ПРИЁМО-СДАТОЧНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН МАЛОЙ МОЩНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ

 

Освоить методы промышленных испытаний электрических машин, изучить применяемое при испытаниях оборудование, получить практические навыки работы с оборудованием.

 

2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Проведение приёмо-сдаточных испытаний микроэлектродвигателей постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов серии ДПМ на соответствие требованиям, предъявляемым стандартом.

 

 

3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

 

Общие технические условия для электрических машин малой мощности устанавливаются ГОСТ В 14000.0-78. Допуски на установочные, присоединительные размеры и способы их проверки указаны в ГОСТ 8592-79.

Для определения соответствия требованиям стандартов контроль и испытания электрической машины производятся после сборки. Виды, программа и методики испытаний электрических машин малой мощности предусмотрены ГОСТ В 14000.0-78.

Согласно ГОСТ испытания делятся на приёмочные, приёмо-сдаточные, периодические и типовые. Дополнительные испытания устанавливаются специальными стандартами на отдельные типы машин.

Приёмочные испытания проводятся на опытном образце машины. Результаты этих испытаний являются основанием для принятия решения о начале производства электрической машины.

Приёмо-сдаточным испытаниям подвергается каждая электрическая машина при её изготовлении. Положительные результаты всех разделов испытаний являются основанием для приемки машины. Приёмо-сдаточные испытания проводятся по ограниченной программе.

Периодические испытания устанавливаются в стандартах на отдельные типы машин. Они проводятся по полной программе и для электрических машин малой мощности регламентируются не реже одного раза в 6 месяцев.

Типовые испытания проводятся при изменении конструкции, материалов или технологии, если эти изменения могут повлиять на характеристики машин. Типовые испытания также проводятся по полной программе после реализации указанных изменений.

Программа приёмо-сдаточных испытаний для коллекторных электродвигателей постоянного тока регламентируется ГОСТ В 14000.1-78. Этот вид испытаний предусматривает: проверку внешнего вида, установочных и присоединительных размеров; измерение сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса и между обмотками; измерение сопротивления обмоток; испытание электрической прочности изоляции обмоток.

Кроме этого, для каждой машины постоянного тока следует: определить частоту вращения вала двигателя на холостом ходу; номинальные данные машины, перечень которых определяется конкретной конструкцией; проверить коммутацию в номинальном режиме; провести испытания при повышенной частоте вращения.

Для асинхронных электрических машин дополнительно определяются ток и потери холостого хода и короткого замыкания.

Для специальных электрических машин программа приёмо-сдаточных испытаний может исключать отдельные разделы испытаний, перечисленные выше, и включать дополнительные проверки.

 

4. ПРОГРАММА ИСПЫТАНИЙ

 

Приёмо-сдаточные испытания коллекторных электродвигателей постоянного тока серии ДПМ регламентируются отраслевым стандартом и включает следующие разделы:

проверка внешнего вида, наличия и качества маркировки;

проверка установочных, присоединительных и габаритных размеров, люфтов и биений;

проверка сопротивления изоляции;

проверка электрической прочности изоляции;

проверка направления вращения выходного вала;

проверка при повышенной частоте вращения;

проверка потребляемого тока, частоты вращения и асимметрии вращения в номинальном режиме при практически холодном состоянии двигателя;

проверка напряжения трогания.

Кроме обязательных разделов испытаний для электродвигателей малой мощности допускаются следующие разделы:

проверка начального пускового момента двигателя;

проверка работоспособности на холостом ходу;

проверка степени искрения.

 

5. НОМИНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ДВИГАТЕЛЯ

ДПМ – 30 –НI – 04

Напряжение питания, В – 26.

Частота вращения, об/мин – 5500 ± 550.

Момент нагрузки, гсм – 100.

Потребляемый ток, не более, А – 0,5.

Пусковой момент, не менее, гсм – 350.

Ток холостого хода, не более, А – 0,14.

 

6. порядок ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

 

6.1. Проверка внешнего вида, наличия и качества маркировки.

На электродвигателе должны отсутствовать царапины и забоины, трещины, нарушения покрытия. Не допускается прослабление или проворачивание втулки корпуса под выводные концы. Маркировка должна соответствовать номинальным данным электродвигателя. Проверка проводится визуально.

6.2. Проверка установочных, присоединительных и габаритных размеров.

Установочные, присоединительные и габаритные размеры должны соответствовать размерам, указанным в габаритном чертеже. Используется универсальный или специальный измерительный инструмент.

6.3. Проверка люфтов и биений.

Проверку биений проводят с помощью индикатора часового типа на выходном конце вала (максимум 0,015мм) и на коллекторе относительно оси вращения (максимум 0,015 мм). Биение коллектора определяют, установив ножку индикатора на щётку. Для проверки биения выходного конца вала необходимо установить двигатель в тиски торсиометра ТЕС – 4 так, чтобы выходной конец вала находился на стороне, противоположной шкале торсиометра. В зажим штатива установить часовой индикатор и, перемещая зажим, установить “ножку” индикатора на конец вала таким образом, чтобы подвижная часть индикатора опиралась на вал с небольшим натягом. Вращая рукой вал двигателя, определить биение вала двигателя относительно оси вращения.

Осевой люфт определяют с помощью индикатора часового типа под осевой нагрузкой на вал 1 + 0,05 кг. Осевой люфт должен находиться в пределах 0,07 – 0,12 мм.

6.4. Проверка сопротивления изоляции.

Сопротивление изоляции электрической цепи якоря относительно корпуса до ввода двигателя в эксплуатацию должно быть не менее 2 МОм при практически холодном состоянии электродвигателя. Сопротивление изоляции определяется с помощью мегомметра типа МII0I с рабочим напряжением 100 В.

6.5. Проверка электрической прочности изоляции.

Изоляция электрической цепи якоря относительно корпуса должна выдерживать без пробоя и перекрытий при практически холодном состоянии или при практически установившейся температуре двигателя воздействие испытательного напряжения (действующее значение) 500 В частотой 50гц.

Электрическая прочность изоляции определяется на пробойной установке типа ППУ –15 или У15 приложением напряжения 500 В. в течение 1 мин. При этом не должно наблюдаться пробоя или перекрытия изоляции.

6.6. Проверка направления вращения.

Электродвигатель включить по схеме рис. 2. Направление вращения двигателя должно быть по часовой стрелке (правое вращение).

Направление вращения определяется, если смотреть на вал со стороны, противоположной коллектору. Направление вращения определяют визуально при пуске или остановке электродвигателя.

6.7. Проверка при повышенной частоте вращения.

Двигатель должен выдерживать без повреждений и остаточных деформаций при холостом ходе превышение частоты вращение на 50% выше номинального в течение 2 мин. Для измерения частоты вращения используется строботахометр, для измерения напряжения – вольтамперметр типа М253. Проверка производится путём повышения напряжения до величины, при которой частота вращения превышает номинальную на 50%.

6.8. Проверка напряжения трогания.

Определяется на холостом ходу для обоих направлений вращения. Напряжение трогания определяется путём плавного повышения напряжения от нуля до величины, при которой начинается равномерное вращение вала электродвигателя. Проверяется по 3 раза для каждого направления вращения при различных начальных положениях якоря электродвигателя. Принимается максимальное значение из трёх полученных значений. Напряжение трогания не должно превышать 5,5 В.

6.9. Проверка тока холостого хода.

Проверку производят после 1 минуты работы электродвигателя при холостом ходе и номинальном напряжении питания при правом направлении вращения. Затем меняют направления вращения и через 1 минуту работы так же определяют ток холостого хода.

6.10. Проверка потребляемого тока и асимметрии вращения при практически холодном состоянии двигателя.

Для создания и контроля нагрузки на валу используется торсиометр ТЕС – 4. Для создания нагрузки на вал двигателя необходимо установить алюминиевый «стаканчик»; двигатель закрепить в тисках торсиометра так, чтобы стаканчик 3 входил между крестообразным сердечником 1 и сердечником 2, соединённым со стрелкой 4 (рис. 3) торсиометра.

Необходимый момент создаётся изменением напряжения на катушке торсиометра, выводные концы которой присоединены к клеммам, расположенным на основании торсиометра со стороны, противоположной шкале. При вращении двигателя стаканчик не должен цепляться за магнитопровод торсиометра.

Проверку производят после 1 мин. работы двигателя при правом направлении вращения. Затем направление вращения изменяют, и после 1 мин. работы двигателя проверяют параметры при левом направлении вращения. Измерение параметров производят при номинальном значении напряжения питания и момента нагрузки.

Асимметрия частоты вращения (разность) при правом и левом направлении вращения не должна превышать 300 об/мин. Измерение частоты вращения производят стробоскопическим методом с погрешностью не более        2 %, тока – вольтамперметром М253.

6.11. Проверка начального пускового момента.

Начальный пусковой момент двигателя определяется одним из следующих методов: при помощи моментомера; с помощью рычага и разновесок; при помощи шкива и динамометра (груза); тензометрическим способом.

Для определения пускового момента двигателя необходимо установить двигатель в тисках торсиометра, подключить двигатель к источнику питания и установить напряжение 26 В. Для контроля используется вольтамперметр М253. Затем источник питания выключают и на вал двигателя крепят отградуированное коромысло.

В начале груз 100 г устанавливают на отметке 8 см коромысла. Периодически включая двигатель и изменяя плечо коромысла, добиваются того, чтобы груз за счёт момента, создаваемого при пуске, оторвался от опоры на 1-1,5 см.

6.12. Проверка степени искрения.

Степень искрения определяют визуально под сбегающим краем щётки.

 

6. ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

 

1. Какие виды испытаний Вы знаете? Для чего и как часто они проводятся?

2. Какие проверки входят в программу приёмо-сдаточных испытаний?

3. Как осуществляется проверка установочно-присоединтельных размеров, люфтов и биений?

4. Как проверить сопротивление и электрическую прочность изоляции?

5. Как определить асимметрию частоты вращения двигателя постоянного тока?

6. Какие имеются методы определения пускового момента?

7. Как определить степень искрения коллекторного двигателя?

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

Дата: 2019-02-02, просмотров: 420.