Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (далее: Агентство) входит в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и находится в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Оно образовано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти".
Агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии. До внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации Агентство осуществляет лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений, а также функции по государственному метрологическому контролю и надзору. Федеральное агентство осуществляет также контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти.
Агентство ведет свою деятельность в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294[8].
Агентство осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Агентство выполняет в соответствии с Законом и административными регламентами следующие полномочия[9]:
ü размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе для обеспечения нужд Агентства;
ü осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций в установленной сфере деятельности;
ü выполняет функции компетентного административного органа Российской Федерации в соответствии с Соглашением о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенным в г. Женеве 20 марта 1958 г.;
организует:
ü экспертизу и подготовку заключений по проектам федеральных целевых программ, а также межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ; экспертизу проектов национальных стандартов;
ü ведение Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений и предоставление содержащихся в нем сведений;
ü проведение в установленном порядке поверки средств измерений в Российской Федерации;
ü сбор и обработку информации о случаях причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов, а также информирование приобретателей, изготовителей и продавцов по вопросам соблюдения требований технических регламентов;
ü обязательную метрологическую экспертизу содержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений;
осуществляет:
ü опубликование в установленном порядке уведомлений о разработке и завершении публичного обсуждения проектов технических регламентов, проекта федерального закона о техническом регламенте, принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении, а также заключений экспертных комиссий по техническому регулированию на проекты технических регламентов;
ü опубликование уведомлений о разработке, завершении публичного обсуждения и утверждении национального стандарта, перечня национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов, официальное опубликование национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации и их распространение;
ü руководство деятельностью Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;
ü создание технических комитетов по стандартизации и координацию их деятельности;
ü принятие программы разработки национальных стандартов;
ü утверждение национальных стандартов;
ü учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам;
ü регистрацию утвержденных сводов правил;
ü введение в действие общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;
ü проведение в установленном порядке работ по аккредитации в установленной сфере деятельности;
ü организационно-методическое руководство работами по созданию федеральной системы каталогизации для федеральных государственных нужд;
ü функции национального органа по стандартизации;
ü определение общих метрологических требований к средствам, методам и результатам измерений;
ü отнесение в установленном порядке технического устройства к средствам измерений и установление интервалов между поверками средств измерений;
ü проведение конкурса на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества и других конкурсов в области качества;
ü распоряжение в установленном порядке от имени Российской Федерации правами на объекты интеллектуальной собственности и другие результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, созданные за счет средств федерального бюджета по заказу Агентства;
ü межрегиональную и межотраслевую координацию деятельности в области обеспечения единства измерений, координацию проведения работ по аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия, и координацию деятельности по развитию системы кодирования технико-экономической и социальной информации;
ведение:
ü федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов;
ü единой информационной системы по техническому регулированию;
ü перечня продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия;
ü реестра зарегистрированных деклараций о соответствии;
ü единого реестра выданных сертификатов;
ü государственного реестра аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности, а также деятельность по обеспечению единства измерений;
ü единого перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;
ü единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации;
ü федерального каталога продукции для государственных нужд;
ü государственного кадастра гражданского и военного оружия и патронов к нему;
ü общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;
ü утверждение государственных первичных эталонов единиц величин;
ü принятие решения об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений;
ü выдача свидетельств об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений.
Агентство выполняет и другие общехозяйственные и управленческие функции:
Ø осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;
Ø осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере деятельности Агентства;
Ø взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
http://www.gost.ru/wps/portal/ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Ø осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
Ø обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
Ø обеспечивает мобилизационную подготовку Агентства, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении организаций по мобилизационной подготовке;
Ø осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Агентстве;
Ø организует профессиональную подготовку работников Агентства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
Ø осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Агентства;
Ø осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций;
Ø организует в установленном порядке конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в сфере деятельности Агентства;
Ø осуществляет иные функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности Агентство имеет право:
давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам сферы деятельности Агентства;
привлекать для проработки вопросов сферы деятельности Агентства научные и иные организации, ученых и специалистов;
создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Агентства и подведомственных организаций.
Агентство возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра промышленности и торговли Российской Федерации.
Руководитель Агентства несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Агентство функций и имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром промышленности и торговли Российской Федерации по представлению руководителя Агентства.
Количество заместителей руководителя Агентства устанавливается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходов на содержание Агентства осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. Агентство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, другие необходимые печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следует остановиться на одной из самых важных функций Агентства по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением технических регламентов.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 294 установлено, что Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством РФ решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти.
Наделение Агентства этими полномочиями вполне соответствует требованиям, предъявляемым к органам государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности, сформулированным в Федеральном законе «О техническом регулировании[10]». Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в отношении продукции или связанных с требованиями к ней процессов в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов.
В отношении продукции государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции.
При осуществлении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов используются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, установленные для соответствующих технических регламентов[11].
Органы государственного контроля (надзора) при выполнении своих полномочий вправе:
ü требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом;
ü осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
ü выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;
ü направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в выдавший его орган по сертификации; выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию, и информировать об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра деклараций о соответствии;
ü привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;
ü принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в целях недопущения причинения вреда.
Органы государственного контроля (надзора) обязаны:
ü проводить в ходе мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов разъяснительную работу по применению законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, информировать о существующих технических регламентах;
ü соблюдать коммерческую тайну и иную охраняемую законом тайну;
ü соблюдать порядок осуществления мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов и оформления результатов таких мероприятий, установленный законодательством Российской Федерации;
ü принимать на основании результатов мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов меры по устранению последствий нарушений требований технических регламентов;
ü направлять информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов[12];
ü осуществлять другие предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.
При осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов предусматривается ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность за несоответствие продукции или связанных с ней процессов требованиям технических регламентов и неисполнение предписаний и решений органа государственного контроля (надзора) несет изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае если в результате несоответствия требованиям технических регламентов причинен физический или имущественный вред субъектам права, изготовитель обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде.
Изготовитель, которому стало известно о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов, обязан сообщить об этом в орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией в течение десяти дней с момента получения указанной информации.
Продавец, получивший указанную информацию, в течение десяти дней обязан довести ее до изготовителя.
Лицо, которое не является изготовителем и, которому стало известно о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов, вправе направить информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в орган государственного контроля (надзора).
При получении такой информации орган государственного контроля (надзора) в течение пяти дней обязан известить изготовителя о ее поступлении.
В течение десяти дней с момента получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель обязан провести проверку достоверности полученной информации. По требованию органа государственного контроля (надзора) изготовитель обязан представить материалы указанной проверки в орган государственного контроля (надзора).
В случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель обязан принять необходимые меры для того, чтобы до завершения проверки возможный вред, связанный с обращением данной продукции, не увеличился.
При подтверждении достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель в течение десяти дней с момента подтверждения достоверности такой информации обязан разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда и согласовать ее с органом государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией.
Программа должна включать в себя мероприятия по оповещению приобретателей о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения, а также сроки реализации таких мероприятий. В случае если для предотвращения причинения вреда необходимо произвести дополнительные расходы, изготовитель обязан осуществить все мероприятия по предотвращению причинения вреда своими силами, а при невозможности их осуществления объявить об отзыве продукции и возместить убытки, причиненные приобретателям в связи с отзывом продукции.
Устранение недостатков, а также доставка продукции к месту устранения недостатков и возврат ее приобретателям осуществляются изготовителем и за его счет.
В случае если угроза причинения вреда не может быть устранена путем проведения мероприятий, изготовитель обязан незамедлительно приостановить производство и реализацию продукции, отозвать продукцию и возместить приобретателям убытки, возникшие в связи с отзывом продукции.
Органы государственного контроля (надзора) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в возможно короткие сроки проводят проверку достоверности полученной информации.
В ходе проведения проверки органы государственного контроля (надзора) вправе:
ü требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) материалы проверки достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов;
ü запрашивать у изготовителя и иных лиц дополнительную информацию о продукции или связанных с требованиями к ней процессах;
ü направлять запросы в другие федеральные органы исполнительной власти;
ü при необходимости привлекать специалистов для анализа полученных материалов.
ü При признании достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией в течение десяти дней выдает предписание о разработке изготовителем программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, оказывает содействие в ее реализации и осуществляет контроль за ее выполнением.
Орган государственного контроля (надзора):
ü способствует распространению информации о сроках и порядке проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда;
ü запрашивает у изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) и иных лиц документы, подтверждающие проведение мероприятий, указанных в программе мероприятий по предотвращению причинения вреда;
ü проверяет соблюдение сроков, указанных в программе мероприятий по предотвращению причинения вреда;
ü принимает решение об обращении в суд с иском о принудительном отзыве продукции.
В случае, если орган государственного контроля (надзора) получил информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов и необходимо принятие незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции либо угрозы причинения такого вреда, орган государственного контроля (надзора) вправе:
выдать предписание о приостановке реализации этой продукции;
информировать приобретателей через средства массовой информации о несоответствии этой продукции требованиям технических регламентов и об угрозе причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции.
Изготовитель вправе обжаловать действия органа государственного контроля (надзора) в судебном порядке. В случае принятия судебного решения о неправомерности действий органа государственного контроля (надзора) вред, причиненный изготовителю действиями органа государственного контроля (надзора), подлежит возмещению в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В случае невыполнения предписания или невыполнения программы мероприятий по предотвращению причинения вреда орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией, а также иные лица, которым стало известно о невыполнении изготовителем программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, вправе обратиться в суд с иском о принудительном отзыве продукции.
В случае удовлетворения иска о принудительном отзыве продукции суд обязывает ответчика совершить определенные действия, связанные с отзывом продукции, в установленный судом срок, а также довести решение суда не позднее одного месяца со дня его вступления в законную силу до сведения приобретателей через средства массовой информации или иным способом.
В случае неисполнения ответчиком решения суда в установленный срок исполнение решения суда осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом истец вправе информировать приобретателей через средства массовой информации о принудительном отзыве продукции.
Орган по сертификации и должностное лицо органа по сертификации, нарушившие правила выполнения работ по сертификации, если такое нарушение повлекло за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором о проведении работ по сертификации.
Аккредитованная испытательная лаборатория (центр), эксперты в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором несут ответственность за недостоверность или необъективность результатов исследований (испытаний) и измерений.
Тема 3. Формирование системы регулирования в области подтверждения соответствия продукции и связанных с нею процессов
3.1. Понятие, цели, принципы и формы подтверждения соответствия продукции и связанных с нею процессов установленным требованиям
Дата: 2019-02-02, просмотров: 397.