Деятельность национального органа Российской Федерации по оказанию государственных услуг в сфере защиты интересов потребителей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (далее: Агентство) входит в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и находится в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Оно образовано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти".
Агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии. До внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации Агентство осуществляет лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений, а также функции по государственному метрологическому контролю и надзору. Федеральное агентство осуществляет также контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти.

Агентство ведет свою деятельность в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294[8].

Агентство осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Агентство выполняет в соответствии с Законом и административными регламентами следующие полномочия[9]:

ü размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе для обеспечения нужд Агентства;

ü осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций в установленной сфере деятельности;

ü выполняет функции компетентного административного органа Российской Федерации в соответствии с Соглашением о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенным в г. Женеве 20 марта 1958 г.;

организует:

ü экспертизу и подготовку заключений по проектам федеральных целевых программ, а также межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ; экспертизу проектов национальных стандартов;

ü ведение Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений и предоставление содержащихся в нем сведений;

ü проведение в установленном порядке поверки средств измерений в Российской Федерации;

ü сбор и обработку информации о случаях причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов, а также информирование приобретателей, изготовителей и продавцов по вопросам соблюдения требований технических регламентов;

ü обязательную метрологическую экспертизу содержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений;

осуществляет:

ü опубликование в установленном порядке уведомлений о разработке и завершении публичного обсуждения проектов технических регламентов, проекта федерального закона о техническом регламенте, принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении, а также заключений экспертных комиссий по техническому регулированию на проекты технических регламентов;

ü опубликование уведомлений о разработке, завершении публичного обсуждения и утверждении национального стандарта, перечня национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов, официальное опубликование национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации и их распространение;

ü руководство деятельностью Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;

ü создание технических комитетов по стандартизации и координацию их деятельности;

ü принятие программы разработки национальных стандартов;

ü утверждение национальных стандартов;

ü учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам;

ü регистрацию утвержденных сводов правил;

ü введение в действие общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;

ü проведение в установленном порядке работ по аккредитации в установленной сфере деятельности;

ü организационно-методическое руководство работами по созданию федеральной системы каталогизации для федеральных государственных нужд;

ü функции национального органа по стандартизации;

ü определение общих метрологических требований к средствам, методам и результатам измерений;

ü отнесение в установленном порядке технического устройства к средствам измерений и установление интервалов между поверками средств измерений;

ü проведение конкурса на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества и других конкурсов в области качества;

ü распоряжение в установленном порядке от имени Российской Федерации правами на объекты интеллектуальной собственности и другие результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, созданные за счет средств федерального бюджета по заказу Агентства;

ü межрегиональную и межотраслевую координацию деятельности в области обеспечения единства измерений, координацию проведения работ по аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия, и координацию деятельности по развитию системы кодирования технико-экономической и социальной информации;

ведение:

ü федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов;

ü единой информационной системы по техническому регулированию;

ü перечня продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия;

ü реестра зарегистрированных деклараций о соответствии;

ü единого реестра выданных сертификатов;

ü государственного реестра аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности, а также деятельность по обеспечению единства измерений;

ü единого перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;

ü единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации;

ü федерального каталога продукции для государственных нужд;

ü государственного кадастра гражданского и военного оружия и патронов к нему;

ü общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;

ü утверждение государственных первичных эталонов единиц величин;

ü принятие решения об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений;

ü выдача свидетельств об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений.

Агентство выполняет и другие общехозяйственные и управленческие функции:

Ø осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;

Ø осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере деятельности Агентства;

Ø взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

http://www.gost.ru/wps/portal/
Руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии А.В. Абрамов
       
Отдел режимно-секретный и мобилизационной работы   Заместитель Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Ф.В. Булыгин   Заместитель Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии А.В. Зажигалкин   Заместитель Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии В.Г. Русс   Заместитель Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
         
Управление экономики, бюджетного планирования и госсобственности   Управление метрологии   Управление технического регулирования и стандартизации   Управление развития, информационного обеспечения и аккредитации    
             
Управление делами   Управление территориальных органов и региональных программ            
               
Управление международного сотрудничества                

Ø осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

Ø обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

Ø обеспечивает мобилизационную подготовку Агентства, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении организаций по мобилизационной подготовке;

Ø осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Агентстве;

Ø организует профессиональную подготовку работников Агентства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

Ø осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Агентства;

Ø осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций;

Ø организует в установленном порядке конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в сфере деятельности Агентства;

Ø осуществляет иные функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности Агентство имеет право:

 давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам сферы деятельности Агентства;

привлекать для проработки вопросов сферы деятельности Агентства научные и иные организации, ученых и специалистов;

создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Агентства и подведомственных организаций.

Агентство возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра промышленности и торговли Российской Федерации.

Руководитель Агентства несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Агентство функций и имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром промышленности и торговли Российской Федерации по представлению руководителя Агентства.

Количество заместителей руководителя Агентства устанавливается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходов на содержание Агентства осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. Агентство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, другие необходимые печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следует остановиться на одной из самых важных функций Агентства по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением технических регламентов.

В соответствии с  Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 294 установлено, что Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством РФ решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти.

Наделение Агентства этими полномочиями вполне соответствует требованиям, предъявляемым к  органам государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности, сформулированным в Федеральном законе «О техническом регулировании[10]». Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в отношении продукции или связанных с требованиями к ней процессов в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов.

В отношении продукции государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции.

При осуществлении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов используются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, установленные для соответствующих технических регламентов[11].

Органы государственного контроля (надзора) при выполнении своих полномочий вправе:

ü требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом;

ü осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

ü выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;

ü направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в выдавший его орган по сертификации; выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию, и информировать об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра деклараций о соответствии;

ü привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;

ü принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в целях недопущения причинения вреда.

Органы государственного контроля (надзора) обязаны:

ü проводить в ходе мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов разъяснительную работу по применению законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, информировать о существующих технических регламентах;

ü соблюдать коммерческую тайну и иную охраняемую законом тайну;

ü соблюдать порядок осуществления мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов и оформления результатов таких мероприятий, установленный законодательством Российской Федерации;

ü принимать на основании результатов мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов меры по устранению последствий нарушений требований технических регламентов;

ü направлять информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов[12];

ü осуществлять другие предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.

При осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов предусматривается ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность за несоответствие продукции или связанных с ней процессов требованиям технических регламентов и неисполнение предписаний и решений органа государственного контроля (надзора) несет изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае если в результате несоответствия требованиям технических регламентов причинен физический или имущественный вред субъектам права, изготовитель обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде.

Изготовитель, которому стало известно о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов, обязан сообщить об этом в орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией в течение десяти дней с момента получения указанной информации.

Продавец, получивший указанную информацию, в течение десяти дней обязан довести ее до изготовителя.

Лицо, которое не является изготовителем и, которому стало известно о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов, вправе направить информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в орган государственного контроля (надзора).

При получении такой информации орган государственного контроля (надзора) в течение пяти дней обязан известить изготовителя о ее поступлении.

В течение десяти дней с момента получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель обязан провести проверку достоверности полученной информации. По требованию органа государственного контроля (надзора) изготовитель обязан представить материалы указанной проверки в орган государственного контроля (надзора).

В случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель обязан принять необходимые меры для того, чтобы до завершения проверки возможный вред, связанный с обращением данной продукции, не увеличился.

При подтверждении достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель в течение десяти дней с момента подтверждения достоверности такой информации обязан разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда и согласовать ее с органом государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией.

Программа должна включать в себя мероприятия по оповещению приобретателей о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения, а также сроки реализации таких мероприятий. В случае если для предотвращения причинения вреда необходимо произвести дополнительные расходы, изготовитель обязан осуществить все мероприятия по предотвращению причинения вреда своими силами, а при невозможности их осуществления объявить об отзыве продукции и возместить убытки, причиненные приобретателям в связи с отзывом продукции.

Устранение недостатков, а также доставка продукции к месту устранения недостатков и возврат ее приобретателям осуществляются изготовителем и за его счет.

В случае если угроза причинения вреда не может быть устранена путем проведения мероприятий, изготовитель обязан незамедлительно приостановить производство и реализацию продукции, отозвать продукцию и возместить приобретателям убытки, возникшие в связи с отзывом продукции.

Органы государственного контроля (надзора) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в возможно короткие сроки проводят проверку достоверности полученной информации.

В ходе проведения проверки органы государственного контроля (надзора) вправе:

ü требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) материалы проверки достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов;

ü запрашивать у изготовителя и иных лиц дополнительную информацию о продукции или связанных с требованиями к ней процессах;

ü направлять запросы в другие федеральные органы исполнительной власти;

ü при необходимости привлекать специалистов для анализа полученных материалов.

ü При признании достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией в течение десяти дней выдает предписание о разработке изготовителем программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, оказывает содействие в ее реализации и осуществляет контроль за ее выполнением.

Орган государственного контроля (надзора):

ü способствует распространению информации о сроках и порядке проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда;

ü запрашивает у изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) и иных лиц документы, подтверждающие проведение мероприятий, указанных в программе мероприятий по предотвращению причинения вреда;

ü проверяет соблюдение сроков, указанных в программе мероприятий по предотвращению причинения вреда;

ü принимает решение об обращении в суд с иском о принудительном отзыве продукции.

В случае, если орган государственного контроля (надзора) получил информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов и необходимо принятие незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции либо угрозы причинения такого вреда, орган государственного контроля (надзора) вправе:

выдать предписание о приостановке реализации этой продукции;

информировать приобретателей через средства массовой информации о несоответствии этой продукции требованиям технических регламентов и об угрозе причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции.

Изготовитель вправе обжаловать действия органа государственного контроля (надзора) в судебном порядке. В случае принятия судебного решения о неправомерности действий органа государственного контроля (надзора) вред, причиненный изготовителю действиями органа государственного контроля (надзора), подлежит возмещению в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В случае невыполнения предписания или невыполнения программы мероприятий по предотвращению причинения вреда орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией, а также иные лица, которым стало известно о невыполнении изготовителем программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, вправе обратиться в суд с иском о принудительном отзыве продукции.

В случае удовлетворения иска о принудительном отзыве продукции суд обязывает ответчика совершить определенные действия, связанные с отзывом продукции, в установленный судом срок, а также довести решение суда не позднее одного месяца со дня его вступления в законную силу до сведения приобретателей через средства массовой информации или иным способом.

В случае неисполнения ответчиком решения суда в установленный срок исполнение решения суда осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом истец вправе информировать приобретателей через средства массовой информации о принудительном отзыве продукции.

Орган по сертификации и должностное лицо органа по сертификации, нарушившие правила выполнения работ по сертификации, если такое нарушение повлекло за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором о проведении работ по сертификации.

Аккредитованная испытательная лаборатория (центр), эксперты в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором несут ответственность за недостоверность или необъективность результатов исследований (испытаний) и измерений.


Тема 3. Формирование системы регулирования в области подтверждения соответствия продукции и связанных с нею процессов

3.1. Понятие, цели, принципы и формы подтверждения соответствия продукции и связанных с нею процессов установленным требованиям




Дата: 2019-02-02, просмотров: 243.