№ | До опредмечивания потребности | После появления мотива |
1. | Общая ненаправленная хаотическая активность (сноска) | Направленность. Деятельность строго детерминирована мотивом (целью) |
2. | Широкий спектр возможностей, благ способных удовлетворить нужду. | Резкое сужение благ. Потребность получает свой предмет. |
3. | Наличие фрустрации. | Положительное аффективное закрепление предмета потребности. |
Ненаправленная активность может быть проиллюстрирована поиском подростка «подходящей» для него компании. За некоторый промежуток времени, он может поучаствовать в распитии спиртного в «нехорошей компании», пойти на стадион и стать «фэном» одного из футбольных клубов, поехать в отдаленный район с группой патриотически настроенных школьников.
Продолжим наполнение схемы:
3. Но мотив - не только то, что является генератором действий, их побуждающей силой, но и то, что является образующей смысла. Это другая сторона мотива, другая его функция.
Эту особую функцию А.Н. Леонтьев предложил назвать функцией смыслообразования.
Мотив, выполняя свою вторую функцию, сообщает определенный личностный смысл целям, структурным единицам деятельности (действиям), а так же обстоятельствам, способствующим или препятствующим реализации мотива.
Пример смыслообразования .
Смыслообразование можно пояснить на следующем примере А.Н. Леоньева. Загонщик, участвуя в первобытной коллективной охоте, скрывается в засаде. Мотивом его деятельности служит получение некого пищевого объекта. Целью его действий является отпугивание добычи. Мотив деятельности и цель деятельности кардинально противоположны. Если мотив и цель не совпадают, то загонщик должен понимать смысл своих действий.
Смысл создается в результате отражения субъектом, существующих между ним и тем, на что его действия направлены как на свой непосредственный результат (цель). Именно отношение мотива к цели порождает личностный смысл, причем смыслообразующая функция принадлежит мотиву. Возникая в деятельности, смыслы становятся единицами человеческого сознания.
Сдвиг мотива на цель.
Пример на основе романа Д.Лондона «Мартин Иден». Главный герой, писатель, пьёт. Для него - это деятельность. Сколько строк он должен написать с утра, как писатель, чтобы позволить себе выпить? Юношей, герой его романа ушёл из дома работать в порту. Мотив – стать грузчиком, занять полноценное место в обществе. Чтобы соответствовать этому образу, стать своим парнем, он должен пить, иметь хорошую физическую силу, уметь драться. Со временем произошёл сдвиг мотива на цель. Видимо потому, что первый мотив самоутвердиться грузчиком в порту не был реализован. И, если до сих пор, писатель страдает алкогольной зависимостью - это означает, что самоутверждение не состоялось. Аналогичное объяснение можно применить к жизни и деятельности В.В. Высотского.
Из всего сказанного формируется центральный элемент схематической модели:
4. Абсолютное большинство мотивов не осознается. Работа по осознанию собственных мотивов поведения является, по сути дела, самостоятельным видом деятельности и требует от человека зрелости, житейского опыта и высокого интеллектуального уровня.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 283.