Автороведческая судебная экспертиза
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Иногда требуются специальные филологические знания для того, чтобы исследовать текст с целью доказывания авторства текста. Когда есть плагиат, по гражданским делам довольно часто проводится, плагиат распространен, особенно в творческом мире и среди ученых. Воруют тексты. Из текста автореферата лектора оборзевший человек скопировал 4 страницы в свой автореферат. «Каждому безобразию свое приличие».

Судебная автороведческая экспертиза назначается по УД, когда необходимы специальные филологические знания в области исследования речи для установления факта авторства текста.

САЭ назначается по УД о нарушении

авторских и смежных прав (ст. 146 УК РФ),

публичных призывов к экстремисткой деятельности (ст. 280 УК РФ). Листовки, письма отправляются на автороведческую экспертизу

возбуждении ненависти и вражды (ксенофобия), а равно унижении человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ).

а также незаконном распространении порнографических материалов или предметов (ст. 242 УК РФ). Экспертиза рассказов, где разные авторы печатают свои фантазии, порнографическое изложение текста.

заведомо ложном сообщении об акте терроризма (ст. 207 УК РФ),

когда автор и исполнитель устного или письменного сообщения, составляющего объективную сторону преступления неизвестен (анонимен) и подлежит установлению.

Предмет автороведческой экспертизы – это установление фактических данных, подтверждающих или опровергающих соответствие характеристик исследуемых текстов индивидуальным письменно-речевым навыкам конкретного автора.

Иногда назначается комплексная экспертиза, на экспертизу отправляется аудиозапись, потому что наша речь схожа по многим стилистическим особенностям, по построению фразы. Хорошо говорят не только люди, которые являются «птицами-говорунами», но и которые много пишут.

Научная основа автороведческой экспертизы (основа проведения исследования во автороведческой экспертизе) – это система знаний об условиях и закономерностях речевого поведения человека, определяющих:

· индивидуальность письменной речи,

· ее динамическую устойчивость

· и вариативность.

Динамическая устойчивость – определенное развитие, сценарий, по которому пишет автор. Тех, кто писал рассказы, повести, их можно очень быстро вычленить. По каким особенностям? Четко прослеживается ступенчатость: завязка, развитие сюжета, кульминация, финал. Кто является писателем, они строят даже общение с человеком по этому образцу. Он должен тебя довести, встряхнуть, у него это кульминация, он балдеет от этого, это идет на автопилоте. Лектор работал на ЛенФильме руководителем правового сектора. К беседе с режиссерами надо быть готовым. Они хотят разозлить. Тогда была форма малых предприятий, в моде был подрядный оговор. Лектор начинает беседовать с человеком по документам, и он (человек) начинает «заводить» лектора, он не может иначе говорить, он и сам заводится: плечи расправил, голос повысил. Слушаешь его, слушаешь, и когда он выдохся, вступаешь с ним в диалог и сам доводишь его до кульминации. Это особый тип поведения. Или актеры, у них тоже особый тип: они начинают играть с собеседником «как кошка с мышкой». Особенно этим грешат актрисы: слезы градом, тушь размазалась, помада потекла

Идентификационные задачи: установление автора текста.

Вопросы:

· является ли гр-н Н. автором письменного (машинописного, рукописного, электронного) или устного текста (на фонограмме), содержащегося на представленном носителе? В отличие от почерковедческой экспертизы, для нас важно содержание текста. Многие последние дела по ОПГ (Тамбовское, Казанское преступное сообщество), часть субъектов, прошли по уголовным делам, в которым основными доказательствами были аудиозаписи телефонных переговоров. Дела по рекиту, трудно было привлечь руководителя группы, были быки, пирожки, бригадиры. Но, были телефонные переговоры. Быки, пирожки, бригадиры звонили руководителю. Руководитель давал команды, и так определяли, что он организатор. Только в Питере прошло 200 дел таких, в Казани много дел. Казанцы стали первые, кто стали оформлять доказательственную базу на основе телефонных переговоров.

· является ли гр-н Н. автором нескольких текстов, соответственно содержащихся на представленных носителях?

Диагностические задачи: установление социально-психологического портрета автора текста, особенностей автора как языковой личности, специфики его речевого поведения

Было дело, где несколько человек (дебилов, олигофренов) осудили за убийства. А убивал серьезный, маститый мужчина. Когда стали других осуждать, даже смертные приговоры были, есть интересные работы по анализу этих дел, у него стало «свербить»: это я совершал эти дела, так умно, грамотно, там человек 10 было девушек, женщин, а присвоили другому мой «подвиг». У каких людей есть искривление сознания, кто совершает первое убийство, у него начинается процесс изменения ценностных ориентиров в жизни, и для него было важно, что он герой. Он написал письмо, что он знает, кто реальный убийца. Почерк изменял, буквы клеил. И даже там, где буквы клеил, стали определять его социальный портрет. И тогда стало ясно, что это не дебил, не невменяемый человек, это здравый, образованный человек. Приостановили другие дела, организовали с ним игру в кошки-мышки. С ним была проведена серьезная работа, много было проведено ОРМ, они до сих пор являются секретными, когда на него вышли. Ему назначили место, куда он должен принести определенную запись, там его поймали. Была проведена автороведческая экспертиза для подтверждения его причастности к этим преступлениям. Не было очевидцев, не было свидетелей, не было следов, работал классно. Серийные убийцы, как правило, мазохисты. Они всегда прорабатывают сценарии до упора, до момента его задержания. Поэтому, довольно часто, когда на такого маньяка выходят, иногда даже несколько раз, они готовы к этому. В плане обрисования психологического типажа субъекта автороведческая, в плане организации целенаправленного поиска преступника, или для подтверждения его причастности экспертиза тоже помогает.

Вопросы:

· Каковы пол, возраст, образование, родной язык, профессия, род занятий, уровень речевой культуры и языковой компетентности автора текста (насколько он владеет образным выражением своей мысли)?

· В каком состоянии находился автор исследуемого текста во время его составления: в обычном или необычном психофизиологическом состоянии (измененном состоянии сознания вследствие алкогольного или наркотического опьянения, стресса, физической усталости, болезненном состоянии и т.п.)? Трудно различать алкогольное и наркотическое опьянение. Наркотическое опьянение – это состояние полета. Алкогольное опьянение оно тяжелое: там будет агрессия, недовольство, раздражение, это будет отражаться в тексте, а вот полет наркотический вызывает другие эмоции: он парит, летает, так и пишет.

· Имеются ли в тексте признаки составления письменного текста в необычных условиях, признаки маскировки, намеренного искажения речевых навыков, выполнения текста под диктовку, признаки имитации чужого авторского стиля? Записи под диктовку встречаются, когда инсценируют убийства под суицид.

Некоторые любят подстраиваться под чужой стиль или используют несвойственные для них слова. Это просвещенные люди, что могут провести такую экспертизу, поэтому подслушивают как говорят на рынке, и используют такие слова.

· Имеются ли текстовые совпадения в сравниваемых текстах автора А. и автора Б.? Это сравнительный анализ. Мы исключаем наличие авторства одного из лиц, указанных в качестве автора.

· Каков объем текстуальных совпадений в сравниваемых текстах автора А. и автора Б.? Тоже системный анализ текста. Это важно потому, что иногда просто переписывают призывы к совершению терактов с предложенного текста, но дописывают что-то от себя. Это говорит о том, что другой автор

· Является ли произведение оригинальным, самостоятельным произведением или имеет место редактирование или иная переработка текста, заимствованного из иных литературных источников (когда речь идет о плагиате)? Не всегда можно установить оригинальность текста и процент плагиата, потому что есть обороты, которые мы многие используем и применяем, клише. Например: обязательными элементами методики расследования преступлений является криминалистическая характеристика, обязательно в методике должен содержатся параграф, определяющий особенности установления исследования обстоятельств события преступления. Это пишут все криминалисты, и машина примет это за плагиат, но это такие научные обороты.

· Имеются ли в тексте автора А. фрагменты, которые являются пересказом, рефератом или результатом иной переработки текста автора Б.? Все наши курсовые – переработка.

· Является ли выражение, фраза, название произведения, часть произведения или произведение в целом оригинальным, самобытным, индивидуально авторским или общеупотребительным? Это сложные экспертизы, и чтобы ответить на этот вопросы, должен быть не только филолог-эксперт, но и специалист в этой области. Сложно отвечать на этот вопрос, потому что, действительно, требуется глубокое посвящение в ту тематику, которая излагается в этом произведении.

Объекты автороведческой экспертизы:

· рукописные и машинописные тексты;

· документы, выполненные полиграфическим способом (листовки, плакаты);

· гипертекстовые документы, которые содержат сразу несколько призывов;

· смс-сообщения, письма электронной почты;

· контент сайта в Интернете и т.д.

Пример: смс: «Я тебя убью». Должен ли человек такого сообщения бояться? Можно ли провести экспертизу? Если смс развернутое, признание в любви, то можно.

Письма по электронной почте: часто обращаются родители детей в полицию, когда им угрожают одноклассники. Было неприятное дело, когда профессору-юристу пришлось много принять мер, чтобы возбудили уголовное дело по факту получения угроз сыном. Сын стал получать угрозы от одноклассников, там описывалось, как его убьют, расчленят и т.п. Вдруг появились желающие принять в этом участие, посыпались предложения по способам издевательства и убийства. Для подростков характерна особая жестокость, она проявлялась и в этих письмах. Стали их вычислять, некоторые писали с почт своих родителей.

Новые объекты исследования:

· тексты в виде твердой копии (распечатки на принтере) электронных документов, размещаемых на сайтах в Интернете, собраний акционеров, учредителей юридического лица.

Эти доказательства широко используются, в том числе адвокатами, которым так же предоставлено право собирать доказательства.

· тексты, представляющие собой письменное отображение звучащей речи (текстовое содержание разговоров на фонограммах),

· тексты чистосердечных признаний, договоры, книги и журналы, словари и диссертации, плакаты и постеры, слоганы и товарные знаки и т.д. и т.п.

В Ленинград приезжал зам.министра МВД и сразу раскрылись около 50 глухарей (убийства, которые не раскрывались). Прокурор вызвал 4 следователей и направил на проверку этих чистосердечных признаний. По двум проводили автороведческие экспертизы. Дело вот в чем: ни один опер, который добился явки с повинной, не владеет материалами уголовного дела как следует, в результате обвиняемый не знает всех тонкостей, которые должен знать. На этих противоречиях (недосказанностях) устанавливали, что обвиняемый врет: он знает определенную информацию, которую сообщил ему опер, но есть противоречия. Из всех явок с повинной ни одна не подтвердилась.

Еще бывают чистосердечные признания, когда родители хотят взять на себя ответственность за своих детей, начинают писать чистосердечные признания, которые тоже легко распознаются.

Установление авторства по письменному тексту зависит от объема спорного материала, качества и объема сравнительных образцов.

       Эмпирически установлено, что для решения задач автороведческой экспертизы необходимо иметь текст, минимальный объем которого составляет 100 - 150 слов.

Образец письменной речи - текст, созданный в результате несомненного творчества проверяемого автора.

Под текстом в автороведении понимается совокупность предложений, связанных единым смыслом, которые отражают письменно-речевые навыки создавшего его автора.

Может быть сублимация предложений текста. Это интересное явление, иногда позволяет определить скрытое сознание, которое управляет подсознанием субъекта. Это тоже характерно для серийных преступников, извращенцев, педофилов.

Образцы письменной речи могут быть:

· свободными (найдены до начала процесса)

·  условно свободными,

· Экспериментальными

Свободные образцы:

Образцы, составленные вне связи с рассматриваемым делом. Позволяют наиболее достоверно установить пределы внутриавторской вариативности идентификационных признаков письменно-речевых навыков, их устойчивость.

Пример: ранняя переписка до возбуждения дела, дневник.

Один клоун, который занимался отмыванием денег, вел дневник, в котором подробно описывал происходящие события, людей, время и т. д. Следователю этот дневник очень помог при следствии, цепочка выстроилась большая.

Свободные сравнительные образцы письменной речи:

Необходимо:

· установить достоверность их происхождения, т.е. составление текста единолично проверяемым автором

· исключить возможность корректировки текста, редактирование его или иного изменения иными лицами.

Условно-свободные образцы письменной речи:

Это тексты, составленные проверяемым лицом в период рассмотрения дела в суде, но не специально для производства автороведческой экспертизы (например, письменные возражения, письменные пояснения, жалобы, заявления, ходатайства и т.д.).

Иногда обвиняемые отказываются подписывать документ, и его просят написать: категорически не согласен с предъявленным обвинением, считаю его надуманным и т. д. Таким образом и документ подписан и получен условно свободный образец.

Так же можно привести в качестве примера жалобы, который заключенный пишет в Крестах. Это жалобы собираются и приобщаются к делу как условно свободные образцы.

Экспериментальные образцы письменной речи:

Это тексты, составленные проверяемыми лицами по предложению и в присутствии следователя в форме сочинения на заданную следователем тему. Проверяемый может отказаться.

Классификационные задачи:

Установление определенных общих характеристик в отношении личности создателя текста - его возраст, профессию, родной язык, место формирования языковых навыков, половую принадлежность, нетипичную сексуальную ориентацию и др.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 271.