Выпускная квалификационная работа должна представлять собой законченную разработку актуальной экономической проблемы и обязательно включать в себя как теоретическую часть, где студент должен продемонстрировать теоретические знания по разрабатываемой проблеме, так и практическую часть, в которой необходимо показать уровень освоения общих и профессиональных компетенций.
Универсальные требования к структурным элементам дипломной работы:
1. Титульный лист
2. Утвержденное задание на дипломную работу
3. Отзыв на дипломную работу
4. Рецензия на дипломную работу
5. Содержание
6. Введение
7. Основная часть (3 главы)
8. Заключение (основные выводы и предложения по результатам исследования)
9. Список использованной литературы
10. Приложения (таблицы, схемы, рисунки, графические материалы и т.д.)
Введение
Во введении обосновывается актуальность выбора темы.
От формулировки и доказательства того, что в исследуемой проблеме есть резервы для изучения и анализа, логично перейти к формулировке цели дипломной работы. Цель работы, как правило, заключается в разработке рекомендаций по исследуемой теме.
После определения цели исследования необходимо сформулировать задачи для ее достижения. При этом следует использовать следующие формы постановки задач: изучить…, описать…, установить…, проанализировать…, выявить…., обобщить…., разработать… и т.д. Формулировку задач исследования необходимо делать как можно более конкретно, поскольку решение этих задач должно составлять содержание глав дипломной работы, а также выводы и рекомендации по решению поставленных задач отражают заключение работы и выносятся на доклад в ГЭК. Количество поставленных задач не должно быть более 3-5.
Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект – где проводится исследование (организация). Предмет – что исследуется (как правило, безналичные операции, кредитные операции, депозитные операции и т.д.).
Во введении также нужно написать об информационной базе исследования, охарактеризовать исходную статистическую информацию. Целесообразно остановиться на методике исследования, указав, какие конкретно применялись методы, как проводилась обработка материала, в чем выразилось личное участие автора. Также во введении необходимо отразить структуру дипломной работы. Объем введения составляет не более 3 страниц.
Содержание основной части дипломной работы
Дипломная работа состоит из трех глав. Каждая глава разбивается на два-четыре параграфа. Объем каждого из параграфов работы должен быть не менее 6-8 страниц.
Все главы дипломной работы должны быть логично взаимосвязаны. Все параграфы и подразделы дипломной работы должны быть подчинены главному направлению темы, органически связаны между собой и являться логическим продолжением один другого. Вместе с тем, каждая глава должна носить самостоятельный законченный характер.
Объем основной части дипломной работы должен быть не менее 60 страниц.
Первая глава, как правило, носит теоретический характер. В первой главе должны быть раскрыты понятия и сущность изучаемого явления или процесса, уточнены формулировки, рассмотрена действующая нормативно-правовая база по теме дипломной работы.
По объему первая глава, как правило, не должна превышать 30% всей работы.
Вторая глава исследования представляет аналитическую часть дипломной работы. Здесь студентом исследуются и обобщаются практические данные по выбранной теме, проводится анализ изучаемого предмета на примере конкретной организации. Основой такого анализа и обобщений служат практические материалы, собранные на базе исследуемой организации во время прохождения преддипломной практики, а также использование широкого круга учебных материалов учебных курсов.
Анализируемый период должен охватывать не менее трех смежных календарных лет, по необходимости – с большей детализацией (кварталы, месяцы).
Анализируемые данные представляются в виде таблиц, графиков, диаграмм. Студент должен проверить сопоставимость данных, единицы измерения, учетные состояния. Все материалы, представленные в виде таблиц, графиков, диаграмм должны сопровождаться выводами. Материалы этой главы используются для выработки рекомендаций, алгоритмов, предложений, излагаемых в третьей главе.
По объему вторая глава составляет 40-50% основной части работы.
В третьей главе разрабатываются теоретические и практические рекомендации по решению выявленных проблем, и обосновывается целесообразность их внедрения.
Третья глава является заключительной, а потому должна содержать конкретные предложения и рекомендации по улучшению деятельности организации. При этом каждое предложение может сопровождаться подробным описанием его содержания, рекомендациями по объему и видам подготовительных работ, связанных с реализацией данного мероприятия, оценку готовности анализируемой организации к внедрению предлагаемых рекомендаций. Ценность дипломной работы возрастает, если автор предлагает несколько вариантов решения поставленной проблемы и на основании комплексного анализа каждого из них выбирает наиболее эффективный .
По объему третья глава составляет не менее 15 % основной части работы.
Студент-дипломник должен обратить особое внимание на формулировки выводов, сделанных в конце каждой главы. Выводы должны отражать результаты, полученные в данной главе и иметь соответствующее обоснование в ее тексте. Эти выводы должны отвечать следующим требованиям:
- быть нетривиальными и исключать очевидные положения:
- формулировки должны отражать конечные результаты, полученные в соответствующей главе;
- нецелесообразно приводить те положения, которые не связаны с целью дипломной работы и с изложением последующего материала;
- вывод нельзя заменить декларацией о результатах проделанной работы;
- выводы должны быть краткими и в сжатом виде отражать существенные результаты, полученные в ходе работы над той или иной главой.
Заключение
Заключение является своеобразным итогом всей дипломной работы. Оно должно содержать общие выводы, обобщенное изложение основных проблем, авторскую оценку работы с точки зрения решения задач, поставленных в дипломной работе, данные о практической эффективности от внедрения рекомендаций или научной ценности решаемых проблем. Все задачи, поставленные во введении должны найти отражение в заключении. Недопустима ситуация, когда из заключения следует, что какая-либо из поставленных задач не решена.
В заключении могут быть указаны перспективы дальнейшей разработки темы. Примерный объем заключения 3-5 страниц.
После заключения дается список использованных источников и приложения.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Оформление текста дипломной работы
Общие требования. Текст работы должен быть набран на компьютере шрифтом Times New Roman размером 14 п., с использованием текстового процессора Microsoft Word. Шрифт, используемый в иллюстративном материале (таблицы, графики, диаграммы и т. п.), при необходимости может быть меньше, но не менее 10 п. Выравнивание текста по ширине страницы.
Межстрочный интервал в основном материале – 1,5 (включая интервал между абзацами). Межстрочный интервал в иллюстративном материале – одинарный (включая интервал между абзацами).
Поля страниц: левое поле – не менее 30 мм; правое – не менее 10 мм; верхнее – не менее 15 мм; нижнее поле – не менее 20 мм;
Каждый абзац должен начинаться с красной строки. Отступ абзаца – 1,25 см от левой границы текста. Каждый абзац должен содержать законченную мысль и состоять, как правило, из 4-5 предложений. Слишком крупный абзац затрудняет восприятие смысла и свидетельствует о неумении четко излагать мысль.
Каждая глава работы должен начинаться с новой страницы.
Текст работы следует размещать, формулировать, систематизировать таким образом, чтобы на страницах не оставалось свободного места. 2/3 листа должно быть исписано, соответственно свободной от текста можно оставлять 1/3 листа.
Заголовки глав, параграфов, а также заголовки введения, заключения, содержания и списка использованных источников должны быть напечатаны прописными буква ми, 14 шрифтом ( жирным) и располагаться посредине строки. Не допускается перенос слов в заголовках разделов и параграфов.
Главы в содержании и по тексту нумеруются арабскими цифрами (1, 2, 3). Слово «глава» не пишется. Параграфы нумеруются арабскими цифрами в пределах главы (1.1., 1.2. и т.д.). После цифры ставится точка и пишется соответствующий заголовок. Точка (или двоеточие) в конце заголовков (разделов, глав, параграфов) не ставится.
Название разделов, глав и параграфов должно быть кратким, но содержательным.
Объем каждого из параграфов работы должен быть не менее 6-8 страниц. Каждый параграф НЕ может быть поделен на пункты.
Все страницы работы (включая приложение) должны быть пронумерованы. Первой страницей считается титульный лист, на котором номер страницы не проставляется. Таким образом, второй страницей работы будет считаться страница содержания. Начиная с содержания, на каждой странице арабскими цифрами проставляется внизу по центру страницы ее номер.
Пример: 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА В РОССИИ……………………………………8 1.1. БАНКОВСКИЙ КАПИТАЛ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ…………………………………………………………………………...………...8 1.2. СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА……………………………………………………………..………………………..16 1.3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ……………………………………………...25 |
Требования к изложению текста
Текст дипломной работы должен быть кратким, четким, не должен допускать различных толкований.
Следует применять установленные стандартами термины, обозначения и определения, а при отсутствии стандартов - общепринятые в научно-экономической литературе.
Сокращения слов в тексте или подрисуночных надписях не допускаются. Исключения составляют сокращения, установленные правилами русской орфографии и пунктуации, а также соответствующие государственным стандартам, содержащим перечень сокращенных слов.
В тексте нельзя употреблять математические знаки, а так же знаки N (номер) и % (процент) без цифр. Следует писать словами "меньше или равно" вместо (£), "не равно" вместо "¹" и т.п. Числа с размерностью нужно писать цифрами, а без размерности - словами. При решении задач количественной оценки технико-экономических и социальных показателей в целях осуществления анализа, статистических сопоставлений и т.п. необходимо использовать общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ).
3.3. Порядок оформления формул и уравнений
Формулы, уравнения и т.п. следует выделять из текста свободными строками. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки.
Значения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под формулой. Значение каждого символа дают с новой строки в той последовательности, в какой они приведены в формуле. Первая строка расшифровки должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.
Символ отделяют от пояснения знаком тире, расшифровку от последующего символа отделяют точкой с запятой. Колонку перечня символов выравнивают по знаку тире. Символы, повторно используемые в формулах, расшифровке не подлежат. Повторное написание формулы в тексте не рекомендуется.
Буквенные обозначения величин (символы) должны быть постоянными в пределах всей работы. Допускается применять обозначения единиц в пояснениях обозначений величин к формулам. Помещение обозначений единиц в одной строке с формулами, выражающими зависимости между величинами или между их числовыми значениями, представленными в буквенной форме, не допускается.
Допускается сквозная нумерация формул в пределах всей работы. Номер формулы указывают с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках, например:
(12)
где:
- эффективная среднегодовая процентная ставка (в долях единиц);
- периодическая (номинальная) процентная ставка (в долях единицы);
- количество интервалов, по которым осуществляется каждый процентный платеж по периодической процентной ставке на протяжении года (количество начислений в году).
При переносе формулы с одной строки на другую номер ставится на уровне её последней строки. Ссылки в тексте на номер формулы дают скобках. Приводя расчеты, вначале излагают методику расчета с формулой, нумерацией, единой расшифровкой, а затем – сам расчет и если необходимо вывод. Результаты расчетов можно оформить в виде таблицы, далее следует аналитический комментарий.
3.4. Порядок оформления иллюстраций и рисунков
Иллюстративный материал (таблицы, графики, рисунки, формулы, схемы, диаграммы и т. д.) включается в работу в целях наглядности аргументации и обоснования решений, полученных автором. Таким образом, в основной части индивидуального задания помещается только тот материал, который способствует лучшему обоснованию выводов. Весь иллюстративный материал по возможности должен помещаться непосредственно после первого его упоминания в тексте. Если этого сделать невозможно из-за несоответствия размера иллюстративного материала и свободного места на текущей странице, иллюстративный материал должен быть либо на ближайшей странице, либо вынесен в приложение с соответствующей ссылкой.
К рисункам относятся рисунки, схемы, диаграммы, графики и т. д. Размещение рисунков в работе такое же, как и для другого иллюстративного материала, т. е. либо сразу же после ссылки на него, либо на ближайшей к этой ссылке странице. Ссылка на рисунок в тексте дается по его номеру слово «рисунок» пишется полностью в соответствии с ГОСТ 7.32-2001. Рисунки следует размещать в тексте так, чтобы их можно было рассматривать без поворота работы, либо с поворотом работы по часовой стрелке. Такое же правило применяется к большим таблицам, требующим поворота. Перенос рисунков запрещается.
Все рисунки должны быть пронумерованы сквозной нумерацией арабскими цифрами (Рисунок 2.) по центру относительно рисунка под изображением. После номера рисунка ставится тире и следует название рисунка с прописной буквы.
НАПРИМЕР: В процессе совершенствования качества управления привлеченными ресурсами ПАО «Акционерный банк «Россия», прежде всего, разрабатывает депозитную политику, в основу которой положены цели и задачи работы с физическими и юридическими лицами по привлечению средств, что представлено на рисунке 7 ИЛИ (рисунок 7.) ИЛИ (рис. 7.)
Рисунок 7. Депозитная политика банка ПАО «Акционерный банк Россия»
3.5. Порядок оформления таблиц
Все таблицы в тексте должны иметь краткое название, отражающее содержание таблицы. Также все таблицы в тексте (не включая таблиц приложения) должны быть пронумерованы арабскими цифрами сквозной нумерацией (не двойной!). Ссылка на таблицу в тексте дается по ее номеру, слово «таблица» пишется полностью (таблица 1).
Над таблицей по центру листа помещается слово «Таблица», ставится ее порядковый номер (1, 2, 3 и т. п.) без точки и через тире печатается название таблицы с большой буквы. Точка в конце названия таблицы не ставится. Ниже названия помещается сама таблица.
Заголовки столбцов и строк таблицы должны начинаться с заглавных букв, располагаться параллельно или перпендикулярно строкам таблицы. В графах таблицы не допускается оставлять свободные места. Если соответствующие данные отсутствуют, в графе проставляется прочерк (тире), если данная позиция не подлежит заполнению, то ставится знак «х».
Если все показатели, размещенные в таблице, выражены в одних и тех же единицах, сокращенное обозначение единицы помещают над таблицей или после названия.
При необходимости таблицу можно переносить на другую страницу. При этом заголовки столбцов (или строк) таблицы пронумеровываются, и на следующей странице не повторяется текст заголовков, а проставляется только соответствующий номер столбца (строки). Над продолжением таблицы сверху печатаются слова «Продолжение таблицы 5». Название таблицы и граф на новой странице не повторяются.
Не допускается начинать таблицу внизу страницы, если после ее названия остается только заголовочная часть, либо заголовочная часть плюс одна – две строки содержания, причем основная часть таблицы при этом оказывается на следующем листе.
При возникновении такой ситуации следует либо несколько уменьшить размер шрифта, используемый в таблице, чтобы таблица поместилась целиком на предыдущем листе, либо немного увеличить (либо уменьшить) интервалы между строками таблицы, чтобы таблица располагалась на страницах более равномерно.
НАПРИМЕР:
Таблица 1 - Варианты получения чистого дохода, млн. руб.
Показатель | 01.01.2015 | 01.01.2016 | 01.01.2017 |
Прогнозируемые доходы | 10100 | 12100 | 13500 |
Прогнозируемые расходы | 4100 | 4100 | 4100 |
Чистый доход | 6000 | 8000 | 9400 |
Список использованной литературы
Количество источников в списке литературы зависит от степени разработанности темы и отражении ее в документальных потоках. Минимальное количество источников (включая все рубрики) – 20. Есть темы, где акцент необходимо сделать на подборе научной (периодической) литературы и таких источников в списке литературы будет большинство, а есть темы, в которых наличие нормативно-правовой базы и справочной литературы будет превалирующим.
Общим для всех тем является заполнение всех рубрик списка литературы. Оформление списка литературы происходит в соответствии со стандартами, которые регламентирует структуру библиографического описания, набор элементов, их последовательность, способ расположения, вводит систему условных разделительных знаков. Основными стандартами являются:
· ГОСТ 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила»;
· ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления»;
· ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов».
Использованные в процессе выполнения работы литературные источники указываются в конце работы перед приложением. Литературные источники располагаются по рубрикам в алфавитном порядке (авторов или названий).
Все литературные источники должны быть пронумерованы арабскими цифрами (сквозная нумерация по всему списку литературы через все рубрики).
Особое внимание следует обратить на то, что недопустимо заимствование текста (таблиц, рисунков, схем, диаграмм и т.п.) из литературных источников без ссылки на автора цитаты.
3.7. Порядок оформления приложений
В приложение помещаются материалы, дополняющие текст документа. Например, использованные для расчетов данные; промежуточные таблицы и диаграммы, которые повлияли на построение окончательных таблиц и диаграмм; таблицы и рисунки нестандартного формата (большего, чем А4) и т. д. Приложение помещают после списка использованных источников. Если приложение имеет несколько наименований, то их последовательно нумеруют арабскими цифрами (Приложение 1, Приложение 2 и т. д.)
Расположение приложений в конце документа должно соответствовать порядку появления ссылок на них в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы. В первой строке страницы указывается слово «Приложение» и ставится его порядковый номер (например, «Приложение 2»
Приложение 1
Дата: 2019-02-02, просмотров: 219.