Основными законами, регулирующими обеспечение качества продукции, работ, услуг являются Закон "О техническом регулировании" от 9 ноября 2004 года, № 603-II ЗРК, который устанавливает правовые основы государственной системы технического регулирования, направленного на обеспечение безопасности продукции, услуги, процессов в Республике Казахстан, и Закон "Об обеспечении единства измерений" от 7 июня 2000 года, № 53-II, который устанавливает правовые, экономические и организационные основы обеспечения единства измерений в Республике Казахстан,
регулирует отношения между государственными органами управления, физическими и юридическими лицами в сфере метрологической деятельности и направлен на защиту прав и законных интересов граждан и экономики Республики Казахстан от последствий недостоверных результатов измерений, а также многочисленные стандарты.
С принятием Закона «О техническом регулировании» в Казахстане началась реформа в данной сфере предпринимательской деятельности. Цель реформы - перевод системы технического регулирования на международные стандарты в рамках реализации стратегии индустриально-инновационного развития РК и подготовки к вступлению в ВТО, снижение административного давления на производителей и перераспределение ответственности за качество и безопасность продукции, повышение ее безопасности и конкурентоспособности.
В соответствии с Законом РК «О техническом регулировании» система технического регулирования - совокупность обязательных (законы, постановления) и добровольных (стандарты) норм, процедур аккредитации, сертификации, государственного надзора. Правительство РК обеспечивает правовую реформу и формирование системы технического регулирования. Его ключевое звено - уполномоченный орган в области технического регулирования - Комитет по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли РК, созданный на базе Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации. Он координирует разработку необходимых нормативных правовых актов в области технического регулирования и гармонизированных с ними государственных стандартов, работы по подтверждению соответствия и государственному надзору, проводит аккредитацию органов по подтверждению соответствия. Другим важным звеном системы технического регулирования являются государственные органы (например, Министерство здравоохранения РК в лице Комитета фармации). На них возложены разработка нормативных правовых актов в области технического регулирования, а также контроль и надзор за безопасностью продукции и услуг.
Закон «О техническом регулировании» предусматривает два уровня документов: нормативные правовые акты в области технического регулирования (в них указываются формы, схемы подтверждения соответствия для конкретной продукции, устанавливаются нормы для факторов риска продукции и связанных с ней процессов) и гармонизированные с ними стандарты. Стандарт - документ, с помощью которого подтверждается соответствие продукции требованиям нормативного правового акта. Он устанавливает конкретные допустимые, обеспечивающие минимальный уровень безопасности продукции (услуги). Государственные стандарты применяются на добровольной основе: предприятия могут разрабатывать и утверждать собственные стандарты (они не должны противоречить требованиям безопасности, установленным нормативными правовыми актами, в то же время их требования к безопасности могут быть выше общепринятых, что будет способствовать развитию конкуренции).
Стандарты, включая гармонизированные с нормативными правовыми актами, разрабатываются государственными техническими комитетами, создаваемыми в отраслях экономики республики (в настоящее время в РК их 45) по предложениям государственных органов, любых других заинтересованных сторон.
Разработкой проектов нормативных правовых актов занимаются экспертные советы в области технического регулирования, специально создаваемые при государственных органах. В состав экспертных советов входят представители государственных органов, потребителей, производителей, других заинтересованных сторон. Работа технических комитетов по стандартизации и экспертных советов открыта для любых заинтересованных лиц, в том числе общественных объединений предпринимателей, что позволяет реализовать главные принципы технического регулирования - экономическая целесообразность, доступность, недискриминация. Уведомления о разработке и принятии нормативных правовых актов в области технического регулирования, стандартов и их соответствии (несоответствии) международным стандартам публикуются в официальных информационных изданиях уполномоченного органа по техническому регулированию.
Если раньше государственный контроль и надзор за соблюдением требований, установленных нормативными правовыми актами в области технического регулирования осуществлялся уполномоченным органом (Госнадзор) на всех стадиях обращения продукции, то со вступлением в силу закона «О техническом регулировании» - только на стадии реализации (производства будут проверяться лишь при выявлении несоответствий). Объектами государственного контроля и надзора являются также органы по сертификации. Среди обязанностей должностных лиц уполномоченного органа - проведение в ходе проверок разъяснительной работы по применению Закона, информирование о существующих нормативных правовых актах в области ТР и гармонизированных с ними стандартов.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите принципы государственного регулирования предпринимательской деятельности
2. Какова основная цель государственного регулирования предпринимательской деятельности?
3. От каких факторов зависит степень участия государства в регулировании предпринимательской деятельности?
4. Назовите основные источники государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Рекомендуемая литература
1. Закон Республики Казахстан от 09.07.1998 N 272-1 "О естественных монополиях и регулируемых рынках".
2. Закон Республики Казахстан от 25.12.2008 N 112-3 "О конкуренции"
3. Закон РК «О техническом регулировании» от 9 ноября 2004 года N 603//Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2004 г., N 21.
4. Постановление Правительства Республики Казахстан № 142 от 16 апреля 2006 г. «Об утверждении Инструкции, о порядке приемки продукции и товаров по количеству и качеству»//База данных «Закон».
5. Карягин Н. Е., Михайлов А. В., Челышев М. Ю. Комментарий к законодательству о государственном регулировании предпринимательской деятельности. Научно-практический комментарий. – СПб: Питер, 2003. – 351 с.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 234.