г. государство приостановило свое участие в Организации.
В настоящее время органами ОДКБ являются: Совет коллективной безопасности (Совет); Совет министров иностранных дел (СМИД); Совет министров обороны (СМО); Комитет секретарей советов безопасности (КССБ). Постоянно действующим рабочим органом Организации является Секретариат. Функции и порядок работы указанных выше органов регламентируются Уставом ОДКБ, а также отдельными положениями, утверждаемыми Сонетом 2003 г.
Решения Совета, СМИД, СМО и КССБ по вопросам, кроме процедурных, принимаются консенсусом. Порядок голосования регламентируется Правилами процедуры органов Организации, утвержденных Советом в 2004 г.
ОДКБ берет на себя ответственность за обеспечение коллективной безопасности и стабильности в евразийском регионе. Она способна решать задачи как оперативно-тактического, так и стратегического характера. Вместе с тем необходимо радикальное повышение уровня взаимодействия членов ОДКБ в вопросах формирования эффективной и всеобъемлющей системы коллективной безопасности, налаживания равноправного и взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами и международными организациями. В настоящее время в ОДКБ разрабатываются: Стратегия коллективной безопасности, Концепция развития системы коллективной безопасности, а также Система стратегического и оперативного планирования.
Совет Европы.
Совет Европы (СЕ)- одна из старейших международных межправительственных политических организаций на Европейском континенте - был основан в 1969 г. На момент основания в него входили 10 государств-учредителей. Сегодня ни одна из европейских политических структур не имеет такого количества участников - 40 европейских государств являются членами Совета Европы. Совет Европы и Европейский союз (ЕС) - это две различные и по задачам и по составу организации, хотя все 15 государств - членов Европейского союза являются также и членами Совета Европы. Диапазон деятельности СЕ очень широк: он охватывает практически весь спектр проблем, которые находятся сейчас в центре внимания Европейского сообщества: основные права и свободы человека; средства массовой информации и демократия; сотрудничество в области права; местная демократия и трансграничное сотрудничество; охрана окружающей среды и региональное планирование; социальные и экономические вопросы; проблемы молодежи, включая проблемы зашиты детства и семьи; здравоохранение; вопросы образования, культуры и культурного наследия, спорта и др.
Вопросы образования находили отражение в деятельности Совета Европы с самого начала его существования. С разработкой, принятием и открытием к подписанию в 1954 г. Европейской конвенции по культуре и созданием в том же году Фонда культуры, через который главным образом финансируется деятельность Совета Европы по образованию и культуре, начался новый этап его деятельности в образовании. Конвенция определила рамки деятельности СЕ в области образования и стала для него руководством к действию.
Программами СЕ по вопросам образования и культуры руководит Совет по культурному сотрудничеству (Council for cultural cooperation -CCC). Сотрудничество в области образования и культуры в рамках Совета установлено на регулярной основе между 51 страной.
В своих программах и проектах СЕ также уделял большое внимание университетам, помогал решать их проблемы, стимулируя сотрудничество между ними, сбор и распространение информации по этим вопросам и учреждение европейских проектов по высшему образованию. Приоритеты СЕ в этой области включали доступ к высшему образованию, признание эквивалентности дипломов и квалификаций, законодательную реформу в области высшего образования в странах Центральной и Восточной Европы.
В 1995-1997 г.г., основными темами проектов СЕ по образованию были: Европа и среднее образование, образование взрослых и демократическая гражданственность; сотрудничество университетов Европы; программа реформы законодательства о высшем образовании (для новых стран-членов из Центральной и Восточной Европы); изучение языков и европейское гражданство; демократия, права человека и меньшинств и т.д.
Основным органом, через который планируется и осуществляется сотрудничество в области образования в рамках культурного сотрудничества является Совет по культурному сотрудничеству Совета Европы.
Активно участвует в осуществлении сотрудничества в области образования и созданный еще в 1965 г. в структуре Секретариата Центр документации по образованию в Европе. В задачи Центра входят сбор и обработка информации о состоянии и развитии образования в Европе, прежде всего в странах-членах, а также международных нормативных актов по образованию.
Программа деятельности СЕ в области образования на 1998-2000 гг. была принята на январской 1998 г. сессии Совета по культурному сотрудничеству и состояла из пяти крупных проектов по школьному образованию и четырех обширных проектов по организации высшего образования и педагогических исследований.
БРИКС
Меры доверия.
Важную роль в предотвращении угрозы войны играет институт мер доверия. Меры доверия представляют собой систему организационно-правовых мероприятий, осуществляемых в целях снижения военной опасности и обеспечения доверия между государствами.
Начало развития институту мер доверия было положено Соглашением между СССР и США о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны 1971 г. и Соглашением о предотвращении ядерной войны 1973 г., по которым устранение опасности ядерной войны было объявлено целью политики двух великих держав и в случае риска возникновения ядерного конфликта стороны обязались приступать к немедленным консультациям.
Действующая в Европе система мер доверия основана прежде всего на положениях документов СБСЕ и включает в себя широкий комплекс мероприятий — меры по обеспечению взаимодействия и связи между государствами, уведомления о военной деятельности и направление наблюдателей на военные учения и т.д.
Заключительный акт 1975 г., в частности, предусматривает осуществление следующих мер доверия между государствами СБСЕ:
предварительное (за 21 день) уведомление о крупных военных учениях, в которых участвуют свыше 25 тыс. чел.;
обмен наблюдателями на военных учениях; предварительное уведомление о крупных передвижениях войск.
Венские документы СБСЕ 1990 и 1992 гг. существенно расширили как перечень мер доверия, так сферу их применения, и в настоящее время система мер доверия включает в себя новые институты (инспекции на месте, технический контроль и т.д.).
Новым направлением в развитии института мер доверия является концепция открытого неба.
В соответствии с Договором по открытому небу 1992 г. (в силу пока не вступил) государства обязались содействовать большей открытости в их военной деятельности, для чего предоставили друг другу право проводить определенное число наблюдательных полетов невооруженных самолетов над своей территорией. Учреждается также Консультативная комиссия по открытому небу, рассматривающая вопросы по соблюдению Договора.
Европол.
Договором о Европейском Союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г.) было предусмотрено учреждение Европейского полицейского ведомства (Европол). Регламент Совета ЕС утвердил "Соглашение на основе статьи №З Договора о Европейском Союзе об учреждении Европейского полицейского ведомства" (1995 г.), которое вступило в силу после выполнения государствами соответствующих процедур.
Целями Европола объявлены: повышение эффективности деятельности компетентных органов государств — членов ЕС и их взаимодействия в сфере борьбы с терроризмом, нелегальной торговли наркотиками и другими тяжкими формами международной преступности — нелегальной торговлей радиоактивными веществами, контрабандой, торговлей людьми и преступлениями, связанными с автомобилями. С 1997 г. Европол также занимается преступлениями, которые были совершены или могли быть совершены в рамках террористических деяний против жизни, физической неприкосновенности и личной свободы, а также имущественными преступлениями. В дальнейшем Европолу поручается заняться формами преступности или специфическими проявлениями этих преступных форм, внесенными в Приложение к Соглашению (в Приложении указан список прочих тяжких форм международной преступности, которыми мог бы заниматься Европол в дополнение к уже предусмотренным).
В рамках своих целей Европол имеет свои задачи: обеспечить обмен информацией между государствами-участниками; собирать информацию и сведения, обобщать и анализировать ее, незамедлительно информировать компетентные органы государств-участников касающейся их информацией; поддерживать розыскные действия в государствах ЕС путем передачи информации национальным службам; поддерживать автоматизированный сбор информации.
Основным условием эффективного функционирования Европола служит Информационная Система Европола (ЕИС). Она позволяет государствам ЕС децентрализовано хранить и находить информацию об организованных преступлениях и преступниках.
Государства определяют национальную службу, которой поручается соблюдение задач Европола. Национальная служба: поставляет Европолу необходимые информацию и сведения; отвечает на запросы Европола; передает информацию для отражения в автоматизированной информационной системе Европола; выполняет другие функции.
Органами Европола являются: Административный совет; Директор; Финансовый контролер; Бюджетная комиссия.
Административный совет состоит из представителя от каждого государства-члена. Административный совет содействует достижению целей Европола; устанавливает права и обязанности лиц по отношению к Европолу; принимает решение о количестве должностных лиц, которых страны-участницы могут направлять в Европол; участвует в назначении и увольнении Директора и его заместителей; назначает Финансового контролера и следит за исполнением его служебных обязанностей; выполняет другие функции. Административный совет собирается не менее двух раз в год.
Европолом руководит Директор, который после того, как Административный совет выскажет свое мнение, единогласно назначается Советом ЕС на четыре года. Директор отвечает за выполнение задач, возложенных на Европол; текущее управление; управление штатами; прочие задачи, которые возлагаются на него Соглашением или Административным советом.
Директор, его заместители и служащие Европола руководствуются в своей деятельности целями и задачами и не имеют права принимать или требовать распоряжений от правительства, органа власти, организации или от лиц, не принадлежащих Европолу. Директор принимает служащих на работу и увольняет их.
Европол имеет резиденцию в Гааге (Нидерланды).
В рамках Европола на основании Решения Совета от 22 декабря 2000 г. был создан орган — Колледж Европола (КЕПОЛ). Колледж оказывает национальной полиции содействие по повышению уровня знаний об оперативных структурах полиции других стран-членов. Кроме того, КЕПОЛ преследует цель совершенствования взаимодействия полиций и таможенных органов ЕС. Решением от 24 июля 2004 г. Совет предоставил КЕПОЛу права организации в рамках европейского права.
Внутренние воды.
Внутренние воды являются частью территории соответствующего государства. Во внутренние воды входят: водоемы, полностью окруженные берегами одного государства или все побережье которых принадлежит одному государству; акватории портов, очерченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки портовых сооружений; воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета территориальных вод. морские бухты, заливы, лиманы, берега которых принадлежат одному государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль.
Кроме того, внутренними считаются т.н. «исторические воды», перечень которых устанавливается правительством соответствующего государства. К историческим водам относятся воды некоторых заливов (независимо от ширины входа), которые в силу исторической традиции или международного обычая считаются внутренними водами прибрежного государства, например: залив Петра Великого на Дальнем Востоке (ширина входа более ста миль); Гудзонов залив в Канаде (пятьдесят миль) и др. Отечественная доктрина международного права относит к внутренним водам РФ также моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.
Воды портов являются частью внутренних вод прибрежного государства; при этом в качестве берегов рассматриваются наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения (ст. 11 Конвенции 1982 г.). Прибрежное государство определяет порядок доступа в свои порты иностранных судов, устанавливает порты, закрытые для доступа, и т.д. Для посещения открытых портов, как правило, не требуется запрашивать разрешение прибрежного государства или уведомлять об этом. В закрытые порты заход допускается лишь с разрешения прибрежного государства.
Иностранные невоенные суда могут заходить во внутренние воды с разрешения прибрежного государства и должны соблюдать его законы. Прибрежное государство может устанавливать в отношении иностранных судов национальный режим (такой же, какой предоставляется своим судам); режим наибольшего благоприятствования (предоставление условий не худших, чем те, которыми пользуются суда какого-либо третьего государства); специальный режим (например, для судов с ядерными силовыми установками и т.п.).
Прибрежное государство осуществляет во внутренних водах все права, вытекающие из суверенитета. Оно регулирует судоходство и рыболовство; на этой территории запрещено заниматься каким-либо промыслом или научными исследованиями без разрешения компетентных органов прибрежного государства. На деяния, совершенные во внутренних водах на иностранных невоенных судах, распространяется юрисдикция прибрежного государства (если иное не установлено международным договором).
Континентальный шельф.
Континентальный шельф — это затопленная морем часть материковой территории. Согласно Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. под континентальным шельфом понимается морское дно (включая его недра), простирающиеся от внешней границы территориального моря до установленных международным правом пределов, над которым прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки и разработки его природных богатств.
Согласно Конвенции 1958 г. (ст. 1) под континентальным шельфом понимается поверхность и недра морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря до глубины 200 м или за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов, а также поверхность и недра подобных районов, примыкающих к берегам островов. Таким образом, внешней границей шельфа является изобата — линия, соединяющая глубины в 200 м. Естественные богатства шельфа включают минеральные и прочие неживые ресурсы поверхности и недр морского дна шельфа, а также живые организмы «сидячих» видов — организмы, которые в период своего промыслового развития прикреплены ко дну или передвигаются только по дну (раки, крабы и т.п.).
Если на один и тот же континентальный шельф имеют право государства, берега которых расположены друг против друга, граница шельфа определяется соглашением между этими государства, а при отсутствии соглашения — по принципу равного отстояния от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В некоторых случаях споры о разграничении континентального шельфа рассматривались Международным Судом ООН, который и определял границы шельфа.
Права прибрежного государства на континентальном шельфе не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ним. Поскольку морское пространство над континентальным шельфом продолжает оставаться открытым морем, все государства имеют право осуществлять судоходство, полеты, рыболовство, прокладывать подводные кабели и трубопроводы. Вместе с тем установлен особый режим разведки и разработки природных ресурсов. Прибрежное государство имеет право в целях разведки и разработки природных ресурсов шельфа возводить соответствующие сооружения и установки, создавать вокруг них зоны безопасности (до 500 м). Осуществление прав прибрежного государства не должно ущемлять прав судоходства и других прав иных государств.
Процедура заключения международного договора
Право заключать международные договоры (договорная правоспособность) — важнейший элемент международной правосубъектности, необходимый атрибут основных субъектов международного права, прежде всего государств. Каждое государство обладает правоспособностью заключать международные договоры. Правоспособность международных организаций заключать договоры регулируется правилами соответствующей организации.
Заключение международного договора представляет собой процесс, состоящий из ряда последовательных стадий, главные из которых — согласование текста договора и различные способы выражения согласия сторон на обязательность договора. Они в свою очередь состоят из ряда подстадий, таких, как подписание, ратификация, утверждение, присоединение, и др. Не обязательно, чтобы каждый договор проходил все подстадии, но любой договор проходит стадию согласования текста и ту или иную форму, в которой выражается согласие государства или международной организации на обязательность договора. Особенности порядка и стадий заключения международных договоров определяются как содержанием договора, так и составом его участников. Например, международные организации не применяют ратификацию.
Государства заключают международные договоры в лице своих высших государственных органов, установленных в конституциях и других внутригосударственных нормативных актах. Международные организации заключают договоры через свои компетентные органы, указанные в их уставах или других нормативных актах этих организаций.
Присутствуют 2 основные стадии:
1. Выработка согласованного текста договора (Тункин - «согласование воль государств»).
Обычно, международные договоры проходят обсуждения по дипломатическим каналам перед заключением. Может быть учреждена специальная комиссия для ведения переговоров (состоит из представителей государств, получивших мандат на ведение переговоров или иные действия). Без предоставления разрешений может быть: Президент, Премьер-Министр, Министр Иностранных Дел: только они могут быть участниками без предоставления полномочий. Далее вырабатывается текст договора (до этого – это лишь проект) путём уступок, взаимного компромисса. Вот почему эта стадия ещё называется аутентификация: это т.н. черта, после которой уже нельзя изменять текст. Это закрепляется ещё в парафировании: это проставление инициалов уполномоченных лиц, оно постраничное (в особых случаях – постатейное). Парафирование запрещает дальнейшие изменения.
Вторая форма аутентификации – ad referendum. –: условное подписание, которое нуждается в утверждении (обычно – в правительственном утверждении).
Третья форма – подписание текста договора, который нуждается в ратификации (это голосование, принятие резолюции, приложением к которой является текст договора (это в отношении международных организаций)). Может быть принятие путём голосования:
· абсолютное большинство (больше 50%),
· квалифицированное большинство (2/3, 3/4...),
· на принципах консенсуса (отсутствие возражений, даже если есть воздержавшиеся),
· единогласное (все – ЗА, без воздержавшихся),
· «в пакете» - единогласность – в наиболее важных вопросах, а по остальным можно поступиться.
· окломация (эмоции),
· «ногами» (несогласные выходят).
2). выражение согласия на обязательность данного договора для данного государства.
Формы (подстадии):
¾ подписание,
¾ ратификация,
¾ присоединения,
¾ утверждение,
¾ обмен ратификационными грамотами,
¾ заключения.
1) Подписание – вступает в силу после подписи, если не предусмотрена ратификация. Если же она предусмотрена, то подписание – лишь аутентификация.
2) Ратификация – после неё государства должны будут воздержаться от действий, которые лишают договор объекта и цели.
Принцип альтерната: последовательность подписания (если слева подпись РФ, а справа Франции, то это Русский договор (т.е. на Русском языке)).
Если многосторонний договор, то государства располагаются в алфавитном порядке (может быть в первой строке подпись наиболее заинтересованного государства).
Ратификация – утверждение договора уполномоченным на то органом.
В РФ – через принятие ФЗ (в СССР – президиум ВС), утверждённого Советом Федерации (срок – 14 дней для обязательного рассмотрения, а не по принципу обычного ФЗ, если в 14 дней не рассмотрен, то автоматически на подпись Президенту).
Закон о международных договорах РФ (1995) – перечень договоров с обязательной ратификацией, с ненужной ратификацией.
Должны быть обязательно ратифицированы договоры:
- об основных правах/свободах,
- по вопросам, требующим внесения изменений в федеральное законодательство (силу выше законов, чем закон, имеют только ратифицированные договоры (в случае их коллизии)),
- о территориальном разграничении (например: вопрос о Курилах. Президент может заключить соответствующий договор лишь при условии его ратификации),
- об участии РФ в международных образованиях по которым передаются полномочия РФ.
- по вопросам обороноспособности и сокращения вооружений.
Ратификация имеет 2 стороны:
а) внутреннюю – принятие внутригосударственного акта о ратификации.
б) внешнюю – подписание Президентом ратификационной грамоты, и обмен ими между участниками.
4) Обмен ратификационными грамотами.
Если государство в чём-то несогласно – то оговорка: это официальное заявление государства, в котором оно отменяет или изменяет отдельные положения договора. Оговорка может быть только в письменной форме на любой подстадии выражения согласия на обязательность. Оговорки возможны только к многосторонним договорам.
Режим оговорок:
Если государство А сделало оговорку, то государство Б– возражение на нее, а В – молчит, то :
· между А и Б недействителен весь договор,
· между А и Б недействительна только это положение.
Оговорку можно снять в любое время, при чем согласие возражающих гос-в не требуется.
Оговорки недопустимы:
1. если это предусмотрено в самом договоре
2. оговорки м.б. лишь к статьям №….
3. оговорки м.б. ко всем, кроме …. статей»
4. оговорки недопустимы к объекту и цели договора.
5.«Заключение» - окончательное выражение согласия в любой его форме. После заключения они регистрируются в Секретариате ООН(СТ.102 Устава ООН), т.е. это доведение договора до мировой общественности, а иначе –на него нельзя ссылаться.,
6. Присоединение.: государство не участвовало в разработке договора, он был создан еще до присоединения этого государства.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 245.