Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КЛАССИФИКАЦИЯ ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ

 

 

При классификации туристских походов их относят к тому или иному виду туризма, к той или иной категории сложности. Это основной принцип.

Правилами проведения туристских спортивных походов и разрядными требованиями Единой всесоюзной спортивной классификации (ЕВСК) установлено, что спортивные походы проводятся по следующим видам туризма: пешеходному, лыжному, горному, водному, велосипедному, мотоциклетному, автомобильному и спелео.

В порядке возрастающей протяженности, продолжительности и технической сложности они подразделяются на походы I, II, III, IV, V и VI категорий сложности. В зависимости от категории похода, необходимо подобрать правильное туристическое снаряжение.

 Принадлежность похода определенному виду туризма большей частью очевидна. Различие применяемых средств и способов передвижения не вызывает сомнений.

Среди всех видов в какой-то мере условно выделен горный туризм. Он действительно может считаться разновидностью пешеходного туризма, но с большим основанием его следует считать разновидностью альпинизма. Природные условия высокогорных районов и специфика препятствий ставят перед горными туристами много не присущих другим видам туризма задач. Здесь и большой арсенал специального снаряжения, и свои технические приемы и тактика, и вопросы высотной акклиматизации.

Отнесение похода к той или иной категории сложности - задача более трудная и не всегда бесспорно решаемая. Принятая много лет назад и действующая сейчас классификация имеет много условностей и базируется на субъективных экспертных оценках.

Принятая методика отнесения маршрута к определенной категории сложности путем сравнения его с эталонными маршрутами, установленными для данного района и вида туризма, оправдала себя и продолжает оставаться единственно приемлемой.

Основным фактором, влияющим на обеспечение безопасности, является уровень практического туристского опыта, приобретенного в предыдущих походах. Требования к этому опыту определены Правилами проведения туристских спортивных походов (в дальнейшем - Правилами). Но этот уровень не может быть проверен без подробно разработанной классификации маршрутов.

Разрядные требования по туризму устанавливают для каждой категории сложности похода и видов туризма только минимальные протяженность в километрах и продолжительность в днях.

Походы, имеющие протяженность и продолжительность меньшие по сравнению с установленными для походов I категории сложности, являются некатегорийными. Наиболее распространенный их вид - походы выходного дня. Некатегорийные походы могут включать элементы (участки) походов любой, вплоть до VI категории сложности. Наибольшее распространение они получили в водном туризме, реже в горном. Опыт, приобретенный в таких походах, учитывается при решении вопроса о допуске к будущим походам, а к зачету на разряд они, естественно, не принимаются.

В таблице 1 отсутствуют нормативы походов VI категории сложности. Такие походы не требуются для выполнения спортивных разрядов и звания «Мастер спорта СССР» по туризму. По сравнению с «пятерками», они содержат участки повышенной технической сложности. Выделение их в самостоятельную категорию продиктовано все теми же вопросами безопасности. В основном эти походы совершаются в горном и водном видах туризма, несравненно меньше - в лыжном и пешеходном.

С учетом показателей продолжительности и протяженности отнесение походов к различным категориям сложности производится сравнением их с эталонными маршрутами Перечня классифицированных туристских маршрутов (в дальнейшем - перечня). Этот перечень регулярно, раз в четыре года, одновременно с Единой всесоюзной спортивной классификацией (ЕВСК) пересматривается, в него вносятся накопившиеся сведения и изменения.

Таблица 1 Виды туризма и характеристики походов  Категории сложности походов

I   II  III IV V

Продолжительность походов в днях (не менее) 6 8 10 13 16

Протяженность походов в километрах (не менее):  

пешеходных  130 160 190 220 250

лыжных 130 160 200 250 300

горных 100 120 140 150 160

водных (на гребных судах и плотах) 150 175 200 225 250

велосипедных 250 400 600 800 100

на мотоциклах 1000 1500 2000 2500 3000

на автомашинах 1500 2000 2500 3000 3500

спелеотуризм (количество пещер) 5  4-5 1-2 1-2 1

Характер и разнообразие естественных препятствий, их техническая сложность в различных районах страны разные. Имеющаяся на сегодня информация позволила, с некоторой степенью условности, установить максимальные категории сложности походов для всех видов туризма в каждом районе.

Отсутствие в таблице 2 максимальных категорий сложности походов (а следовательно, и классифицированных маршрутов) в ряде районов для тех или иных видов туризма объясняется по-разному. В одних случаях это говорит о недостаточности или отсутствии объективных сведений по категорированию маршрутов в этих районах, в других - об отсутствии необходимых природных условий.

 Так, горные походы не могут проводиться в равнинных районах, а также в среднегорье, где характер местности и препятствий благоприятен для пешеходного туризма. Для лыжных походов нужен снег, которого нет, например, в Средней Азии.

Таблица 2 Районы  Виды туризма

пешеходный  лыжный горный водный

Кольский полуостров III V     V

Архангельская обл., Коми АССР III V     IV

Карелия, Ленинградская и Вологодская области III III    IV

Средняя равнинная часть европейской территории СССР   II  II      II

Южная равнинная часть европейской территории СССР I   I      II с эл. III

Карпаты II  III    III с эл. IV

Крым    II          

Кавказ Западный    IV    V  III с эл. VI

Кавказ Центральный        VI III с эл. VI

Кавказ Восточный  IV    V  IV с эл. VI

Закавказье III V  III III с эл. V

Урал Полярный IV VI    IV

Урал Приполярный V  VI    IV

Урал Северный III V     III

Урал Средний и Южный III III    II

Западно-Сибирская . низменность III IV    III

Пустынные и полупустынные районы Средней Азии  III        II

Памиро-Алай        VI VI

Памир          VI VI

Тянь-Шань Западный IV    IV VI

Тянь-Шань Центральный        VI VI

Тянь-Шань Северный        V  VI

Алтай    V  VI VI VI

Джунгарский Алатау Кузнецкий Алатау   IV V  IV    

Саян Западный V  V     V

Саян Восточный V  VI II  VI

Таймыр и плато Путорана V  VI    V

Красноярский край (остальные районы)    V  V     V

Прибайкалье, Забайкалье V  VI III VI

Хабаровский край, Приморье  V  V     V

Якутия, Магаданская область, Чукотка VI VI    V

Камчатка VI VI     

Сахалинская область, Курильские о-ва IV         

 

 

Таблица 3 Районы  Вид туризма

велосипедный автомото спелео

Прибалтика   II  II      

Карпаты IV V  III

Кавказ  V  V  V

Средняя Азия и Казахстан V  V  V

Украина (остальные районы), Белоруссия, Молдавия III III IV (Крым)

РСФСР: европейский Север V  V  III

Центральная Россия III III     

европейский Юго-Восток V  III     

Урал V  V  III

Алтай    V  V  III

Западная Сибирь    IV V  III (Саяны),

 II (Кузнецкий Алатау и Горная Шория)

Восточная Сибирь и Дальний Восток V  V  I

 

 

Может возникнуть вопрос, почему в таких районах, как Центральный Кавказ, Памиро-Алай, Памир, Северный и Центральный Тянь-Шань, отсутствуют пешеходные и лыжные маршруты. В этих высокогорных (или традиционно альпинистских) районах препятствиями, определяющими категорию сложности похода, в основном являются классифицированные перевалы. В долинах и ущельях, на подходах к ним, имеются дороги или хорошо набитые тропы, а через реки всюду перекинуты мосты. Нет здесь необходимых для пешеходного туризма переправ, таежного бездорожья, сложного ориентирования и др. Зимой в этих горах много снега, но передвигаться приходится в основном не на лыжах, а пешком: в долинах недостаточен снежный покров, а ледники с их ледопадами и крутые склоны перевалов не для лыж. Поэтому в указанных районах условились проводить только горные походы (зимой с применением лыж).

Туристские спортивные походы не должны, как это подчас бывает, проводиться только ради преодоления препятствий (техника ради техники). В таких походах выхолащивается идея путешествия, которая подменяется узкой спортивной целью. Искусственное нанизывание препятствий приводит к потере туристской специфики, Вырождению путешествия в плохое подобие таких, например, самостоятельных видов спорта, как альпинизм и водный слалом.

Туризм нечто большее, чем комплекс физических упражнений. В отличие от большинства видов спорта он имеет несравненно большее содержание: расширение кругозора путешественника при знакомстве с новыми местами и людьми, воздействие на него многообразной природы, активное взаимодействие коллектива людей в борьбе с трудностями и собственными недостатками, автономные действия группы в малоосвоенных и ненаселенных районах, воспитание самостоятельности, инициативы, решительности и самообладания при неожиданных стечениях обстоятельств.

Сохраняя спортивный характер походов (значительные скорости передвижения, ограничение по времени, преодоление естественных препятствий, сознательное уклонение от посторонней помощи и др.), классификация ориентирует на естественно и логично построенные маршруты.

Логичность маршрута складывается из нескольких понятий. В идеальном виде это непрерывный маршрут без (или с минимальным количеством) радиальных выходов и с равномерным распределением физической, технической и психологической нагрузок и естественных препятствий. Он предусматривает максимальное знакомство с районом путешествия.

Непрерывность маршрута - обязательный элемент, без которого резко снижается физическое и психологическое напряжение похода. Разрывом маршрута считается не вызванное крайней необходимостью пребывание в населенном пункте более двух суток, а также использование внутримаршрутного транспорта. В виде исключения и только если это вызвано необходимостью, может быть допущен кратковременный разрыв маршрута с использованием транспорта в пределах данного туристского района. В основном пользоваться транспортом приходится водникам и спелеотуристам, которые в одном походе проходят несколько рек или пещер.

Продолжительность похода установлена разрядными требованиями, исходя из минимального времени в днях, необходимого для прохождения маршрута подготовленной группой. Увеличение продолжительности может быть оправдано большей протяженностью маршрута, большим числом и сложностью естественных препятствий. Добавляются также дни на разведки и на случай непогоды. Количество дневок должно укладываться в пределы 20% общей продолжительности похода.

 

Спортивность туризма заключается не в скорости прохождения маршрута. Если группа «бежит» в походе, не оглядываясь по сторонам, не осмысливая пройденного и того, что предстоит пройти, то теряется смысл путешествия. Если, например, группа в горах проходит лавиноопасные и камнепадные участки в неподходящее для этого время, вместо того чтобы подождать, то ее «спортивность» не только сомнительна, но и опасна. И опасна не только для нее, но и для других групп. Создается прецедент быстрого и, если повезет, безаварийного прохождения таких участков маршрута в неподходящее для этого время.

Протяженность похода, установленная для каждой категории сложности, понимается как наименьшая допустимая длина зачетного маршрута. К попыткам ее сокращения нужно относиться так же, как и в случае с продолжительностью, - и здесь должна сохраняться логика путешествия. Лишь в исключительных случаях (пожалуй, только в водных и реже в горных походах), при большой технической сложности маршрута протяженность может быть уменьшена, но не более чем на 25%. К спелеопоходам требования по протяженности, естественно, не относятся.

Основная часть маршрута должна быть линейной или кольцевой (одно кольцо) протяженностью не менее 75% от установленной для данной категории сложности похода и содержать наиболее сложные препятствия маршрута (для горных походов - не менее двух наиболее сложных перевалов).

 Радиальным выходом считается участок маршрута с возвращением в начальную точку. Расстояния и естественные препятствия, пройденные в кольцевых радиальных выходах (с возвращением по другому пути), засчитываются полностью, а пройденные в линейных радиальных выходах (с возвращением по тому же пути) засчитываются в одном направления.

Маршрут, построенный только на радиальных выходах из одной точки (базового лагеря), тем более при значительном числе и малой протяженности таких петель, исключает сам дух путешествия. В основном такие отклонения от нормы наблюдаются в горных походах.

Условлено также, что удлинение маршрута при неизменном характере препятствий не может быть основанием для увеличения категории сложности похода. Попытки завысить сложность маршрута особенно заметны у пеших туристов, когда они совершают походы в высокогорных районах. Увеличенные по сравнению с горным эталонным маршрутом протяженность и количество той же сложности перевалов кажутся им основанием для повышения категории сложности похода. И если горный маршрут протяженностью 140 км с двумя перевалами 2А оценивается как поход III категории сложности, то пешеходный маршрут в том же районе в 190 км с большим числом таких же перевалов предлагается как IV, а то и V категории сложности. Этого делать ни в коем случае нельзя.

Техническая сложность маршрута определяется характером, количеством и разнообразием препятствий. Характер препятствий определяется тем, какой уровень квалификации и технического мастерства требуется для прохождения данного препятствия с надлежащей гарантией безопасности. Маршрутам каждой категории сложности соответствует свой уровень типичных для них препятствий. Маршруты более высокой категории сложности содержат более сложные препятствия, чем маршруты предыдущей категории. При оценке маршрутов в первую очередь учитываются препятствия, которые дают туристам технический опыт, необходимый для обеспечения безопасности в последующих походах.

Эталонные маршруты обобщают и упорядочивают фактически пройденные маршруты, не опережают практику туризма, а несколько отстают от нее и основываются на уже достигнутом уровне технической сложности походов. Но этот уровень не должен быть рекордным: пройденный одной-двумя группами на пределе мастерства в допустимого риска маршрут не может считаться критерием для данной категории сложности походов.

Как уже говорилось, каждые пересмотры действующих перечней классификационных маршрутов приурочиваются к очередному четырехлетию Единой всесоюзной спортивной классификации. Основанием для снижения категории сложности маршрута, указанной в ранее действующем перечне, в основном является тенденция к усложнению походов того или иного вида туризма. Реже это вызвано изменением обстановки в районе маршрута (появление дорог, мостов, новых населенных пунктов, зарегулирование стока рек и др.) или особой популярностью маршрута, на котором образуются хорошие непрерывные тропы, всегда имеется накатанная лыжня, часты встречи с другими группами и пр. Последнее, правда, почти не относится к горному, водному и спелеотуризму.

Отнесение маршрута к определенной категории сложности производится МКК в пределах установленных ей полномочий путем сравнения его с эталонными маршрутами данного вида туризма в данном географическом районе. Перечни классифицированных маршрутов составляются и корректируются на основе предложений с мест туристами высокой квалификации, работающими в МКК и комиссиях по видам туризма Всесоюзной федерации туризма. При этом учитывается необходимость унификации требований к маршрутам одних и тех же категорий сложности, но пролегающим в различных районах страны и проходимых в разных условиях.

Наряду с Перечнем классифицированных туристских маршрутов при определении категорий сложности походов следует пользоваться перечнями классифицированных перевалов высокогорных районов и среднегорья.

Первый из них является неоценимым справочным материалом для разработки маршрутов горных походов. Официально он был утвержден в 1973 г. и вместе с дополнениями и изменениями, выпущенными в 1975 и 1978 гг., насчитывал более 1,5 тыс. перевалов. В действующем сейчас перечне содержатся характеристики более 3 тыс. перевалов, которые неоднократно пройдены и описаны различными туристскими группами.

Перевалы сгруппированы по высокогорным районам и по основным их хребтам и узлам.

Для оценки категорий трудности перевалов разработана специальная методика, в основу которой положены такие определяющие признаки: характер наиболее сложных участков перевала; необходимые для преодоления перевала техника, тактика передвижения и особенности мест ночлегов; количественные характеристики (время движения, число точек страховки); необходимое специальное снаряжение. В зависимости от совокупности всех этих признаков перевалы относят к одной из трех категорий трудности, разделенных в свою очередь на две полукатегории (А и Б).

По каждому перевалу в перечне приведены такие данные: название перевала, в скобках-менее употребляемое; высота над уровнем моря; категории трудности перевала в разное время года; характер основных, определяющих участков (скалы, лед, осыпь, трава, снег); названия ледников, рек, долин, ущелий, озер, которые соединяет перевал. В примечаниях по возможности приведена краткая информация о вариантах прохождения перевала, количестве седловин, о возможных опасных явлениях (карнизы, камнепады, лавины) и др.

Перечень классифицированных перевалов среднегорья призван прежде всего помочь в нелегкой задаче оценки сложности пешеходных и лыжных походов, проводимых в таких районах, как Кольский полуостров, Урал, Саяны, Прибайкалье и Забайкалье, Якутия, Камчатка. Перечень утвержден в 1985 году и насчитывает пока более 1000 перевалов и обзорных вершин. Эти перевалы имеют те же обозначения категорий трудности, что и перевалы высокогорных районов. Но знак равенства между ними ставить нельзя. Определяющие их сложность участки незначительны по протяженности, несравнимы высота и оледенение. Поэтому опыт прохождения перевалов среднегорья для походов в высокогорных районах следует учитывать следующим образом: участники похода должны иметь опыт прохождения (руководитель-опыт руководства) двух перевалов среднегорья той же категории трудности, что и наиболее сложный перевал маршрута в данном высокогорном районе. При этом необходимо учитывать характер наиболее сложных участков (лед, снег, скалы) и высоту перевалов.

Все сказанное выше о классификации маршрутов относится практически ко всем видам туризма. Но специфика каждого из них предопределяет свои особенности в построении маршрутов. И чем эти виды техничнее, тем больше дополнительных требований, направленных в первую очередь на обеспечение безопасности. Прежде чем перейти к рассмотрению особенностей классификации маршрутов в видах туризма, полезно ознакомиться с таблицей 4, характеризующей развитие категорийных походов разных видов.

Долгие годы по числу категорийных походов первое место занимал пешеходный туризм. Правда, в основном за счет походов I и II категорий сложности. В более сложных походах его уверенно опережали такие технические виды туризма, как водный и горный. Привлекательность и спортивность их очевидна. Из таблицы видно, что в спортивном плане виды туризма расположены в следующей последовательности: водный, пешеходный, горный, лыжный, велосипедный, спелео, автомото.

Число рек, по которым можно сплавляться, ограничено. Поэтому, на первый взгляд, составить перечень водных маршрутов не очень трудно. Но это не так. Оценка реки зависит от типа судна, на котором сплавляется группа, от уровня и расхода воды во время похода, от плотности и характера препятствий. Одна и та же река в зависимости от этого может иметь разную категорию сложности. Причем повышение или понижение против среднего режима воды усложняет прохождение одних препятствий и упрощает прохождение других. Если в других видах туризма можно остановиться практически на любом сложном участке, чтобы собраться с силами, найти лучшее решение, то в водном течение реки не позволяет сделать этого. Гарантию правильных действий может дать только отработанная реакция каждого туриста в отдельности и экипажа судна в целом. Водный туризм остается наиболее сложным видом туризма.

Приведенные в перечне классифицированные водные маршруты оценены во многих случаях по-разному, в зависимости от использования для сплава различных судов (байдарки, плоты, надувные лодки и приравниваемые к ним катамараны). Примеры водных эталонных маршрутов (условные обозначения: п - плоты, н - надувные лодки, б - байдарки);

Основу классификации горных маршрутов составляют перевалы (учитывая их количество и сложность).

Из таблицы 5 видно, что каждое повышение категории сложности похода зависит от включения в него перевала следующей полукатегории трудности. Кажущаяся простота классификации отнюдь не исключает многих затруднений и не учитывает ряда дополнительных факторов. Значительное повышение технического уровня горных походов, появление специального снаряжения привело к распространению горных походов с увеличением числа сложных перевалов при сохранении и даже сокращении минимальной продолжительности. В результате маршруты проходятся на пределе физических и нервных возможностей участников, повышается вероятность аварий и травм (а в горном туризме сейчас несчастные случаи составляют почти 50% от общего числа). Поэтому и появились дополнительные требования как к опыту участников горных походов, так и к классификации маршрутов. Число перевалов, особенно сложных, ограничено. Его с лихвой хватает для настоящего путешествия, если не пробегать маршрут, ничего не видя вокруг. Условлено также, что в горные походы нельзя включать более двух первопрохождений наиболее сложных, определяющих категорию сложности похода перевалов. При этом обязательно полагается планировать дополнительное увеличение в 1,5-2 раза времени для прохождения таких перевалов. Преодолению наиболее сложного перевала на маршруте должно предшествовать прохождение одного-двух перевалов на категорию трудности ниже. Есть районы, где невозможно построить логичный маршрут без увеличения общего числа перевалов за счет несложных перевалов или связок перевалов. В каждом отдельном случае этот вопрос решает МКК.

 

Таблица5 Категория сложности похода Продолжительность похода в днях ( не менее)   Количество категорийных перевалов (не более) при минимальной продолжительности похода Максимально допустимое количество категорийных перевалов при соответствующем увеличении продолжительности похода

Всего    в том числе

1А 1Б 2А 2Б 3А 3Б

I   9  2  2                     4

II  8  3  1  2                 5, в т. ч. 1Б не более 3

III 10 4     1  2             6, в т. ч. 2А не более 3

IV 13 5     1  1  2         7, 2А, 2Б - не более четырех, в т. ч. 2Б не более 3

V  16 6         1  2  1     8, 2Б, ЗА - не более пяти, в т. ч. ЗА не более 3

VI 16 7             1  2  1  9, ЗА, ЗБ - не более пяти, в т. ч. ЗБ не более 3

Запрещен необоснованный подъем с перевальной точки на соседнюю вершину.

Пешеходный туризм был и остается наиболее массовым. Почти все туристы начинали с него. Большую часть походов выходного дня и I категории сложности, которые в основном проводятся по родному краю, составляют пешеходные походы. В сложные пешеходные походы отправляется заметно меньше групп, чем в водные и горные. Выбираясь с равнины в горы, сплавляясь в конце пути по несложной реке, у многих, возможно, возникает желание испытать себя в этих более эмоциональных и техничных видах туризма.

При оценке сложности пешеходных походов учитываются автономные действия группы, непрерывность ненаселенной труднопроходимой местности при отсутствии зачастую коротких запасных вариантов выхода в случае аварии. Отсутствие определенных ориентиров в глухом таежном краю, движение через заросли, болота, каньоны без постоянной тропы - все это становится существенным дополнением к чисто техническим моментам маршрута. Для повышения технической сложности пешеходных походов их маршруты дополняются восхождениями на обзорные вершины.

Зима на значительной части территории нашей страны держится несколько месяцев, а в ряде районов она единственное время года, когда можно совершать туристские походы, естественно лыжные.

Все, что было сказано о подходе к оценке сложности пешеходных походов, относится и к лыжным.

На лыжах можно развить большие скорости, но не всегда и не везде. Если нет наста и лыжни, передвижение по глубокому снегу становится одним из основных препятствий. К холоду нельзя привыкнуть, а он в лыжных походах - постоянный спутник. Значит, нужно уметь организовать хороший ночлег, согреться: иначе не восстановить силы для работы на следующий день. В безлесной зоне это особенно трудно. Пурга, метель - сочетание сильного ветра, снегопада и мороза - не должны застать врасплох, привести к отморожениям и переохлаждению, к безысходности. Нужно хорошо владеть техникой передвижения на лыжах, особенно на крутых склонах, наледях (и все это с тяжелым рюкзаком).

С холодом туристы-лыжники научились бороться. Здесь их выручают умело изготовленное (самими) снаряжение, теплая одежда и спальные принадлежности. Хуже с лавинами. Они основная опасность в лыжных походах, и избежать ее может помочь только опыт, умение выбрать единственно правильный путь подъема или спуска по лавиноопасному склону, организация надежной страховки.

Помимо других, все эти факторы учитываются при разработке классификации лыжных маршрутов.

Основным и решающим условием успешного проведения велосипедных, автомобильных и мотоциклетных походов является надежное техническое состояние и оснащение транспортных средств.

В основу классификации маршрутов этих колесных видов туризма заложены большие по сравнению с другими видами расстояния и факторы бездорожья при переходе от несложных походов к сложным. То, что есть в родственных видах спорта (велосипедные марафоны, авто- и моторалли), присутствует и здесь: профессиональное мастерство водителя, умение вести машину по проселочным, разбитым дорогам (а то и вовсе без них), хорошая реакция и др. И ко всему этому добавляются присущие другим видам туризма смена погодных условий, необходимость организации ночлегов, самообеспечение и проблема совместимости в коллективе при длительном взаимодействии друг с другом. Нельзя отрицать и наличия больших физических нагрузок, затрат мускульной энергии, особенно в велосипедных походах.

Категории сложности автомотопоходов определяются в зависимости от включения в их маршруты классифицированных участков пли аналогичных им по характеру и количеству препятствий и технической сложности их преодоления. Дополнительная до нормативной протяженность этих маршрутов должна составляться из участков автомобильных дорог без препятствий или участков, сложность которых характеризуется более низкой категорией.

Не следует приветствовать попытки отдельных групп (это особенно заметно у вело-, реже у мототурпстов) усложнять маршруты за счет перетаскивания транспорта, например через перевалы, или в таежных районах по полотну железной дороги. Отмечались случаи, когда такие перетаскивания составляли 25-30% отведенного на весь поход времени. А ведь колеса для того и даны, чтобы передвигаться на них.

Спелеотуризм отличается от других видов туризма в первую очередь отсутствием больших расстояний. В этом отношении он скорее напоминает альпинизм «наоборот»: сначала спуск, затем подъем. Но раз он культивируется, как вид туризма, то в других аспектах должен быть похожим на него, быть путешествием.

При оценке спелеопоходов учитывается набор определяющих сложность похода пещер различных категорий трудности.

Таблица 6 Категория сложности похода    Количество категорийных пещер (не менее)

Всего    1  2А 2Б ЗА ЗБ 4А 4Б 5А

I   5  3-4 1-2                     

II  4-5    2-3 1-2                 

III 1-2            2 или 1          

IV 1-2                    2 или 1      

V  1                              

 

 

Весь набор пещер нужно проходить в течение одного похода. В виде исключения допускается зачет «сборных» походов для тех районов, где нет достаточно пещер, расположенных на приемлемом расстоянии друг от друга.

 

Если пещера I или II категории трудности имеет очень большую протяженность, прохождение нескольких пещер может быть заменено прохождением нескольких маршрутов в одной и той же пещере.

При классификации пещер переход к более высокой категории трудности определяется появлением новых элементов в технике и тактике, вызванных наличием тех или иных естественных препятствий. Качественный скачок происходит при переходе от пещер I категории трудности к 2А категории трудности, от 2Б к ЗА и т. д. Пещеры, обозначаемые одной и той же цифрой (например, 2А и 2Б) отличаются друг от друга главным образом количественно.

В вертикальных пещерах основными препятствиями являются отвесные и крутонаклонные участки (колодцы), в горизонтальных-узости, водные препятствия (сифоны). Большинство пещер легко отнести к одному из этих двух типов, хотя есть немало пещер смешанного типа (комбинированные).

При разработке маршрутов спелеопоходов следует пользоваться Перечнем классифицированных пещер, утвержденным в 1985 г. В нем приведено около 500 пещер в следующих районах: Беломорско-Кулойское плато, Подолье и Буковина, Средний и Южный Урал, Крым, Кавказ, Средняя Азия, Западный Тянь-Шань, Алтай, Кузнецкий Алатау, Горная Шория, Саяны, Иркутская область, Дальний Восток. Даются основные данные о каждой пещере: название, тип пещеры-горизонтальная (Г), вертикальная (В), комбинированная (К), длина и глубина в метрах, категория трудности.

При классификации комбинированных походов учитывается ряд принятых условностей. Участок одного вида туризма должен быть непрерывным походом, который может быть классифицирован сам по себе. Например, обносы, обходы пешком отдельных препятствий, а также радиальные пешие выходы в водном походе не превращают его в комбинированный. Если дополняющий маршрут - участок с другим способом передвижения по всем параметрам не выше I категории сложности, то суммарная сложность похода не увеличивается: прибавленная к «четверке» «единичка» не делает поход «пятеркой». Но если комбинированный поход состоит, например, из водной части IV категории и пешеходной - III категории сложности, то он принимается к зачету на разряды как поход V категории сложности. На фактически приобретенный в таком походе технический опыт эта оценка» естественно, не влияет.

Наиболее распространенными и естественными следует считать водно-пешеходные походы. Могут быть и горно-водные, совсем реже - лыжно-водные. Очень сложно обстоит дело с комбинированием пешеходных и горных маршрутов. Практически в горах невозможно выделить самостоятельные непрерывные участки, относящиеся к одному из этих видов. Они так перемешаны, что не поддаются разделению на индивидуально оцениваемые части комбинированного похода. Сейчас, и видимо правильно, условлено, что в высокогорных районах походы могут относиться, только к горному виду туризма.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 358.