Вопросы к обсуждению:
1. Роль периода раздробленности для процесса культурной локализации великорусской, малороссийской и белорусской народностей.
2. Культура Московской Руси: этапы «собирания русских земель». Русская модель империи.
3. «Славянское Предвозрождение» и его черты в отечественном искусстве 15 века Проблема религиозных расколов и уний и их культурные последствия.
4. Культура Петербурской Руси. Характер и роль реформ Петра 1.Спектр основных культурных нововведений.
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Гуревич П.С. Культурология. Учебник для вузов.- 3 изд. / П.С.Гуревич. – М.: Омега – Л, 2012.
2.Драч Г.В., Штомпель Л.А. Культурология: Учебник для вузов / Г.В.Драч, Л.А.Штомпель. – СПб.: Питер, 2013.
3. Кравченко А.И.Культурология.Уч.пособ. для вузов. – 4-е изд. / А.И.Кравченко. – М.: Академ.Проект, 2003.
4.Культурология. Краткий тематический словарь. Под ред. Г.Драча и Т.Матяш. – Ростов –на -Дону , 2001.
Дополнительная:
1. Кармин А.С. Культурология. 2-е изд., переработ. и доп. / А.С.Кармин. – Спб: Лань, 2003.
2. Ороев Н.А., Панченко Е.В. Понятийный словарь по культурологии / Н.А.Ороев, Е.В.Панченко. – Таганрог, 2005.
3. Флиэр А.Я. Культурология для культурологов / А.Я. Флиэр. – М.: МГУКИ, 2009.
4. Ерасов Б.С. Социальная культурология. – Изд.3, доп. и перераб. / Б.С.Ерасов. – М.: Аспект Пресс, 2000.
Семинарское занятие №5
Тема 7: 19 век как век «духовной зрелости» русской культуры. Художественный мир отечественной классики.
Вопросы к обсуждению:
1. Культура 19 века: динамика развития, этапы (предреформенный и пореформенный). Культура как арена идейной борьбы (характер идеологического раскола в кругах российской интеллигенции).
2. Культура предреформенной России. Проблема поисков национально-культурной идентичности: круг культурологических рефлексий.
3. Образование и наука. Роль литературы как «властительницы дум».
4. Культура пореформенной России. Роль реформ Александра II. Развитие образования, науки и издательского дела.
5. Русская художественная классика и критический реализм.
Рекомендуемая литература
Основная:
1.Гуревич П.С. Культурология. Учебник для вузов.- 3 изд. / П.С.Гуревич. – М.: Омега – Л, 2012.
2.Драч Г.В., Штомпель Л.А. Культурология: Учебник для вузов / Г.В.Драч, Л.А.Штомпель. – СПб.: Питер, 2013.
3. Кравченко А.И.Культурология.Уч.пособ. для вузов. – 4-е изд. / А.И.Кравченко. – М.: Академ.Проект, 2003.
4.Культурология. Краткий тематический словарь. Под ред. Г.Драча и Т.Матяш. – Ростов –на -Дону , 2001.
Дополнительная:
Семинарское занятие №6
Тема 9: Российская культура ХХ века: советский и постсоветский векторы исторического развития.
Вопросы к обсуждению:
1. Отечественная культура в контексте развития мировой культуры ХХ века (основные парадигмы мировой культуры Новейшего времени).
2. Периодизация отечественной культуры ХХ века.
3. Духовное наследие советской культуры.
4. Постсоветский период российской культуры.
Рекомендуемая литература
Основная:
1.Гуревич П.С. Культурология. Учебник для вузов.- 3 изд. / П.С.Гуревич. – М.: Омега – Л, 2012.
2.Драч Г.В., Штомпель Л.А. Культурология: Учебник для вузов / Г.В.Драч, Л.А.Штомпель. – СПб.: Питер, 2013.
3. Кравченко А.И.Культурология.Уч.пособ. для вузов. – 4-е изд. / А.И.Кравченко. – М.: Академ.Проект, 2003.
4.Культурология. Краткий тематический словарь. Под ред. Г.Драча и Т.Матяш. – Ростов –на -Дону , 2001.
Дополнительная:
1.Кармин А.С. Культурология. 2-е изд., переработ. и доп. / А.С.Кармин. – Спб: Лань, 2003.
2.Ороев Н.А., Панченко Е.В. Понятийный словарь по культурологии / Н.А.Ороев, Е.В.Панченко. – Таганрог, 2005.
3.Флиэр А.Я. Культурология для культурологов / А.Я. Флиэр. – М.: МГУКИ, 2009.
4.Ерасов Б.С. Социальная культурология. – Изд.3, доп. и перераб. / Б.С.Ерасов. – М.: Аспект Пресс, 2000.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Назвать тип культуры: … - совокупность установлений и ориентаций, противопоставляемых традиционной культуре; … вызвана процессами дегуманизации общества: преуменьшением значимости личности, ее отчужденностью в условиях стандартизации жизни: а) субкультура, б) элитарная культура, в) контркультура, г) массовая культура
1. Как называется метод реализма, утверждавший в отечественном искусстве роль революционно-преобразующей деятельности, правдивое изображение действительности в ее революционном развитии, принципы «народности», «партийности», «конкретности», «исторического оптимизма» в искусстве и роль писателя как «инженера человеческих душ» и «пропагандиста»: а) сюрреализм, б) гиперреализм, в) критический реализм, г) магический реализм, д) социалистический реализм
2. Литературный журнал, ставший символом эпохи «Оттепели» в советский период истории : а) «Знамя», б) «Современник», в) «Новый мир», г) «Огонек», д) «Юнос ть»
3. Определите содержательный элемент культуры: ... - способ чувствования и мышления, присущий людям определенной социокультурной общности и определяющий особенности ее исторического развития; общая духовная настроенность: а) норма, б) обычай, в) артефакт, г) ритуал, д) традиция, ж)менталитет, з) ценности
4. ? предполагает полное или близкое к тому поглощение меньшинств в более широкой, доминирующей культурной и этнической общности: а) культурная ассимиляция, б) аккультурация, в) инкультурация, г) культурный анклав
5. Из указанного ряда выделите черты, присущие эстетике тоталитарной культуры: а) монументальные формы, гигантомания, б) эмоциональность выражения, в)изображение сильных, бунтарских страстей и характеров, г) идея свободы личности, д)отсутствие индивидуализации, ж) подчеркивание атлетизма, физической силы, ручного труда, з) агитационность, к) массовая хореография
6. Длительное отсутствие качественных культурных изменений; культура становится„холодной”, воссоздает, тиражирует давно уже утвердившееся: а) культурный застой, б) культурный подъем, в) культурный кризис, г) культурный упадок
7. Самая древняя книга Киевской Руси, датируемая 1056-1057 гг.: а) Пересопницкое Евангелие, б) Остромирово Евангелие, в) Острожская Библия, г) Задонщина, д) Галицко-Волынская летопись
8. Прогресс, польза, стандарт, прибыль, рационализм, практицизм, утилитаризм, всеобщность – базисные понятия: а) природы, б) культуры, в) цивилизации, г) искусства
9. Какой период советской истории культуры характеризуется следующими особенностями: разделение культуры на официальную и «подпольную», двоемыслие, вынужденная эмиграция, идеологическое давление на общество («руководящая роль партии», «преимущества социалистической системы» и пр.), появление правозащитного движения, развитой социализм (а не коммунизм, как прежде) как ближайшая цель: а) «Перестройка», б) «Оттепель», в) «Застой», г) Период сталинских репрессий
10. Появление какого из типов общности и присущей ей культуры была обусловлена следующими историческими причинами: единство территории, языка (языков), менталитета, хозяйственного уклада, общеисторической памяти: а) нация, б) этнос, в) народ, г) масса
11. Культура формируется с появлением: а) природы, б) цивилизации, в) человека, г) Вселенной
12. Процесс вовлечения индивида в мир культуры: а) симбиоз, б) трансферт, в) инкультурацяя, г) диффузия, д) инновации
13. Памятник русской литературы 16 века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы: а) «Лицевой летописный свод», б) «Домострой», в) «Юности честное зерцало», г) «Поучения»
14. Культура ? базировалась на идее господства разума, благодаря которому можно постигнуть истину, человека и природу. Именно разум способствует развитию познания, обеспечивает прогресс общества и общественного сознания: а) Романтизма, б) Декаданса, в) Просвещения, г) Модерна
15. Из приведенного перечня деятелей культуры выделите представителей российского Просвещения 18 ст.: а) И.Кант, б) М.Ломоносов, в) М.Врубель, г) Ж.Ж.Руссо, д) Н.Карамзин, д) Вольтер, ж) Н.Новиков, з) А.Радищев, и) В.Соловьев
16. Черты какого типа цивилизации и культуры приводятся: „экстравертность” культуры, антропоцентризм, техницизм, инновационность, социальная активность, практицизм, индивидуализм, эвристика, рационализм, конфликт отцов и детей: а) русско-православный, б) византийский, в) западноевропейский, г) древневосточный
17. Что означает понятие „культурная революция”: а)Радикальный насильственный разрыв с прошлым, с существующей системой ценностей, б)Новый виток развития на основе культурных традиций, в)Упадок культуры, примитивизация культурных норм и ценностей, г)переходный период между культурными эпохами, длительная перестройка системы цінностей
18. Представителями какой эпохи в российской культуре ХХ в. были: А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Б.Окуджава, Б.Ахмадуллина, А.Солженицын: а) «шестидесятничества» («Оттепели»), б) «Серебряного века», в) русской революции 1917 г., г) «Просвещения»
19. ? связан с ослаблением значимости высоких сфер культуры, ее примитивизацией, ростом прагматической направленности общественного сознания в условиях массового общества («общества потребления»): а)культурный упадок, б) культурный застой, в) культурный подъем, г) культурный кризис
20. Культурные нормы – это: а) множество закономерно связанных друг с другом элементов: б) продукты человеческой деятельности, в) законы и стандарты социального бытия людей, г) процесс обозначения мира понятий
21. Один из главных православных принципов, понимаемый как стремление к коллективному жизнетворчеству и согласию, как воплощение всечеловеческого примирения: а) софийность, б) катарсис, в) соборность, г) каноничность
22. Архитектурный стиль, отличающийся строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика и характерный для новой советской архитектуры 20-30-х гг.. Идейно-художественные и утилитарно-практические задачи рассматривались в совокупности (Дворцы Труда, Дома Культуры, рабочие клубы и пр..): а) классицизм, б) конструктивизм, в) минимализм, г) кубизм
23. Какой общеевропейский стиль в искусстве 19 ст. назвали „mal du siềcle” („болезнь века”), которой „переболели” почти все великие люди искусства „Золотого века”, в том числе и отечественные. Ему присущи: настроения разочарвания, «неприятия» существующей буржуазной реальности, побег в мир иллюзий, лиризм и понимание искусства высшей формой сознания: а) Романтизм”, б) Сентиментализм, в) Классицизм, г) Барокко
24. Черты какого этапа советской культуры указаны: утверждение общедемократических и общечеловеческих принципов, социальный «плюрализм», политика «гласности», бурное обсуждение в СМИ пороков командно-административной системы социализма, реабилитация «полочных» кинофильмов и ранее запрещенных книг, падение «Железного Занавеса» и контакты с культурой Запада: а) «Застой», б) «Перестройка», в) «Оттепель», г) «Серебряный век», д) культурная революция
25. Массовую культуру характеризуют 2 признака: а) индустриально-коммерческий тип производства культурних благ, б) высокое мастерство и профессионализм, в) глубина затрагиваемых социальных проблем, г) ориентация на отдых и развлечения
26. Целенаправленное заимствование и усвоение культурных институтов одного общества другим: а) симбиоз, б) трансферт, в) инкультурация, г) диффузия, д) инновации
27. Какое из этих изречений в наибольшей мере отвечает художественным принципам эпохи Просвещения: а)”Простота, правда и естественность”, б) «Мера превыше всего”, в) «Главное: не что видишь, а как», г)”Прочь, непосвященные!”
28. В качестве основания типологизации культур могут быть выбраны: а) ценностные основания, б) основания социального действия, в) формационные основания, г) историко-географические основания, д) все перечисленное
29. Чертами какого исторического типа культуры являются: традиционализм, символизм,экзегетика, дидактизм, универсальность, каноничность, психологическое самоуглубление, схоластика: а) Средневековье, б) Возрождение, в) Просвещение, г) Античность
30. Культура социальной группы, которая характеризуется: консерватизмом, преемственностью, ориентацией на сохранение корней, что проявляется прежде всего в особенностях быта, фольклора, народных промыслах и т.п.: а) массовая, б) национальная, в) этническая, г) традиционная
31. Первообразы культуры, которые понимаются как система способов восприятия и переживания мира, укорененных в коллективном бессознательном и сходных у разных народов и культур: а) мифологические архетипы, б) культурные артефакты, в) ритуалы
32. С точки зрения творцов теории…? цивилизация постепенно разрушает культуру, подчиняет ее себе, утвеждает бездуховные, потребительские, прагматические, сугубо рациональные ценности: а) структурализма, б)”локальных цивилизаций”, в) эволюционизма, г) игровой концепции культуры
33. Становление и развитие какой культуры в ХХ ст. стало закономерным следствием процессов демократизации жизни, непрерывного совершенствования средств технической коммуникации, урбанизации, господства «потребительского общества» и «цивилизации досуга»: а) элитарной, б) массовой, в) народной, г) национальной, д) популярной, ж) серединной
34. ? в произведениях искусства вскрывает обусловленность обстоятельств жизни человека и его психологии социальной средой. Писатели изучают жизнь во всех ее проявлениях, сняв любые ограничения, показывают типические явления во всей их истине. Стремясь найти корни социальных бедствий, исследуют сложнейший мир человеческих переживаний: а) социалистический реализм, б) гиперреализм, в) сюрреализм, г) критический реализм
35. Как называется тип древнерусского православного храма: а) Крестово-купольный, б) Шатровый, в) Периптер, г) Базилика
36. Социально-экономическим фундаментом культурно-исторической эпохи Нового Времени является ... формация: а) социалистическая, б) феодальная, в) буржуазно-капиталистическая, г) постиндустриальная
37. Какие черты были присущи сталинской тоталитарной модели культуры: а) Всеобщая идеологизация культуры, б) Коллективное самосознание, в) Тяготение к мистицизму, оккультизму, г) Приоритет классовых ценностей, ж) Расизм, нацизм, з) Бинарность мировосприятия („Мы-они”), к) Завоевательные проекты, л) Социоцентризм, пренебрежение правами личности, м) Вождизм
38. Хронологические рамки Славянского Предвозрождения, согласно академику Д.Лихачеву: а) 9-12 вв., б) 14-15 вв., в) 12-13 вв., г) 16-18 вв.
39. В основе ... – настроения плюрализма, разнообразия стилей и игровых кодов, свободных от ностальгической потребности в их обосновании в качестве высших истин; отмеченность печатью самодостаточной игри, иронии, насмешки; господство «неоархаики» и „интерпретативного” разума, снятие барьеров между высоким и низовым, сакральним и профанным...: а) модернизм, б) постмодернизм, в) неоромантизм, г) авангард
40. Объединение разнородных элементов разных культур без преобразования их в новую качественную целостность: а) симбиоз, б) трансферт, в) инкультурация, г) диффузия, д) инновации
41. Со времен древнеримского историка Тацита было определены главными показателями цивилизации (назовите 3): а) монотеизм, б) экономическая свобода, в) государственность, г) социальное равенство, д) письменность, ж) высокий материально-духовный уровень
42. Среди специфических признаков...?: примитивность характеристик взаимоотношений между людьми, сведение социальных конфликтов лишь к сюжетно интересным столкновениям «хороших» и «плохих» людей, развлекательность, сентиментальность, ориентация на бессознательные инстинкты, формирование культа успеха и сильной личности и одновременно господства посредственности: а) народной культуры, б) рок-культуры, в) массовой культуры, г) элитарной культуры
43. Из указанного ряда выделите произведения отечественной литературы эпохи Просвещения: а) «Демон», б) «Робинзон Крузо», в) «Бедная Лиза», г) «Недоросль», д) «Энциклопедия наук, искусств и ремесел», ж) «Паломничество Чайльд Гарольда», з) «Путешествия Гулливера», и) «Путешествие из Петербурга в Москву»
44. Одной из самых священных и древних реликвий иконописи Киевской Руси является..., подаренная Византией в 12 веке: а) Троица, б) Владимирская Божья Матерь („Умиление”), в) Казанская Божья Матерь, г) Спас Яро Око
45. Назовите тип культурной динамики: наличие в развитии идеи некоторого «возврата» к уже пройденному, но на новом историческом фундаменте: а) фазовый, б) циклический, в) инверсионный, г) регрессивный
46. Определите данный содержательный элемент культуры: ... – формализованное поведение, способствующее укреплению социальных отношений и повышению уровня коммуникации: а) норма, б) обычай, в) артефакт, г) ритуал, д) традиция, ж) менталитет,з) ценности
47. Какое из определений понятий «народ» следует отнести к «культурологии»? а) народонаселение; люди, населяющие определенное пространство, б) население определенной страны, в) общность людей, объединенных материальным, социальным и духовным творчеством, г) общность людей, составляющая низшие слои общества в противоположность элите
48. Черты какого художественного стиля 17-18 вв., распространенного в искусстве России и Украины приводятся: мистицизм, гиперболизация, сложная метафорика и символика, динамизм, повышенная эмоциональность, противоречивость, декоративность, экспрессия: а) Рококо, б) Классицизм, в) Романтизм, г) Барокко
49. Православно-русский тип цивилизации – а) развивается в русле западной (европейской) цивилизации, б) развивается в русле восточной (азиатской) цивилизации, в) несет в себе признаки двоственности, сочетания обоих типов, г) совершенно самостоятельный, аутентичный
50. Укажите временные рамки эпохи Российского «Серебряного века»: а) 18 в., б) 30-60 гг. 19 века, в) 90-е гг. 19 в. – 1917 г., г) 1917-1991 гг.
51. ....? в системе культуры реализуется с помощью специальных носителей, к которым принадлежат фольклор, письменность, исторические памятники, музеи, библиотеки и т.п.: а) инновационность, б) преемственность, в) модернизация, г) консервативность
52. Какие памятники отечественной исторической литературы не принадлежат к периоду Киевской Руси: а)”История Русов”, б)”Слово о Законе и Благодати”, в) «Киево-Печерский патерик», г)”Повесть временных лет”, д)”Задонщина”, ж) «История государства Российского»
53. Как называется социальное течение в российской культуре 19 ст., противоположное „славянофильству”: а) анархизм, б) византинизм, в) западничество, г) народничество, д) почвенничество
54. Как называется художественное направление в искусстве и литературе 19 ст., который придавал большое значение чувствам, страстям простого человека и ставил заданием расчувствовать, растрогать аудиторию: а) сентиментализм, б) романтизм, в) классицизм, г) рококо
55. Назовите тип культуры: ... - узкие автономные культурные миры, сосуществующие пределах господствующего, официального типа культуры; отличаются особым языковым диалектом, жизненными предпочтениями, самостоятельной системой ценностей: а) субкультура, б) элитарная культура, в) контркультура, г) массовая культура
56. В основе ... – настроения плюрализма, разнообразия стилей и игровых кодов, свободных от ностальгической потребности в их обосновании в качестве высших истин; отмеченность печатью самодостаточной игри, иронии, насмешки; господство «неоархаики» и „интерпретативного” разума, снятие барьеров между высоким и низовым, сакральним и профанным...: а) модернизм, б)постмодернизм, в)неоромантизм, г)авангард
57. Как называется фактор культурно-исторических изменений, характеризующийся стихийным распространением культурных образцов в социальном и географическом пространстве посредством взаимопроникновения духовных черт разных сообществ: а) трансмиссия, б) трансферт, в) диффузия, г) симбиоз, д) синтез
58. Какие черты не свойственны восточному типу цивилизации: а) коллективизм, б) принципиальная ориентация на новизну, в) идеалы свободы и равенства, г) нравственно-волевая установка на созерцательность, сосредоточенность на внутренней духовной жизни, д) фатальная зависимость от сил природы, богов, социума, ж) устремленность к демократической модели государственного устройства, з) индивидуализм, и) приоритет рационально-логического мышления
59. Примитивизация и стандартизация культуры, ослабление значимости высоких, духовных сфер культуры в сторону сугубо низовых, рекреативно-физиологических, развлекательных культурных потребностей: а)культурный застой, б)культурный подъем, в) культурный кризис, г)культурный упадок
60. Как называется раздел культурологии, изучающий представления о личностных параметрах культуры, о человеке как творце («производителе») и потребителе культуры: а) антропология культуры, б) морфология культуры, в) гносеология культуры, г) социология культуры, д) культурная семантика
61. Кто были выдающимися портретистами эпохи Просвещения: а) И.Крамской, Н.Ге, И.Репин; б) Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский; в) С.Ушаков, Г.Зиновьев, И.Максимов; г) А.Рублев, Д.Левицкий, В.Боровиковский
62. Вариантом какой модели динамики культуры является реверсивная модель развития: а) циклической, б) инверсионной, в) фазовой, линеарной
63. Древнерусский культурный мир – это …? а) цивилизация, б) суперцивилизация, в) субцивилизация, г) протоцивилизация
64. Основоположник русского книгопечатания: а) Ф.Скорина, б) Й.Гутенберг, в) И.Федоров
65. Благодаря ...? функции искусство «сотрудничает» с человеческой интуицией, осуществляя скачок через разрывы информации, способно прогнозировать будущее: а) познавательно-эвристической, б) художественно-концептуальной, в) общественно-преобразовательной, г) функции предвидения, д) гедонистической (искусство как наслаждение), ж) коммуникативной
66. Общественное направление в России 19 века, возникшее на волне неудовлетворенности реформой 1861 г. и признававшее капитализм в России упадком, регрессом, а русский экономический строй – самобытным. Вело борьбу за интересы крестьянства (идея «крестьянской революции»): а) революционное народничество, б) анархизм, в) большевизм, г) монархизм
67. Миф утверждается в период: а) неолита, б) палеолита, в) мезолита
68. Символика защищенности у славян на дохристиянском этапе связывалась с : а) треугольником, б) крестом, в) кругом, г) квадратом
69. Качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу определенных обстоятельств на грани разных культур, не примыкая полностью ни к одной из них: а) культурный кризис, б) инкультурация, в) культурная маргинальность, г) аккультурация
70. Как называется раздел культурологии, изучающий представления о социальной стратификации культуры: а) антропология культуры, б) морфология культуры, в) гносеология культуры, г) социология культуры, д) культурная семантика
71. Кульминация Российского Просвещения приходится на правление: а) Петра I, б) Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, в) Екатерины II, г) Павла I
72. В рамках какого типа культурно-исторической динамики оформляется т.н. «девиантная» модель развития: а) фазовой, б) циклической, в) инверсионной
73. Как называется метод реализма, который вскрывает обусловленность обстоятельств жизни человека и его психологии социальной средой. Писатели изучают жизнь во всех ее проявлениях, сняв любые ограничения, показывают типические явления во всей их истине. Стремясь найти корни социальных бедствий, исследуют сложнейший мир человеческих переживаний: а) социалистический реализм, б) гиперреализм, в) сюрреализм, г) критический реализм
74. Совокупность знаково-символических систем, с помощью которых кодируется культурно-значимая информация: а) семиотика, б) синергетика, в) синкретизм, г) симбиоз
75. Какие из указанных образовательных учреждений развивались в Древнерусском государстве: а) церковноприходская школа, б) воскресная школа, в) школа «ученья книжного», г) монастырская школа
76. Художественная правда и жизненная правда: а) тождественны, б) художественная правда стремится к уровню жизненной, в)художественная правда – всегда иносказание реальной со своей внутренней логикой и правдой, г) принципиально противоположны
77. Период ? в истории отечественной культуры характеризуется взрывом народной сатиры, анекдота, каламбура: а) Перестройки, б) Застоя, в) Оттепели, г) сталинского тоталитаризма
78. В ? на северо-востоке Руси складывается централизованное государство со столицей в Москве: а) XIв. б) XIV- XVвв., в) XVIIв., г) XVIII в.
79. В его культурно-исторической концепции цивилизация –alter ego культуры, ее „Закат”: а) К.Маркс, б) Ю.Лотман, в) О.Шпенглер, г) Р.Барт
80. Как называется раздел культурологии, изучающий представления о многообразии определений культуры, социальных функций и параметров: а) антропология культуры, б) морфология культуры, в) гносеология культуры, г) социология культуры, д) культурная семантика
81. В российской архитектуре Века Просвещения на смену Барокко в 60-е гг. приходит стиль - ? с его обращенностью к античному наследию и простотой: а) конструктивизм, б) классицизм, в) готика, г) рококо
82. Форма духовной культуры, сфера культурной деятельности по разработке и систематизации объективных знаний о мире, которые получаются на основе выявления устойчивых, доказательных, повторяемых взаимосвязей между явлениями действительности: а) искусство, б) наука, в) философия, г) релігія
83. Древнерусские тексты, написанные на коре березы путем выдавливания или нацарапывания специальной палочкой – писалом: а) папирус, б) палимпсест, в) гравюра, г) берестяные грамоты
84. Укажите тип культурно-исторического преобразования: прогрессивное изменение, не уничтожающее основ существующего культурного миропорядка: а) культурная революция, б)трансформация, в) культурная реформа
85. Какие художественные стили розвивались в рамках русского модерна и авангарда эпохи Серебряного века: а) экспрессионизм, б) кубофутуризм, в) сюрреализм, г) поп-арт, д) супрематизм, ж) дадаизм, з) абстракционизм
86. Инакомыслящий, принципиально не согласный с господствующей идеологией, официозным мировоззрением: а) денди, б) декадент, в) диссидент, г) демагог
87. Какие ментальные черты не присущи русскому народу? а) привычка к чрезмерному, но кратковременному напряжению сил, б) умеренный, постоянный труд, в) общинность, соборность («все, как один»), г) загадочная антиномичность души, раздвоенность, д) индивидуализм, ж) практичность, утилитаризм, з) желание действовать наудачу, к) рационализм сознания, л) чувство меры, м) отсутствие меры, н) властецентризм, п) желание действовать во имя чего-то абсолютного
88. Кого можно назвать первым русским культурологом (автор книги «Россия и Европа»): а) Н.Бердяев, б) Н.Данилевский, в) Д.Лихачев, г) Л.Гумилев
89. Укажите данный содержательный элемент культуры: ... – коллективно и индивидуально созданные определения объектов мира, выявляющие их культурную значимость для человека и общества: а) норма, б) обычай, в) артефакт, г) ритуал, д) традиция, ж) менталитет, з) ценности
90. Именно ?, ориентируясь на нового «просвещенного читателя» сер. 18 века, решился на реформу стихосложения на основе многообразной и красочной русской речи: а) С. Полоцкий, б) А.Пушкин, в) В.Тредиаковский, г) М.Ломоносов
91. Официальная образовательная идеология «Самодержавие, православие, народность» в отечественной культуре была провозглашена в: а) период петровских реформ, б) XIX веке, в) советский период, г) эпоху Просвещения
92. Предтечей „Серебряного века” в российской культуре рубежа 19-20 вв. стала знаменитая речь ... на открытии памятника А.Пушкину в Москве 1881 г. с ее бессмертным выражением: „Красота спасет мир!”: а) Л.Толстого, б) Ф.Достоевского, в) А.Чехова, г) Н.Чернышевского
93. Настроения духовной безнадежности, пессимизма, разочарования в смысле дальнейшего исторического развития человечества, осознание «Заката Европы», проявившиеся в западной культуре последней четверти 19 ст. были проявлением: а) Декаданса,б) Просвещения, в) Романтизма, г) Постмодернизма
94. Время в архаическом мифе первобытной культуры воспринимается (выберите 2 характеристики): а) линейно, б) циклически, в) необратимо, г) обратимо
95. Принципы какой религиозной этики приводятся: соборность, этика взаимопомощи; приоритет Духа над Материей; этика терпимости; осуждение корысти («К деньгам не привыкай»); уважению к любому труду: а) католическая, б) протестантская в) православная, г) иудаистская
96. Определите компонент предмета культурологии: представления об эволюции форм социокультурной организации: а) социология культуры, б) историческая динамика культуры, в) онтология культуры, г) антропология культуры
97. Что объединяет этих выдающихся личностей российской культуры: С.Мамонтов, П.Третьяков, С.Морозов, А.Бахрушин, П.Щукин: а) архитекторы, б) литераторы, в) ученые, г) меценаты
98. Культурологическое знание имеет ? характер: а) интегративный, б) утилитарный, прикладной, в) трансцендентный, г) сакральный
99. Шатровое храмовое зодчество в отечественной архитектуре появилось: а) 16 веке, б) 11 веке, в) 17 веке, г) 19 веке
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
(индивидуальные контрольные задания)
Общекультурологическая
2. Специализированная (образовательная)
1. Образы руководителя педагогическим учреждением (к изучению типологии).
2. Советский образовательный опыт: позитивные и исторически спорные аспекты.
3. Проблемы современного школьного педагогического коллектива: пути совершенствования.
4. Проблемы решения профессионально-педагогических разногласий (к вопросу гармонизации коллективных и личностных аспектов).
5. Школьный «семейный клуб»: роль в современном отечественном педагогическом процессе.
6. Проблемы и противоречия семейного (домашнего) образования в западной (или по выбору: отечественной) педагогической практике.
7. Гендерные проблемы современного школьного педагогического коллектива.
8. Авторитетность – авторитарность: проблемы выстраивания позиции руководителя (к вопросу выстраивания «вертикальных» и «горизонтальных» связей в педагогическом учреждении).
9. Проблемы организации внешкольного (благотворительного) трудового воспитания (к изучению советского опыта «тимуровских команд»).
10. Эстетические проблемы оформления современного школьной пространственной среды: задачи руководителя (от типовых схем к творческим, инновационным решениям).
11. «Отцы и дети»: проблемы и пути решения возрастных (межпоколенческих) противоречий в педагогическом коллективе современной образовательной школы.
12. Дореволюционный российский образовательный опыт: образцы аристократических учреждений (историческая роль и общественная значимость в отечественном социуме) 19- нач. 20 вв.
13. Смысл и роль школьной реформы в России в пореформенный период (2 пол. 19 века).
14. Идеи Просвещения и их проявления в российской образовательной жизни 18- нач. 19 в.
15. Классическая русская гимназия: историческое значение образовательного опыта.
16. Проблемы организации образовательной инфраструктуры в промышленных («рабочих») регионах.
17. Культурно-просветительская работа в современной отечественной школе.
18. Современный учитель: проблема культуры личности.
19. Проблемы социального расслоения образовательной сферы культуры: элитарная и массовая модели.
20. Гуманизации современного отечественного образования как культурно-историческая проблема.
Контрольные вопросы к зачету
Дата: 2019-02-02, просмотров: 671.