Природные битумы встречаются в местах нефтяных месторождений, образуя линзы, а иногда и асфальтовые озера. Однако чаще они пронизывают осадочные (битуминозные) горные породы.
Нефтяные битумы получают путем переработки нефти. При ее нагревании выделяют легкие фракции (бензин, лигроин, керосин), а затем масла (машинные и др.).
В конечном итоге остается густой смолистый остаток – гудрон.
Он является исходным сырьем для получения вязкого и твердого битума, но может использоваться и в качестве битумного вяжущего, особенно в случае использования высокосмолистых нефтей.
В зависимости от способа получения нефтяные битумы бывают:
- окисленные, получаемые окислением гудрона (продувкой воздуха);
- остаточные, получаемые из гудрона путем дальнейшего глубокого отбора из него масел;
- крекинговые, получаемые окислением остатков, образующихся при крекинге нефти;
- битумы деасфальтизации, получаемые осаждением асфальтеносмолистой части гудрона пропаном;
- кислотные битумы, получаемые переработкой кислых гудронов.
Химический состав битумов.
Элементарный состав (% по массе):
- углерод – 70-80,
- водород - 10-15,
- сера - 2-9,
- кислород – 1-5,
-азот - 0-2.
Эти элементы образуют предельные углеводороды различных рядов (ароматического, парафинового, нафтенового) от С9Н20 до С30Н62 с различной молекулярной массой (от 300 до 5000).
Большое значение имеет групповой состав битумов.
Он включает:
а) масла (35-60 %) с молекулярной массой 300 – 600, плотностью менее 1 г/см3; они выделяются растворением в легком бензине;
б) смолы – вязкопластические вещества (20-40 %) с молекулярной массой 600 – 1000, плотностью около 1 г/см3; растворяются в бензоле, хлороформе;
в) асфальтены – твердая часть битума (10-40 %) с молекулярной массой 1000 – 5000, плотностью более 1 г/см3; растворяются только в горячем бензоле и четыреххлористом углероде.
В битумах встречаются парафины – твердые метановые углеводороды (до 6-8 %), снижающие пластичность битума и увеличивающие его хрупкость.
По внутреннему строению битум представляет собой коллоидную систему, дисперсионной средой в которой является раствор смол в маслах, а дисперсной фазой – частицы асфальтенов (10-20 мкм), окруженные оболочками убывающей плотности от смол – к маслам.
При изменении группового состава битума, в том числе под влиянием внешних факторов (температуры и др.), изменяются его свойства.
При понижении содержания асфальтенов и смол (при повышении температуры – за счет частичного растворения смол в маслах) структура битума становится типа «золь», с малой плотностью и вязкостью.
При повышении содержания асфальтенов и смол (при понижении температуры – за счет обратного перехода) структура битума становится типа «гель», с большей плотностью и вязкостью.
Физические свойства битумов: плотность в зависимости от группового состава – 0,8-1,3 г/см3; теплопроводность характерна для аморфных веществ и составляет 0,5-0,6 Вт/(м . К).
По структурно-механическим свойствам битумы являются типичными реологическими телами.
Жидкие битумы при обычной температуре, а вязкие и твердые битумы при повышенных температурах ведут себя как ньютоновские и структурированные жидкости.
Вязкие и твердые битумы при обычной температуре являются упруговязкими и упруговязко-пластичными телами, а при отрицательных температурах становятся упругохрупкими.
К физико-механическим (техническим) свойствам битумов относятся:
- глубина проникания иглы в битум,
-твердость, и растяжимость, или пластичность (для твердых и вязких битумов),
- условная вязкость (для жидких битумов),
- температура размягчения.
Глубина проникания иглы (пенетрация) определяется (в десятых долях миллиметра – градусах) на приборе-пенетрометре при действии на иглу груза 100 г в течение 5 с при температуре 25 0С или при грузе 100 г в течение 60 с - при 0 °С.
Растяжимость (дуктильность) определяется на приборе-дуктилометре по длине нити в момент разрыва образца (в сантиметрах), при температура испытания 25 и 0 °С.
Условная вязкость жидких битумов характеризуется временем истечения 50 см3 битума через отверстие вискозиметра определенного диаметра при стандартных температурах.
Температура размягчения отражает переход битума из вязкопластического состояния в жидкое. Она определяется на приборе «кольцо и шар» («К и Ш»). За температуру размягчения принимается температура, при которой металлический шарик, продавливая битум при нагревании, касается нижней полки прибора.
Важным свойством битума является адгезия – прилипание к поверхности минеральных и органических материалов. Оценивают адгезию по визуальному методу по пятибалльной шкале. Если после кипячения в дистиллированной воде пленка полностью сохраняется, то адгезия оценивается пятью баллами (прилипание отличное), если пленка полностью смещается с минеральных зерен и всплывает на поверхность воды, то прилипание оценивается одним баллом (прилипание плохое).
Отвердевание битумов может происходить в объемном и пленочном состояниях.
В объемном состоянии отвердевание идет в результате охлаждения, образования сетчатой структуры из макромолекул и повышения его вязкости.
Отвердеванию битума в пленочном состоянии способствует, кроме того, физико-химическое взаимодействие его макромолекул с поверхностью зерен заполнителя и особенно порошкообразного наполнителя (минерального порошка).
В жидких битумах как фактор отвердевания существенно испарение легких фракций разжижителя или самого битума. Наиболее благоприятный комплекс эксплуатационных свойств конструкционных материалов на основе битумов достигается при максимально возможном пленочном состоянии битума и минимальном количестве его в объемном состоянии.
К добавкам, улучшающим свойства битумов, относятся:
- добавки поверхностно-активных веществ,
- добавки полимеров,
- добавки измельченной резины из отслуживших автомобильных покрышек и т.п.
Полимерные добавки можно отнести к структурирующим, которые позволяют расширить интервал работоспособности материала, так как с их введением повышается тепло- и морозостойкость.
Однако следует иметь в виду, что иногда полимерная добавка может ускорить старение композиции под влиянием атмосферных факторов, поэтому рекомендуется выбирать атмосферостойкие полимеры.
Кроме того, полимеры с битумами трудно совмещаются. В настоящее время изучено совмещение с битумом большинства известных полимеров, хотя пока еще мало из них реально используется в производстве битумных материалов.
Полимерные добавки улучшают упругие свойства, растяжимость, когезию органических вяжущих (битумов и дегтей).
Наибольшее применение получили эпоксидные смолы, поливинилацетат, полистирол, синтетические каучук и латекс, натуральный латекс, обычно находящиеся в состоянии растворов или латексов (водных дисперсий) и количество которых в горячем битуме или дегте составляет 1 – 6 % от массы вяжущего.
Синтетические и натуральные каучуки используются для модификации вязких и жидких битумов и дегтей.
При смешивании с битумами каучуки создают в битуме самостоятельную решетку, способную воспринимать деформации битума. Для увеличения прочности битумно - полимерного материала можно частично или полностью завулканизировать каучук, при этом каучук сначала набухает в битуме, а затем частично растворяется. В последнем случае снижается температура хрупкости материала с одновременным повышением его теплостойкости.
Дивинилстирольные и изопренстирольные термоэластопласты являются наиболее технологичными добавками к битумам, так как при нагревании они расплавляются и при перемешивании быстро образуют гомогенную смесь. Эти сплавы превосходят битумно-каучуковые за счет их более равномерного распределения в битумах при перемешивании.
При получении сплавов битума с полимером или каучуком нередко добавляются стабилизаторы, вулканизирующие реагенты, ускорители и другие дополнительные компоненты.
Из отходов промышленности чаще других используют атактический полипропилен, вторичные полиэтилены, различные кубовые остатки, например кубовые остатки ректификации стирола, регенераты резины и др.
Дегти каменноугольные, сланцевые, торфяные и древесные получают путем сухой (без доступа воздуха) перегонки соответствующих видов твердого топлива.
Для строительных целей применяются дегтевые вяжущие, состоящие из отогнанного дегтя, который получают после отбора из сырых каменноугольных дегтей летучих фракций, и составленного дегтя, который изготовляют смешением горячего пека с дегтевыми маслами (антраценовым и др.) или обезвоженными сырыми дегтями.
Пек – твердое или вязкое аморфное вещество черного цвета. Это остаточный продукт перегонки каменноугольных дегтей при температуре более 360 °С.
В состав дегтевых вяжущих входят в основном непредельные углеводороды ароматического ряда – производные бензола и их соединения с кислородом, азотом и серой.
Поэтому атмосферостойкость материалов на основе дегтевых вяжущих ниже по сравнению с битумными материалами (дегти стареют быстрее, чем нефтяные битумы).
В то же время биостойкость дегтевых материалов выше, что объясняется высокой токсичностью содержащегося в дегтях фенола (карболовой кислоты).
Вопрос 2
Дата: 2019-02-02, просмотров: 545.