МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ХАРЦЫЗСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
________________ Г.В. Фаустова
Подпись
«____»____________2017 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ
ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА»
для специальности 22.02.06 Сварочное производство
Методических указания к выполнению лабораторных и практических работ
по дисциплине «Электротехника и электроника» для специальности 22.02.06 Сварочное производство
Разработчик:
Шевченко Н.П.- преподаватель специальных электротехнических дисциплин ГПОУ «ХТТ ДонНТУ»
Рецензенты:
1. Гудым Анна Ивановна. - преподаватель специальных электротехнических дисциплин, специалист высшей квалификационной категории ГПОУ «ХТТ ДонНТУ»
2. Перкина Ирина Брониславовна.- преподаватель специальных электротехнических дисциплин, специалист высшей квалификационной категории ГПОУ МПЭК
Одобрено и рекомендовано ц/к специальных электротехнических дисциплин
Протокол № 3 от «11» октября 2017г.
АННОТАЦИЯ
Методические указания к выполнению лабораторных и практических работ по дисциплине «Электротехника и электроника» содержат общие указания к выполнению и проведению лабораторных работ; информацию по технике безопасности при работе в лаборатории; инструкции к проведению двенадцати лабораторных работ по всему курсу «Электротехника и электроника»; инструкции с алгоритмом решения двух практических работ по темам «Цепи постоянного тока» и «Однофазные цепи переменного тока».
Данные методические указания могут быть использованы преподавателями образовательных учреждений СПО для проведения лабораторных и практических работ среди студентов не электротехнических специальностей, предназначены студентам для пошагового выполнения работ.
СОДЕРЖАНИЕ | |
1. Предисловие (пояснительная записка)………………………….. | 5 |
2. Перечень лабораторных и практических работ…………………. | 7 |
3. Общие указания к выполнению и оформлению лабораторных и практических работ……………………………………….. ……. | 8 |
4. Техника безопасности при работе в лаборатории, со стендом | 10 |
5. Лабораторные работы………………………………………………. | 15 |
6. Практические работы……………………………………………… | 55 |
Приложение А……………………………………………………. | 64 |
Приложение Б…………………………………………………….. | 66 |
Приложение В…………………………………………………….. | 68 |
Приложение Г……………………………………………………… | 69 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящие Методические указания к выполнению лабораторных и практических работ по дисциплине «Электротехника и электроника» предназначены для студентов. Содержание и объём лабораторных работ и практических работ исходит из сложности учебного материала для освоения, внутри дисциплинарных и междисциплинарных связей, с учетом значения конкретной работы для приобретения студентом соответствующих профессиональных умений. Перечень лабораторных работ и практических работ соответствует учебной программе специальности по дисциплине «Электротехника и электроника».
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
– выбирать электрические, электронные приборы и электрооборудование;
– правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;
– производить расчеты простых электрических цепей;
– рассчитывать параметры различных электрических цепей и схем;
– снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
– классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;
– методы расчета и измерения основных параметров электрических цепей;
– основные законы электротехники;
– основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;
– основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;
– параметры электрических схем и единицы их измерения;
– принцип выбора электрических и электронных приборов;
– принципы составления простых электрических и электронных цепей;
– способы получения, передачи и использования электрической энергии;
– устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов;
– основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках;
– характеристики и параметры электрических и магнитных полей; параметры различных электрических цепей.
Лабораторные и практические работы носят репродуктивный и частично-поисковый характер. При выполнении работ репродуктивного характера студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы, (без формулировок), контрольные вопросы. Работы, носящие частично-поисковый характер, требуют от студентов самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы, инструктивной и справочной литературы, так как при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не задан порядок выполнения необходимых действий.
Лабораторные работы
1. Исследование потерь напряжения в проводах
2. Последовательное и параллельное соединение резисторов»
3. Исследование неразветвленной цепи переменного тока с активным сопротивлением и катушкой индуктивности
4. Исследование неразветвленной цепи переменного тока с активным и емкостным сопротивлением
5. Исследование трехфазной цепи при соединении потребителей энергии звездой
6. Исследование трехфазной цепи при соединении потребителей энергии треугольником
7. Исследование режимов работы однофазного трансформатора.
8. Исследование двигателя постоянного тока параллельного возбуждения
9. Управление АД с помощью магнитного пускателя
10. Исследование полупроводникового диода.
11. Исследование тиристора
12. Исследование маломощных выпрямителей и сглаживающих фильтров.
Практические работы
1. Расчет электрических цепей постоянного тока
2. Расчет однофазных цепей переменного тока
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Перед выполнением лабораторной (практической) работы студенты должны ознакомиться с темой и целью работы, планом ее проведения; проработать теоретический материал. Преподаватель имеет право неподготовленных студентов к работе не допускать.
После выполнения лабораторной (практической) работы студенты должны сдать преподавателю отчет. Отчет должен быть сжатым. Но его содержание должно быть понятным без дополнительных устных пояснений. Отчет должен иметь следующие элементы:
1. Номер работы и ее название.
2. Цель работы.
3. Ход (план) работы
4. Технические данные используемого электрооборудования и контрольно-измерительных приборов (для лабораторных работ)
5. Принципиальную схему (схему электрических соединений).
6. Теоретические пояснения к ходу работы, формулы с короткими пояснениями, и пример расчета одного из режимов.
7. Графики и векторные диаграммы (если необходимо).
8. Вывод.
Отчеты по лабораторным (практическим) работам должны быть оформлены согласно Методическим указаниям по оформлению структурных элементов студенческих работ, утвержденных директором ГПОУ «ХТТ ДонНТУ» в 2016 году.
Отчет по лабораторной (практической) работе выполняется на листах бумаги для письма или листах в клетку формата А4.
Текст должен быть написан с расстоянием между строками не менее 8мм., или через клеточку.
Титульный лист (приложение А,Б)оформляется согласно форме, в которой предоставляется шифр, наименование лаборатории или кабинета, фамилия студента и преподавателя. Титульный лист. вкладывается в первый файл
Все листы оформляются рамкой – беспрерывной основной линией – на расстоянии 20мм., от левого края формата и 5 мм., от трех следующих
На форзаце титульного листа (перечень работ) оформляется основная надпись и таблица перечня практических (лабораторных ) работ (приложение А, Б).
В графе «Тема работы» обозначается название практической или лабораторной работ.
В графе «Отметка о зачете» преподавателем обозначается отметка о зачете работ.
Все элементы электрических схем должны быть начерчены соответственно к стандартам.
Все схемы, таблицы, графики и другие чертежи должны быть выполнены карандашом при помощи чертежных вещей и иметь наименования.
Работа оценивается и засчитывается после индивидуального опроса преподавателем.
К сдаче экзамена не допускаются студенты, которые не получили зачет (дифференцированный) по лабораторным и практическим работам.
Теоретические сведения
При передаче электрической энергии по коротким проводам сопротивлением их можно пренебречь. При большой длине их (l >10 м) сопротивлением проводов пренебрегать нельзя, так как электрический ток вызовет в них заметное падение напряжения .
Разность напряжений в начале и в конце линии, равная падению напряжения в проводах называется потерей напряжения. В линии электропередачи происходит потеря электрической энергии на нагрев проводов, что учитывается величиной «потери мощности», характеризующей коэффициент полезного действия. Уменьшение потерь напряжения и мощности в проводах достигается путем уменьшения силы тока в них. Но для передачи определенной мощности при меньшей силе тока необходимо повысить напряжение, что и делают в процессе передачи электрической энергии.
Ход работы
1. Записать технические данные контрольно-измерительных приборов и оборудование.
Наименование приборов | Тип | Система | Предел измерения | Цена деления | Класс точности |
Оборудование: реостаты, лампы накаливания, соединительные провода.
2. Ознакомиться со схемой электрических соединений.
3. Включить все лампы на ответвлении и , изменяя нагрузку в конце линии, для двух-трех случаев записать показания приборов. Определить расчетным путем потерю напряжения, мощность потерь и КПД линии.
4. Результаты измерений и вычислений занести в таблицу
Измерено | Вычислить | ||||||||||||
U1 | U2 | I | w | d | D | l | S | ∆U | R | P1 | P2 | ή | p |
В | В | А | - | мм | м | м | мм | В | Ом | Вт | Вт | % | Ом* мм/м |
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 |
Вычисляем:
l=πDw=
S=πd/4
R=∆U/I
∆U=U1-U2
P1=U1I=
p=RS/l
ή=P2/P1*100%=
5. По удельному сопротивлению определить материал провода. Пользуясь данными таблицы построить график зависимости ή=f(I).
Содержание отчета
Отчет должен содержать: тему лабораторной работы, цель работы, таблицу данных КИП и оборудование, схему электрического соединения, таблицу результатов измерений и вычислений, график зависимости, вывод.
Вывод:
Дать ответ на контрольные вопросы:
1) От каких факторов зависит потеря напряжения в линии и как их изменить?
2) Из какого материала изготовлена линия?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2
СОЕДИНЕНИЕ РЕЗИСТОРОВ
Цель работы : исследовательским путем проверить результаты расчета электрических цепей, которые содержат последовательное и параллельное сопротивление резисторов.
Оборудование и материалы: амперметр, вольтметр, ваттметр, резисторы, тумблер, соединительные провода, источник питания.
Теоретические сведения
При последовательном соединении резисторы включаются в цепь один за другим, то есть конец первого резистора соединен с началом второго, конец второго - с началом третьего. Через все резисторы проходит один и тот же ток I=I1=I2=I3. Напряжение на зажимах цепи равняется сумме напряжения на всех ее участках U=U1+U2+U3. Эквивалентное сопротивление ряда последовательно соединенных сопротивлений равняется сумме этих сопротивлений R =R1+ R2 +R3.
При параллельном соединении начала всех резисторов соединяют в один узел, а их концы – в другой узел. Все резисторы находятся под одним и тем же напряжением U=U1=U2=U3.. Резисторы образуют параллельные ветви. Токи в отдельных ветвях определяются по закону Ома. I=I1+I2+I3.Токи распределяются по ветвям обратно пропорционально сопротивлениям. Величина обратная сопротивлению называется проводимостью g. Общая проводимость параллельного соединения равна сумме проводимостей всех ветвей. g= g1+ g2 + g3
Ход работы
1. Записать технические данные контрольно-измерительных приборов и оборудование.
Наименование приборов | Тип | Система | Предел измерения | Цена деления | Класс точности |
Вольтметр | |||||
Ваттметр | |||||
Миллиамперметр |
Оборудование: резисторы, тумблер, соединительные провода, источник питания.
2. Собрать схему электрического соединения и показать ее преподавателю для проверки.
3. Подать питание на стенд. Записать в таблицу показания всех приборов. Выключить питание. Результаты измерений и вычислений занести в таблицу..
Измерено | Вычислить | ||||||||||||
P | I | U1 | U2 | U | U | R1 | R2 | R | R | P1 | P2 | P | P |
Вт | А | В | В | В | В | Ом | Ом | Ом | Ом | Вт | Вт | Вт | Вт |
Вычисляем:
U=U1+U2=
R1=U1/I=
R2=U2/I=
R=U/I=
R=R1+R2=
P1=U1*I=
P=U*I=
P2=U2*I=
4. Собрать схему электрического соединения и показать ее преподавателю для проверки..
5. Подать питание на стенд. Записать в таблицу показания всех приборов. Выключить питание. Результаты измерений и вычислений занести в таблицу. Результаты измерений и вычислений.
Измерено | Вычислить | ||||||||||||
P | U | I | I1 | I2 | I | g1 | g2 | g | g | P1 | P2 | P | P |
Вт | А | В | В | В | А | Cм | Cм | Cм | Cм | Вт | Вт | Вт | Вт |
Вычисляем:
I=I1+I2=
g1=I1/U=
g2=I2/U=
g=I/U=
g=g1+g2=
P1=UI=
P2=UI=
P=P1+P2=
P=UI=
Содержание отчета
Отчет должен содержать : тему лабораторной работы, цель работы, таблицу данных КИП и оборудования, схемы электрических соединений, таблицы результатов измерений и вычислений, вывод.
Вывод:
Дать ответ на контрольные вопросы.
1) Как определяется общее сопротивление и общая мощность при последовательном и параллельном соединении резисторов?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3
И КАТУШКОЙ ИНДУКТИВНОСТИ
Цель работы: исследовать неразветвленную цепь переменного тока при последовательном соединении резистора и катушки индуктивности, приобрести навыки в построении векторных диаграмм определении параметров цепи.
Оборудование и материалы: ЛАТР, вольтметр, амперметр, ваттметр, катушка с сердечником
Теоретические сведения
При подключении цепи с последовательно соединенными активным, индуктивным сопротивлением к источнику синусоидального напряжения, в ней устанавливается синусоидальный переменный ток. При прохождении такого тока по цепи на ее участках создаются падения напряжений
- на активном сопротивлении;
- на реактивном сопротивлении, индуктивности;
Из теории, геометрическая сумма напряжений равняется напряжению источника питания Или по закону Ома ,
где Z- полное сопротивление цепи Z= )2. Ток в цепи определяется величиной этого сопротивления
Для цепей последовательного соединения на диаграммах строят векторы силы тока I - - он единственный, потому что токи через участки цепи равны, напряжений (падений напряжений на участках) Согласно теории на активном сопротивлении нет сдвига по фазе между вектором напряжения и вектором тока , поэтому векторы этих величин совпадают по направлению (угол ) На индуктивном сопротивлении вектор напряжения и вектор тока сдвинуты на ,причем напряжение опережает ток
Ход работы
1. Ознакомится с приборами и оборудованием, записать их технические данные.
Наименование приборов | Тип | Система | Предел измерения | Цена деления | Класс точности |
Оборудование:
2. Собрать схему показать ее руководителю.
3. Изменяя индуктивность катушки путем выдвижения сердцевины для 5-6 фиксированных положений, записать показания приборов.
4. Определить индуктивность катушки, активную, реактивную и полную мощность, которая потребляется катушкой, коэффициент мощности.
5. Для одного из значений построить в масштабе векторную диаграмму.
6. Построить график зависимости L = f ( I )
7. Результаты измерений и вычислений занести в таблицу.
№ п/п | U | I | Z | R | XL | L | cosφ | S | Q | P | U R | UL | φ |
В | А | Ом | Ом | Ом | Гн | - | ВА | ВАр | Вт | В | В | - | |
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 |
6. Активное сопротивление катушки измеряется омметром.
Расчетные формулы и диаграммы
Z=U/I
S=I U
R=P/I2
Q=I2 XL
XL
Uq=I R
L=XL/2πf
UL=I XL
Cosφ=R/Z
Векторная диаграмма График зависимости
Содержание отчета
Отчет должен содержать: тему лабораторной работы, цель работы, таблицу данных КИП и оборудование, схему электрического соединения, таблицы результатов измерений и вычислений, вычисления, векторную диаграмму токов и напряжений, график зависимости, вывод.
Вывод:
Дать ответ на контрольные вопросы.
1. Что называется реактивным сопротивлением и реактивной мощностью?
2. Сформулируйте и запишите закон Ома для неразветвленной цепи с RL
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4
Теоретические сведения
. При подключении цепи с последовательно соединенными активным, и емкостным сопротивлением к источнику синусоидального напряжения, в ней устанавливается синусоидальный переменный ток. При прохождении такого тока по цепи на ее участках создаются падения напряжений - на активном сопротивлении; – на реактивном сопротивлении, емкости. Из теории геометрическая сумма напряжений равняется напряжению источника питания: Коэффициент мощности находится из треугольника сопротивлений. Согласно теории на активном сопротивлении нет сдвига по фазе между вектором напряжения и вектором тока , поэтому векторы этих величин совпадают по направлению (угол ). На емкостном – напряжение отстает от тока на угол
Ход работы
1. Ознакомится с приборами и оборудованием, записать их технические данные. Технические данные контрольно-измерительных приборов и электрооборудования.
Наименование приборов | Тип | Система | Предел измерения | Цена деления | Класс точности |
Оборудование: ЛАТР, конденсатор переменной емкости.
2. Собрать схему и показать ее руководителю.
3. Изменяя емкость конденсатора для 4-5 положений, записать показания приборов.
4. Определить емкость конденсатора, реактивную и полную мощность, коэффициент мощности.
5. Для одного из значений построить векторную диаграмму.
6. Построить график зависимости I = f ( C ).
7 Результаты измерений и вычислений занести в таблицу
№ п/п
| Измерено | Вычислено | ||||||||||
U | I | P | Z | R | Xc | C | S | Q | cosφ | UR | Uc | |
B | A | Вт | Ом | Ом | Ом | мкФ | ВА | вар | - | В | В | |
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
4 |
Расчетные формулы
Z=U/I
S=I U
R=P/I2
Q=I2Xc
Xc=
UR=I R
C
Uc=I Xc
cosφ=R/Z
Векторная диаграмма График зависимости
Содержание отчета
Отчет должен содержать : тему лабораторной работы, цель работы, таблицу данных КИП и оборудования, схемы электрических соединений, таблицы результатов измерений и вычислений, вывод.
Вывод:
Дать ответ на контрольные вопросы.
1) Как с увеличением емкости конденсатора изменяется ток в цепи?
2) В цепи с последовательным соединением R и C есть ли смещение фаз между вектором I и U, если есть то, какое?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5
Теоретические сведения
Звездой называется такое соединение трехфазной цепи при котором концы приемников энергии соединены в один узел, называемый нулевой или нейтральной точкой. Каждый из приемников энергии трехфазного тока условно называется фазой. Провода, соединяющие начала фаз с источником трехфазного тока, называют линейными проводами. Провод, соединяющий нулевые точки приемника и источника, называется нулевым или нейтральным. Ток, проходящий через каждую фазу и каждый из приемников, называется фазным током, а токи, проходящие по линейным проводам, называются линейными токами. При соединении звездой линейные токи равны фазным токам. Ток, проходящий по нулевому проводу равен сумме фазных токов. При симметричной нагрузке токи всех фаз одинаковые, поэтому ток нейтрального провода равен нулю. В этом случае надобность нулевого провода отпадает. При обрыве нулевого провода нормальный режим работы схемы нарушится при неравномерной нагрузке ( когда фазные токи не одинаковы). Фазные токи изменятся и установятся такими , чтоб их сумма была равной нулю. Если фазные токи изменяются, то изменяются и падения напряжений на фазах приемника, а так как линейные напряжения остаются неизменными, изменится потенциал нулевой точки приемника, что приведет к появлению разности потенциалов между нулевыми точками генератора и приемника энергии. Эта разность потенциалов называется смещением нейтрали. Неравномерность нагрузки при отсутствии нулевого провода приводит к повышению напряжения тех фаз приемника, сопротивление которых возрастает, и к снижению напряжения фаз, сопротивление которых уменьшается.
Ход работы
1. Ознакомится с приборами и оборудованием, записать их технические данные.
Наименование приборов | Тип | Система | Предел измерения | Цена деления | Класс точности |
2. Собрать схему и показать ее руководителю.
PV1 |
S3 |
S11 HL9 |
PA1 |
PA2 |
PA3 |
PV2 |
PA4 |
O' |
V |
Aa |
AB |
AC |
V B |
A0 |
3. При отсоединенном нейтральном проводе установить равномерную нагрузку фаз. Измерить фазное и линейное напряжение, фазные токи, смещение нейтрали Uо. Вычислить PA, Pв, PС, P.
4. Повторить измерения, изменяя нагрузку фаз А. Количество ламп в фазах остается неизменным. (фаз В и С).
5. Повторить измерение, присоединив нейтральный провод (включая случай короткого замыкания).
6. Показания приборов и результаты вычислений записать в таблицу.
№ п/н | ZА | IА | IB | IС | IО | UА | UB | UС | UО | UАВ | UВС | UСА | PА | PВ | PС | P |
Ом | А | А | А | А | В | В | В | В | В | В | В | Вт | Вт | Вт | Вт | |
Построить векторную диаграмму.
Пример построения векторной диаграммы.
MU=
MI=
Равномерная нагрузка Неравномерная нагрузка
UA IB IC I0 IA IC IB UC UB |
UA
UCA UAB
ІА
IC IB UB
UC
UBC
Содержание отчета
Отчет должен содержать: тему лабораторной работы, цель работы, таблицу данных КИП и оборудование, схему электрического соединения, таблицы результатов измерений и вычислений, вычисления, векторную диаграмму токов и напряжений, вывод.
Вывод:
Дать ответ на контрольные вопросы.
1. Как соединить три фазы звездой?
2. Какое назначение нулевого провода?
3.Какое соотношение между линейным и фазным напряжением при соединении фаз звездой?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6
Ход работы
1. Ознакомится с приборами и оборудованием, записать их технические данные.
Наименование приборов | Тип | Система | Предел измерения | Цена деления | Класс точности |
Оборудование: источник питания, лампы накаливания, соединительные провода.
2. Собрать схему и показать ее руководителю.
A' |
PV1 |
PA5 |
S10 HL9 |
PA1 |
PA2 |
PA3 |
PA6 |
PA4 |
V |
AB |
AC |
AA |
AAB |
ABC |
ACA |
A B C |
x |
y |
z |
S1 |
B' |
С' |
3. Включить S1. Замыкая в произвольном порядке S3- S12 установить симметричную нагрузку фаз (включить одинаковое количество ламп). Снять показания фазных токов, линейных токов и напряжений и занести в таблицу.
Нагрузка | Измерено: | Вычислено: | |||||||||||
IA | IB | IC | IAB | IВС | ICA | UAB | UВС | UCA | PAB | PBC | PCA | P | |
Равно- мерная | |||||||||||||
Неравно- мерная | |||||||||||||
4. Включая и выключая в произвольном порядке S3- S12 установить несимметричную нагрузку фаз. Снять показания фазных токов, линейных токов и напряжений и занести в таблицу.
5. Не меняя нагрузки фаз АВ и СА, выключить все лампы фазы ВС (обрыв фазы). Измерять токи и напряжения, занести в таблицу.
6. Сохранив нагрузку фазы АВ неизменной, а фазы ВС выключенной, выключить все лампы фазы СА (обрыв двух фаз). Снять показания и занести в таблицу.
7. По результатам измерений построить векторные диаграммы токов, выбрав масштаб по току и напряжению
Вычислить:
PАB=UAB IAB
PCA=UСА IСА
PВС=UBC IBC
P=PАB+PВС+PСA
Пример построения векторной диаграммы
Равномерная нагрузка Неравномерная нагрузка
A ICA UAB -ICA IA UCA С IBC UBC B |
IAB |
IAB |
IАВ IBC |
IC UAB ІСА -ICA -IBC IA UCA IAВ IBC UBC IB -IAB |
Содержание отчета
Отчет должен содержать: тему лабораторной работы, цель работы, таблицу данных КИП и оборудование, схему электрического соединения, таблицы результатов измерений и вычислений, вычисления, векторную диаграмму токов и напряжений, вывод.
Вывод:
Дать ответ на контрольные вопросы.
1) Дайте сравнительную оценку соединений приемников энергии звездой и треугольником.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №7
Теоретические сведения
Трансформатор – это преобразователь переменного тока одного напряжения в переменный ток другого напряжения той же частоты. Для передачи энергии на дальние расстояния с целью уменьшения потерь энергии в проводах необходимо применять высокие напряжения. Вблизи места потребления электрической энергии, в конце линии электропередачи, устанавливают трансформаторы, понижающие напряжения с таким расчетом, чтобы массовые приемники электрической энергии могли получать напряжение 380В, 220В.
Ход работы
1. Ознакомиться с приборами и оборудованием, записать их технические данные.
Наименование приборов | Тип | Система | Предел измерения | Цена деления | Класс точности |
Миллиамперметр | |||||
Вольтметр | |||||
Ваттметр | |||||
Вольтметр | |||||
Амперметр |
Электрооборудование: ЛАТР, однофазный трансформатор, реостат, соединительные провода.
2. Собрать схему электрического соединения и показать ее руководителю.
V |
W |
А1 |
AC |
VB |
RH |
~U |
S1 |
S2 |
ТP |
ЛАТР |
3. Включить трансформатор в сеть при разомкнутой вторичной цепи. (холостой ход). К зажимам вторичной обмотки присоединить вольтметр. Показание занести в таблицу.
Режим | измерено | вычислено | |||
Холостой ход | Р1х | U1х | U2х | Iа | Кт |
Вт | В | В | А | ||
4. Провести опыт работы трансформатора под нагрузкой.
5. Провести опыт работы трансформатора с коротким замыканием. Записать показания приборов в таблицу.
Режим | измерено | вычислено | ||||
Короткое замыкание | Р1кз | U1кз | U2кз | I1K | I2K | |
Вт | В | В | А | % | ||
6. По данным опыта определить параметры трансформатора. Определить КПД трансформатора.
Вычислить:
P1= I1K U1кз COSφ
P2= P1 -∑ΔP
∑ ΔP= P1kз+ P1x
𝞰=P2/P1 100%
Kт = U1х/ U2х
Содержание отчета
Отчет должен содержать: тему лабораторной работы, цель работы, таблицу данных КИП и оборудование, схему электрического соединения, таблицы результатов измерений и вычислений, вычисления, вывод.
Вывод:
Дать ответ на контрольные вопросы.
1. От чего зависит величина тока холостого хода трансформатора?
2. Как определить КПД трансформатора?
3. Чем опасно короткое замыкание во вторичной цепи трансформатора?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №8
Оборудование и материалы.
Теоретические сведения
Двигатель постоянного тока с параллельным возбуждением применяется в качестве приводного двигателя многочисленных производственных машин, механизмов.
Под регулированием скорости электропривода понимается в общем случае принудительное, целенаправленное, ее изменение в соответствии с требованиями технологического процесса.
Электрическое регулирование скорости двигателя постоянного тока возможно тремя способами:
1) введением реостата R, в цепь якоря;
2) изменением величины магнитного потока Ф;
3) изменением подводимого к якорю напряжения U
Реостатное регулирование в цепи якоря осуществляется введением в цепь якоря двигателя ступенчато реостата. Регулирование вниз от основной скорости, соответствующей естественной характеристике.
Введение реостата смягчает механические характеристики. Диапазон ограничивается конструкцией регулирующих резисторов. Стабильность регулировочных характеристик уменьшается. Потери мощности в реостате большие, они пропорциональны степени снижения скорости при регулировании.
Регулирование скорости изменением магнитного потока осуществляется с помощью реостата в цепи обмотки возбуждения ОВД при постоянной мощности. Скорость регулируется только вверх от естественной механической характеристики .
Ход работы:
1. Ознакомиться с приборами и оборудованием, записать их технические данные.
Наименование приборов | Тип | Система | Предел измерения | Цена деления | Класс точности |
Амперметр | |||||
Амперметр | |||||
Вольтметр | |||||
Вольтметр |
Электрооборудование:
2. Ознакомиться со схемой электрического соединения.
+ |
Г |
A12 |
V |
rH |
V |
A1 |
Д |
rB2 |
ОВГ |
ОВД |
- |
rB1 |
3. Под наблюдением преподавателя провести опыт. Снять естественную механическую характеристику ДПТ при U = Uн - const, Ф = Фн- const, R = Rя - const. Результаты измерений и расчетов занести в таблицу.
4. Снять искусственную механическую характеристику ДПТ при введении дополнительного сопротивления в цепь якоря при Uн ,, Фн, R1> Rя Результаты измерений и расчетов занести в таблицу .
5. Снять искусственную механическую характеристику ДПТ при введении дополнительного сопротивления в цепь якоря при Uн , Фн, R2> R1 Результаты измерений и расчетов занести в таблицу.
| Измерено | Вычислено | |||||||
U1B | I1, А | U2, В | I2, А | n, об/мин | P1, Вт | P2,В | M2, Нм | ή | |
естественная | |||||||||
R1 > Rя | |||||||||
R2 > R1 | |||||||||
Фном > Ф1 | |||||||||
Ф1 > Ф2 |
6. По данным таблицы построить рабочие характеристики двигателя I1; P1; n; ή=f(P2).
Вычислить:
P1=U1*I1;
P2=U2*I2/ή;
M2=P2/0,105n;
ή=P2/P1;
Содержание отчета
Отчет должен содержать: тему лабораторной работы, цель работы, таблицу данных КИП и оборудование, схему электрического соединения, таблицы результатов измерений и вычислений, вычисления, графики механических характеристик, вывод.
Вывод:
Дать ответ на контрольные вопросы.
1) Какими способами можно регулировать скорость двигателя постоянного тока?
2) От чего зависят вращающий момент и частота вращения двигателя постоянного тока.?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №9
Теоретические сведения
Магнитный пускатель. Такое название получили трех полюсные контакторы переменного тока со встроенными в фазах тепловыми реле для защиты ЭД от перегрузки недопустимой продолжительности. В магнитных пускателях предусмотрена также нулевая защита, предотвращающая произвольное включение пускателей при восстановлении питания.
Электрическая схема магнитного пускателя и его конструкция изображена на рисунке 3. При нажатии кнопки «Пуск» SB1 подаётся питание на катушку пускателя KV через размыкающие контакты тепловых реле KK1, KK2 и кнопка «Стоп» SB2.
Якорь 6 электромагнита 5 притягивается к сердечнику 4. При этом неподвижные контакты 2 замыкаются подвижным мостиком 8. Нажатие в контакторах обеспечивается пружиной 9. Одновременно замыкаются блок-контакты KV, которые шунтируют кнопку «Пуск» SB1. При перенапряжении ЭД сработают два или одно тепловое реле 11, цепь катушки размыкается контактами KK1 и KK2. При этом якорь 6 больше не удерживается сердечником и под действием собственного веса и пружины 7 подвижной системы переходит в отключенное положение.
Двукратный разрыв в каждой фазе и закрытая камера 10 обеспечивают гашение дуги без особых устройств.
Нереверсивный пуск асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.
Схема приведена на рисунке 1. Для работы сети необходимо включить рубильник (Q). При нажатии кнопки «пуск» (SB1) катушка контактора (KM) получает питание и замыкает главные контакты в силовой цепи, тем самым происходит подключение двигателя к сети. Одновременно замыкается блок-контакт (KM) цепи управления, которые шунтирует кнопку пуск (SB1).
Если температура обмотки двигателя превысит допустимые значения, то сработает тепловое реле и разомкнет свои контакты в цепи управления (KK1, KK2), тем самым обесточит катушку контактора (KM) и двигатель остановиться.
Для отключения необходимо нажать кнопку «стоп» (SB2).
Для защиты двигателя от токов короткого замыкания служат плавкие предохранители (FU).
Для защиты двигателя от перегрузок и от потери фазы применяют тепловые реле (KK1, KK2), которые включаются непосредственно в силовую цепь двигателя
Работа реверсивной схемы управления АД.
Данная схема (смотри рисунок 2) управления АД с короткозамкнутым ротором обеспечивает вращение двигателя как в одну, так и другую сторону.
Силовая часть схемы (включается в сеть переменного тока автоматическим выключателем QF) состоит из электродвигателя М, обмотка статора которого включается в сеть через две группы силовых контактов: контактов КМ1, при замыкании которых ротор электродвигателя вращается в одном направлении (вперед), и контактов КМ2, при замыкании которых ротор электродвигателя вращается в другом направлении (назад) и тепловые реле КК.
Схема управления состоит из магнитных пускателей КМ1, КМ2 и их блок-контактов КМ1, КМ2; пусковых кнопок SB2 «Вперед» и SB3 «Назад»; кнопки «Стоп» SB1.
Для запуска электродвигателя сначала включают автоматический выключатель QF, потом нажимают кнопку SB2 или SB3 (в зависимости от выбранного направления вращения ротора электродвигателя). При нажимании кнопки SB2 включается магнитный пускатель КМ1, который своими главными контактами подключает двигатель к сети, тем самым осуществляя его пуск. Замыкающий блок-контакт КМ1 шунтирует при этом пусковую кнопку. Выключение двигателя осуществляется кнопкой SB1. Для пуска двигателя в другом направлении необходимо нажать кнопку SB3, которая включает магнитный пускатель КМ2.
Размыкая блок-контакт SB2 и SB3, которые подключены к цепи катушек магнитных пускателей КМ2 и КМ1 соответственно, предотвращают одновременное включение обоих магнитных пускателей, которое может привести к короткому замыкании в цепи двигателя.
Защита электродвигателя от перенапряжения осуществляется тепловыми реле КК, которые срабатывают, и разомкнут свои размыкающие контакты КК, и отключат катушку магнитного пускателя и электродвигатель остановится, потому что будет отключен от сети.
а) б)
Рисунок 3. Магнитный пускатель: а) электрическая схема; б) конструкция: 1 - основание; 2 - неподвижные контакты; 3 - пружина; 4 - магнитный сердечник; 5 - катушка; 6 - якорь; 7 - возвратная пружина; 8 - контактный мостик; 9 - пружина; 10 - дугогасительная камера; 11 - нагревательный элемент
Ход работы
1. Ознакомиться с конструкцией и принципом действия магнитного пускателя (рисунок 3).
2. Ознакомиться со схемой исследования. Определить назначение и принцип действия отдельных элементов схемы и их контактов (рисунок 1).
3. Собрать цепь для нереверсивного управления ЭД соответственно рисунка 1. После проверки схемы преподавателем провести опыт.
4. Собрать цепь реверсивного управления ЭД соответственно рисунка 2. После проверки схемы преподавателем провести опыт.
5. Сделать вывод соответственно выполненной работы и полученных результатов проведенного опыта.
Содержание отчета
Отчет должен содержать: тему лабораторной работы, цель работы, схему электрических соединений магнитного пускателя и реверсивную схему управления ЭД, описание проведенного опыта управления асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором с помощью магнитных пускателей, вывод.
Вывод:
Дать ответ на контрольные вопросы:
1. Какой магнитный пускатель называется
а) нереверсивным?
б) реверсивным?
2. Объясните работу схемы при пуске, реверсе и остановке электродвигателя.
3. Зачем шунтируют кнопку SB2 и SB3?
4. Какие виды защиты электродвигателя предусмотрены в данной схеме управления.
5. Какие аппараты использовались при сборке электрических схем?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10
Теоретические сведения
Полупроводниковый диод – это прибор, в основе которого лежат свойства полупроводника, с двумя выводами и наличием одного электрического перехода. В отличие от обычных диодов, принцип работы такого диода основан на p-n переходе. Основной принцип работы полупроводникового диода заключается в следующем: состоит диод из слоев полупроводника типов p и n. На стыке соединения этих слоев образуется сам p-n переход. Электрод, который подключен к p, называют анодом, а электрод, подключенный к n, соответственно катодом. Существует состояние, при котором ни к катоду, ни к аноду не прикладывается напряжение, при этом полупроводниковый диод находиться в так называемом состоянии покоя. В части n находятся свободные электроны, а в части p положительно заряженные ионы называемые дырками. Вследствие того, что существуют частицы с зарядами разных знаков, в местах их нахождения происходит возникновение электрического поля и притягивание их друг к другу. Существуют два вида включения диода – прямое и обратное.
На практике, подключая полупроводниковый диод с обратным напряжением, происходит возникновение очень маленького тока, который может быть измерен только микро либо нано амперах. Вследствие сильного напряжения кристаллическая структура диода может быть легко разрушена, и прибор начнет очень хорошо проводить электрический ток. Такой вид напряжения называют напряжением пробоя.
После процесса разрушения диод не подлежит восстановлению, и прибор выходит из строя. При прямом виде подключения, между анодом и катодом должно быть определенное значение напряжения, чтобы диод начал проводить электрический ток. Для разных типов материала существует разное значение такого напряжения.
Ход работы
1. Ознакомиться с приборами и оборудованием, записать их технические данные.
Наименование приборов | Тип | Система | Предел измерения | Цена деления | Класс точности |
Вольтметр | |||||
Миллиамперметр |
Оборудование: источник питания, постоянного тока, реостат, полупроводниковый диод, соединительные провода
2. Ознакомиться со схемой электрического соединения.
3. Изменяя нагрузку в цепи снять показания приборов. Результаты вычислений занести в таблицу
U, B | ||||||
I, мА |
4. По данным таблицы построить вольт-амперную характеристику диода.
Содержание отчета
Отчет должен содержать: тему лабораторной работы, цель работы, таблицу данных КИП и оборудование, схему электрического соединения, таблицы результатов измерений, вольт-амперную характеристику, вывод.
Вывод:
Дать ответ на контрольные вопросы.
1) Как образуется электронно-дырочный переход?
2) Отрасль применения диода.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 11
ИССЛЕДОВАНИЕ ТИРИСТОРА
Цель работы: ознакомиться с устройством тиристора, убедиться в том, что напряжение переключения зависит от тока управления. Снять вольт-амперную характеристику и характеристику переключения тиристора.
Оборудование и материалы: ЛАТР, амперметр, вольтметр, миллиамперметр
Теоретические сведения
Тиристор является силовым электронным не полностью управляемым ключом. Поэтому иногда в технической литературе его называют однооперационным тиристором, который может сигналом управления переводиться только в проводящее состояние, т. е. включаться. Для его выключения (при работе на постоянном токе) необходимо принимать специальные меры, обеспечивающие спадание прямого тока до нуля.
Тиристорный ключ может проводить ток только в одном направлении, а в закрытом состоянии способен выдержать как прямое, так и обратное напряжение.
Тиристор имеет четырехслойную p-n-p-n-структуру с тремя выводами: анод (A), катод (C) и управляющий электрод (G)
Ход работы
1. Технические данные используемого электрооборудования и контрольно-измерительных приборов.
Наименование | Тип | Система | Предел измерения | Цена деления | Класс точности |
Оборудование:
2. Схема электрических соединений.
3. Результаты измерений, вычислений и графики.
Iy1= | Iy1= | Iy1= | ||||||
Uпер1 | I1 | U1 | Uпер2 | I2 | U2 | Uпер3 | I3 | U3 |
B | A | B | B | A | B | B | A | B |
4. По данным таблицы построить вольт-амперную характеристику и характеристику переключения тиристора.
Вольт-амперная характеристика Характеристика переключения
Содержание отчета
Отчет должен содержать: тему лабораторной работы, цель работы, таблицу данных КИП и оборудование, схему электрического соединения, таблицы результатов измерений, характеристики, вывод.
Вывод:
Дать ответ на контрольные вопросы.
1. Структура, назначение тиристоров
2. Разновидности тиристоров.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №12
Теоретические сведения
Выпрямитель - устройство, предназначенное для преобразования энергии переменного тока в постоянный ток. В данной работе преобразования решается при помощи однофазных выпрямителей. Если схема диодного моста выполнена по мостовой схеме, то роль трансформатора заключается в преобразовании величины питающего напряжения. Если схема трансформатора с нулевым выводом, то трансформатор является составной частью силовой схемы.
Принцип выпрямления основывается на получении при помощи диодной схемы из двухполярной синусоидальной кривой напряжения U2(ωt) однополярных полуволн напряжения Ud(ωt)
Напряжение Ud(ωt) характеризует кривую выпрямленного напряжения выпрямителя. Ее постоянная составляющая Ud определяет среднее значение выпрямленного напряжения. Рассматривая полученную кривую Ud(ωt) можно сделать вывод, что помимо постоянной составляющей выпрямленное напряжение содержит переменную, которая определяется, как Ud(ωt)-Ud. Наличие ее нежелательно, так, как она ухудшает качество выходного напряжения. Для ее устранения следует ставить фильтры. Наличие фильтров меняет характер нагрузки. Между фильтром и нагрузкой иногда ставят стабилизатор напряжения. Его роль заключается в том. Чтобы стабилизировать выходное напряжение в зависимости от изменения входного напряжения или параметров нагрузки. Теперь можно начать рассматривать конкретные схемы маломощных однофазных выпрямителей.
Ход работы
1. Записать технические данные используемого электрооборудования и контрольно-измерительных приборов.
Наименование | Тип | Система | Предел измерения | Цена деления | Класс точности |
Оборудование:
2. Схема электрического соединения.
2. Изучить схему и определить назначить положение тумблеров:Si;S2;S3;S5;при котором будут собраны:
1) Без фильтра–
-однополупериодный выпрямитель,
-двухполупериодный со средней точкой трансформатора,
-двухполупериодный по мостовой схеме.
2) Однополупериодный выпрямитель с
- емкостным фильтром,
- индуктивным фильтром,
-Г- подобным LС фильтром,
-П- подобным LС фильтром,
-П- подобным RС фильтром.
3. Результаты определений занести в таблицу
Тумблеры | Схема выпрямителя | Однопериодный фильтр | ||||||
Однополупериодная | Двухполупериодная | Мостовая | С | L | Г LC | П LC | П RC | |
S1 | ||||||||
S2 | ||||||||
S3 | ||||||||
S4 | ||||||||
S5 |
4.Начертить форму входного напряжения и осциллограмму напряжения на выходе выпрямителей без фильтра.
Содержание отчета
Отчет должен содержать: тему лабораторной работы, цель работы, таблицу данных КИП и оборудование, схему электрического соединения, таблицы результатов измерений и вычислений, формуы входного напряжения и осциллограммы напряжения на выходе выпрямителей без фильтра.
Вывод:
Дать ответ на контрольные вопросы.
1. Назначение выпрямителей.
2. Дайте сравнительную оценку разных схем выпрямления.
3. Назначение сглаживающих фильтров.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
Алгоритм расчета
1. Схема электрической цепи задачи представляет собой вариант смешанного соединения резисторов. Поэтому определение эквивалентного сопротивления цепи Rэ связано с поэтапной заменой последовательно или параллельно соединенных резисторов, на один эквивалентный им:
А) Raвc=Ra+Rв+Rc – для последовательного соединения (где а, в, с- номера резисторов ;
Б) Rав= – для параллельного соединения.
Поэтапная замена в заданной схеме выглядит так:
а) исходная схема | б) |
в) | г) |
д) | е) |
2. Для определения токов в резисторах используется закон Ома для участка цепи, первый и второй законы Кирхгофа.
Ток эквивалентной цепи определим по закону Ома
Анализ схемы показывает, что ток от клеммы А к клемме В проходит по участкам R1,Rсд и R8(схема д). Ведь I1=Iсд=I8=Iэ, то есть два тока определены (I1 и I8).
Для определения токов двух областей между узлами С и Д необходимо знать напряжение Uсд. Его можно определить по закону Ома для участка СД (схема д)
Теперь можно определить токи ветвей R234 и R567 (схема г)
Так как резисторы R5,R6 и R7 соединены последовательно, то есть токи проходящие через них равные, то I5=I6=I7=I567
Ток ветви R234 является током, проходящим через резисторы R2 и R 4 (схема в), то есть I 4 =I 23=I 234.
Ток I23 состоит из токов I2 и I3 резисторов , соединенных параллельно, то есть I 23 = I 2 + I 3 ( 1-ый закон Кирхгофа).
Чтобы найти токи через резисторы R 2 и R3 надо знать под каким напряжением они находятся, то есть определить напряжение на резисторе R23 (Uck) (схема в)
U 23 = I 23 R23
Теперь по закону Ома определяются токи I 2 и I 3:
3. Мощность цепи и затрата энергии цепью определяются по формулам:
P = Uab*Iэ, Вт - необходимо перевести в кВт;
W = P*t, кВт*ч
Число десятков шифра
Число единиц шифра
Рисунок 1 – Схема к заданию
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ХАРЦЫЗСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(14 пт, полужирный)
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ (16 пт, полужирный)
по дисциплине______________________________________________________
(14 пт, полужирный)
XХХ.ХХ.ХХ. X.XX.XXX.X (16 пт, полужирный)
(классификационный код см приложение Г)
Студент группы________
___________________
«____» ________20___ г.
Преподаватель _________________
«___» ________20__ г.
(14 пт.)
20__ г. (14 пт, полужирный)
№п/п | Тема работы | Отметка о выполнении |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
3 |
КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ КОД (см титульный лист) |
Разработал |
Петров |
Проверил |
Иванов |
Н. контроль |
Утвердил |
Отчет |
Лит. |
Листов |
Группа________ |
Приложение Б
Пример оформления титульного листа отчетов по практическим работам
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ХАРЦЫЗСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(14 пт, полужирный)
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ (16 пт, полужирный)
по дисциплине______________________________________________________
(14 пт, полужирный)
XХХ.ХХ.ХХ. X.XX.XXX.X (16 пт, полужирный)
(классификационный код см приложение Г)
Студент группы________
___________________
«____» ________20___ г.
Преподаватель _________________
«___» ________20__ г.
(14 пт.)
20__ г. (14 пт, полужирный)
№п/п | Тема работы | Отметка о выполнении |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
3 |
КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ КОД (см титульный лист) |
Разработал |
Петров |
Проверил |
Иванов |
Н. контроль |
Утвердил |
Отчет |
Лит. |
Листов |
Группа________ |
Приложение В
Пример оформления титульного листа расчетно-графической работы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ХАРЦЫЗСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(14 пт, полужирный)
ОТЧЕТ (16 пт, полужирный)
по расчетно-графической работе №
по дисциплине «______________________________________»
по теме ____________________________________________
(14 пт, полужирный)
XХХ.ХХ.ХХ. X.XX.XXX.X (16 пт, полужирный)
(классификационный код см приложение Г)
Студент группы________
___________ ________
«____» ________20___ г.
Преподаватель _____________________
«___» ________20__ г.
(14 пт.)
20__ г. (14 пт, полужирный)
Приложение Г
Структура обозначения учебной документации:
XХХ.ХХ.ХХ.X . XX . XXX . X
Код организации-разработчика (ХТТ)
Код направления подготовки (специальности) например: 13.02.11, 13.03.02, 23.03.03
Код вида документации
ВКР-1
Курсовой проект - 2
Курсовая работа — 3
РГР-4
ЛР- 5
ПР - 6
Реферат - 7
Практика технологическая - 8
Практика преддипломная - 9
Год издания работы
Обозначается двумя последними цифрами календарного
года, в котором защищается ВКР или другой вид студенческой работы)
Номер зачетной книжки
(указываются три последние цифры номера)
Шифр документа
ПЗ - пояснительная записка;
ОО — для нетехнических специальностей;
О - отчет по РГР;
Р - реферат
П — отчет по практике
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ХАРЦЫЗСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
________________ Г.В. Фаустова
Подпись
«____»____________2017 г.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 568.