Создание Русского государства. Русь в IХ – ХI вв
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Образование Русского государства. В 839-871 гг. в степях от Дона до Днепра существовало государство сарматского народа «рухс аланов» (роксоланов). В европейских источниках ӀX в. их называли русами, а их государство Русским каганатом. Русский каганат, по-видимому, не имеет прямого отношения к возникшему в то же время Русскому государству восточных славян. Отголоском существования русов – иранцев является перечисление в ПВЛ, наряду со «славянскими» названиями днепровских порогов, «русских» названий тех же порогов с иранской этимологией.

Во второй половине ӀX в. сложился союз славянских (словене, кривичи) и финских (чудь, меря) племен. Согласно ПВЛ, до 859 г. они платили дань варягам, а затем изгнали их. Начались междоусобицы. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы обратились к варяжским князьям: «Земля наша велика и обильна, а наряда (управления) в ней нет. Придите к нам и правьте нами». В 862 г. они призвали на княжение Рюрика из варяжского племени русь. Столицей Русского государства стала Ладога, а затем Новгород. В 879 г. Рюрик умер. Преемник Рюрика и регент его малолетнего сына Игоря Олег в 882 г. занял город полян Киев и перенес туда столицу Руси. Создание Русского государства было обусловлено, как минимум, двумя факторами:

1) объективный процесс объединения восточнославянских племенных союзов.

2) торгово-экономическая целесообразность установления контроля над «путем из варяг в греки».

Норманнская теория . Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления различных трактовок происшедших событий. В ХVIII в. возникла норманнская теория возникновения Древнерусского государства. Ее авторами стали немецкие ученые Миллер и Байер. Они полагали, что Рюрик и варяги-русы – это норманны, скандинавы. Создание Русского государства является заслугой германцев. Против этой теории выступал М. В. Ломоносов. Сегодня многие российские историки считают, что образование Русского государства было результатом внутреннего процесса, происходящего у восточных славян, и лишь по воле случая его возглавили норманны.

Поморская теория . Ряд историков (С. А. Гедеонов, А. Г. Кузьмин) обосновали поморскую теорию происхождения Руси. Согласно ПВЛ, словене (новгородцы) и варяги-русь одного рода и у них один язык. В Новгородской Иоакимовской летописи, процитированной историком В. Н. Татищевым, говорится, что Рюрик с братьями Синеусом и Трувором – сыновья князя славянского племени русов Годослава. Аналогия этой летописной легенде находится в западноевропейских источниках. В генеалогии Фридриха Хемница упоминаются сыновья князя ободритов (поморских славян, живших в Южной Прибалтике) Готлейба Рюрик, Сивар и Трувар. Арабские купцы и путешественники ӀX-X вв. различали русов и славян. В их описаниях русы предстают как морской народ. Но в географическом трактате Ибн Хордадбеха «Книга путей и стран» (IX в.) отмечается, что русы – это разновидность славян и говорят они на славянском языке.

Советский и российский археолог В. Л. Янин установил, что значительная часть обнаруженных на раскопках в Новгороде и других северно-русских селениях Раннего Средневековья предметов идентична артефактам культуры славян Балтийского Поморья, и это свидетельствует о близких культурных контактах новгородцев и поморских славян. Антрополог В. П. Алексеев и археолог В. В. Седов установили, что часть средневекового населения Северо-Западной Руси относится к антропологическому типу, ближайшие аналогии которому обнаруживаются в могильниках Мекленбурга, принадлежащих ободритам. Сторонники поморской теории считают, что создание Русского государства сопровождалось широким межславянским взаимодействием в Прибалтийском регионе, большим влиянием поморских славян (варягов, русов) на северные и в меньшей степени на южные группы восточных славян.

Русь при первых князьях. Возникшее Русское государство делилось на волости, управляемые князьями и воеводами – наместниками киевского князя. Военные и административно-полицейские функции выполняла дружина. Во время войны также собиралось ополчение из горожан и крестьян. Бояре получили земли в вотчинное владение. Установилась система сбора дани с населения (полюдье).

В 907 г. князь Олег совершил морской поход на Константинополь, который был крупнейшим рынком мировой торговли, и взял с него дань. По русско-византийским договорам 907 и 911 гг. русским купцам предоставлялись льготные условия торговли (отменялась торговая пошлина). Византийцы обязались обеспечивать починку русских судов и предоставлять жилье русским купцам. При этом купцы обязаны были, находясь в Константинополе, иметь при себе документы и ходить по городу без оружия. Договор Олега с греками обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и товаров из Прибалтики и продажи их на рынках Византии. При Олеге в состав Русского государства были включены и стали платить дань Киеву древляне, северяне, радимичи. Однако процесс включения различных племенных союзов в состав Руси не был единовременной акцией. Так или иначе, уже ко второму десятилетию X в. Русь стала геополитической, военной, хозяйственной, торговой Державой.

При сыне Рюрика князе Игоре (912-945) Русь еще более расширилась, но в 945 г. во время сбора дани Игорь был убит древлянами. Власть перешла к его жене Ольге. По преданию, изложенному в ПВЛ, она жестоко отомстила за гибель мужа. Но она же пошла на своеобразную реформу, установив порядок и размеры полюдья. Были введены уроки, т. е. четко установленные размеры дани, и установлены места, куда свозилась дань – погосты. Последствия этой простой меры были весомыми: при Ольге начала складываться упорядоченная и организованная система налогообложения, без которой не может функционировать государство. Погосты затем становились опорными центрами княжеской власти. В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно – древлян. Ольга первая из русских правителей приняла крещение.

Правление сына Игоря и Ольги – Святослава (964-972) было воинственным. С юности князь воевал с кочевниками печенегами, пришедшими в степи Северного Причерноморья из Азии. Но главным врагом Русского государства был Хазарский каганат, располагавшийся в степи на просторах от Каспийского до Черного морей. Хазары контролировали низовья Волги и мешали русам торговать со странами Каспийского региона. Кроме того, хазары покорили славянское племя вятичей и взимали с него дань. В 965 г. войско Святослава уничтожило Хазарский каганат. Русы заняли часть побережья Каспийского и Черного морей. Вятичи также вошли в состав Руси.

Развивая геополитический успех, в 968 г. Святослав завоевал Болгарию. В 970-971 гг. воевал с Византией. В 970 г. русы победили византийцев в битве под Аркадиополем. Получив дань, Святослав заключил с Византией перемирие. Однако в 971 г. византийцы нарушили перемирие. В течение трех месяцев продолжались сражения под Доростолом (Болгария). Никто не мог победить, но силы русов были истощены. Святослав заключил с Византией мир и покинул Болгарию. В 972 г. возвращающиеся домой русы подверглись нападению печенегов. Святослав погиб в бою. Печенежский хан Куря сделал из черепа князя Святослава чашу и пил из нее вино. Считалось, что так все достоинства русского князя (сила, храбрость, слава) перейдут хану.

Принятие христианства. После смерти князя Святослава началась борьба за власть между его тремя сыновьями – Ярополком, Олегом и Владимиром. Победил Владимир. До правления Владимира Святославича (980-1015) Русь была языческой. Разные племена поклонялись различным богам. Князь Владимир хотел, чтобы русский народ стал духовно единым и верил в одного бога. Он выбрал восточное христианство (православие). Православной страной была и Византия. Поэтому принятие христианства могло выглядеть как покорение Руси Византийской империей. Владимир решил «завоевать» новую веру. В 988 г. русское войско совершило поход в Крым и взяло византийский город Херсонес. По требованию Владимира византийский император Василий II выдал за него замуж свою сестру Анну. В Херсонесе Владимир принял крещение, а затем с женой Анной вернулся в Киев. В 988-990 гг. прошло массовое крещение Руси.

Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Руси оно установилось намного позднее, чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси:

1) христианство утверждало идею равенства людей перед Богом, что способствовало смягчению жестоких нравов бывших язычников.

2) принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Руси.

3) Русь укрепляла свой международный авторитет тем, что становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились.

4) принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, послужило мостом для проникновения на Русь византийской, а через нее – и античной культуры.

Во главе Русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; церковь в отдельных областях возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

В целом политика Владимира Святого способствовала развитию государственности и культуры Руси, росту ее международного авторитета.

Во времена князя Владимира для защиты от печенегов на южных границах Руси была создана оборонительная система (засеки и сторожевые башни), построены крепости. Границу охраняли богатырские заставы – отряды богатырей. В это время появились былины – народные сказания о богатырях. Героями былин стали князь Владимир Красное Солнышко, богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и др.

Междоусобицы. У князя Владимира осталось 12 сыновей. Один из его сыновей – Ярослав, впоследствии получивший прозвание Мудрый    (1019-1054), победил в междоусобице Святополка Окаянного, убившего братьев Бориса и Глеба. Под руководством Ярослава в 1036 г. были окончательно разбиты печенеги, возведен Софийский собор в Киеве, открылись школы и библиотека. В это время возник Киево-Печерский монастырь, началось летописание и составление первого письменного свода законов – Русской Правды. Династическими браками были укреплены связи с европейскими странами. Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Илариона – русского по происхождению.

После смерти Ярослава Мудрого на Руси начались гражданские войны, в которых принимали участие его сыновья, а затем и внуки. В 1068 г. в южнорусских степях появился новый кочевой народ – половцы. В битве на реке Альте половцы разгромили войска Ярославичей. Гражданская война и набеги половцев вели к разорению и гибели людей. В 1068-1072 гг. в Киеве, Новгороде, Чернигове, Ростове произошли народные восстания. Однако князья не прекратили вражду.

В 1097 г. в городе Любеч по инициативе князя Владимира Мономаха состоялся съезд князей. На нем было решено признать занятые отдельными князьями русские земли их наследственными владениями («каждый да держит отчину свою»). При этом сохранялось единое государство под властью Киева. Однако и это не остановило вражду князей. В том же году договор был нарушен. Русь оказалась на грани распада.

Русская Правда. Категории населения . В 1072 г. при сыновьях и внуках Ярослава Русская Правда приняла окончательный вид, закрепив социальное неравенство и отменив обычай кровной мести.

Распространенной формой землевладения стала вотчина, т. е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. Все свободное население Киевской Руси носило название «люди». Основная масса сельского населения называлась смердами. Русская Правда отразила начавшийся процесс закрепощения крестьян. В своде законов говорится о закупах и рядовичах. Обедневшие крестьяне брали у господина в долг «купу» – зерно, скот, деньги. Закуп должен был отработать долг своему кредитору, но часто был не в состоянии этого сделать и попадал в зависимость навсегда. В других случаях крестьяне (рядовичи) заключали договор – «ряд», – по которому князь или боярин обязались защищать их и помогать в случае необходимости, а крестьяне – работать. Также существовали холопы – категория зависимого населения, близкая по своему положению к рабам.

Культура Древней Руси. Письменность и просвещение. Письмо и алфавит были известны на Руси еще до принятия монотеизма, а христианизация способствовала дальнейшему развитию грамотности и распространению письменности. Этот факт подтверждается большим количеством находок берестяных грамот с текстами в различных городах Руси, особенно в Новгороде Великом.

Литература. В литературе распространен жанр летописи. Самая известная – Повесть временных лет, написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале ХII в. Митрополитом Иларионом в середине ХI в. создано произведение религиозно-публицистического характера «Слово о Законе и Благодати». Складывались былины – торжественные эпические произведения, повествующие о борьбе со степняками, смелости и находчивости купцов, храбрости богатырей.

Зодчество. В церковной архитектуре ощущалось сильное влияние Византии. Древняя Русь переняла византийский тип крестово-купольного храма. К таким постройкам относится Софийский собор в Киеве. Вскоре после строительства киевского кафедрального собора появился Софийский собор в Новгороде Великом, в архитектуре которого уже проявляются самобытные черты.

Живопись. Живопись также развивалась под значительным византийским влиянием. От могущественного южного соседа на Русь пришла техника мозаики, фрески и иконописи.

Прикладное искусство . Значительного расцвета в Древней Руси достигло ювелирное искусство, использовавшее технику зерни, скани и эмали. Зернь представляла собой причудливые узоры, созданные из тысяч мельчайших припаянных золотых или серебряных шариков. Техника скани требовала от мастера создания узоров из тонкой золотой или серебряной проволоки. Иногда промежутки между этими проволочными перегородками заполнялись разноцветной эмалью – непрозрачной стекловидной массой.

Вопросы:

1) Какие факторы повлияли на возникновение Русского государства?

2) В чём сущность норманнской теории?

3) На чём основана поморская теория происхождения Руси?

4) В чём было значение Константинопольского похода князя Олега?

5) Почему главным геополитическим противником Руси в X в. был Хазарский каганат?

6) Каково значение принятия христианства на Руси?

7) Чем были вызваны народные восстания1068-1072 гг.?

8) Какой социальный строй закрепляла Русская Правда?

9) Что способствовало развитию письменности и литературы на Руси?

10) Каковы были достижения в области зодчества, живописи и прикладного искусства?

 

Тест:

1) Кто из перечисленных племён, согласно ПВЛ, не призывал Рюрика?

а) словене

б) кривичи

в) вятичи

 

2) Кто не был автором норманнской теории?

а) Хемниц

б) Миллер

в) Байер

 

3) Как называлась система сбора дани на Руси?

а) полюдье

б) уроки

в) погосты

 

4) Князь Игорь был убит в 945 г. в результате восстания

а) полян

б) древлян

в) кривичей

 

5) Князь Святослав погиб в 972 г. от руки

а) хазар

б) византийцев

в) печенегов

 

6) Когда началось массовое крещение Руси князем Владимиром?

а) 980 г.

б) 988 г.

в) 998 г.

 

7) Какое прозвище получил князь Владимир Святославич?

а) Святой

б) Креститель

в) Красное Солнышко

 

8) Кто из братьев-князей совершил братоубийство?

а) Святополк

б) Борис

в) Глеб

 

9) По чьей инициативе был созван Любечский съезд 1097 г.?

а) Ярослава Мудрого

б) Владимира Мономаха

в) митрополита Илариона

 

10) Что относилось к ювелирному искусству?

а) мозаика

б) фрески

в) зернь

 

       

  

 

Текст 3.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 570.