Mr возникает только в многоцилиндровых ДВС. Для его уравновешивания устанавливают противовесы по обе стороны от центра масс ДВС.
Mпр= Pпрl1+Pпр2l2=-Mпр
Pпр1+Pпр2=0
При уравновешивании результирующей силы инерции ВМ в многоцилиндровых ДВС устанавливают по меньшей мере два противовеса, которые расположены по разные стороны от центра масс Ос. При этом обеспечивается:
Pпр1+Pпр2=-P̅r
Pпр1l1= Pпр2l2 (не создается неуравновешенный момент от Pпр1 и Pпр2).
Подбором противовесов можно частично или полностью компенсировать силы инерции ПДМ первого порядка за счет вертикальной составляющей от противовеса
Pпрcosφ (рис 11.16 б).
Однако при этом появится дополнительная сила в горизонтальной плоскости
Pпрsinφ
Полное уравновешивание достигается динамическими противовесами в виде двух одинаковых противовесов, установленных на шестернях, вращающихся в разные стороны с угловой скоростью ω.
В многоцилиндровых двигателях для уравновешивания неуравновешенной силы инерции первого порядка RI или неуравновешенного момента от сил инерции первого порядка MI необходимо установить две пары аналогичных противовесов.
Уравновешивание сил и моментов сил инерции второго порядка ПДМ производится только динамическими противовесами аналогично уравновешиванию сил инерции первого порядка ПДМ. При этом противовесы устанавливают на шестернях, вращающихся с угловой скоростью 2ω.
Динамические противовесы усложняют конструкцию двигателя, поэтому на практике применяют противовесы, устанавливаемые на щеках коленчатого вала. Массу противовеса выбирают такой, чтобы возникающая сила инерции полностью уравновешивала силу инерции ВМ Pr и частично силу инерции первого порядка ПДМ в вертикальной плоскости. При этом в горизонтальной плоскости появляется неуравновешенная сила, максимальная величина которой равна уравновешенной части силы инерции первого порядка ПДМ. Двигатели остаются частично неуравновешенными от действия сил инерции или моментов от этих сил. Для снижения возникающей при этом вибрации применяют амортизацию двигателя на фундаменте.
Аналитически неуравновешенные силы и моменты в многоцилиндровом двигателе определяются так:
Лекция № 14. крутильные колебания коленчатого вала. формы и частоты резонансных колебаний. механические нагрузки. теплонапряженность дизелей. тепловой баланс сдвс – 2 ЧАС.
Крутильные колебания
При очередной вспышке топлива в рабочем цилиндре происходит закручивание коленвала и гребного вала, а далее раскручивание под действием упругих сил. Такие колебания наз. крутильными.
Мин + Мупр=0
I – момент инерции массы
G – момент упругости при сдвиге материала вала
Ip – полярный момент инерции сечения вала
Частота свободных крутильных колебаний системы зависит от жесткости вала и момента инерции массы. Амплитуды колебаний различны, а период и частота остаются такими же.
Рассомтрим двух- и трехмассовые системы
Неподвижное сечение вала наз. узлом колебаний
Двухузловая форма колебаний возникает, если в рассматриваемой системе к ее крайним массам приложить одинаковые моменты одного знака, закручивающие вал на углы φ1 и φ3', а к средней массе — момент противоположного цикла (φ2').
Практический интерес при расчетах крутильных схем вало-провода судовых дизелей представляют только низшие формы колебаний: одно-, двух- и реже трехузловая. Четырех- и- пятиузловые формы колебаний представляется необходимым исследовать только в исключительных случаях, когда система имеет большое число масс (более 15—20).
Расчет крутильной системы, имеющий конечной целью определение запретных зон частот вращения вала двигателей, допускает замену действительной системы эквивалентной дискретной.
Расчет крутильной системы с целью определения запретных зон частот вращения вала допускает замену действительной системы эквивалентной дискретной.
Приведение (замена) действительной крутильной системы к эквивалентной дискретной производят для упрощения и удобства расчета свободных крутильных колебаний. При этом действительные массы заменяют эквивалентными им по динамическим свойствам, а в целом сложная система кривошипно-шатунного механизма, системы судового валопровода (включая и гребной винт) приводят к простой эквивалентной системе (рис. 110). Эта система состоит из цилиндрического вала постоянного диаметра и эквивалентных сосредоточенных масс, расположенных на одинаковом расстоянии от оси вала.
Вынужденные крутильные колебания возбуждаются периодически от движ. сил.
PD=Pг+Pu+Pт Pт=msg
Переменная величина крутящего момента от движущей силы изменяющаяся по период кривой, может быть представлена рядом Фурье.
Переменная величина крутящего момента от движущей силы, изменяющаяся по периодической кривой, может быть представлена рядом Фурье, т. е. суммой постоянного члена среднего крутящего момента и некоторого числа гармонических составляющих, которые являются основными возбудителями крутильных колебаний:
Мк=Мср+М1 sin ( ω в t + ψ 1 )+М2 sin (2 ω в t + ψ 2 ) +…+ Мi sin ( iω в t + ψ i )+…,
где Мср — средний крутящий момент (колебаний не возбуждает);
M i , ω в , ψ i —амплитуда, частота и начальная фаза гармоники крутящего момента.
Такое разложение момента Мк называют гармоническим анализом крутящего момента двигателя.
Порядком гармоники называют число полных периодов, совершаемых данной гармоникой за один оборот коленчатого вала.
Гармоники, порядок которых равен или кратен числу вспышек за один оборот вала, называют главными.
Гармоники, имеющие самый низкий порядок, называют основными. Гармонический анализ тангенциальных диаграмм дизелей, соответствующих различным pi (средним индикаторным давлениям), даст возможность определять амплитуды гармонических составляющих.
Амплитуда вынужденных колебаний сохраняет свою величину постоянной при наличии трения в системе только потому, что поглощаемая энергия непрерывно восстанавливается за счет работы возмущающих сил.
Амплитуды вынужденных колебаний при больших значениях возмущающих моментов могут быть весьма значительными. Увеличение амплитуды колебаний сопровождается пропорциональным ростом напряжений от крутильных колебаний в некоторых элементах и сечениях системы валопровода, что ведет, к усталости металла и возможному его разрушению.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 321.