Культура в современной России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

https://studme.org/78210/istoriya/kultura_sovremennoy_rossii

Культурное пространство не исчезает с распадом государств и политических режимов. Оно обладает определенной устойчивостью и продолжает развиваться в новых условиях.

Современная культура России органически связана со всеми предшествующими периодами истории нашей страны.

В настоящее время изменились взаимоотношения власти и культуры. Ушел партийно-государственный диктат, исчезла единая система управления культурой, и многие культурные процессы сейчас развиваются автономно.

Государство в постсоветской России взяло на себя функции сохранения и накопления культурного потенциала, поддержки системы образования и наук, а также обеспечения доступности образовательных и культурных учреждений. Однако средств на это катастрофически не хватает, что приводит к коммерционализации и вестернизации культуры.

Образование. В период перемен образование сумело сохранить стабильность и в некоторой мере адаптироваться к новым условиям. В 1992 г. был принят Закон РФ "Об образовании", закрепивший гуманистические принципы. Разнообразной стала сеть учебных заведений, где наряду с обычными общеобразовательными школами активно функционировали гимназии, лицеи, колледжи, частные школы.

С 2000 г. началась новая образовательная реформа, официально именуемая модернизацией системы образования. Она предусматривала, прежде всего, введение единого государственного экзамена по основным предметам школьной программы для выпускников, по результатам которого па конкурсной основе производилось зачисление в вузы.

В 2003 г. Россия присоединилась к так называемому Болонскому процессу, который предусматривает создание единого европейского пространства в системе высшего профессионального образования, где основными принципами являются двухуровневое обучение (бакалавр — магистр), европейская система зачетных единиц (кредиты), академическая мобильность студентов и преподавателей.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", который регулирует не только управленческие и финансово-экономические отношения в сфере образования, но и содержание последнего (в том числе устанавливает требования к образовательным программам и стандартам), а также более подробно прописывает права и ответственность участников образовательного процесса. В соответствии с этим Федеральным законом образование подразделяется на общее, профессиональное, дополнительное образование и профессиональное обучение. Изменена концепция высшего образования. В его систему теперь входят не только бакалавриат, специалитет и магистратура, но и послевузовское профессиональное образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Наука. Российская наука продолжает оставаться в сложном положении в связи с сокращением государственного финансирования и невысокой оплатой труда. Талантливые ученые, не востребованные на родине, уезжают за границу. Ученых поддерживают гранты на исследования различных (преимущественно зарубежных) фондов.

Из выдающихся научных событий необходимо отметить присуждение Нобелевских премий по физике российским ученым Ж. И. Алферову за 2000 г. и А. А. Абрикосову, В. Л. Гинзбургу за 2003 г.

Издательская деятельность и средства массовой информации. Из всех сфер культуры наиболее удачно вписались в рыночные отношения печать и книжное дело. Переход к рынку ликвидировал дефицит бумаги, и самая разнообразная продукция (подчас невысокого художественного качества) заполнила книжные прилавки.

В отсутствии цензуры средства массовой информации, как газетножурнальные, так и электронные, также динамично развиваются, сформировав огромное рекламное пространство для своей деятельности. В 1994 г. начал работу в телеэфире первый негосударственный капал НТВ.

Литература. Для литературы характерно наличие разных жанров, но преобладает постмодернизм (В. Ерофеев "Москва-Петушки", С. Соколов "Школа дураков", появившиеся до начала 1990-х гг.). Из современных российских писателей эти тенденции отражены в творчестве В. Пелевина, Д. Галковского, Ю. Буйда, В. Пьецуха и др.

Успешно продолжали работать литераторы реалистического направления: В. Астафьев ("Прокляты и убиты"), Б. Васильев ("Глухомань"), Г. Бакланов ("Свой человек").

Крупные историко-документальные исследования "Красное колесо" и "Двести лет вместе" опубликовал А. И. Солженицын.

Кинематограф. Тяжелые времена переживало отечественное кино. Сокращение государственной поддержки почти убило российский кинематограф. Экран заполнился голливудской продукцией, как правило, низкосортной. Со второй половины 1990-х гг. положение несколько исправилось. Началось производство отечественных художественных картин, активизировалась фестивальная жизнь, ежегодно стал проводиться Московский международный кинофестиваль, традиционными стали фестивали в Сочи и Выборге. Наибольший интерес зрителей вызвали фильм Н. Михалкова "Сибирский цирюльник" (1999), "Тайны дворцовых переворотов" С. Дружининой (2000—2003).

С 1998 г. Союз кинематографистов возглавил Н. С. Михалков, предложивший программу по выводу кино из кризиса.

Таким образом, развитие культурных процессов в современной России носит противоречивый характер. С одной стороны, это полная свобода самовыражения у творческой интеллигенции, а с другой — трудные условия существования в рыночных условиях при недостаточной финансовой помощи государственных структур.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 214.