II. ВЫБОР ТЕМЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ И ЕЕ УТВЕРЖДЕНИЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Выбор темы ВКР исследования имеет большое значение. Правильный выбор темы и объекта изучения в значительной степени обеспечивает успешное его выполнение.

Многообразие тем ВКР на современном этапе развития системы государственного и муниципального управления можно свести к относительно небольшому числу вариантов, в числе которых:

1) Решение проблем, задач социально-экономического развития регионов (субъектов федерации, муниципальных образований, городских районов и т.п.), в соответствии со специализациями.

2) Совершенствование технологий выработки и принятия решений в государственных и муниципальных учреждениях и предприятиях.

3)  Совершенствование организационной структуры органов государственного и муниципального управления.

Тематика ВКР разрабатывается выпускающей кафедрой, рассматривается и утверждается на заседании кафедры, после чего объявляется студентам.

При выборе темы следует также учесть место прохождения производственной практики. В организации (предприятии), где будет проходить производственная практика, необходимо собрать материал для ВКР.

Тема работы обычно формулируется в следующей логической последовательности.

На первом этапе определяется цель ВКР. В качестве цели могут рассматриваться, например, анализ (оценка), исследование, разработка (проектирование), совершенствование (модернизация, повышение).

На втором этапе необходимо указать объект исследования, в качестве которого могут выступать, например: структура (государственного или муниципального органа, управления, организационная и т.д.); функция (управления, регулирования, организации и т.д.), характеристика (численность, эффективность и т.д.), процесс (государственно-управленческая деятельность, планирование, регулирование, развитие и т.д.), отношения (общественные отношения).

На третьем этапе следует уточнить предмет ВКР. В качестве основного предмета можно указать, например: кадры (государственной службы, государственных (муниципальных) органов, руководящие и т.д.), аппарат (государственного (муниципального) органа, государственный, управления и т.д.), ресурсное обеспечение (информационное, организационно-техническое, финансовое, учебно-научное, методическое, кадровое и т.д.), нормативно-правовая база (законодательство), социально-экономические, политические, правовые, психологические, социологические, исторические и другие аспекты государственного и муниципального управления.

Ориентация ВКР на решение конкретных задач государственного и муниципального управления – одна из важных форм развития самостоятельности и активности у студентов.

Чаще всего поставленная задача (комплекс задач) рассматривается как часть функционирующей в конкретной организации системы государственного и муниципального управления. Главное – тема ВКР должна предусматривать выполнение значительных самостоятельных исследований и проектных работ, соответствовать современному подходу к совершенствованию управленческих и экономических процессов.

Основным критерием при выборе темы ВКР служит научный и практический интерес студента. При выборе темы следует исходить из того, по какой из них студент может наиболее полно собрать материал, широко использовать практику работы государственных и муниципальных организаций и предприятий.

Если одна и та же тема выбрана несколькими студентами, то кафедра оставляет ее только за тем студентом, который наиболее аргументировано обосновал свой выбор.

Перечень тем, предлагаемых кафедрой вниманию студентов, не является исчерпывающим. Каждый студент может заявить тему по своему усмотрению, представив соответствующее обоснование необходимости и целесообразности ее разработки и получив разрешение заведующего выпускающей кафедрой.

Тема ВКР должна быть утверждена заведующим кафедрой по личному письменному заявлению студента.

 

 

III. НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО

 

Назначение научного руководителя выпускной квалификационной работы осуществляется приказом ректора после утверждения тем выпускных квалификационных работ, научных руководителей и баз прохождения практики на заседании выпускающей кафедры.

Официальным научным руководителем может стать любой преподаватель, квалификация которого соответствует предъявляемым требованиям, в том числе являвшийся научным руководителем курсовой работы выпускника.

Один преподаватель может быть руководителем не более восьми выпускных квалификационных работ.

В обязанности научного руководителя входит:

- помощь в формулировании темы выпускной квалификационной работы и составлении плана исследования;

- консультации по проблематике исследования;

- помощь в определении методологического аппарата исследования и обосновании необходимости его применения для решения поставленных задач;

- консультирование по выбору библиографических источников, фактического первичного и/или вторичного материала;

- консультирование в части соблюдения требований профессиональной исследовательской этики и контроль соблюдения этих требований в ходе выполнения и при оформлении текста выпускной квалификационной работы;

- контроль хода выполнения и качества работы;

- информирование о возможном недопуске выпускной квалификационной работы к аттестации в случае несоответствия ее качества требованиям, предъявляемым к работам такого рода, и/или утвержденных плановых сроков;

- соблюдение согласованных сроков проведения консультаций;

- изучение предварительного варианта выпускной квалификационной работы и предоставление замечаний и комментариев;

- контроль качества допускаемой к аттестации выпускной квалификационной работы, в том числе утверждение окончательного варианта перед официальной сдачей на кафедру;

- предоставление консультации по подготовке к устной защите, в том числе замечаний и комментариев по презентационным материалам, предназначенным для демонстрации во время устного доклада;

- предоставление письменного отзыва на выпускную квалификационную работу не позднее 3 дней до назначенной даты публичной защиты;

- информирование о необходимости получения внешней рецензии на выпускную квалификационную работу не позднее 3 дней до назначенной даты публичной защиты;

- уважение прав интеллектуальной собственности автора в случае использования результатов выпускной квалификационной работы в публикациях, научных докладах и т.д.

Научный руководитель имеет право:

- выбрать удобную для него и автора форму взаимодействия, в том числе согласования разработанного плана подготовки выпускной квалификационной работы и установления периодичности личных встреч или иных контактов;

- по результатам каждой встречи требовать корректировки и согласования плана в соответствии с полученными замечаниями и рекомендациями;

- требовать внимательного отношения к полученным рекомендациям и подготовки к встречам;

- отказаться от научного руководства в случае невозможности осуществления контроля качества работы и хода ее выполнения по вине;

- при выставлении оценки принять во внимание соблюдение контрольных сроков сдачи и исполнения согласованных с научным руководителем планов;

- не допустить выпускную квалификационную работу к аттестации, если она неудовлетворительного качества, в том числе содержит существенные содержательные или методологические ошибки, грубо нарушает требования профессиональной этики. В случае недопуска работы к аттестации научный руководитель должен представить заведующему кафедрой письменное заявление не позднее, чем за три дня до защиты. Выпускная квалификационная работа, недопущенная научным руководителем к аттестации, не направляется на рецензирование и автоматически снимается с устной защиты.

IV. ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛОВ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ

 

ВКР выполняется на основе глубокого изучения литературных источников. Подбор и изучение литературы для выполнения исследования является одним из важных этапов работы студента. Литература по теме может быть подобрана студентом при помощи предметных и алфавитных каталогов библиотек. Для этих целей могут быть использованы каталоги книг, указатели журнальных статей, специальные библиографические справочники, тематические сборники литературы, периодически выпускаемые отдельными издательствами.

Для выполнения ВКР студенту рекомендуется использовать следующие источники:

• Федеральные законы;

• Указы Президента Российской Федерации;

• Постановления Правительства Российской Федерации;

• инструктивные и методические указания соответствующих органов исполнительной власти по выбранному объекту исследования.

При выполнении ВКР целесообразно использовать монографии, учебники, учебные пособия, справочники, а также статьи, публикуемые в журналах. Работу над источниками следует начинать с изучения законов РФ, учебников, учебных пособий, а также монографий. Затем изучаются статьи в журналах.

Наряду с указанными литературными источниками могут быть использованы сборники научных трудов, сборники научных статей и материалы научных конференций Международного института рынка и других вузов страны. Далее можно обратиться к материалам Интернет: поискать материалы по названию темы, посмотреть, нет ли электронных вариантов уже выявленных книг, журналов и статей, обратится к специализированным ресурсам по теме.

Для получения более полной библиографии по теме курсовой работы необходимо регулярно просматривать каталоги федеральных библиотек:

- Российская государственная библиотека (РГБ) – www.rsl.ru

- Российская национальная библиотека (РНБ) – www.nlr.ru

- Библиотека Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН) – www.inion.ru

- Библиотека Конгресса США ─ www.loc.gov

- и др.

Полезно ознакомиться и с каталогами местных библиотек:

- Самарская областная универсальная научная библиотека (СОУНБ).– www.lib.smr.ru

- научная электронная библиотека « E -LIBRARY. RU »

- и др.

Сигла – Поиск – www.sigla.ru

А также с каталогами электронных библиотек:

- Библиотека Максима Мошкова – www.lib.ru

- Библиотекарь.РУ – Bibliotekar.ru

- Университетская электронная библиотека in Folio

- и др.

Можно также обратиться к сайтам высших учебных заведений, особенно к специализирующихся по государственному и муниципальному правлению институтам, факультетам и кафедрам, нередко на этих станицах можно найти интересные статьи и монографии. Наконец, можно заглянуть на личные странички отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся в сфере государственного и муниципального управления, они также любят выкладывать свои работы.

Большое значение при работе с литературой и источниками имеет составление соответствующих выписок[1]. Выписки можно делать в специальной тетради, на отдельных карточках, в отдельных файлах на компьютере. Они должны представлять конспект прочитанного, содержать основные события и явления, даты, цифры, имена. Все цитаты обязательно должны сопровождаться полной и точной ссылкой на издание – с выходными данными и указанием номеров цитируемых страниц (соответственно каждой цитате). 

Основные этапы работы с текстом (книгой, га­зетой и т.д.) следующие. На первом этапе проводится предварительный просмотр книги, а именно: ознакомление с аннотацией, оглавлени­ем; беглый просмотр предисловия; просмотр отдельных выводов, разделов и др. На втором этапе, убедившись в том, что по те­матической направленности, языковому и общему содержанию (ог­лавлению) книга подходит, нужно зафиксировать ее выходные дан­ные и количество страниц в книге (для статей – с какой по какую страницу занимает текст статьи) – на карточке или в отдельном каталоге в тетради (в любой библиотеке можно быстро освоить технологию составления текстов карточек или каталогов). На третьем этапе, после внимательного просмотра данных об используемых книгах, нужно рассортировать их в порядке важности для дальнейшей работы.

Решив зафиксировать содержание какой-либо книги, следует выбирать тип письменной фиксации – выписки, тезисы, реферат, аннотация.

1. Выписки. Умение делать выписки – основа работы над любой книгой. Выписки могут быть сделаны из конкретной части текста, содержать сокращения или обходиться без них. Вы­писки из чужих материалов снабжают точными ссылками на источ­ник информации, помещая их в скобках, внизу страницы или в конце текста. Выпис­ки полезно делать лишь тогда, когда книга прочитана до конца (для ускорения работы можно делать выписки после прочтения каждого параграфа или главы). Это позволит ранжировать их, отбирая более ценные. Выписать можно определение, статистические данные, цитату и т.д. Например:

«Историки письма утверждают, что письмо прошло длительный путь ис­торического развития от первых зарубок на деревьях, наскальных рисунков до звукобуквенного типа, которым сегодня пользуется большинство людей, т.е. письменная речь вторична по отношению к устной» (Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В. И. Макси­мова. М.: Гардарики, 2002. С. 59).

2. Тезисы в записи – это положения, вбирающие в себя сущность
значительной части текста, то, что доказывает или опровергает автор, то, в чем он стремится добиться большей убедительности (определенная форма вывода, к которому он приходит). Тезис – это доказываемое или опровергаемое положение, обобщающее содержание источника информации. Виды тезисов разделяют на две группы: 1) основные – принципи­ально важные положения, обобщающие содержание источника (в своей совокупности они иногда носят характер главных выводов), и 2) простые – главные мысли, входящие иногда как составная часть в конспект или реферат и не имеющие специфических особеннос­тей основных тезисов. К каждому основному, важному, тезису может быть со­ставлено несколько простых, раскрывающих и разъясняющих его. Записи, включающие и простые, и основные тезисы, называются сложными тезисами (их можно сравнить со сложным планом – из пунктов и подпунктов).

3. Реферат – краткая, «обогащенная» запись идей, содержащихся в
одном или нескольких первоисточниках.
Студенческие рефераты служат для студентов пособием для устного выступления на семинаре, зачете, экзамене.
В такое выступление вносятся элементы импровизации, но обычно
студент просто зачитывает реферат вслух или сдает его преподава­телю в письменной форме. В реферате однородные факты группируются в обобщениях, цифровые данные систематизируются. Все это отражается в композиции текста реферата, в предельном лаконизме, простоте и нормативности языковых средств (исключение составляют фразе­ологизмы, образные выражения, сравнения). Реферирующий производит такие умственные операции, как выбор, сравнение, комбинирование, перестановка информационных единиц и т.д.

Умения в реферировании, необходимые для качественного на­писания рефератов, основываются на совокупности навыков:

· лексико-грамматическое перефразирование;

· применение терминологии, принятой в данной сфере науки, профессиональной деятельности и т.п.;

· использование аббревиатур и сокращений;

· корректное оформление ссылок на использованные источники информации и т.д.

На базе развитых навыков формируются сложные умения ре­ферирования как формы фиксации информации в коммуникатив­ных целях:

· прогнозирование тематической направленности текста;

· члене­ние текста на законченные смысловые части и установление смысловых отношений между отдельными частями текста;

· нахождение в каждой части текста смысловых вех;

· обобщение фактов, излагаемых в тексте; и т.д.

Чтобы подготовить качественный реферат, следует в практике реферирования придерживаться следующих правил:

· просмотреть сначала все возможные источники необходимой информации;

· зафиксировать на карточках данные о каждом;

· составить план будущего реферата, отмечая в нем, к каким именно страницам источника вы обращались;

· написать реферат на стандартных листах бумаги только с одной стороны. Это облегчит дальнейшую работу с ним.

Для того, чтобы научиться составлять качественные рефераты, нужно:

· выписать из конкретных абзацев текста определенные слова,
формы или конструкции;

· трансформировать выписанное в соответствии с целями рече­вой деятельности;

· сократить отдельные предложения за счет избыточной информации;

· заменить придаточные предложения более компактными оборотами;

· письменно ответить на вопросы, которые как бы содержат
канву будущего реферата;

· реконструировать текст по ключевым словам;

· выписать информационное ядро (главную мысль) из каждого абзаца;

· соединить выписанное средствами языка;

· выписать в соответствии с целью определенные положения и
аргументирующие их доказательства;

· прочитать текст, план к нему и отметить пункты плана, которые
не раскрыты в реферате; доработать его.

Умение реферирования текстов совершенно необходимо при написании работы, а также тем, кто решил связать свою жизнь с наукой, исследовательской деятельностью. Деловые люди, желающие преуспеть в своей деятельности, сталкиваясь с текстами законов, постановлений, инструкций, документов, рефе­рируют их для дальнейшего, более конкретного использования.

4. Аннотация – крайне сжатый справочный текст, включающий основные данные о книге. Как правило, помещается аннотация на оборотной стороне титульного листа любой книги среди многих технических пометок.

Например:

Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В. И. Максимо­ва. М.: Гардарики, 2002. 412 с.

Освещаются теоретические вопросы, очерченные программой, анализируются языковые и речевые стили, рассматривается речевая культура в научном и учебном общении, культура публичного выступления, связь культуры речи с другими нау­ками.

Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Аннотация, при некоторой схожести с рефератом, значительно отличается от него. Назначение реферата – замена подлинника кратким и обобщающим его вариантом, отражающим, тем не менее, достаточно полно его содержание. Аннотация сообщает о нали­чии информативного материала из конкрет­ной области знаний и в то же время дает краткую оценку этого ма­териала, объясняя, кому и для чего он может быть полезен.

При чтении учебной или научной литературы целесообразно записывать аннотации книг, дополняя их при необходимости собст­венными справками и уточнениями. Это поможет вам при написании историографии (во введении обзор научной литературы для определения степени изученности проблемы).

Научившись делать выписки, составлять тезисы, рефераты и ан­нотации, можно переходить к исполнению более сложных типов письменных работ – продуцированию собственных текстов с целью их дальнейшего использования в той или иной сфере речевой коммуникации. Несколько практических советов:

· оставляйте в записях на бумаге широкие поля, что позволит позже дополнить их, внести коррективы;

· датируйте важные выписки из периодических изданий, электронных версий текстов, из других материалов (это позволит проследить развитие определенных идей);

· учитывая коммуникативную направленность записей, возмож­ность их использования в устных выступлениях, дискуссиях, на семинарских занятиях и в курсовой работе, делайте собственные комментарии к текстам, т.е. сопровождайте выписки записями, содержащими собственную точку зрения (причем обязательно помечайте, что это ваш текст).

Кроме использования в ВКР литературных источников необходимо провести анализ практического материала. Успешный сбор практического материала для ВКР в значительной степени зависит от того, насколько четко студент представляет себе направление работы и какой материал необходимо получить.

Перед началом сбора практического материала на предприятии (в организации, учреждении) студенту рекомендуется составить календарный график выполнения отдельных этапов. В ходе исследования следует выявить как положительные моменты деятельности предприятия, организации, учреждения, так и основные проблемы. Особое внимание должно быть уделено обобщению передового опыта работы предприятия (организации, учреждения), использованию прогрессивных технологий.

Исследование деятельности региональных (муниципальных) органов управления должно включать изучение следующих вопросов:

1) организационные структуры;

2) общие и специальные функции управления;

3) этапы принятия управленческих решений;

4) взаимодействие с другими государственными и муниципальными органами;

5) эффективность предлагаемых мероприятий по совершенствованию государственного и муниципального управления (экономическая эффективность, оперативность и др.).

Могут быть предложены организационные решения по совершенствованию государственного и муниципального управления:

- положения;

- инструкции;

- технологические решения;

- процедуры взаимодействия и т.п.

 









V. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

ВКР должна иметь следующую структуру:

• Титульный лист (см. Приложение 1)

• Оглавление (см. Приложение 2)

• Введение

• Основная часть

• Заключение

• Список литературы

• Приложения

• Отзыв научного руководителя о рекомендации к публичной защите на ГАК

• Отзыв рецензента с рекомендованной оценкой

ВКР должна быть сброшюрована в стандартной папке для дипломных проектов. Отзыв руководителя и отзыв рецензента не брошюруются.

Титульный лист является неотъемлемой частью ВКР и составляется по утвержденному единому образцу (см. приложение 1). Для защиты необходимо собрать все подписи на титульном листе.

В оглавлении указываются основные разделы ВКР, начиная с введения. В содержание включаются все приложения. Нумерацию страниц начинают с титульного листа, на котором цифру не ставят. Главы нумеруются арабскими цифрами, параграфы – арабскими цифрами через точку. Каждая глава по тексту ВКР начинается с новой страницы.

Выделение параграфов и пунктов в тексте работы осуществляется при объективной необходимости, при этом следует помнить, что минимальный объем должен составлять: пункта – 2 стр., параграфа – 5 стр., главы – 20 стр.

Объемы глав должны быть примерно одинаковыми, также как параграфов и пунктов. Количество параграфов в главе отражает реальное содержательное различие текста и может быть любым, но не менее 2 с учетом рекомендованных объемов.

Текст пишется от третьего лица, без употребления местоимений. Вопросительные и восклицательные предложения не должны использоваться при написании выпускной квалификационной работы.

Введение является важной частью ВКР. В нем должно быть определено следующее:

- актуальность темы работы;

- формулировка проблемы, которая требует разрешения, и ее состояние на данный момент времени (со ссылкой на работы ведущих специалистов в этой области);

- цель исследования;

- задачи, которые необходимо решить для достижения цели;

- обоснование объекта и предмета исследования;

- основные методы исследования, источники информации;

- изложение уровня завершенности исследования (разработка проекта, апробация, внедрение, публикации, выступления на конференциях, участие в научной работе кафедры и т.д.);

- краткое изложение основных результатов, полученных автором и выносимых на защиту.

- обоснование структуры ВКР.

При обосновании выбора темы ВКР необходимо попытаться оценить управленческую и экономическую ситуацию на выбранном объекте исследования и показать вклад в улучшение деятельности выбранного объекта работы. Рекомендуется отметить, в какой степени связанные с этой проблемой вопросы рассмотрены в научной литературе, выделить основную литературу по данной теме. Если в специальной литературе исследуемая проблема рассмотрена в недостаточной степени, то желательно указать, какие вопросы решены не полностью и каким вопросам в ВКР уделено особое внимание. Цель ВКР необходимо формулировать кратко и конкретно. Она должна вытекать из актуальности темы.

При обосновании структуры работы желательно указать, почему в текст включены именно эти главы и параграфы и почему в них рассмотрены именно эти конкретные вопросы. Обоснование структуры работы не является пересказом ее глав.

Полезно обосновывать, какие предпосылки определили именно такую последовательность изложения материала в тексте работы, новизну исследования.

Объем введения не должен превышать 3 стр. машинописного текста.

Основную часть ВКР следует разделить на главы, соответственно, главы –  на параграфы и пункты. Число глав, параграфов, пунктов зависит от объема и содержания ВКР работы, рекомендуется две главы выпускной работы. В конце каждой главы можно дать короткое обобщение ее содержания и полученные результаты (выводы). В основной части ВКР необходимо рассмотреть теоретическое обоснование методов решения исследуемой проблемы, а также содержание проводимых студентом работ и полученные результаты.

Содержание ВКР определяется темой и раскрывается в основной его части. Вместе с тем, ВКР обязательно должен содержать теоретический анализ исследуемой проблемы, анализ состояния объекта исследования и обоснование конкретных практических предложений по совершенствованию функционирования и развития объекта исследования. Соответственно, ВКР должна состоять из двух разделов, выделенных в две главы: теоретического и аналитического ( проектно-аналитического).

Разделение ВКР на теоретическую и аналитическо-практическую части имеет известную долю условности. В главах (разделах, параграфах) последовательно излагается содержание ВКР. Главы основной части должны быть сопоставимыми по объему (примерно по 20-25 стр.) и включать в себя:

- критический обзор научной литературы по теме исследования: теоретические концепции, модели и результаты эмпирических исследований, проведенных другими авторами, с обязательным обсуждением полученных результатов и предполагаемым вкладом автора;

- описание проведенной автором аналитической работы, включая методологию и инструментарий исследования;

- изложение основных результатов исследования и их обсуждение;

- рекомендации, направленные на решение представленных во Введении проблем;

- рекомендации по совершенствованию и/или дальнейшему развитию исследования.

Современные требования к процессу государственного и муниципального управления, предъявляемые обществом, ставят задачи максимального удовлетворения потребностей населения в услугах государства и муниципалитетов, их социальную ориентированность, защиту прав, свобод и законных интересов граждан. В этой связи социальные критерии оценки организационных и управленческих решений имеют значение в анализе и проектировании систем государственного (муниципального) управления, осуществления государственно-управленческих функций. Поэтому в ВКР должны найти отражение вопросы, подходы и методы оценки качества государственного (муниципального) управления по отношению к обществу и гражданам.

Основная часть работы должна состоять из двух глав (иногда допускается наличие трех глав) и иметь объем 50 – 60 листов.  

Первая глава работы носит теоретический характер и представляет собой характеристику объекта исследования.

В соответствии с профилем направлению подготовки 38.03.04  «Государственное и муниципальное управление» основными объектами исследования в ВКР могут быть:

· законодательство в той или иной сфере;

· социально-экономическое положение региона или муниципалитета;

· отраслевое управление в той или иной сфере;

· органы государственного и муниципального управления;

· федеральное и региональное законодательство;

· муниципальные правовые акты;

· структурные подразделения органов государственной власти и органов местного самоуправления, построенные по отраслевому, функциональному, территориальному принципам;

· государственные и муниципальные предприятия (учреждения);

· научно-исследовательские центры и другие организации.

В главе используются фактические материалы, характеризующие объект исследования, его техническую, социальную, экономическую и организационную стороны. Причем более подробная характеристика дается по тем аспектам деятельности объекта, которые непосредственно связаны с решением задач, поставленных в работе.

Характеристика объекта исследования независимо от специфики темы ВКР должна содержать:

- перечень целей, необходимость реализации которых обусловила создание и функционирование исследуемого объекта;

- описание его структуры с выделением основных составляющих и их роли в достижении поставленных целей;

- четкое определение места анализируемого объекта в системе более крупного масштаба;

- анализ функционирования исследуемого объекта за ряд предыдущих лет по степени достижения цели и решения основных задач деятельности; по улучшению качества продукции (услуг) и обслуживания населения.

Желательно также проанализировать финансовые показатели: доходы, расходы и результаты деятельности.

Характеристика и анализ объекта исследования проводится от общего к частному с последующим углублением и расширением.

Методической основой проведения исследований в данном разделе являются приемы и методы экономического анализа, математической статистики, функционально-стоимостного анализа.

Источниками информации по вышеназванным вопросам могут служить: паспорт территории, устав предприятия, история создания и развития предприятия, положения о структурных подразделениях, материалы годовых отчетов деятельности объекта исследования и другие.

При изложении фактического материала основное внимание следует сосредоточить не столько на характеристике объекта (большинство фактических данных и общих иллюстраций может быть представлено в приложениях), сколько на выявлении и анализе положительных сторон и недостатков.

Освещая указанные вопросы, студент должен показать понимание сущности предмета и объекта исследования, основных целей, задач и особенностей функционирования и развития, отметить его достоинства и недостатки на различных этапах развития. Также он должен выявить уже решенные и требующие решения задачи, связанные с темой исследования, по которым можно дать самостоятельные выводы и предложения.

Первая глава должна обеспечить теоретическую основу для второй главы. С этой целью студент излагает в ней только тот теоретический материал, который ему потребуется для решения практических вопросов, определенных целями и задачами работы. Отступление от этого требования неизбежно приводит либо к чрезмерному увеличению объема первой главы, либо к отрыву от содержания 2 главы.

Важно помнить, что первая глава должна представлять собой не изложение материала учебных дисциплин, а являться анализом теории по выбранной теме. При этом студент критически осмысливает разные теории на предмет подтверждения их практикой в части решения тех или иных проблем государственного и муниципального управления. Об уровне качества материала этой главы обычно свидетельствует перечень литературных источников, на которые должны быть ссылки по тексту.

При оформлении этого раздела имеются большие возможности по использованию графических способов представления данных: схем, диаграмм, графиков и т.п.

Вторая глава работы носит проблемно-аналитический характер и представляет собой анализ состояния объекта исследования. В соответствии с выбранной темой ВКР, исходя из теоретических положений, рассмотренных в первом разделе, здесь должен быть выполнен анализ объекта и организации государственного (муниципального) управления:

♦ Общая характеристика объекта и предмета исследования.

♦ Анализ государственно-управленческой (муниципальной) деятельности в общих и аспектных вопросах.

♦ Анализ системы государственного (муниципального) управления.

В разделе должны быть представлены результаты проведенного студентом анализа по исследованию динамики развития объекта, выявлению основных тенденций и факторов, определяющих его развитие, выявлению и систематизации основных проблем развития. При отсутствии необходимых количественных данных студенту следует использовать для анализа экспертные методы.

Перед проведением анализа студенту необходимо определить глубину, направления и период анализа, провести выборку регионов для анализа, а также определить показатели, которые в наибольшей степени характеризуют развитие объекта исследования.

В данном разделе в соответствии с темой работы целесообразно провести сравнительный анализ региональной практики управления (планирования) объекта исследования, систематизировать его результаты с целью разработки в дальнейшем предложений по решению выявленных проблем и повышению эффективности управления. Целесообразно провести анализ тенденций развития объекта в разрезе отобранных регионов.

В этом разделе проводится общий анализ организации управления исследуемым объектом на основе построения организационной структуры, описания функциональной деятельности подразделений и отдельных исполнителей, расчета частных и общих коэффициентов управляемости и уровня организации управления.

При обследовании и анализе управляющей части системы целесообразно установить, какие цели поставлены перед управляющей системой и соответствует ли она целям и особенностям управляемого объекта.

Кроме того, проводится детальный анализ предмета исследования и подсистемы управления, определенных темой ВКР.

При этом, кроме документальных, основными источниками получения сведений и информации для анализа служат специальные обследования (фотография и самофотография процессов и загрузки элементов системы, инвентаризация состояния элементов системы управления, метод моментных наблюдений и фиксации сложившихся соотношений и т.п.) и специальные опросы (анкетирование, интервьюирование, метод экспертного опроса и т.п.).

При этом состав изучаемых вопросов и методы анализа определяются исходя из содержания проработанной научной и методической литературы.

Анализ системы управления нацелен на выявление ее недостатков, их причин и последствий. Он включает:

- описание достигнутого уровня управления;

- сравнение фактических значений соответствующих показателей с нормативными, расчетными, передовых отечественных и зарубежных аналогов;

- выявление положительных и отрицательных сторон в управлении; систематизацию недостатков;

- установление потерь и неиспользованных возможностей в результате недостатков в управлении, в том числе в количественной (натуральной и стоимостной) форме;

- выявление причин недостатков.

Таким образом, в результате анализа должны быть выявлены проблемы и разработанные студентом предложения по повышению эффективности деятельности органов управления для улучшения функционирования и развития объекта исследования.

Предложения или рекомендации должны быть разработаны на основе усвоенных студентом теоретических, научно-методологических положений в данной сфере, проведенного анализа развития объекта исследования, а также изученного опыта решения данных проблем в различных субъектах РФ. Разработку рекомендаций целесообразно осуществлять в виде комплекса первоочередных, по мнению студента, мероприятий, позволяющих решить данные проблемы. Все мероприятия должны быть проранжированы по приоритетности, иметь обоснование с точки зрения экономической, бюджетной и социальной эффективности, а также должны опираться на действующее законодательство.

Предложения и рекомендации должны содержать экономическое, правовое и социальное обоснование.

Экономическое обоснование предполагаемых проектных решений имеет два направления:

- определение сравнительной экономической эффективности при выборе или сравнении существующего и предполагаемого варианта;

- определение общей абсолютной экономической эффективности принятого варианта управления.

Если расчет экономической эффективности по какому-либо проектному решению не может быть выполнен, то определяется его социальная эффективность. Правовое обоснование предусматривает анализ, разработку или использование законодательной базы по теме ВКР, обоснование соответствующих рекомендаций.

Объем аналитической части должен составлять 20-25 страниц текста.

Заключение содержит общую оценку работы. В нем резюмируются итоги выполненного исследования в виде обобщения наиболее существенных положений, а также определяется, достигнута ли цель исследования. Выводы должны отражать содержание ВКР, быть краткими, ясно и четко сформулированными, они должны показать, как решены задачи, поставленные во введении: какие выявлены резервы и конкретные предложения по их реализации. Пункты выводов должны быть подкреплены цифрами из экономических расчетов ВКР. В данной части целесообразно отметить научное и практическое значение полученных результатов, степень их внедрения и экономическую эффективность.

Заключение должно отражать:

- оценку общего состояния объекта исследования и/или оценку изученности исследуемой проблемы;

- итоги анализа организации государственного и/или муниципального управления и/или итоги анализа изучаемой проблемы в организации;

- перечень и краткую характеристику предлагаемых мероприятий по устранению недостатков в управлении, а также итоги расчета экономической эффективности предлагаемых мероприятий и/или показателей социальной эффективности.

Объем заключения не должен превышать 3 страниц.

Список использованных источников. В список использованных источников должны быть включены все источники, которые были использованы при написании ВКР и на которые имеются ссылки. Список использованных источников помещается после основного текста.

Литература располагается следующим образом:

- Законы.

- Указы.

- Постановления.

- Ведомственные документы (инструкции, положения, письма, приказы, методические указания и т.п.).

- Материалы хозяйствующих субъектов в алфавитном порядке.

- Книги и статьи из периодики на русском языке.

- Книги и статьи из периодики на иностранном языке.

- Неопубликованные материалы.

Все указанные материалы расположены по алфавиту фамилий авторов и заглавий с учетом последующих вторых, третьих и т.д. букв. Нумерация документов в списке должна быть сплошной от начала до конца.

Список литературы оформляется в соответствии с требованиями, изложенными в Приложении 9. Все первоисточники, использованные при написании работы, должны быть указаны в ссылках и библиографии. В тексте обязательны ссылки на указанные в перечне источники.

В приложение включаются материалы, имеющие дополнительное справочное или документально подтверждающее значение, являющиеся необходимыми для понимания содержания выпускной квалификационной работы, например, копии документов, выдержки из отчетных материалов, отдельные положения из инструкций и правил, статистические данные. Приложения не должны составлять более 1/3 общего объема выпускной квалификационной работы.

 

V I . ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Требования к оформлению выпускной квалификационной работы смотри в Методических рекомендаций по подготовке, оформлению и защите  выпускной квалификационной работы / Составители: д.э.н., профессор Н.М. Кузьмина, д.ф.н., профессор А.А. Бодров – Самара: МИР, 2015.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 212.