9.1. Отечественная культура в контексте развития мировой культуры ХХ века (основные парадигмы мировой культуры Новейшего времени).
9.2. Периодизация отечественной культуры ХХ века.
9.2.1. Революция 1917 года и ее последствия. «Культурная революция» как феномен. «Пролеткульт». Позитивные шаги новой власти (ликбез, всеобщее начальное образование, создание алфавитов для малых народов России и пр.). Большевизм и искусство.
9.2.2. «Тоталитарная культура» и ее принципы (тотальная идеологизация, административное управление культурой, мифологизация массового сознания и пр.). Эстетика ТК. Духовное наследие советской культуры: неоднозначность оценок. Классика советской культуры. Преодоление канонов «соцреализма».
9.2.3. Отечественная культура периода «Оттепели». Сущность российского «шестидесятничества»: духовные константы творчества. Художественное наследие «бронзового века» в литературе, музыке, кинематографе.
9.2.4. Советская культура периода «Застоя». «Развитой социализм» и феномен Застоя в социально-экономической и духовной жизни. Накопление кризисных явлений. «Ритуализация» культуры. Разделение на официальную и неофициальную культуры. Развитие диссиденства и инакомыслия. Самиздат. Наивысшие культурные достижения советских творцов.
9.2.5. Попытка «Перестройки»: надежды и разочарования. «Управляемая гласность», «плюрализм» и «ускорение». Характер демократизации духовной жизни. Упразднение единообразия. Начало восстановления исторической памяти и реабилитация наследия прошлого. Падение «железного занавеса» и его неоднозначные последствия.
9.3. Постсоветский период российской культуры. Социокультурная катастрофа и крах прежних культурно-ценностных ориентаций. «Вакуум» духовности и морали периода «лихих 90-х». Феномен «культурного упадка» в разных сферах жизни. Специфика российской «коммерциализации культуры». Культура и «рыночное сознание». Субкультуризация отечественного пространства. Ситуация конфликта разных пластов отечественной культуры.
9.3.1. Становление Новой России и историческое переоформление национальной культуры и «Русского культурного мира». Возрождение исконных русских традиций (равно, как и всего этнокультурного многообразия на российском культурном ландшафте) вне отрыва от мирового духовного опыта. Поиск новой национальной идеи. 2 тенденции: манифестирование разных видений мира и поиск новых критериев общезначимости и объективности.
Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
Практическое (семинарское) занятие является диалоговой формой учебного занятия. Студент имеет возможность усвоения знаний в процес се их активного обсуждения. На семинаре студент закрепляет знания, полученные из лекций, книг, других информационных ресурсов в процес се их обсуждения.
Вопросы к семинару конкретизированы и стимулируют целенаправленную поисковую и интеллектуальную активность.
В рамках курса используются 2 варианта:
1) Семинарское занятие репродуктивного типа. Здесь формулируются основные вопросы занятия, дается возможность устно раскрыть их содержание. После выслушивания ответа другим студентам предлагается возможность дополнить услышанное, прокомментировать, высказать собственное мнение.
Студентам необходимо придерживаться следующим принципов:
· Соблюдать временной регламент;
· Выражать собственное мнение;
· Стремиться активизировать других участников занятия;
· При ответах речь должна быть свободной;
· Уметь делать выводы по рассмотренным вопросам
2) Семинарское занятие творческого типа. В данном случае предлагаются задания, максимально активизующие мыслительную активность студентов, предлагаются различные ситуации на их активность и взаимодействие. Студент должен уметь отвечать на вопросы следующих типов:
· чем отличается …
· что общего …
· какие механизмы …
· выделите достоинства и недостатки …
Темы семинарских занятий и их содержание:
Семинарское занятие №1
Дата: 2019-02-02, просмотров: 321.