Концепция маржинальной прибыли

Используя графический и аналитический инструментарии анализа безубыточности, можно планировать изменение средней операционной прибыли на единицу продукции в результате изменения объема продаж. Подобное изменение связано со снижением средней величины постоянных затрат на единицу продукции ввиду распределения постоянных затрат между большим или меньшим количеством продукции (действие эффекта масштаба).

Допустим, при объеме продаж, равном 200 единицам, прибыль предприятия составляет 100 тыс. руб. Прирост объема на 50 ед., т. е. до 250 ед. (рост объема на 25%), вызывает прирост прибыли на 125 тыс. руб., т. е. до 225 тыс. руб. (или на 125%). Прирост прибыли превышает прирост объема в пять раз, т. е. коэффициент приращения операционной прибыли, характеризующий ответное изменение прибыли на рост объема продаж, равен 5,0. Эта зависимость сохранится и при снижении объема.

Итак, операционная прибыль на единицу продукции различна при разных объемах продаж. Однако существует другая величина, которая является постоянной для любого объема в соответствующих пределах; она получила название маржинальной прибыли.

Маржинальная прибыль (валовая маржа) может быть рассчитана на весь выпуск (Ма), а также на единицу продукции (ма). В расчете на весь выпуск маржинальная прибыль представляет собой разность между выручкой от продаж (Впр) и совокупными переменными затратами (Спер), в расчете на единицу продукции ¾ между ценой продажиед) и переменными затратами на единицу продукции (спер):

Ма = Впр Спер = (Цед - спер) ´ Вн.е., (7.26)

ма = Цед - спер . (7.27)

Используя (7.26) и (7.27), можно получить еще одно выражение для расчета величины маржинальной прибыли:

Ма = Впр Спер = (Спост + Спер + Ппр) - Спер = Спост + Ппр . (7.28)

Согласно выражению (7.28) маржинальная прибыль представляет сумму постоянных затрат и прибыли от продаж продукции. Именно поэтому маржинальную прибыль иначе называют вкладом на покрытие постоянных затрат.

Прибыльность деятельности обеспечивается при условии:

¨ полного возмещения (или покрытия) постоянных затрат маржинальной прибылью;

¨ превышения ее над суммой постоянных затрат.

Следовательно, для рентабельного предприятия необходимым является выполнение условия:

Ма > Спост (7.29)

Норма валовой маржи (мо) ¾ это отношение маржинальной прибыли к выручке от продаж по всему объему продукции или маржинальной прибыли на единицу продукции к ее цене, выраженное в процентах или долях единицы:

(7.30)

(7.31)

где dпер ¾ доля переменных затрат в цене единицы изделия или выручке от продаж.

Понятие маржинальной прибыли может быть раскрыто на простейшем примере производственного предприятия. Данные управленческого учета приведены в табл. 7.7.

Таблица 7.7. Отчет о прибылях предприятия, тыс. руб.

Для упрощения анализа рассматривается только один вид продукта (монопродуктовое производство). Маржинальная прибыль ¾ это результат от продаж после возмещения переменных затрат. Она идет на покрытие постоянных затрат и получение прибыли в определенном периоде времени. Если величина маржинальной прибыли недостаточна для покрытия постоянных затрат, предприятие получит убыток. Анализ безубыточности позволяет вычислить такой объем производства и продаж в стоимостных и натуральных единицах, при котором доход от продаж равен расходам. После достижения точки безубыточности операционная прибыль увеличивается на величину маржинальной прибыли с каждой дополнительно проданной единицы продукции.

Допустим, в рассматриваемом периоде предприятие производит один вид продукции. Приведем данные, характеризующие его деятельность (см. табл. 7.8).

Таблица 7.8. Расчет операционной прибыли при различных объемах продаж предприятия, тыс. руб.

Для достижения точки безубыточности предприятие должно продать 350 ед. продукции. Если объем продаж составит 351 ед., операционная прибыль составит 1 тыс. руб.

Чтобы узнать, какая прибыль будет при любом другом q-ом ( q  Î Q ), где Q ¾  технологическое множество предприятия) уровне деятельности , не обязательно готовить серию отчетов о прибылях ¾ достаточно найти произведение количества проданных единиц продукции за пределами точки безубыточности  и маржинальной прибыли на единицу продукции (ма). Получим величину ожидаемой операционной прибыли  при q-ом объеме производства за рассматриваемый период:

(7.32)

Таким образом, предполагаемый прирост прибыли прямо пропорционально зависит от абсолютной величины маржинальной прибыли на единицу продукции и запаса финансовой прочности.

Например, планируется рост продаж с 400 до 425 ед. (табл. 7.9).

Таблица 7.9. Расчет операционной прибыли при различных объемах продаж предприятия, тыс. руб.

Кроме абсолютной величины маржинальной прибыли на единицу продукции (в рассматриваемом примере 400 тыс. руб. : 400 ед. = 1 тыс. руб.) полезен анализ с помощью относительной величины маржинальной прибыли. В рассматриваемом примере норма маржинальной прибыли равна:

Это означает, что рост объема продаж на 1 руб. сопровождается ростом маржинальной прибыли на 0,4 руб., а также операционной прибыли при условии неизменности постоянных затрат. Если предприятие планирует рост объема продаж на 300 тыс. руб., то маржинальная прибыль увеличится на 300,0 ´ 0,4 = 120 тыс. руб., что равнозначно увеличению операционной прибыли на ту же величину.

Таблица 7.10. Динамика маржинальной и операционной прибыли

Использование относительного показателя нормы валовой маржи целесообразно при расчете прибыльности продукции по многономенклатурному производству. Большее внимание следует уделять производству продукции, имеющей наибольший показатель нормы маржинальной прибыли (в отличие от традиционного выбора в пользу высокорентабельной продукции).

Для эффективного функционирования предприятия важно учитывать структуру переменных и постоянных затрат. Так, в фондоемком производстве больше возможностей в управлении структурой затрат, чем в производствах с повышенной долей прямого труда производственных рабочих. Дилемма выбора высоких переменных и низких постоянных или низких переменных и высоких постоянных затрат не имеет однозначного решения. Преимущества и недостатки присущи любому варианту.

Рассмотрим отчеты о прибылях и убытках предприятий А и B с разной структурой затрат (табл. 7.11-7.12).

Таблица 7.11. Отчет о прибылях и убытках предприятий А и B

Ответ на вопрос, у какого из представленных предприятий более выгодная структура затрат, зависит от многих факторов, включая долговременную стратегию продаж, сезонные колебания их объема, отношение менеджмента к риску. Если предположить, что объем продаж будет возрастать, структура затрат предприятия B выгоднее по причине более высокого значения нормы маржинальной прибыли. По мере роста продаж прибыль предприятия B будет увеличиваться быстрее. Рассмотрим последствия увеличения объема продаж на 10% для каждого из рассматриваемых предприятий (табл. 7.12).

Таблица 7.12. Отчет о прибылях и убытках предприятий А и B при изменении объема продаж

Анализ данных табл. 7.12 позволяет заключить, что при одинаковом темпе роста продаж предприятие B имеет больший рост операционной прибыли вследствие более высокой нормы маржинальной прибыли.

Если предположить, что предел объемов продаж для рассматриваемых предприятий составляет 1000 тыс. руб. и планируется его снижение, в этих условиях предприятие А имеет лучшую структуру затрат, поскольку, во-первых, имея более низкую норму маржинальной прибыли, оно не будет терять прибыль при падении объема продаж так быстро, как предприятие B, ¾ доход предприятия А будет стремиться к большей стабильности; во-вторых, наличие более низких постоянных затрат в структуре себестоимости предполагает, что убытки наступят не так быстро, как у предприятия B в периоды резкого спада продаж.

Если объем продаж изменяется в пределах более 1000 тыс. руб., определить наиболее выгодную структуру затрат представляется затруднительным. В данном случае предприятие B будет менее уязвимым, предприятие А будет функционировать при меньшем риске с более стабильной прибылью. Однако оно упускает возможность получения повышенной нормы прибыли в случае, если сохранится тенденция долгосрочного роста объема продаж.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 78.