Дегтевые и сложные черные вяжущие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Дегтевые вяжущие в зависимости от исходного сырья делят на:

- каменноугольные,

- буроугольные,

- древесные,

- торфяные,

- сланцевые.

В строительстве широко применяют дегтевые каменноугольные вяжущие. Часто дегти называют смолами.

 

Каменноугольные дегти могут быть:

- высокотемпературными, если процесс получения кокса идет при температурах 900 - 1200°С,

- низкотемпературными, когда конечным продуктом является полукокс, а температура составляет 450—600° С. Оба вида дегтя называют коксовыми.

 

Строители применяют:

- сырой деготь (смолу каменноугольную);

- пек каменноугольный — средний (классов А и Б) и высокотемпературный;

- масло каменноугольное — смесь тяжелых и антраценовых масел;

- дегти - каменноугольные дорожные (составленные или отогнанные), каменноугольные низкотемпературные, смешанные, представляющие собой сплавы низкотемпературных дегтей с маслами или высокотемпературными дегтями.

Значительно реже в строительстве применяют такие дегтевые материалы, как:

- смолу древесную (для обмазки деревянных столбов);

- кир - смесь землистых веществ с выветрившейся нефтью, по внешнему виду и свойствам похожий на асфальтовую мастику, но уступающий по качеству; встречается в районах нефтяных месторождений;

- грунтоасфальт — смесь битума и суглинка;

- глинопек - смесь пека с глиной; эти материалы применяют взамен асфальтового раствора для дорог и полов зданий при пониженных к ним требованиях.

 

Сложные черные вяжущие.

 

До середины XX в. в качестве черных вяжущих применяли только битумные и дегтевые.

Но практика показала, что материалы на основе битумных вяжущих веществ небиостойки, т. е. способны гнить и плесневеть под действием различных микроорганизмов; дегтевые же материалы, являясь биостойкими, подвержены быстрому старению: они теряют эластичность, покрываются трещинами, что приводит к потере конструкциями ценных свойств.

Поэтому в нашей стране в пятидесятые годы возникло промышленное производство более стойких во времени новых сложных по составу черных вяжущих.

Пекобитумные и битумопековые составы получают механическим смешением каменноугольного пека с нефтяным битумом; эти составы превосходят битумные вяжущие биостойкостью, а дегтевые вяжущие — замедленным старением.

Широкого развития, однако, производство таких вяжущих не получило, так как не каждый пек с любым битумом дает однородную (гомогенную) смесь. При малом изменении состава пека или битума приходится изменять и состав смеси во избежание ее расслоения, что практически неудобно.

Гудрокамы получают совместным окислением кислородом воздуха смеси полутвердых битумов (марок БН-I, БН-П) с антраценовым каменноугольным маслом; окисление ведут при температурах выше 200°С, получая гнилостойкий продукт с желаемой температурой размягчения.

Резинобитумные вяжущие получают путем совмещения битума с резиной. Это однородное вяжущее, выгодно отличающееся от битума большей прочностью, эластичностью, морозостойкостью, биостойкостью и замедленным старением.

Летучие масляные фракции, придающие битуму пластические свойства, из битуморезиновых составов не испаряются, а входят в состав на-бухающей резины.

Производство резинобитумных смесей обеспечено дешевой сырьевой базой - отработанной резиной (старые автопокрышки и отходы резиновой промышленности). Их дробят в мелкую крошку, а затем растворяют в битумных материалах, при подогреве.

Вяжущим в холодных смесях служит нефтяной битум с добавкой наполнителя и растворителя. В отличие от горячих смесей, в холодных желательно применять гравий и щебень, обладающие значительной пористостью (из известняка и доломита).

Холодную смесь готовят в мешалках, с подвижным дном при подогреве смеси до температуры около 100°С.

Перемешанную смесь развозят, распределяют по основанию слоем в 5 - 8 см, а затем укатывают легким катком (1,5 т). Окончательное уплотнение заканчивается через несколько дней в результате движения транспорта, отчего толщина слоя уменьшается примерно на 40% от первоначальной.

Твердение холодных смесей продолжается несколько суток:

- они на 20 - 40% дешевле горячих;

- однако качество холодного асфальтобетона ниже, он менее прочен и долговечен.

Вопрос 4

МАРКИРОВКА ЧЕРНЫХ ВЯЖУЩИХ

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 402.