Дегтевые вяжущие в зависимости от исходного сырья делят на:
- каменноугольные,
- буроугольные,
- древесные,
- торфяные,
- сланцевые.
В строительстве широко применяют дегтевые каменноугольные вяжущие. Часто дегти называют смолами.
Каменноугольные дегти могут быть:
- высокотемпературными, если процесс получения кокса идет при температурах 900 - 1200°С,
- низкотемпературными, когда конечным продуктом является полукокс, а температура составляет 450—600° С. Оба вида дегтя называют коксовыми.
Строители применяют:
- сырой деготь (смолу каменноугольную);
- пек каменноугольный — средний (классов А и Б) и высокотемпературный;
- масло каменноугольное — смесь тяжелых и антраценовых масел;
- дегти - каменноугольные дорожные (составленные или отогнанные), каменноугольные низкотемпературные, смешанные, представляющие собой сплавы низкотемпературных дегтей с маслами или высокотемпературными дегтями.
Значительно реже в строительстве применяют такие дегтевые материалы, как:
- смолу древесную (для обмазки деревянных столбов);
- кир - смесь землистых веществ с выветрившейся нефтью, по внешнему виду и свойствам похожий на асфальтовую мастику, но уступающий по качеству; встречается в районах нефтяных месторождений;
- грунтоасфальт — смесь битума и суглинка;
- глинопек - смесь пека с глиной; эти материалы применяют взамен асфальтового раствора для дорог и полов зданий при пониженных к ним требованиях.
Сложные черные вяжущие.
До середины XX в. в качестве черных вяжущих применяли только битумные и дегтевые.
Но практика показала, что материалы на основе битумных вяжущих веществ небиостойки, т. е. способны гнить и плесневеть под действием различных микроорганизмов; дегтевые же материалы, являясь биостойкими, подвержены быстрому старению: они теряют эластичность, покрываются трещинами, что приводит к потере конструкциями ценных свойств.
Поэтому в нашей стране в пятидесятые годы возникло промышленное производство более стойких во времени новых сложных по составу черных вяжущих.
Пекобитумные и битумопековые составы получают механическим смешением каменноугольного пека с нефтяным битумом; эти составы превосходят битумные вяжущие биостойкостью, а дегтевые вяжущие — замедленным старением.
Широкого развития, однако, производство таких вяжущих не получило, так как не каждый пек с любым битумом дает однородную (гомогенную) смесь. При малом изменении состава пека или битума приходится изменять и состав смеси во избежание ее расслоения, что практически неудобно.
Гудрокамы получают совместным окислением кислородом воздуха смеси полутвердых битумов (марок БН-I, БН-П) с антраценовым каменноугольным маслом; окисление ведут при температурах выше 200°С, получая гнилостойкий продукт с желаемой температурой размягчения.
Резинобитумные вяжущие получают путем совмещения битума с резиной. Это однородное вяжущее, выгодно отличающееся от битума большей прочностью, эластичностью, морозостойкостью, биостойкостью и замедленным старением.
Летучие масляные фракции, придающие битуму пластические свойства, из битуморезиновых составов не испаряются, а входят в состав на-бухающей резины.
Производство резинобитумных смесей обеспечено дешевой сырьевой базой - отработанной резиной (старые автопокрышки и отходы резиновой промышленности). Их дробят в мелкую крошку, а затем растворяют в битумных материалах, при подогреве.
Вяжущим в холодных смесях служит нефтяной битум с добавкой наполнителя и растворителя. В отличие от горячих смесей, в холодных желательно применять гравий и щебень, обладающие значительной пористостью (из известняка и доломита).
Холодную смесь готовят в мешалках, с подвижным дном при подогреве смеси до температуры около 100°С.
Перемешанную смесь развозят, распределяют по основанию слоем в 5 - 8 см, а затем укатывают легким катком (1,5 т). Окончательное уплотнение заканчивается через несколько дней в результате движения транспорта, отчего толщина слоя уменьшается примерно на 40% от первоначальной.
Твердение холодных смесей продолжается несколько суток:
- они на 20 - 40% дешевле горячих;
- однако качество холодного асфальтобетона ниже, он менее прочен и долговечен.
Вопрос 4
МАРКИРОВКА ЧЕРНЫХ ВЯЖУЩИХ
Дата: 2019-02-02, просмотров: 402.