Сбор практического материала, проведение исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сбор практического материала по теме дипломной работы обычно проводится во время прохождения преддипломной практики на основании задания выданного руководителем ВКР.

Исследование на данном этапе традиционно опирается на ранее собранный теоретический материал по теме работы. Результаты исследования необходимо оформлять надлежащим образом, так, например, при использовании социологических методов (опрос, анкетирование) обязательным атрибутом становится программа социологического исследования.

Написание текста дипломной работы

Заключительный этап работы над текстом ВКР – изложение результатов исследования в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению дипломной работы. При написании текста выпускной квалификационной работы автору необходимо учесть следующие рекомендации:

- изложение ведется от третьего лица, в нем не употребляются местоимения «я» или «мы», например, вместо фразы «я предполагаю...» можно сказать «предполагается, что...»;

- при написании текста необходимо следить за тем, чтобы в ходе изложения не терялась основная мысль;

- следует контролировать соответствие содержания главы или параграфа заголовку;

- в конце главы, параграфа должны содержаться краткие выводы и логический переход к следующему разделу;

- не следует перенасыщать текст специальными терминами и сокращениями, затрудняющими чтение;

- в тексте дипломной работы для написания фамилии, имени и отчества должна использоваться следующая последовательность: имя, отчество, фамилия (Иван Иванович Иванов или И.И. Иванов);

- написание даты должно производиться в следующей последовательности – число, месяц, год (1 января 2017 г. или 01.01.2017);

- не допускается сокращение слов в названии документов, кроме общепринятых аббревиатур;

- при первом использовании аббревиатуры делается ее расшифровка, например, среднее профессиональное образование (СПО);

Дипломная работа должна быть написана научным языком, с соблюдением общих норм литературного языка, правил грамматики и с учетом особенностей научной речи – точности и однозначности, терминологии и стиля. За содержание выпускной квалификационной работы, достоверность приводимых в работе данных отвечает обучающийся – автор дипломной работы.


 


Структура дипломной работы

Обычно структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, библиографический список и приложения.

Введение

Введение является обязательным элементом структуры дипломной работы, где обосновывается необходимость изучения выбранной проблемы и представляется схема проведения исследования.

Введение, как правило занимает 10% от общего объема работы (3-5 страниц). Формализованная часть введения должна включать:

1. Актуальность исследуемой темы.

2. Объект исследования.

3. Предмет исследования.

4. Цель исследования.

5. Задачи исследования.

6. Методы исследования.

7. Теоретическая база дипломной работы.

8. Краткое описание структуры дипломной работы.

Перечисленные элементы введения располагаются строго в указанном порядке.

Актуальность темы дипломной работы характеризует ее современность, научное или прикладное значение, здесь обычно приводится аргументация необходимости исследования, раскрытие реальной потребности в изучении темы. Актуальность темы дипломной работы должна быть раскрыта не более чем на одном печатном листе.

При формулировке обоснования актуальности темы можно использовать следующие фразы:

Актуальность темы обусловлена тем, что …

В современном мире тема «…» актуальна, так как …

К факторам определяющим актуальность темы можно отнести …

Актуальность темы связана с тем, что …

Объект исследования – это определенная область реальности, социальное явление, которое существует независимо от исследователя, обычно соотносится с содержанием первой главы дипломной работы.

Предмет исследования – это значимые с теоретической или практической точки зрения особенности, свойства или стороны объекта, обычно соотносится с содержанием второй главы дипломной работы.

Предмет исследования показывает через что будет познаваться объект. В каждом объекте исследования может быть выделено несколько предметов и концентрация внимания на одном из них означает, что другие аспекты данного феномена остаются вне интересов исследователя.

Например, для темы «Проблемы и перспективы развития туристской индустрии региона» объект и предмет исследования могут быть определены следующим образом:

Объект – туристская индустрия.

Предмет – развитие туристской индустрии Тюменской области.

Цель дипломной работы определяется исходя из ожидаемых результатов исследования, показывает то, чего хочет достичь обучающийся в своей исследовательской деятельности.

Например, для темы «Проблемы и перспективы развития туристской индустрии региона» цель работы может быть определена следующим образом:

Цель дипломной работы – на основании анализа закономерностей и тенденций развития туристской индустрии региона выработать рекомендации по совершенствованию деятельности туристских предприятий Тюменской области.

Задачи дипломной работы раскрывают цель. Каждой задаче, как правило, посвящен параграф работы. Задачи всегда формулируются в глагольной форме, при этом в формулировке можно использовать следующие слова:

- выявить;

- раскрыть;

- изучить;

- рассмотреть;

- исследовать;

- проанализировать;

- систематизировать;

- уточнить;

- охарактеризовать;

- описать и т.п.

Количество задач должно быть не менее 4 (обычно соответствует количеству параграфов). Для введения в текст задач можно использовать следующие фразы:

В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи исследования: …

Задачи исследования были определены следующим образом: …

Задачи исследования: …

Задачами дипломной работы в соответствии с указанной целью являются: …

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: …

Методы исследования – это способы, приемы познания объекта. В дипломной работе как правило используется такие методы исследования как наблюдение, сравнение, анализ, синтез, опрос и т.д.

Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений внешнего мира с целью изучения. Наблюдение опирается в первую очередь на работу органов чувств. Различают наблюдение прямое (визуальное), когда информацию получают без помощи приборов и наблюдение косвенное - информация получается при помощи приборов или автоматически при помощи регистрирующей аппаратуры. Наблюдение как средство познания дает первичную информацию о мире.

Сравнение позволяет установить сходство и различие между предметами и явлениями, должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам. Сравниваться должны такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность.

Анализ – это метод, в основе которого лежит процесс разложения предмета на составные части. Пользуясь методом анализа, необходимо мысленно разделит изучаемый объект, выявляя из каких частей он состоит, каковы его свойства и признаки.

Синтез представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое. В результате применения синтеза происходит соединение знаний, полученных в результате использования анализа в единую систему. Методы анализа и синтеза органически связаны между собой и могут принимать различные формы в зависимости от свойств изучаемого объекта и цели исследования.

Методы опроса – беседа, интервью, анкетирование. Беседа – самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при использовании других методов. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто. Анкетирование – метод сбора материала с помощью анкеты, на вопросы которой даются письменные ответы.

Указанный перечень методов не является исчерпывающим. Методы исследования определяются с учетом темы, специфики объектной и предметной областей, цели и задач дипломной работы.

При написании введения следует учитывать, что любой упомянутый автором метод должен быть отражен в тексте дипломной работы. Так, при использовании метода опроса в приложение к дипломной работе необходимо включить программу социологического исследования, если был использован метод наблюдения – дневник наблюдения.

Теоретическая база исследования – перечень научных работ, послуживших основой для написания дипломной работы. Обычно авторов в данном разделе располагают либо в алфавитном порядке, либо по степени значимости для написания дипломной работы. Данные размещают в традиционном порядке – имя, отчество, фамилия автора, название трудов (факультативно). При написании данного раздела можно использовать следующие формулировки:

Теоретической базой дипломной работы послужили труды таких авторов как …

В качестве теоретической базы были использованы работы …

Описание структуры дипломной работы обычно приводится в конце введения. Здесь необходимо перечислить основные структурные элементы работы и кратко охарактеризовать их содержание. Например:

Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 30 источников, и пяти приложений. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. Первая глава «…» посвящена … Во второй главе «…» раскрывается проблема … В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы.

Дипломная работа состоит из следующих разделов:

1. Введение, в котором обосновывается актуальность темы, определяются объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.

2. Первая глава «…» посвященная …

3. Вторая глава «…», в которой раскрывается проблема …

4. Заключение, содержащее итоги исследования и окончательные выводы.

5. Библиографический список, состоящий из 30 источников.

6. Пять приложений.

Основная часть

В основной части непосредственно раскрывается тема исследования. При этом важно не только продемонстрировать сущность вопроса, но и отразить особенности трактовок различных авторов.

Основная часть работы, как правило, состоит из двух глав (15-20 страниц каждая). Главы работы целесообразно разделить на более мелкие структурные части: параграфы. Главы и параграфы работы должны быть сопоставимы друг с другом по объему. Логика изложения материала основной части должна быть такова, чтобы переход от одного раздела к другому был необходим, а предшествующее вело к последующему.

Первая глава, носит теоретический характер. Здесь всесторонне и глубоко анализируется подлежащая изучению проблема, последовательно и полно раскрывается заявленная тема. Главная задача при написании главы заключается в проведении наиболее полной характеристики состояния изучаемого вопроса, сопоставлении и анализе точек зрения, определению подходов к исследованию проблемы.

К возможным содержательным компонентам описываемой главы можно отнести историю проблемы, сравнение суждений о ней разнообразных научных школ, представление сущности изучаемого явления, характеристики его функционирования и т.д.

Итогом первой главы обычно становится изложение собственных взглядов на изучаемую проблему. Они должны быть аргументированно доказаны и обоснованы.

Вторая глава традиционно выступает в качестве практической части проводимого исследования В ней не только предлагаются возможные пути решения изучаемой проблемы, но и происходит их сопоставление, дается авторская интерпретация. Здесь автор высказывает собственную точку зрения на проблему и пути ее решения. Обычно положения теоретической части дипломной работы рассматриваются во второй главе на примере конкретного предприятия, региона и т.п.

Работая над второй главой дипломной работы обучающемуся необходимо продемонстрировать умение применять приобретенные теоретические знания на практике.

Каждая глава основной части дипломной работы должна завершаться обобщающими выводами.

Заключение

Заключение – это логическое завершение дипломной работы. Оно обычно содержит основные результаты исследования и выводы, подводящие итог выполненной работе, которые следует формулировать сжато, лаконично и аргументировано.

Заключение не должно превышать 10% от общего объёма работы (3-5 листов).

Данный раздел дипломной работы обычно содержит три группы выводов: теоретические (по первой главе), практические (по второй главе) и общие, отражающие достижение цели исследования.

Начинать писать заключение дипломной работы рекомендуется с вступительной части. Это 3-5 небольших предложений по теоретическому разделу ВКР. Далее обычно следуют основные выводы и предложения, которые лучше излагать в соответствии со сформулированными во введении задачами. При изложении выводов можно использовать следующие фразы:

Таким образом, можно сделать вывод …

Анализ проблемы показал …

В результате исследования можно сделать следующие выводы: …

Заканчивать заключение необходимо кратким общим выводом. Например:

Подводя итог исследованию, можно сделать вывод …

Предлагаемые мероприятия по … позволят усовершенствовать деятельность предприятия: ...

Библиографический список

Библиографический список обычно представляет собой пронумерованный арабскими цифрами перечень источников, использованных при написании работы:

- законодательные и нормативные материалы,

- учебники, учебные и методические пособия,

- монографии, другие научные труды,

- статьи из журналов или других периодических изданий,

- интернет ресурсы.

Общий объем библиографического списка должен быть не менее 20 источников. Оформление библиографического списка осуществляется в соответствии с требованиями:

1. ГОСТ 7.1 – 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»;

2. ГОСТ Р 7.0.5 – 2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления;

3. Стандарта оформления списков литературы и библиографических ссылок в письменных работах студентов ТГИК от 02.03.2009.

Приложения

В приложения выносятся вспомогательные материалы: расчеты, иллюстрации, таблицы, графики, диаграммы, выдержки из официальных и справочных документов, инструкции и др.

Все материалы, помещаемые в приложениях, должны быть связаны с основной частью дипломной работы. Они призваны иллюстрировать и дополнять текст ВКР.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы, в правом верхнем углу иметь надпись «Приложение» с указанием порядкового номера и заголовок посередине страницы. Если материал приложения заимствован из какого-либо источника, то необходимо делать ссылку на источник. Располагаются приложения в порядке появления ссылок на них в тексте. Постраничная нумерация в приложениях не проставляется.


 


Оформление дипломной работы

Объем дипломной работы (без учета приложений) должен составлять 30-50 страниц. Дипломная работа должна быть отпечатана на одной стороне стандартного листа белой бумаги (А4). Поля – 3 см слева, 1,5 см справа, 2 см сверху, 2 см снизу. Шрифт – Times New Roman, 14 кегль, междустрочный интервал 1,5. Текст выравнивается по ширине листа. Новый абзац выделяется отступом 1,25 см.

Жирный шрифт в работе используется для выделения названия разделов (содержание, введение, названия глав, названия параграфов, заключение, библиографический список, приложения). В остальных случаях для выделения используется курсив.

Все листы работы нумеруются арабскими цифрами, как правило, внизу страницы справа. Титульный лист, лист содержания и приложения не нумеруется. Нумерация начинается с третьей страницы (с введения).

Каждый раздел дипломной работы (содержание, введение, главы, заключение, библиографический список) начинается с новой страницы. Параграфы в главе располагаются последовательно.

На титульном листе дипломной работы указывается:

Полное название ведомства, института, факультета, кафедры.

Отметка о допуске к защите, заверенная подписью заведующего кафедрой.

Вид письменной работы (выпускная квалификационная работа).

Тема.

Фамилия, имя, отчество (полностью) автора, курс, форма обучения, специальность.

Фамилия, имя, отчество (полностью) руководителя, его звания, учёная степень и должность.

Место и год написания.

Образец оформления титульного листа содержится в приложении 1.

На следующей странице помещается содержание дипломной работы с точным названием каждой главы и параграфов и указанием начальных страниц. Заголовки, указанные в содержание, должны точно повторять заголовки в тексте. При оформлении содержание необходимо придерживаться следующих правил:

- слово «содержание» пишется в центре строки без точки;

- заголовки одинаковых ступеней рубрикации располагаются друг под другом, заголовки каждой последующей ступени могут быть смещены на 3-5 знаков вправо;

- разделы и подразделы должны иметь заголовки, которые пишутся с прописной буквы.

- после номера раздела (главы), подраздела (параграфа) ставится точка.

- в конце заголовка точка не ставится ни в содержании, ни в основном тексте;

- последнее слово каждого заголовка соединяют многоточием с соответствующим ему номером страницы.

Расстояние между названием раздела и текстом, названием главы и названием параграфа, текстом и названием следующего параграфа должно составлять 24 пункта (меню – формат – абзац – интервал до/после – установить значение 24 пт).

Например:

Глава 1. Название

Название

Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст.

Название

Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст.

 

Оформление таблиц

Таблицу помещают под текстом, в котором впервые дана на нее ссылка. Таблица отделяется от остального текста пропуском одной строки. Слово «Таблица» пишется на отдельной строке с правой стороны, на следующей строке по центру пишется название таблицы. Нумеруют таблицы арабскими цифрами в пределах всей работы, например: таблица 1, таблица 2 и т.д. Если в работе одна таблица, ее не нумеруют. В виде ссылки приводится источник данных для формирования таблицы.

Если в тексте приведена таблица, то после нее должен последовать анализ табличных данных.

Размер шрифта в таблице допускается 12 (Times New Roman).

При переносе таблице на другую страницу необходима нумерация столбцов и соответствующее оформление переноса:

 

Продолжение таблицы 1

1 2 3 4 5
Фонд оплаты труда 500 000 620 000 730 000 -

 

Таблицы выравниваются в тексте по центру, а текст внутри таблицы – по левому краю, цифровые данные – по центру или по правому краю.

При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк (тире). В одной графе должно быть соблюдено, как правило, одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин.

Таблицы, размер которых превышает 1 страницу, выносятся в приложение.

Оформление иллюстраций

Иллюстрации (схемы, диаграммы, графики, чертежи, карты, фотографии, алгоритмы, компьютерные распечатки и т.п.) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если они не помещаются под текстом. На все иллюстрации должны быть даны сноски на источник, если они не разработаны самим автором.

Ссылка в тексте дается в следующем виде: (рисунок 1) или «как показано на рисунке 1». Под самим рисунком приводится обозначение «Рисунок 1. Название», выравнивание названия – по ширине текста, кегль 14 (как в основном тексте работы), шрифт Times New Roman.

Внутри самого рисунка текст может быть уменьшен до 10 кегля с целью компактного расположения рисунка в тексте. Шрифт – Times New Roman.

Следует избегать использования иллюстративного материала в тексте без острой необходимости и по возможности выносить его в приложения.

Оформление формул

В дипломных работах формулы набираются в редакторе MS Equation (меню–вставка–объект–Microsoft Equation). Их следует нумеровать сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записываются на уровне формулы справа в круглых скобках и отделять от формулы запятой. Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках, например: (формула 1).

Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Шрифт формул и уравнений не должен отличаться от шрифта основного текста. Пояснение символов и числовых коэффициентов, если они не пояснены ранее, должно быть приведено непосредственно под формулой. Пояснение каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» (без двоеточия).

Например:

Расчет рентабельности активов (Rа) проводится по формуле:

, (1)

где Ra – рентабельность активов;

P – прибыль за период;

A – средняя величина активов за период.

Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, отделяют запятой.

Переносить формулы на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак «х».

Использование сокращений

В дипломной работе допускаются общепринятые сокращения и аббревиатуры, установленные правилами орфографии и соответствующими нормативными документами, например: г. – год; гг. – годы; т.е. – то есть; т.д. – так далее; т.п. – тому подобное; др. – другие; пр. – прочее; руб. – рубли.

Допускаются сокращения выражений и словосочетаний при правильном оформлении: при первоначальном упоминании в тексте словосочетания приводится его аббревиатура в скобках, например, «высшее профессиональное образование (ВПО)», после чего возможно использование сокращения в тексте.

Ссылки и оформление ссылок

Строгость и точность цитирования, правильное оформление сносок – важная характеристика качества выполнения дипломной работы. Обучающийся в обязательном порядке должен приводить ссылки на источники, материалы из которых использованы им при написании работы. В случае дословного цитирования необходимо проставление кавычек.

Ссылка – это словесное или цифровое указание внутри работы, адресующее читателя к другой работе (библиографическая ссылка) или фрагменту текста (внутритекстовая ссылка). Ссылка на источник обязательна при использовании заимствованных данных, выводов, цитат, формул и прочего. Ссылки в тексте работы оформляются в квадратных скобках (сразу после цитаты или пересказа) с указанием номера работы по библиографическому списку и соответствующих страниц этой работы.

Образец оформления ссылки:

1. [3, с. 145];   

2. [3, с. 145-146];

3. [8] – ссылка на интернет-ресурс.

Подстрочные сноски – это текст пояснительного или справочного характера (библиографическая ссылка), который отделяют от текста короткой (15 печатных знаков) тонкой горизонтальной линией с левой стороны. Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение, и перед текстом пояснения.


 


Дата: 2019-02-02, просмотров: 216.