Согласованному принятию решений в сфере социально-трудовых отношений между представителями сторон социального партнерства способствуют коллективные переговоры. В гл. 6 ТК определяется их механизм, сроки начала, порядок ведения и другие вопросы.
Инициатором переговоров может выступить любая из сторон, письменно предупредившая об этом другую сторону, которая в семидневный срок обязана начать переговоры. На практике инициативу по ведению коллективных переговоров обычно проявляют представители работников.
Участники переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений. Существуют определенные различия в порядке ведения переговоров о заключении коллективного договора и соглашений.
При наличии в организации нескольких первичных профсоюзных организаций ими создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, по разработке единого проекта коллективного договора и его заключения. Формирование такого единого представительного органа происходит на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза каждой первичной профсоюзной организации.
Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.
Если единый представительный орган работников не создан в течение пяти календарных дней с момента начала коллективных переговоров, то представительство интересов всех работников организации осуществляет профсоюз, объединяющий более половины работников.
Если ни одна первичная профсоюзная организация не объединяет более половины работников, то по решению общего собрания (конференции) работников организации тайным голосованием определяется первичная профсоюзная организация, которой и поручается формирование представительного органа, в котором могут участвовать представители иных первичных профсоюзных организаций, но определиться с таким участием они могут только до момента подписания коллективного договора.
Право на ведение коллективных переговоров по соглашениям от имени участников на уровне Российской Федерации, субъекта Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам и их объединениям. При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов либо их объединений каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа право на ведение коллективных переговоров предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза или самих профсоюзов.
Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.
Сроки, место и порядок ведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющихся участниками указанных переговоров.
Если в ходе коллективных переговоров не было принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном гл. 61 ТК.
Вопрос о гарантиях и компенсациях, предоставляемых лицам, участвующим в коллективных переговорах, решен в ст. 39 ТК (1/ на время переговоров освобождаются от основной работы, 2/сохраняется средний заработок, 3/компенсируются все затраты, связанные с участием в переговорах, 4/ представители работников в период переговоров не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя).
Коллективные договоры
В современных условиях возросла регулятивная роль коллективного договора. Он является наиболее значимой формой социального партнерства.
Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ч. 1 ст. 40 ТК).
Коллективный договор является одной из разновидностей локальных нормативных правовых актов, актов социального партнерства, содержащих общеобязательные правила поведения, установленные сторонами для самих себя в рамках их компетенции. В разработке и одобрении коллективного договора вправе принимать участие все работающие в данной организации непосредственно или через своих представителей. Коллективный договор выражает интересы двух социальных групп: работников и работодателей.
В отличие от других договоров коллективный договор, в силу своей нормативности, распространяет свое действие не только на непосредственных его участников, но и на тех работников организации, которые не имели прямого отношения к его разработке и одобрению.
Сторонами коллективного договора выступают работники в лице их представителей; работодатель, представляемый руководителем организации или другим полномочным в соответствии с уставом организации или иным локальным актом лицом.
При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении организации представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это руководителем организации.
В коллективном договоре могут быть названы субъекты - исполнители его условий, то есть конкретные представители работодателя или работников, на которых возлагается обязанность по выполнению части условий заключенного договора.
Порядок подготовки проекта коллективного договора и его заключения определяется в соответствии со ст. 42 ТК и иными федеральными законами. Разработку проекта ведет комиссия, состоящая из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон. Комиссия готовит первоначальный вариант коллективного договора, направляет его для обсуждения в подразделения организации, обобщает поступившие предложения и замечания и выносит доработанный проект на рассмотрение общего собрания (конференции) работников. Как правило, такой проект принимается в своей основной части с выделением положений, не нашедших поддержки на собрании (конференции) или не принятых работодателем, для последующих переговоров между сторонами.
Под содержанием коллективного договора понимаются согласованные сторонами условия (положения), призванные регулировать социально-трудовые отношения в данной организации.
Статья 41 ТК предусматривает, что содержание и структура коллективного договора определяется сторонами. В этой же норме даны рекомендации сторонам по кругу вопросов, которые могут решаться в коллективном договоре.
К ним относятся:
формы, системы и размеры оплаты труда;
выплата пособий, компенсаций;
занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления дополнительных отпусков;
улучшение условий и охраны труда работников;
контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений;
ответственность сторон, обеспечение нормальной деятельности представителей работников;
отказ от забастовок при выполнении условий коллективного договора;
другие вопросы, определенные сторонами.
С правовой точки зрения положения, включенные в коллективный договор, принято подразделять на:
1) нормативные (содержащие локальные нормы, регулирующие социально-трудовые отношения в организации);
2) обязательственные (содержащие конкретные обязательства сторон с указанием сроков их выполнения и исполнителей, ответственных за выполнение, например, работодатель обязуется оборудовать комнату отдыха в конкретном структурном подразделении организации. Эти условия действуют до их выполнения, а затем погашаются и уже не действуют);
3) информационные (информирующие работников организации об основных нормах трудового законодательства, об условиях отраслевых соглашений и др.).
Дата: 2019-02-02, просмотров: 232.