Письменная речь как объект криминалистического исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По тексту можно установить автора, характерологические черты личности автора.

Идентификация личности автора и исполнителя документа происходит на основе индивидуальности и постоянства:

· письменно-речевых особенностей (построение предложений, смысловое наполнение предложений)

· графических навыков.

Ваш почерк в первом классе и сегодня отличаются, это свидетельствует об интеллектуальном уровне развития. Если человек выводит буквы так же красиво, как в школе, это говорит о том, что не очень высоко поднялся в своем развитии.

Письменно-речевые обороты, графические навыки свидетельствуют об индивидуальности исполнителя. Мы говорим об этих особенностях как об идентификационных признаках.

Если будет вопрос, что такое идентификационные признаки исполнителя текста, что нужно ответить? Это письменно-речевые особенности и графические навыки, по которым идентифицируется исполнитель текста.

Форма письменной речи включает:

· содержание (смысловое наполнение)

· языковые средства (какие слова вы используете, и о чем эти слова свидетельствуют относительно вашей личности)

· словарный запас (синтаксические конструкции).

Сколько слов человек использует в своей речи? Пополнится ли ваш словарный запас на 4 курсе юридического факультета? Да, за счет изучения новых дисциплин, чтения новых книг, расширения круга общения, появления нового опыта.

Хочется вспомнить первый курс одного учебного заведения, на крыльце стоят первокурсники, три молодых человека и девушка. Один наиболее активный парень хочет показать себя лидером и рассказывает собеседникам: «Иду по коридору, смотрю, у входной двери в зал стоят телки и щелкают клювами. Я заглянул туда, а там чуваки гуманят, гуманят, а два стоят и елозят по ушам препода». Если бы иностранец услышал этот текст, он бы ничего не понял. Что за учебное заведение? ПТУ.

Общие признаки письменной речи: Условно различают высокий, средний и низкий уровни владения письменной речью.

Низкий уровень: Фоткать, читалка (читальный зал), убивака (он сказал такие слова, что прямо поразили, он убивака), харя, сопатка (нос), наяривать (что-то делать активно), газировка. Эти слова использует определенный срез людей, слова деградированного социального слоя, широко используются в сельской местности и рабочей среде.

Исследуется:

· степень развития грамматических навыков письма (оценивается частота орфографических и пунктуационных ошибок). Даже читая труды коллег-юристов, иногда находятся ошибки, часто этим грешат медики. И для тех, и для других (медики и юристы), основная проблема – пунктуация. Это говорит о школьном уровне развития.

· степень развития лексических навыков письма. Насколько человек имеет большой словарный запас, насколько красиво может построить предложение. По тому, как человек говорит, можно определить, пишет человек стихи или нет. Определяем по использованию образных слов: обычный человек скажет: темнеет, а романтик – вечереет, смеркается.

· степень развития стилистических навыков письма (построение предложения и т. д). По тому, как человек пишет на русском языке, можно сказать, какой иностранный язык он, возможно, изучал.

Лексика - (от греч. lexikos - относящийся к слову) - 1) вся совокупность слов, словарный состав языка. 2) Совокупность слов, характерных для данного варианта речи (лексика бытовая, военная, детская и пр.), того или иного стилистического пласта (лексика нейтральная, просторечная и др.).

Например, фраза стратегия поведения субъекта. Можно сказать, что эту фразу писал бывший военный, юрист. Можно сделать выводы об определенной специфике профессиональной деятельности.

Если в тексте взрослого человека есть детские слова, это свидетельствует об определенном уровне развития человека или психических отклонениях (дибил, имбицил, олигофрен).

Находясь в определенной социальной среде, человек обладает определенным набором слов, оборотов. Речь без примесей (нейтральная) характерна для иностранцев, которые изучали русский язык. У них речь правильная, литературная.

Лектор был знаком с девушкой из Финляндии, которая училась в Волгограде, и, несмотря на то, что она изучала русский как иностранный, много использовала лексику, характерную для того района. Примеры: курень (хата, жилой дом), сама (глина, смешанная с соломой).

Слово хата используется так же в жаргоне зеков. Малина – так же место встречи, в котором происходят терки, а потом рассылаются малявы. Это характерно для воров в законе. Малявы закладывают определенные правила криминальной деятельности. Например, пора стричь шерсть. После распространения этих маляв, появился новый вид преступлений – криминальный возврат НДС.

Своеобразие лексики зависит от культурного и профессионального уровня человека, его трудовой деятельности, национальных особенностей и местности, где он проживает, бытовых условий и ряда других обстоятельств субъективного и объективного характера.

Речь южан режет по ушам. Есть определенные слова, манера поведения - бахвальство. Они говорят не столько для себя, сколько для публики, как бы общаясь между собой.

Как сказать: я смеюсь… (человеку, который вызывает у тебя смех)? Южный говор: …с тебя. Правильно: смеюсь над тобой.

Есть допрос в тактике, кода допрашиваешь по кругу: один и тот же вопрос в разных вариациях, формулировках. Допрашиваемый начинает проговариваться, следователь цепляется за слово и начинает его раскручивать, потому что это слово характерно для человека, который имеет криминальные наклонности.

Пример преступления, раскрытого с помощью данной тактики допроса: На Московском проспекте, были похищены 2 мальчика, каждому по 4 года. Их не нашли. Попали два умственно-отсталых по развитию, лексике человека. Они были из города Пушкина. Попались на том, что поджигали дома. Над ними издевались картежники: предлагали играть в карты с условием, что проигравший должен сжечь дом. Эти дебилы проигрывали, они сжигали бараки, одноэтажные, на окнах решетки. При этом, сжигали дома, в которых жили знакомые, родственники, перед поджогами подпирали двери, чтобы люди не могли выйти. При допросе этих двух преступников в их речи проскальзывали слова, которые говорят о принадлежности человека к определенной субкультуре (для гомосексуалистов). Словечки такие могут свидетельствовать о каких-то тайных желаниях. Выяснилось, что у этих двух преступников есть наклонности к педофилии. С каждым из них стали заводить темы по поводу отношения к детям, по этим ответам установили склонность к педофилии. Подняли информацию о пропавших детях в Пушкине, Павловске, соседних районах. Данных нет. Сделали запрос в ПНД, где оба стояли на учете, ответ получили, что к таким извращенным желаниям не склонны. Тогда применили прием, который сейчас трудно применить, так как допрос должен проводиться в присутствии адвокатов, в быту этот прием называют «взять на попа» (следователь сделал вид, что он что-то знает о поступках человека). Два следователя в соседних кабинетах начали допрос, каждому из них сказали, что второй уже начал колоться. Таким образом вышли на преступление о пропаже ребенка из детского сада, дело раскрыли. По идеальным следам вынести обвинительный приговор нельзя, были найдены материальные следы: одежда пропавшего ребенка под мостом. Впоследствии пропажу двух мальчиков эти преступники так же взяли на себя, но не были установлены обстоятельства дела, эпизод отвалился.

Примеры: Сидя у окна, проехала карета; Смеялся с него до слез; У меня хвосты, я срезался опять; У меня есть алиби; Собрались на хазе, он прошел академию, получил маляву.

Частные признаки письменной речи (клише): устойчивые лексические и грамматические ошибки, а также авторская лексика и т. п.

Авторская лексика свидетельствует о том, что человек пишет тексты. 

Идентификационные признаки письменной речи: особенности.

· грамматические

· лексические

· стилистические

Если на экзамене будет вопрос, какие имеются особенности в таком-то тексте, нужно будет назвать, какие признаки вы можете выявить, которые могут идентифицировать личность исполнения текста.

Грамматические признаки: практика применения правил

· орфографии,

· синтаксиса

· пунктуации

Лексические признаки – совокупность языковых средств и особенностей использования их для выражения мыслей:

· лексика (словарный запас)

· фразеология (устойчивые сочетания слов)

· изобразительно-выразительные средства.

Фразеология: сдержать слово, по свежим следам, игра слов, навострить лыжи, совать нос, точить лясы, сложить оружие, в последний путь, совать нос.

По делам о взятке часто используется фразеологизм не смажешь - не поедешь.

Такие устойчивые содержания слов часто говорят о профессии автора текста.

Пример: преступник-убийца выпускник Института театра, музыки и кино часто использовал изобразительно-выразительные средства.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 228.