Методы и приемы научного познания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Метод (от греч. methodos — путь к чему-либо) означает совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. Общепринятые методы, используемые разными исследователями, позволяют получать единообразные результаты, что является непременным условием прогресса в науке. Область знания, которая специально занимается изучением методов, — методология. Существует два всеобщих метода познания — метафизический и диалектический. В настоящее время общеупотребительным является диалектический метод познания, рассматривает изучаемые объекты исследования в их неразрывной связи друг с другом, в постоянном движении и развитии. Метафизический метод познания рассматривает все предметы, а также соответствующие им понятия: лишь в количественном изменении (уменьшении или увеличении, в простом перемещении, повторении пройденного). Например: вращение Земли вокруг солнца; смена времен года, поколений людей. Изолированно, обособленно друг от друга. Например: изучение и решение конкретной проблемы вне учета ее связи с другими; рост цен без соответствующего роста доходов населения;

Вторая группа методов — общенаучные методы познания. Они используются в самых различных областях науки, т. е. имеют широкий междисциплинарный спектр применения. Их классификация связана с двумя важнейшими уровнями познания действительности — эмпирическим и теоретическим.

· Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об объектах, явлениях путем проведения разнообразных измерений, постановки экспериментов, составления графиков, таблиц, схем; при этом возможна формулировка некоторых эмпирических закономерностей.

· Теоретический уровень научного познания осуществляется на рациональной (логической) ступени научного познания. Он предполагает раскрытие глубинных, существенных сторон, связей, закономерностей объектов. Это более высокая ступень познания, ее результатом становится формулировка соответствующих обобщений, гипотез, теорий, законов.

Оба эти уровня познания взаимосвязаны. Эмпирический уровень выступает в качестве основы теоретического уровня познания, и в тоже время не может без него существовать. Теоретический уровень предопределяет и обосновывает применяемые методы эмпирического исследования.

К третьей группе методов научного познания относятся частные методы, используемые в конкретных науках. При этом эти методы содержат в различных сочетаниях те или иные общенаучные методы. Так, в частных методах присутствуют наблюдения, измерения, индуктивные и дедуктивные умозаключения и др., т. е. эти две группы методов научного познания находятся в тесной взаимосвязи. Частные методы связаны и с общенаучным диалектическим методом познания. Например, всеобщий диалектический метод развития проявляется в биологии в виде закона эволюции животных и растительных видов.

Индукция и дедукция

Индукция (от лат. inductio — наведение, выведение) — есть метод познания, основывающийся на формально-логическом умозаключении, которое приводит к получению общего вывода на основании частных посылок. Другими словами, это — движение нашего мышления от частного к общему. Индукция широко применяется в научном познании. Так, если исследователь обнаруживает сходные признаки у многих объектов определенного класса, то он может сделать вывод о наличии этих признаков у всех объектов этого класса. Родоначальником классического индуктивного метода познания был Ф. Бэкон, считавший его важнейшим методом постижения новых истин в науке, главным средством познания природы. Однако при всей своей значимости индуктивный метод не может играть всеохватывающую роль, которую ему приписывали последователи Ф. Бэкона. Индукцию нельзя рассматривать изолированно от других методов, в частности от метода дедукции.

Дедукция (от лат. deductio — выведение) — это метод получения частных выводов на основе знания каких-либо общих положений. Дедукция — это движение нашего мышления от общего к частному, единичному. Простой пример, иллюстрирующий данный метод: все щелочные металлы бурно реагируют с водой с образованием водорода и щелочи.

Все естественные науки, а также математика широко используют дедуктивный метод. Математика является собственно дедуктивной наукой, так как строит свои конструкции исходя из достаточно общих положений. Видным пропагандистом дедуктивного метода в науке был французский математик и философ Р. Декарт. И индукция, и дедукция в ходе познания используются совместно, хотя роль каждого из этих методов на разных этапах может быть различной. Анализируя реальный ход любого явления, с полным основанием можно утверждать, что нет индукции без элементов дедукции, как нет дедукции без элементов индукции.

Анализ и синтез

Под анализом понимают мысленное или реальное разделение объекта на составные части с целью их отдельного изучения. Такими частями могут быть вещественные элементы объекта или же его свойства, признаки, отношения и т. д. Широко известным примером является химический анализ различных вещественных объектов.

Несомненно, анализ занимает важное место в процессе познания, но это лишь начальный его этап. Установление элементарного состава изучаемого объекта дает мало сведений о свойствах объекта. Для постижения объекта как единого целого необходимо обнаружить объективно существующие связи между его составными частями, рассматривая их в единстве. Это возможно сделать, если анализ дополнить другим методом — синтезом.

Синтез — соединение ранее выделенных частей объекта в единое целое, идет дальнейшее изучение объекта, но уже как единого целого. При синтезе имеет место установление между элементами связи, что позволяет определить функцию каждого в этом целом, т. е. понять диалектическое единство изучаемого объекта.

Анализ и синтез используются и в сфере мысленной деятельности, т. е. в теоретическом познании. Анализ и синтез являются двумя неразрывными сторонами процесса познания.

Аналогия и моделирование

Под аналогией понимают такой прием познания, при котором на основании сходства объектов по одним признакам заключают об их сходстве и по другим признакам. Установление сходства или различия между объектами осуществляется в результате их сравнения. Метод аналогии применяется в самых различных областях как естественных, так и гуманитарных наук. Хотя аналогия не является строгим доказательством, она способна вывести мысль на новый уровень, и, если с ней обращаться достаточно осторожно, аналогия может служить наиболее простым и доступным способом познания. При использовании аналогии исследованию подвергается один объект, а вывод делается о другом объекте, т. е. информация переносится с одного объекта на другой. При этом один объект именуют моделью, а другой объект — оригиналом (прототипом, образцом).

Моделирование — изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели) (анатомические модели).

Моделирование может быть мысленным. Например, модель атома Э. Резерфорда напоминала Солнечную систему: вокруг ядра (Солнце) обращаются электроны (планеты). Но во многих случаях мысленные модели могут быть реализованы в виде реальных моделей.

Символическое (знаковое) моделирование связано с условнознаковым представлением, о каких- либо свойствах, отношениях объекта оригинала. Важной разновидностью знакового моделирования является математическое моделирование. Язык математики позволяет выражать соотношения свойств различных объектов с помощью соответствующих уравнений. Система уравнений вместе с исходными данными (коэффициенты, начальные условия) представляет математическую модель явления. 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 191.