Искусство Московского государства XVII столетия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

История русского государства XVII столетия.

Архитектура. Своеобразие русского зодчества в первой четверти XVII в. Причины резкого сокращения строительной деятельности. Деятельность приказа каменных дел. Храмовое строительство во второй четверти XVII столетия. Церковь Троицы и Грузинской Божьей Матери в Никитниках в Москве (1631–1634 гг.), церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве (1649–1652 гг.). Строительство храмов с уравновешенной, но асимметричной композицией, причудливостью силуэтов. Противоречие между декоративным убранством культовых зданий и их конструктивным решением. Патриарх Никон и его влияние на русскую культовую архитектуру. Распространение в третьей четверти XVII в. храмовых комплексов, включающих в себя бесстолпное здание собственно церкви, трапезную и колокольню. Появление нескольких типов церковных сооружений: использование форм церкви в Никитниках, стремление придать рядовому приходскому храму черты монументальности. Церковь Николы в Хамовниках в Москве (1679 г.). Появление в 90-х гг. XVII в. на Руси архитектурного направления «нарышкинский стиль» или «московское барокко». Церковь Покрова в Филях (1693–1694 гг.), церковь Знамения в Дубровицах под Москвой (1690–1704 гг.).

Изобразительное искусство. Творчество царского изографа Симона Ушакова (1626–1686 гг.). Иконы Ушакова: «Владимирская Богоматерь» (1652 г.), «Спас Нерукотворный» (1677 г.), «Насаждение древа государства Российского» (1668 г.), «Троица» (1671 г.). Портрет в русском искусстве XVII века: «Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский», «Царь Иоанн Васильевич IV», «Патриарх Никон с клиром», «Царь Алексей Михайлович».

Основные понятия: Соборная площадь Кремля. Великий русский иконостас. Московская школа иконописи. Шатровая архитектура. Парсуна.

Методические указания:

Раскрыть исторические причины смены этапов древнерусского искусства XIV – XVII столетий; становление Москвы, укрепление Московского княжества второй половины XV века. Влияние западноевропейского искусства на культуру Древней Руси XVII столетия.

Литература

Архангельский собор и колокольня "Иван Великий" Московского Кремля. М.: Арт-Волхонка, 2011.

Майорова, Скоков. Русская иконопись. Сюжеты и шедевры. М.: Белый город, 2007. Яковлева Н. Московские иконописцы. М: Белый город, 2011.

 

Архитектура, скульптура и изобразительное искусство России XVIII столетия. Характеристика двух памятников на выбор.

 

Архитектура России первой половины XVIII в.

Архитектура России первой четверти XVIII в. Петровское барокко. Формирование новой градостроительной среды. Учреждение для руководства строительством государственного органа – «Канцелярии от строений». Привлечение иностранных специалистов – носителей традиций различных аспектов европейского архитектурного барокко. Первые петровские пенсионеры. Петровское барокко. Характерные черты архитектуры петровского времени. Образцовые проекты домов Доменико Трезини. Петропавловский собор Доменико Трезини – главная вертикальная доминанта С-Петербурга. Кунсткамера – здание первого в России специально построенного музея. Петергоф – подражание регулярным паркам Европы стиля позднего европейского барокко и рококо.

Архитектура России второй четверти XVIII в. – оригинальный художественный стиль русского барокко, интегрирующий древнерусские, европейские барочные, рокайльные и классицистические архитектурные традиции. Объемно-пространственные композиции типа «блок-галерея» (Большой Царскосельский дворец) и «блок-каре» (Зимний дворец). Полихромия фасадов зданий барокко второй четверти XVIII столетия. Творчество Франческо-Бартоломео Растрелли – крупнейшего зодчего XVIII столетия. Ансамбль Смольного монастыря, Большой дворец в Петергофе, Зимний дворец в Санкт-Петербурге.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 308.