С 1 января 2006 году вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", регламентирующий процедуру размещения заказов. Данным Законом вводятся новые процедуры и порядок размещения закупок.
Статья 1. Предмет и цели регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
2. Настоящий Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, за исключением случаев, если такие товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.
Статья 3. Государственные нужды и муниципальные нужды
1. Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации или расходными обязательствами субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций субъектов Российской Федерации, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации).
2. Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Статья 5. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд
Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - государственный или муниципальный контракт либо контракт).
Статья 10. Способы размещения заказа
1. Размещение заказа может осуществляться:
1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
2. Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
3. Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
4. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается.
5. Нарушение предусмотренных настоящим Федеральным законом положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
6. Два и более заказчика, уполномоченных органа вправе осуществлять размещение заказов на поставки одноименных товаров путем проведения совместных торгов. Права, обязанности и ответственность заказчиков, уполномоченных органов при проведении совместных торгов и порядок проведения совместных торгов определяются соглашением сторон в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Государственный или муниципальный контракт с победителем или победителями совместных торгов заключается каждым заказчиком, проводившим такие торги, или каждым заказчиком, для которого размещение заказа путем проведения торгов осуществлялось уполномоченным органом. Исполнение государственных или муниципальных контрактов, заключенных с победителем или победителями совместных торгов, осуществляется сторонами в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
7. Порядок взаимодействия заказчиков, уполномоченных органов при проведении совместных торгов может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
8. Решение о проведении совместных торгов для нужд обороны страны и безопасности государства принимается Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" существенно отличается от старого Федерального закона N 97-ФЗ от 07.04.1999 г. "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
Новый закон более жесткий, императивный. Больше защищает интересы участников (подрядчиков, поставщиков, исполнителей), предоставляя им более широкие права на участие в конкурсных процедурах и их обжалование, чем интересы Государственного заказчика, права которых ограничены и жестко регламентированы новым законом.
Старый закон при подготовке и проведении конкурсов предоставлял Заказчику более широкие возможности для установления условий (критериев) при выборе участника - победителя, предложившего лучшие условия поставки продукции.
Новый закон требует очень сильного информационного обеспечения и поддержки (размещение в официальных источниках СМИ и на официальных сайтах всех необходимых публикаций в жестко установленные сроки, размещение конкурсных документации и т.п.), вводит электронные торги.
Введен новый вид торгов - аукцион (перечень продукции, закупаемой через аукцион, будет установлен Постановлением Правительства РФ) и новый вид закупки без проведения торгов - на товарных биржах.
Усилен контроль за соблюдением Заказчиком законодательства о размещении заказов, введены плановые и внеплановые проверки Заказчика.
Новый закон расширяет сферу применения - устанавливает единые нормы для Государственных заказчиков: федеральных и субъектов Федерации, и муниципальных заказчиков.
Основные существенные отличия двух законов:
┌────┬─────────────────────────────────┬────────────────────────────────┐
│N п/│ Старый закон │ Новый закон │
│ п │ N 97-ФЗ от 07.04.1999 г. "О │ N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. "О │
│ │ конкурсах на размещение заказов │ размещении заказов на поставки │
│ │ на поставки товаров, выполнение │ товаров, выполнение работ, │
│ │ работ, оказание услуг для │ оказание услуг для │
│ │ государственных нужд" │государственных и муниципальных │
│ │ │ нужд" │
├────┼─────────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│ 1 │ --------------- │Разрешает публичные закупки на│
│ │ │сумму, не превышающую│
│ │ │установленного ЦБ РФ предельного│
│ │ │размера расчетов наличными│
│ │ │деньгами между юр.лицами по│
│ │ │одной сделке (на сегодняшний│
│ │ │день - 60 000 руб.) │
├────┼─────────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│ 2 │Срок публикации извещения о │Срок публикации извещения о │
│ │проведении конкурса - не менее 45│проведении торов - не менее 30 │
│ │дней. │дней. │
├────┼─────────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│ 3 │Извещение о проведении запроса │Извещение о проведении запроса │
│ │котировок не публикуется, запрос │котировок подлежит обязательному│
│ │направлялся не менее, чем трем │размещению на официальном сайте │
│ │поставщикам. │(для неограниченного круга лиц),│
│ │ │одновременно Заказчик имеет │
│ │ │право дополнительно направить │
│ │ │запрос непосредственно │
│ │ │поставщикам данной продукции. │
├────┼─────────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│ 4. │Подлежат обязательному │Подлежат обязательному │
│ │опубликованию в течение 20 дней │опубликованию в официальном │
│ │итоги конкурса - информация о │издании и на официальном сайте в│
│ │победителе и сумме контракта. │установленные сроки (по каждому │
│ │ │способу закупок - свой │
│ │ │регламентированный срок) │
│ │ │итоговые протоколы (протокол │
│ │ │оценки и сопоставления заявок) │
│ │ │по конкурсам, аукционам и │
│ │ │котировкам. │
├────┼─────────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│ 5 │Устанавливает обязательные │Устанавливает исчерпывающий │
│ │требования к участникам по │перечень обязательных требований│
│ │правомочности и квалификации. │к участникам, допускается │
│ │ │наличие задолженности по │
│ │ │обязательным платежам в бюджеты │
│ │ │любого уровня и внебюджетные │
│ │ │фонды не более 25%. │
│ │ │Требования к квалификации │
│ │ │участника Заказчик устанавливать│
│ │ │не вправе. │
│ │ │Квалификационные требования │
│ │ │могут быть установлены только в │
│ │ │исключительных случаях (см. │
│ │ │ниже) │
├────┼─────────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│ 6 │Допускается установление │Установление дополнительных │
│ │Заказчиком дополнительных │(квалификационных) требований к │
│ │требований к квалификации │участникам допускается только в │
│ │участников. │случаях: │
│ │ │- размещения оборонного заказа │
│ │ │(в соответствии с Постановлением│
│ │ │Правительства РФ); │
│ │ │- при закупке работ на НИиОКР │
│ │ │или технологических работ. │
├────┼─────────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│ 7 │Предусматривает только проведение│Предусматривает проведение │
│ │конкурсов: открытого, закрытого, │торгов (открытых, закрытых) в │
│ │по согласованию с уполномоченным │форме конкурса и в форме │
│ │органом двухэтапного конкурса. │аукциона (новый вид торгов на │
│ │ │понижение цены). │
│ │ │Перечень продукции, закупаемой │
│ │ │только через аукцион, │
│ │ │устанавливается Правительством │
│ │ │РФ. Исключены двухэтапные торги.│
├────┼─────────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│ 8 │Проведение запроса котировок │Предусматривает запрос котировок│
│ │(предусматривается Указом │на поставку одноименных товаров │
│ │Президента N 305 от │(работ, услуг) на сумму не │
│ │08.04.1997 г.) при закупках на │превышающую 250 тыс.рублей, │
│ │сумму не превышающую 2500 МРОТ │подлежащую уплате в течение │
│ │(250 тыс.рублей). │квартала. │
├────┼─────────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│ 9 │Проведение закупок способом "у │Размещение заказа у │
│ │единственного источника" в │единственного источника │
│ │случаях, установленных Указом │осуществляется в случаях, │
│ │Президента N 305 от 08.04.1997 г.│установленных данным законом, │
│ │проводиться по согласованию с │без согласования с │
│ │уполномоченным органом │уполномоченным органом, за │
│ │(Минэкономразвития) │исключением случаев, когда │
│ │ │договор с единственным │
│ │ │участником конкурса (аукциона) │
│ │ │не заключен по причине уклонения│
│ │ │участника от заключения │
│ │ │государственного контракта, │
│ │ │возникла потребность в продукции│
│ │ │вследствие непреодолимой силы. │
├────┼─────────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│ 10 │При участии в конкурсе одного │При участии в конкурсе │
│ │участника или признания одной │(аукционе) одного участника │
│ │заявки, отвечающей требованиям │и/или признания одной заявки, │
│ │конкурной# документации, конкурс │отвечающей требованиям │
│ │признается несостоявшимся. Для │конкурной# документации, или │
│ │заключения договора с таким │допуска одного участника к │
│ │участником (единственным │участию в аукционе, конкурс │
│ │источником) необходимо │(аукцион) также признается │
│ │согласование уполномоченного │несостоявшимся, однако в этом │
│ │органа (Минэкономразвития). │случае проект государственного │
│ │ │контракта в обязательном порядке│
│ │ │направляется такому участнику. │
├────┼─────────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│ 11 │ --------------- │Размещение заказов на поставки │
│ │ │биржевых товаров (новый вид │
│ │ │закупки) на сумму, превышающую │
│ │ │5 млн. руб. Порядок размещения │
│ │ │устанавливается Правительством │
│ │ │РФ. │
├────┼─────────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│ 12 │Обеспечение конкурсной заявки │Обеспечение конкурсной заявки на│
│ │должно быть представлено в форме │участие в конкурсе или аукционе │
│ │залога, банковской гарантии или │может устанавливаться только в │
│ │поручительства (предусматривается│форме залога денежных средств. │
│ │Указом Президента N 305 от │Размер обеспечения для участия в│
│ │08.04.1997 г), размер обеспечения│конкурсе не должен превышать 5% │
│ │не должен превышать 3% от суммы │от суммы контракта, размер │
│ │контракта. Форма обеспечения │обеспечения для участия в │
│ │определяется Заказчиком. │аукционе - 5% от начальной цены │
│ │ │контракта. │
├────┼─────────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│ 13 │Обеспечение исполнения контракта │Обеспечение исполнения контракта│
│ │может устанавливаться Заказчиком,│может устанавливаться │
│ │форма обеспечения (залог, │Заказчиком, форма обеспечения │
│ │банковская гарантия, │(залог денежных средств, │
│ │поручительство) определяется │банковская гарантия, страховка) │
│ │Заказчиком. │определяется Участником │
│ │ │(победителем) самостоятельно. │
├────┼─────────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│ 14 │Обязанность подтверждать свое │Обязанность подтверждать свое │
│ │право на участие в конкурсе │право на участие в конкурсе не │
│ │возлагается на участника путем │может возлагаться на участника. │
│ │представления необходимых │Проверка соответствия участника │
│ │документов. │установленным законом │
│ │ │требованиям возлагается на │
│ │ │Заказчика. │
├────┼─────────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│ 15 │Участие иностранных поставщиков │Участие иностранных поставщиков │
│ │допускается только в случаях, │(иностранной продукции) │
│ │если продукция не производится в │допускается на равных условиях в│
│ │России или ее производство │случае, если аналогичный режим │
│ │экономически нецелесообразно │установлен иностранным │
│ │ │государством для российской │
│ │ │продукции. │
├────┼─────────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│ 16 │ -------------- │Вводится реестр недобросовестных│
│ │ │поставщиков (уклонившихся от │
│ │ │подписания гос.контракта, с │
│ │ │которыми расторгнут контракт в │
│ │ │связи с существенными │
│ │ │нарушениями). Ведение реестра │
│ │ │возлагается на уполномоченный │
│ │ │федеральный орган. │
├────┼─────────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│ 17 │Квоты на гос. заказ малому │Предусмотрены преимущества │
│ │бизнесу предусматриваются │организациям │
│ │отдельными нормативными актами. │уголовно-исправительной системы │
│ │ │и организациям инвалидов. │
│ │ │Вводятся обязательные квоты в │
│ │ │размере 15% от общего объема │
│ │ │поставок для малого бизнеса. │
│ │ │Перечень закупаемой продукции и │
│ │ │ее предельная цена │
│ │ │устанавливается Правительством │
│ │ │РФ. │
├────┼─────────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│ 18 │Заказчик имеет право до │Такое право не предусмотрено │
│ │подведения итогов закрыть конкурс│ │
│ │без объявления победителя │ │
│ │(предусматривается Указом │ │
│ │Президента N 305 от 08.04.1997 г)│ │
├────┼─────────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│ 19 │ -------------- │В случае просрочки Заказчиком │
│ │ │исполнения своих обязательств, │
│ │ │другая сторона (Поставщик) │
│ │ │вправе требовать уплату │
│ │ │неустойки (штрафа, пеней). │
├────┼─────────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│ 20 │ -------------- │Заказчик обязан осуществлять │
│ │ │аудиозапись вскрытия конвертов с│
│ │ │заявками на участие в конкурсе. │
│ │ │Любой участник аукциона вправе │
│ │ │осуществлять аудио- и │
│ │ │видеозапись аукциона. │
├────┼─────────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│ 21 │ -------------- │Заказчик имеет право в │
│ │ │конкурсной документации и │
│ │ │гос.контракте предусмотреть в │
│ │ │одностороннем порядке увеличение│
│ │ │объема поставки продукции не │
│ │ │более, чем на 5%, изменение цены│
│ │ │контракта при этом также не │
│ │ │должно превышать 5%. │
├────┼─────────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│ 22 │Обжалование решений Заказчика │Наряду с судебным порядком │
│ │осуществляется в судебном │обжалования введен внесудебный │
│ │порядке. │порядок обжалования │
│ │ │уполномоченным органом по жалобе│
│ │ │участника (поставщика). │
│ │ │Последствия: приостановление │
│ │ │проведения торгов, отзыв члена │
│ │ │комиссии, признание торгов │
│ │ │недействительными. │
├────┼─────────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│ 23 │Контроль за проведением конкурсов│Усилен контроль. Предусмотрены │
│ │и координация их проведения │плановые и внеплановые проверки │
│ │осуществляются уполномоченным │уполномоченным органом. │
│ │Правительством РФ федеральным │Плановые проверки Заказчика и │
│ │органом исполнит.# │постоянно-действующей │
│ │ │конкурсной/аукционной/котировоч-│
│ │ │ной комиссии осуществляются не │
│ │ │более чем один раз в шесть │
│ │ │месяцев. │
│ │ │Внеплановые проверки - по │
│ │ │жалобе. │
├────┼─────────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│ 24 │Срок хранения документов не │Срок хранения документов должен │
│ │установлен. │быть не менее 3-х лет. │
└────┴─────────────────────────────────┴────────────────────────────────┘
Дата: 2019-02-02, просмотров: 212.