Наука — это сфера исследовательской деятельности человека, направленная на получение новых знаний о природе, обществе и самом человеке
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЛЕКЦИЯ 1

Формы и методы познания.

Методология научного познания

Основные стадии и формы естественнонаучного познания

Предметом и целью научного познания является установление научной истины. Научной истиной принято называть — эмпирические и теоретические утверждения науки, содержание которых соответствуют изучаемой реальности. В современном понимании это означает: 

1) установление причинно-следственных связей явлений изучаемых объектов природы;

2) экспериментальное подтверждение истинности теоретических утверждений; 

3) установление границ, в пределах которых справедливы полученные выводы, т. е. определение относительности естественнонаучной истины.

Стадии естественнонаучного познания

На первой стадии устанавливается причинно-следственная связь в соответствии с принципом причинности. В современном понимании причинность означает связь между отдельными состояниями материи в процессе ее движения и развития. Возникновение любых объектов, а также изменения их свойств во времени имеют свои основания в предшествующих состояниях материи, и эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения — следствиями.

Вторая стадия познания заключается в проведении эксперимента, опыта, являющегося критерием естественнонаучной истины. Эксперимент — высшая инстанция для естествоиспытателей.

Третья стадия познания — определение границ соответствия и относительности знания. Здесь встает задача понимания такой категории как истина.

Относительная истина – это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

 

· Истина объективна. Это то содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Но Истина не существует без человека и человечества. Поэтому истина — есть знание, но не сама реальность.

· Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто. Абсолютная истина — это идеал, а не реальный результат.

· Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню науки, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения. В каждой Относительной истине есть часть Абсолютной истины.

· Истина – это правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом.

· Научная истина - это знание, которое отвечает требованиям двоякого рода: во-первых, оно соответствует действительности; во-вторых, оно удовлетворяет ряду критериев научности. Из всех критериев стоит выделить: логическую стройность, эмпирическую проверяемость, в том числе проверку временем, возможность предсказывать на основе этих знаний новые факты, непротиворечивость тем знаниям, чья истинность установлена и пр.

Эти критерии, разумеется, не следует рассматривать как нечто неизменное и раз навсегда данное. Они являются продуктом исторического развития науки и в будущем могут изменяться.

И, наконец, самый главный критерий истинности знания - практика.

Все развитие естествознания — процесс постоянного приближения к абсолютной истине.

Индукция и дедукция

Индукция (от лат. inductio — наведение, выведение) — есть метод познания, основывающийся на формально-логическом умозаключении, которое приводит к получению общего вывода на основании частных посылок. Другими словами, это — движение нашего мышления от частного к общему. Индукция широко применяется в научном познании. Так, если исследователь обнаруживает сходные признаки у многих объектов определенного класса, то он может сделать вывод о наличии этих признаков у всех объектов этого класса. Родоначальником классического индуктивного метода познания был Ф. Бэкон, считавший его важнейшим методом постижения новых истин в науке, главным средством познания природы. Однако при всей своей значимости индуктивный метод не может играть всеохватывающую роль, которую ему приписывали последователи Ф. Бэкона. Индукцию нельзя рассматривать изолированно от других методов, в частности от метода дедукции.

Дедукция (от лат. deductio — выведение) — это метод получения частных выводов на основе знания каких-либо общих положений. Дедукция — это движение нашего мышления от общего к частному, единичному. Простой пример, иллюстрирующий данный метод: все щелочные металлы бурно реагируют с водой с образованием водорода и щелочи.

Все естественные науки, а также математика широко используют дедуктивный метод. Математика является собственно дедуктивной наукой, так как строит свои конструкции исходя из достаточно общих положений. Видным пропагандистом дедуктивного метода в науке был французский математик и философ Р. Декарт. И индукция, и дедукция в ходе познания используются совместно, хотя роль каждого из этих методов на разных этапах может быть различной. Анализируя реальный ход любого явления, с полным основанием можно утверждать, что нет индукции без элементов дедукции, как нет дедукции без элементов индукции.

Анализ и синтез

Под анализом понимают мысленное или реальное разделение объекта на составные части с целью их отдельного изучения. Такими частями могут быть вещественные элементы объекта или же его свойства, признаки, отношения и т. д. Широко известным примером является химический анализ различных вещественных объектов.

Несомненно, анализ занимает важное место в процессе познания, но это лишь начальный его этап. Установление элементарного состава изучаемого объекта дает мало сведений о свойствах объекта. Для постижения объекта как единого целого необходимо обнаружить объективно существующие связи между его составными частями, рассматривая их в единстве. Это возможно сделать, если анализ дополнить другим методом — синтезом.

Синтез — соединение ранее выделенных частей объекта в единое целое, идет дальнейшее изучение объекта, но уже как единого целого. При синтезе имеет место установление между элементами связи, что позволяет определить функцию каждого в этом целом, т. е. понять диалектическое единство изучаемого объекта.

Анализ и синтез используются и в сфере мысленной деятельности, т. е. в теоретическом познании. Анализ и синтез являются двумя неразрывными сторонами процесса познания.

Аналогия и моделирование

Под аналогией понимают такой прием познания, при котором на основании сходства объектов по одним признакам заключают об их сходстве и по другим признакам. Установление сходства или различия между объектами осуществляется в результате их сравнения. Метод аналогии применяется в самых различных областях как естественных, так и гуманитарных наук. Хотя аналогия не является строгим доказательством, она способна вывести мысль на новый уровень, и, если с ней обращаться достаточно осторожно, аналогия может служить наиболее простым и доступным способом познания. При использовании аналогии исследованию подвергается один объект, а вывод делается о другом объекте, т. е. информация переносится с одного объекта на другой. При этом один объект именуют моделью, а другой объект — оригиналом (прототипом, образцом).

Моделирование — изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели) (анатомические модели).

Моделирование может быть мысленным. Например, модель атома Э. Резерфорда напоминала Солнечную систему: вокруг ядра (Солнце) обращаются электроны (планеты). Но во многих случаях мысленные модели могут быть реализованы в виде реальных моделей.

Символическое (знаковое) моделирование связано с условнознаковым представлением, о каких- либо свойствах, отношениях объекта оригинала. Важной разновидностью знакового моделирования является математическое моделирование. Язык математики позволяет выражать соотношения свойств различных объектов с помощью соответствующих уравнений. Система уравнений вместе с исходными данными (коэффициенты, начальные условия) представляет математическую модель явления. 

Формализация, язык науки.

Под формализацией в науке понимают использование специальной символики, позволяющей отвлекаться от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений, что дает возможность вместо этого оперировать некоторым множеством символов (знаков). Ярким примером формализации является использование в науке математических описаний различных объектов, базирующихся на соответствующих теориях. Применяемая при этом математическая символика зачастую выступает в роли инструмента процесса познания. При построении формальной системы необходимо установить: алфавит, т. е. набор знаков; правила, по которым из исходных знаков могут быть получены «слова», «формулы»; правила, по которым от одних слов, формул данной системы можно переходить к другим словам и формулам (так называемые правила вывода).

Важным достоинством формализованной системы является возможность проводить исследование объекта без непосредственного к нему обращения.  Применение формализации позволяет четко и кратко записывать научную информацию, что открывает большие возможности оперирования ею. Однако не следует преувеличивать роль и возможности формализации. Математическое уравнение еще не представляет собой физическую теорию.

 

ЛЕКЦИЯ 1

Формы и методы познания.

Наука — это сфера исследовательской деятельности человека, направленная на получение новых знаний о природе, обществе и самом человеке.

1) отрасль культуры;

2) способ познания мира;

3) специальный институт (учебные и научные учреждения, научные сообщества, лаборатории, научные журналы, системы информации и т. д.).

 Наука характеризуется следующими основными  чертами:

универсальность — полученные ею знания истинны в тех условиях, при которых они были добыты;

структурированность — не является бессвязным набором отдельных частей, а имеет определенную структуру;

критичность — всегда готова поставить под сомнение и пересмотреть свои прежние результаты;

преемственность — новые знания определенным образом соотносятся со старыми. Процесс научного познания всегда является незавершенным.

Кроме научного метода познания действительности, существуют и другие.

Одним из наиболее распространенных методов познания действительности является обыденное знание (познание). Оно присуще каждому человеку. Обычно процесс обыденного познания не требует специальной подготовки. Обыденное познание является основой взаимоотношений людей и зачастую служит базовым для всякого другого знания, в том числе и научного.

От обыденного познания наука отличается рядом особенностей. Так, наука зачастую имеет дело с объектами, не сводимыми к предметам обыденного опыта (электрон, галактика, механизмы передачи нервных импульсов и т. д.); наука разрабатывает свой специфический язык формул, схем, терминов, использует специальные орудия и средства исследования. Достоверность научных исследований не может быть установлена только опытным путем как в случае с обыденным познанием, а опирается на специально проводимые эксперименты и процедуры логического выведения одних утверждений из других. Системность и обоснованность — важные признаки, отличающие науку от обыденного познания.

Различия между научным и религиозным знаниями.  Философ Н. А. Бердяев так характеризовал эти различия: « Ученый находится в «железных тисках» законов природы и логики. Он несвободен. Религиозное знание принципиально отличается тем, что оно ниоткуда не может быть выведено. Оно достигается в результате внезапного внутреннего озарения. Если бы существование Бога можно было бы доказать, то религия исчезла бы, поскольку она превратилась бы в обычное научное знание».

Различие между наукой и религией заключается в соотношении в них элементов разума и веры. В науке преобладает разум, в религии — вера.

Науки подразделяются на : науки о природе, технические и гуманитарные науки.

Основной принцип естественных наук: знания о природе должны допускать эмпирическую проверку, т. е. опыт является решающим аргументом любой теории. Вместе с тем ни одна теория, ни даже совокупность многих теорий не могут охватить то, что мы называем «природой». Тем не менее, каждая историческая эпоха нуждается в общих научных представлениях о природе, которые составляют естественнонаучную картину мира (чем мы и займемся).

От технических наук естествознание отличается тем, что оно нацелено на познание, а технические науки — в первую очередь на преобразование окружающей действительности. Гуманитарные науки изучают поступки людей, их ценности и интересы.

Науки подразделяются  на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки — связаны с познанием законов поведения и взаимодействия базисных структур природы, общества и мышления. Прикладные науки посвящены поиску сфер применения результатов фундаментальных исследований для решения как социально-практических, так и познавательных задач. Из этого следует, что все технические науки являются прикладными, но не всякая прикладная наука является технической. Так, физика металлов — прикладная теоретическая дисциплина, металловедение — техническая прикладная наука. Следует отметить, что четкой грани между естественными, гуманитарными и техническими науками провести нельзя. Так, социальная экология включает и естественные, и общественные, и технические разделы.

В настоящее время общепризнанной классификации научных дисциплин не существует.

Различия между естественнонаучным и гуманитарным знаниями. Естествознание ориентировано на изучение природных систем и процессов. Гуманитарные науки исследуют поступки людей, их целевые ориентиры. В отличие от явлений, изучаемых естествознанием, поступки людей имеют ценностное содержание. Ценности гуманитарного знания (ответственность, свобода, доброта, альтруизм, порядочность, и многие другие) — это конструкты, которые формируются  людьми в стремлении обеспечить наибольшую эффективность бытия.

В естествознании основным критерием научности той или иной теории является ее подтверждаемость фактами; в гуманитарных науках теории ранжируются по степени значимости для развития общества. Обе  составляющие современной науки — естественнонаучная и гуманитарная связаны между собой и обогащают друг друга новыми идеями и подходами в изучении своих объектов.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 471.