ОРГАНИЗАЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 И ОХРАНЫ ПРИРОДЫ

В РОССИИ

Региональная политика является неотъемлемой частью системы государственного управления и регулирования в сфере изучения, вос­производства, использования и охраны природных ресурсов. Коор­динация и проведение государственной политики по охране приро­ды возложена на Министерство природных ресурсов (МПР) России. Реализация этой политики обеспечивается созданными в период с 1993 по 1998 г. территориальными центрами и органами управления.

Охрана природы осуществляется одновременно с рациональным природопользованием в следующих двух важнейших направлениях:

сведение к минимуму вредных последствий производственной деятельности;

осуществление мер, стимулирующих нормальное функциониро­вание биосферы и составляющих ее экосистем.

В последние десятилетия проводились исследования особеннос­тей структуры и закономерностей функционирования многих есте­ственных природных экосистем, степени их устойчивости к антро­погенным воздействиям. Были изучены механизмы поддержания оптимального динамического равновесия газов в атмосфере, гидро­логического режима в биосфере, оптимизации почвообразователь­ных процессов. Человек научился создавать высокопродуктивные искусственные экосистемы.

Достижения экологии и охраны природы имеют огромное зна­чение потому, что мы вступаем в период, когда любую производ­ственную деятельность необходимо соизмерять с возможностями биосферы, учиться управлять процессами, происходящими в ней. По мнению академика С.С.Шварца, «экология на наших глазах ста­новится основой поведения человека индустриального общества в природе». Это должны обеспечивать законодательные акты, меж­дународные соглашения, практическая деятельность государствен­ных и общественных организаций.

В Российской Федерации охрану, контроль и регулирование ра­ционального использования природных ресурсов и окружающей среды осуществляют федеральные органы исполнительной власти -Министерство природных ресурсов (МПР России), до 17 мая 2000 г. осуществлял Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии России), с этого времени его функции пере­даны МПРРФ, Государственный комитет по метеорологии и мони­торингу окружающей среды (Госгидромет), Федеральная служба лес­ного хозяйства России (Рослесхоз), Государственный комитет сани­тарно-эпидемиологического надзора РФ, соответствующие департа­менты Министерства сельского хозяйства и продовольствия (Депар­тамент по охране и рациональному использованию ресурсов охотни­чьих животных и Департамент по рыболовству), Министерство здра­воохранения и др.

В 89 субъектах РФ за рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды отвечают органы исполни­тельной власти регионов и территориальные органы МПР России, Госкомэкологии (до 2000 г.), Минсельхозпрода, Рослесхоза и др. Все эти органы были созданы в последнее десятилетие. Необходи­мо иметь в виду, что они претерпевают систематические реоргани­зационные мероприятия, связанные с поиском оптимальной управ­ленческой структуры.

Для национальной политики в области охраны природы и раци­онального природопользования на современном этапе развития России характерно реформирование органов управления и внедре­ние в практику преимущественно экономических методов воздейст­вия на деятельность предприятий, организаций, объединений, осно­ванных на платности природопользования, на возмещении нане­сенного природе ущерба.

Деятельность государственных органов исполнительной власти осуществляется на основе законов, постановлений и решений, име­ющих законодательный характер. Общегосударственные правовые е установления в отношении рационального природопользования и, охраны окружающей среды содержатся в Конституции Российской Федерации (1993).

До 2000 г. активно совершенствовалось природно-ресурсное за­конодательство и нормативно-правовое обеспечение природополь­зования и охраны природы. Законодательство России пополнилось федеральными законами, десятками законодательных актов, более чем 200 постановлений и распоряжений, принятых Правительством Российской Федерации. Подробно назначение законодательных ак­тов изложено в соответствующих главах пособия. Обратим здесь внимание на некоторые из них.

Большое значение для комплекса природоохранных проблем имеет ныне действующий Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (декабрь 1991). В 1993 г. был издан постатейный комментарий к нему. В соответствии с этим законом оценку состо­яния окружающей среды, в том числе и в чрезвычайных экологических ситуациях, необходимо проводить не только с позиций здоро­вья населения, но и в зависимости от состояния естественных эко­логических систем, генетических фондов растений и животных. За­коном предусматривается организация экологического контроля за состоянием окружающей природной среды, за уровнем загрязне­ний атмосферного воздуха, водоемов, почв и последствиями этих за­грязнений для растений, животных и человека.

Практический интерес представляют вышедшие в 1997 г. ком­ментарии к этому и другим законодательным актам природноресурсного блока.

Закон Российской Федерации «О недрах» (март 1995 г.) регули­рует минерально-сырьевую политику, которая является гарантом экономической безопасности России. В нем изложены основы ра­ционального природопользования и охраны недр.

Земельный кодекс РФ (май 1991) упростил порядок изъятия зе­мельных участков в пользование, собственность и аренду земель в лесах первой группы для государственных и общественных нужд. Новое земельное законодательство обеспечивает сохранение наибо­лее ценных природных объектов, особо охраняемых природных тер­риторий.

В Лесном кодексе РФ (январь 1997) изложены правовые осно­вы рационального использования, охраны, защиты и воспроиз­водства лесов, повышения их экологического и ресурсного потен­циала. Леса подразделяются на группы и категории в соответст­вии с их экологическим, социальным и экономическим значением. Это важно для рационального использования и охраны лесных ре­сурсов.

Лесным кодексом установлены общие требования к ведению лес­ного хозяйства: сохранение и усиление средообразующих, водо­охранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных свойств лесов; воспроизводство, улучшение по­родного состава и качества лесов и др.

Важным правовым актом, регламентирующим рациональное ис­пользование и охрану водных ресурсов, является Водный кодекс РФ (октябрь 1995), которым устанавливается государственная соб­ственность на большинство водных объектов.

К полномочиям государственных органов управления по исполь­зованию и охране водных объектов относятся; определение поряд­ка установления водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов, режима использования их территорий, а также ре­жима особо охраняемых водных объектов, находящихся в федераль­ной собственности, проведение государственной экспертизы предпроектных и проектных документов на строительство и реконст­рукцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов; государственный мониторинг водных объектов, их охрана от загрязнения.

Водоохранные зоны водных объектов, которые служат источни­ками питьевого водоснабжения или местами нереста ценных видов рыб, объявляются особо охраняемыми территориями в порядке, ус­тановленном Правительством России.

Федеральный закон «О животном мире» (апрель 1995) регулиру­ет отношения в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды обитания животных в целях обеспечения биологического разнообразия, создания условий для его существования, сохранения генетического фонда диких живот­ных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.

Происходящая перестройка государственного управления при­родопользованием и охраной окружающей среды, формирование современного эколого-природоохранного законодательства должны создать благоприятные условия для перехода к охране целостных природных комплексов (в отличие от преобладавшей ранее поресурсной формы охраны природы): упорядочению системы особо ох­раняемых природных территорий (отказ от их избыточной множе­ственности); усилению охраны «живой природы» (на равных с «не­живой» самостоятельным природным блоком).

 

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ

СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ

Дата: 2019-02-02, просмотров: 414.