КРОВЕЛЬНЫЕ, ГИДРОИЗОЛЯЦИОННЫЕ И ГЕРМЕТИЗИРУЮЩИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лекция 16

АСФАЛЬТОБЕТОНЫ.

КРОВЕЛЬНЫЕ, ГИДРОИЗОЛЯЦИОННЫЕ И ГЕРМЕТИЗИРУЮЩИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Учебные вопросы:

1. Классификация асфальтобетонов и асфальтовых смесей.

2. Основы производства асфальтобетонов.

3. Кровельные, гидроизоляционные и герметизирующие материалы: классификация, состав, получение и применение.

Асфальтовые бетоны и растворы

Асфальтобетон (асфальтобетонная смесь) - важнейший дорожно-строительный материал, получаемый в результате уплотнения, при оптимальной температуре рационально рассчитанной и приготовленной смеси, состоящей из битумного вяжущего, минерального порошка и заполняющих компонентов.

При отсутствии в смеси крупного заполнителя (щебня или гравия) этот материал именуется песчаным асфальтом или асфальтовым раствором.

В асфальтовых растворах и бетонах матричным компонентом, соединяющим зерна заполнителей в единое целое, является асфальтовое связующее (называемое также асфальтовым вяжущим), представляющее собой композицию нефтяного битума с тонкомолотым минеральным порошком (как правило, из известняка, доломита и других карбонатных пород).

Минеральный наполнитель не только уменьшает расход битума, но и повышает прочностные свойства и теплостойкость материала (за счет перевода битума из объемного в пленочное состояние).

 

В зависимости от вида минеральной составляющей различают асфальтобетонные смеси:

- щебеночные,

- гравийные,

- песчаные.

 

В зависимости от температуры укладки асфальтобетонные смеси бывают:

- горячие – изготовляемые на вязких нефтяных дорожных битумах и применяемые непосредственно после приготовления – с температурой укладки не менее        120 °C,

- холодные – изготовляемые на жидких битумах – с температурой укладки свыше 5 °C.

Среди горячих иногда выделяют теплые асфальтобетонные смеси – изготовляемые на вязких и жидких битумах – с температурой укладки не менее 70 °C.

Наиболее распространены горячие асфальтобетонные смеси.

 

В зависимости от величины остаточной пористости асфальтобетоны из этих смесей делят:

а) на высокоплотные с остаточной пористостью 1-2,5 %;        

б) плотные с остаточной пористостью 2,5-5 %;

в) пористые с остаточной пористостью 5-10 % (для нижних слоев покрытий и основания);

г) высокопористые с остаточной пористостью 10-18 %.

В зависимости от наибольшего размера минеральных зерен горячие смеси подразделяют:

а) на крупнозернистые (с зернами до 40 мм);

б) мелкозернистые (с зернами до 20 мм);

в) песчаные (с зернами до 5 мм).

 

Холодные смеси подразделяют на:

- мелкозернистые;

- песчаные.

 

Горячие щебеночные и гравийные смеси в зависимости от содержания в них щебня или гравия, а также песчаные горячие смеси в зависимости от вида песка подразделяют на типы:

А – многощебенистые (с содержанием щебня от 50 до 60 %);

Б – среднещебенистые (с содержанием щебня от 40 до 50 %);

В – малощебенистые (с содержанием щебня от 30 до 40 %);

Г – песчаные смеси на песках из отсевов дробления, а также их смесях с природным песком при содержании последнего не более 30 %;

Д – песчаные на природных песках или смесях природных песков с отсевами дробления при содержании последних менее 70 % по массе.

 

Холодные щебеночные и гравийные смеси соответственно подразделяют на типы: Бх и Вх,

Холодные песчаные смеси – на типы Гх и Дх.

Исходные материалы для асфальтобетонов.

Марку битума выбирают в зависимости от вида асфальтобетона, климатических условий строительства, категорий дороги. В необходимых случаях применяют полимерно-битумные вяжущие и модифицированные битумы.

Для асфальтобетонных смесей минеральный порошок получают путем тонкого измельчения известняков, доломитов и других карбонатных пород, а также основных доменных шлаков.

В горных породах для приготовления неактивированного минерального порошка содержание глинистых примесей не должно превышать 5 %.

Для приготовления активированного минерального порошка в горную породу перед измельчением вводят активирующую смесь, состоящую из битума и поверхностно-активного вещества (ПАВ) или продукта, содержащего ПАВ.

Тонкость помола порошков должна быть такой, чтобы при мокром рассеве сквозь сито с отверстиями 1,25 мм проходило 100 %; 0,315 мм – соответственно для активированного и неактивированного порошка – не менее 95 и 90 %; 0,071 мм – не менее 80 и 70 % порошка по массе.

Активированный минеральный порошок должен быть гидрофобным. Активированные порошки при хранении не комкуются, улучшают перемешивание и уплотнение смесей; расход битума при приготовлении асфальтобетона уменьшается.

В качестве крупного заполнителя применяют щебень с размерами зерен от 5 до 20 мм (в крупнозернистых смесях – до 40 мм) из горных пород магматического и метаморфического происхождения с прочностью не менее 100 МПа в водонасыщенном состоянии, а также пород осадочного происхождения и доменных шлаков с прочностью не менее 80 МПа.

Морозостойкость щебня должна составлять не менее 50 циклов испытания на морозостойкость для верхнего и не менее 25 – для нижнего слоев дорожного покрытия.

Гравий применяется тех же размеров, но его свойства хуже, чем у щебня, поэтому рекомендуется не менее 50 % гравия дробить в щебень.

Мелким заполнителем асфальтобетона является песок. Используют как дробленый песок (в т.ч. высевы при дроблении щебня), так и природный (речной, овражный, горный) с размерами зерен 0,14 - 5 мм.

Содержание в природном песке пылеватых, глинистых и илистых примесей должно быть не более 3 %, в том числе частиц менее 0,14 мм – не более 15 %.

С целью улучшения зернового состава минеральной части асфальтобетона (достижения минимальной пустотности смеси заполнителей) песок делят на две фракции по граничному зерну 1,25 или 0,63 мм в зависимости от крупности песка либо используют смесь двух песков (крупного и среднего).

Структуру асфальтобетона образует заполняющая смесь щебня или гравия с песком, скрепленная в монолит асфальтовяжущим веществом.

Микроструктура асфальтового связующего состоит из дискретных частиц минерального порошка и матричного вещества - битума.

 

На каждом уровне структуры можно выделить следующие ее типы.

Порфировая (базальная) характеризуется относительно большим количеством матричного связующего вещества, т.е. «плавающим» положением заполнителя (на макроуровне).

Характерна для асфальтобетона из малощебеночных смесей, при этом свойства заполнителя практически не оказывают влияния на свойства материала. Такую структуру имеет литой асфальтобетон (из высокопластичных смесей).

В случае контактной структуры дискретные частицы контактируют между собой через тонкие непрерывные пленки связующего. Такая структура в частности характерна для среднещебеночной асфальтобетонной смеси.

Здесь в полной мере проявляются свойства заполнителя, но важны также и свойства асфальтового связующего. Контактная структура, как правило, обеспечивает наиболее высокие прочностные и другие эксплуатационные свойства материала.

Законтактная структура характерна для многощебеночных смесей. Асфальтового связующего недостаточно для заполнения пор и создания непрерывной пленки на частицах минеральных компонентов.

Такие асфальтобетоны имеют высокую остаточную пористость и дренирующую способность – пропускать воду; применяются для нижнего слоя асфальтобетонного покрытия.

Наилучшая структура асфальтобетона, обеспечивающая заданный комплекс как технологических (пластичность смесей), так и эксплуатационных свойств, получается в результате оптимального совмещения необходимых типов структур на каждом уровне. 

Пористость ухудшает долговечность асфальтобетона в связи с возрастанием водопоглощения, снижением морозостойкости и химической стойкости.

Свойства асфальтобетонов зависят от состава, структуры и свойств составляющих материалов. Выбирают материалы в зависимости от типа асфальтобетона и его назначения. В любом случае материалы должны соответствовать техническим требованиям, обусловленным ролью в асфальтобетоне.

Механические свойства асфальтобетона в целом сильно зависят от температуры. Он может вести себя как упругохрупкое (при отрицательных температурах), как упруговязкопластичное (при обычных температурах), как вязкопластичное тело (при повышенных температурах).

Прочность асфальтобетона определяют при нескольких температурах (25 и 50 °С) и с заданной скоростью нагружения.

При испытании на сжатие используют цилиндрические образцы размерами (диаметр и высота) 50,5´50,5 или 71,4´71,4 мм (в зависимости от крупности заполнителя).

Прочность асфальтового связующего и асфальтобетона в целом во многом зависит от фазового отношения, т.е. соотношения битума и минерального порошка (Б/П), которое определяет при необходимом уплотнении смеси, пористость материала после отвердевания.

При оптимальном Б/П весь битум адсорбирован в виде тонких непрерывных пленок на поверхности частиц минеральных компонентов (прежде всего порошкообразного наполнителя), и асфальтовое связующее имеет наибольшую прочность.

Кроме того, прочность асфальтобетона зависит от содержания и вида песка и щебня, температуры и т.д. При температуре 20°С, предел прочности при сжатии асфальтобетона обычно составляет около 2,5 МПа, а при растяжении – в 6 - 8 раз меньше.

С повышением температуры предел прочности при сжатии снижается до 1,0 - 1,2 МПа (при 50°С).

Для повышения прочности асфальтобетона необходимо применять щебень и дробленый песок вследствие их шероховатой поверхности и улучшения сцепления с битумом (в случае гравия и природного песка прочность будет ниже). Относительное содержание компонентов должно обеспечивать наиболее плотную структуру материала, т.е. минимальную остаточную пористость.

Достижение наибольшей прочности вступает в определенное противоречие с трещиностойкостью асфальтобетона.

Трещиностойкость, т.е. сопротивляемость асфальтобетона температур­ным растягивающим напряжениям, может быть обеспечена применением возможно менее вязких битумов, деформативность которых сохраняется при низких температурах. Поэтому выбор показателей механических свойств зависит от условий эксплуатации. В теплом климате используют асфальтобетоны из менее пластичных смесей, в холодных условиях – асфальтобетоны с повышенной трещиностойкостью - из более пластичных смесей, а также теплые и холодные асфальтобетоны.

Важными свойствами асфальтобетона являются также водостойкость, морозостойкость, износостойкость.

Водостойкость оценивается отношением пределов прочности при сжатии образцов в водонасыщенном (в том числе при длительном водонасыщении) и сухом состояниях при температуре 20°С.

О водоустойчивости асфальтобетона также судят по величине набухания при насыщении образцов водой. Водостойкость асфальтобетона должна быть в пределах 0,6 - 0,9; величина набухания в воде не более 0,5 % (по объему).

В зависимости от показателей физико-механических свойств и применяемых материалов асфальтобетонные смеси и асфальтобетоны подразделяются на марки.

Показатели физико-механических свойств плотных асфальтобетонов из горячих смесей различных марок для II и III дорожно-климатических зон должны соответствовать требованиям, указанным в табл. 1.

И меры борьбы с ней.

Все виды асфальтобетона в той или иной степени подвергаются деструкции в результате тепловых колебаний, влажностных и механических факторов. При этом происходит расшатывание структуры и ухудшение свойств материала.

Под действием тепловых факторов постоянно меняется концентрация твердой фазы (спонтанное увеличение при охлаждении, уменьшение при нагревании, размягчение поверхности).

При отрицательных температурах битум становится хрупким, появляются микро- и макротрещины.

Кроме того, старение асфальтобетона происходит под действием ультрафиолетовых лучей, которое ведет к окислению молекул битума и уменьшению адгезии его к минеральным частицам.

Действует и влажностный фактор – полярные молекулы воды способны вытеснять неполярные молекулы битума с поверхности минеральных компонентов. При вымерзании воды повышается пористость, снижается прочность покрытия. Комплексное воздействие тепла, холода, воды, ультрафиолета ведет, в конечном счете, к деструкции асфальтобетона.

С целью снижения влияния указанных факторов целесообразно использовать асфальтобетон с оптимальной структурой, лучше уплотнять покрытие, производить поверхностную обработку с целью его гидрофобизации, своевременно производить ремонт покрытия.

 

На основе битумов и дегтей

Рулонными называются гидроизоляционные материалы или изделия, отгружаемые на строительные объекты или для выполнения ремонтных строительных работ в виде полотна определенной длины, ширины и толщины, смотанного в рулон - сверток цилиндрической формы.

Рулонные гидроизоляционные материалы изготовляют двух типов:

1) с основой – картоном, стеклохолстом, стеклотканью, полиэстером, металлической фольгой;

2) без основы (безоснóвные), но обычно с порошкообразным или волокнистым наполнителем. Широко применяются рулонные оснóвные материалы и изделия. Наиболее дешевым вариантом основы является кровельный картон; более прочной и долговечной основой служит стеклохолст; еще более прочная основа – стеклоткань, кроме того, она более химически- и влагоустойчивая, температуростойкая и не подвержена гниению. Полиэстер имеет такую же прочность, как и стеклоткань, не гниет, позволяет добиваться максимального сцепления с битумным покрытием.

При изготовлении обоих типов рулонных материалов, для пропитки или нанесения покровного слоя применяются битумные, дегтевые, битумно-полимерные и другие аналогичные органические вещества.

Покровные и пропиточные массы придают гидроизоляционным материалам и изделиям водонепроницаемость и водостойкость.

При картонной или иной основе эти свойства обеспечиваются за счет максимального заполнения пор основы пропиточной массой, а также нанесения на основу с одной или двух сторон слоев покровной массы.

Последние, кроме того, защищают основу от атмосферных воздействий и механических повреждений.

В безоснóвных гидроизоляционных материалах пропиточная масса имеет бóльшее значение, так как она одновременно является вяжущим веществом и придает рулонному материалу необходимые механические свойства. В материалах с картонной основой пропитка массой также повышает прочность картона, иногда на 30 % и более.

Выпускаются как беспокровные (подкладочные), так и покровные рулонные гидроизоляционные материалы.

Рубероид изготовляют, пропитывая кровельный картон легкоплавким битумом с последующим покрытием с одной или обеих сторон тугоплавким нефтяным битумом с наполнителем и посыпкой: крупнозернистой (К), мелкозернистой (М) или пылевидной (П), а также чешуйчатой (Ч).

Крупнозернистая цветная посыпка не только повышает атмосферостойкость рубероида, но и придает ему лучшие декоративные свойства.

 

В зависимости от назначения (кровельный – К, подкладочный – П), вида посыпки и массы 1 м2 основы (кровельного картона) рубероид делят на марки, например,

- РКК-500А,

- РКК-400А,

- РКК-400Б,

- РКК-400В,

- РКМ-350Б,

- РКМ-400В,

- РПМ-З00А и др.

На нижнюю поверхность кровельного рубероида, образующего верхний слой кровельного ковра, и на обе стороны подкладочного рубероида наносят мелкозернистую или пылевидную посыпку, предотвращающую слипание материала в рулонах.

Наплавляемый рубероид – кровельный материал, наклейка которого осуществляется без применения кровельной мастики – расплавлением утолщенного нижнего покровного слоя (пламенем горелки или другим способом).

В результате производительность труда повышается на 50 %, удешевляются кровельные работы, улучшаются условия труда.

Пергамин – рулонный беспокровный материал, получаемый пропиткой основы – кровельного картона расплавленным нефтяным битумом с температурой размягчения не ниже 40 °С.

Служит подкладочным материалом под рубероид и используется для пароизоляции.

Долговечность гидроизоляционных и кровельных материалов повышают, используя более прочную и стойкую основу, чем кровельный картон, из асбестового и стекловолокна.

Гидроизол – рулонный беспокровный гидроизоляционный материал, полученный путем пропитки асбестового картона нефтяным битумом. Он предназначается для устройства гидроизоляционного слоя в подземных и гидротехнических сооружениях, а также для защитного противокоррозионного покрытия.

Стеклорубероид – рулонный материал, получаемый путем двустороннего нанесения битумного (битумно-резинового или битумно-полимерного) вяжущего на стекловолокнистую основу и покрытия с одной или двух сторон сплошным слоем посыпки.

В зависимости от вида посыпки и назначения стеклорубероид вы­пускают следующих марок:

- С-РК (с крупнозернистой посыпкой),

- С-РЧ (с чешуйчатой посыпкой),

- С-РМ (с пылевидной и мелкозернистой посыпкой).

Применяют стеклорубероид для верхнего и нижних слоев кровельного ковра и оклеечной гидроизоляции.

В настоящее время снижается объем производства рубероида, и его за­меняют новыми рулонными материалами:

- наплавляемыми битумно-полимерными;

- комбинированными.

В них в качестве основы используются стеклохолсты, стеклоткани, нетканые синтетические и другие материалы. При использовании битумов они модифицируются полимерными веществами.

Расширяется производство и безосновных рулонных материалов с применением в них кроме битума бутилкаучука и некоторых других полимеров.

 

С применением битумов, модифицированных полимерами, и битумно-полимерных вяжущих, а также биостойкой основы из стеклоткани в настоящее время выпускается много материалов с улучшенными свойствами (прежде всего эластичностью и гибкостью при низких температурах, что во многом определяет их большую долговечность) и разными фирменными названиями, например, «Рубемаст», «Стеклобит», «Стекломаст», «Эластобит», «Элабит», «Линокром», «Филизол», «Изопласт», «Бикрост» и др.

 

Сегодня на мировом рынке представлены два основных класса кровельных битумно-полимерных материалов;

- модифицированные атактическим полипропиленом (АПП);

- стирол-бутадиен-стирольным каучуком (СБС).

 

Первые отличаются высокой теплостойкостью, неплохой гибкостью на холоде (до - 20 °С), высокой устойчивостью к атмосферным воздействиям и ультрафиолетовому излучению.

Вторые – повышенной гибкостью на холоде (до - 30 °С), но большей чувствительностью к ультрафиолетовому излучению.

Все это позволяет уменьшить количество слоев в кровельном покрытии по сравнению с обычным рубероидом (1 - 2 слоя вместо 5 - 7 слоев) и значительно увеличить срок его службы.

 

Выпускаются материалы на основе металлической фольги, которые обладают повышенной газо- и водонепроницаемостью.

Фольгоизол – рулонный двухслойный материал, состоящий из тонкой рифленой или гладкой алюминиевой фольги, покрытой с нижней стороны защитным битумно-резиновым составом.

Он предназначен для устройства кровель и парогидроизоляции зданий и сооружений, герметизации стыков. Внешняя поверхность фольгоизола может быть окрашена в различные цвета атмосферостойкими лаками.

Металлоизол – гидроизоляционный материал из алюминиевой фольги, покрытой с обеих сторон битумной мастикой.

Металлоизол выпускают двух марок, отличающихся толщиной алюминиевой фольги. Он имеет высокую прочность на разрыв и долговечен.

Применяют металлоизол для гидроизоляции подземных и гидротех­нических сооружений.

 

Применяют безосновные рулонные материалы.

Бризол изготовляют, прокатывая массу, полученную смешиванием нефтяного битума, дробленой резины (от изношенных автопокрышек), асбестового волокна и пластификатора.

Бризол стоек к воде и некоторым агрессивным средам. Его применяют для защиты от коррозии подземных металлических конструкций и трубопроводов.

Изол – безосновный рулонный гидроизоляционный и кровельный материал, изготовляемый прокаткой резинобитумной композиции, полученной термомеханической обработкой девулканизированной резины, нефтяного битума, минерального наполнителя, антисептика и пластификатора.

Изол эластичен, биостоек, незначительно поглощает влагу. Изол применяют для гидроизоляции гидротехнических сооружений, бассейнов, резервуаров, подвалов, антикоррозионной защиты трубопроводов, для покрытия двух- и трехслойных пологих и плоских кровель.

Штучные кровельные изделия.

 

В современном строительстве для улучшения декоративных свойств крыш широко применяют мягкую цветную черепицу.

Еще с первой половины XX века известна плитка "Шинглс" от англ. «shingle» (другие названия – черепица, гонт), получаемая вырубкой из рубероида отдельных кровельных плиток, посыпанных цветной каменной крошкой, которые укладывают на кровлю аналогично кровельному сланцу или шиферу.

Современная мягкая черепица – это листы из кровельного картона, стеклоткани, полиэстера, пропитанные битумом и покрытые цветной минеральной крошкой.

Мастики представляют собой смесь нефтяного битума или дегтя (отогнанного или составленного) с минеральным наполнителем.

Для получения мастик применяют пылевидные (измельченный известняк, доломит, мел, цемент, зола твердых видов топлива) и волокнистые наполнители (асбест, минеральная вата и др.).

Наполнители адсорбируют на своей поверхности масла, при этом повышается теплостойкость и твердость мастики. Кроме того, уменьшается расход битума или дегтя; волокнистые наполнители, армируя материал, увеличивают его сопротивление изгибу.

Мастики подразделяют:

1. по виду связующего на:

- битумные,

- битумно-резиновые,

- битумно-полимерные;

2. по назначению на:

- приклеивающие,

-  кровельно-изоляционные,

-  гидроизоляционные (асфальтовые),

- герметизирующие,

- антикоррозионные.

 

Кроме того, по способу применения мастики бывают горячие, применяемые с предварительным подогревом (до 160 °С для битумных мастик и до 130 °С для дегтевых мастик), и холодные, содержащие растворитель, используемые без подогрева при температуре воздуха не ниже 5 °С и с подогревом до 60-70 °С при температуре воздуха ниже 5 °С.

В качестве растворителей для получения холодных мастик применяют как летучие (бензин, лигроин, керосин), так и нелетучие (соляровое масло, мазут, нефти) растворители.

Приклеивающие мастики применяют для склеивания рулонных материалов при устройстве многослойных кровельных покрытий и оклеечной гидроизоляции.

Марку приклеивающей мастики устанавливают по показателю теплостойкости. Выбор марки мастики производят в зависимости от максимальной температуры воздуха и уклона кровли.

Кровельно-гидроизоляционные мастики применяют для устройства безрулонных кровель, гидроизоляции, в качестве приклеивающего материала.

Такие мастики обладают повышенной эластичностью, гибкостью, морозостойкостью.

Гидроизоляционные асфальтовые мастики применяют для заливочной гидроизоляции швов гидротехнических сооружений.

Антикоррозионные битумные мастики служат для защиты строительных конструкций и трубопроводов от агрессивных воздействий. Применяют для защиты от действия разбавленных растворов кислот и щелочей, оксидов азота, сернистого газа, аммиака и паров кислот при температуре до 60 °С.

Битумно-резиновые мастики для изоляции подземных стальных трубопроводов применяют как в горячем, так и в холодном состоянии – с растворителем.

Битумно-полимерные мастики содержат добавку каучука или синтетической смолы, придающей эластичность на морозе и теплостойкость.

Эмульсии и пасты

 

Битумные и дегтевые эмульсии представляют собой дисперсные системы, в которых в воде как дисперсионной среде (разбавителе) в виде частиц размером около 1 мкм диспергированы битум или деготь.

Устойчивость эмульсии обеспечивается путем введения в нее эмульгаторов – поверхностно-активных веществ, уменьшающих поверхностное натя­жение на поверхности раздела «битум (деготь) - вода».

Эмульгаторами служат мыла (нафтеновых, сульфонафтеновых, смоляных органических кислот), лигносульфонаты технические.

К твердым эмульгаторам относятся тонкие порошки глин, извести, цемента, каменного угля, сажи. Твердые эмульгаторы, как и жидкие, адсорби­руются на поверхности частиц (глобул) битума или дегтя, образуя защитный слой, препятствующий слипанию частиц.

Эмульсии приготовляют в специальных машинахдиспергаторах, гомогенизаторах, установках с использованием ультразвуковых колебаний и т.п.

Приготовление эмульсии включает:

- разогрев битума (дегтя) до 50-120 °С,

- приготовление эмульгатора,

- диспергирование вяжущего в воде с добавлением водного раствора эмульгатора.

Содержание битума (дегтя) в обычных эмульсиях 50 - 60 %, в пастах – 60 - 70 %.

Количество жидких эмульгаторов в эмульсии обычно не превышает 3 %, твердых эмульгаторов – 5 - 15 % в зависимости от вида эмульгатора и дисперсности битумной (дегтевой) фазы.

Пасты, являющиеся высококонцентрированными эмульсиями и исходными эмульсиями с твердыми эмульгаторами, разбавляют водой до по­лучения эмульсий нужной вязкости.

Эмульсии применяют для грунтовки основания под гидроизоляцию, приклеивания рулонных и штучных битумных и дегтевых материалов, для устройства гидро- и пароизоляционного покрытий и в качестве вяжущего вещества при изготовлении асфальтовых (дегтевых) растворов и бетонов.

При взаимодействии эмульсии с каменным материалом (щебнем и песком) происходит ее распад вследствие адсорбции эмульгатора, поглощения и испарения воды; при этом битум (деготь) обволакивает и связывает между собой зерна заполнителя.

Лакокрасочные покрытия

 

Битумно-смоляные лаки представляют собой растворы битумов и орга­нических масел в органических растворителях. При добавлении алюминиевой пудры получают теплостойкую краску, применяемую для окраски санитарно-технического оборудования.

Кровельные штучные изделия

Волнистые и плоские листы из стеклопластиков на полиэфирных полимерах имеют толщину 0,8-1,5 мм, предел прочности при растяжении 220-230 МПа, а при изгибе – 350 – 400 МПа.

Кровля из стеклопластиков легкая, прочная, красивая и прозрачная, пропускает много естественного света, однако следует учитывать ее горючесть.

Сотовый поликарбонат – материал, получаемый методом экструзии из гранул поликарбоната. Выпускается в виде прозрачных ячеистых панелей различной толщины и оттенков. Поликарбонат обладает хорошей теплоизоляцией. Он легко и без предварительной обработки поддается изгибу, не ломается при сверлении и резке, что позволяет применять его как конструкционный материал.

Небольшая плотность материала дает возможность заметно снизить расходы на транспортировку и монтаж сделанных из него конструкций. Высокая устойчивость к воздействию ультрафиолетовых лучей и большинству химических веществ, к атмосферным осадкам и резким перепадам температур (в диапазоне от -40 до 120 °С) позволяет использовать сотовый поликарбонат во многих элементах конструкций, в отделке фасадов и интерьеров.

Среди прочих характеристик этого полимерного материала можно выделить ударопрочность и трудновоспламеняемость. Еще одно положительное свойство – звукоизоляционные качества и высокая светопроницаемость (до 90 %). Последнее очень важно при строительстве крыш, козырьков, световых проемов.

Мастичные кровельные покрытия получают при нанесении на бетонное основание жидковязких олигомерных продуктов, которые, отверждаясь на воздухе, образуют сплошную эластичную пленку.

Эти покрытия – полимерные мембраны, формируемые прямо на поверхности крыши.

В качестве герметиков на основе полимеров выпускают:

- герметизирующие мастики (нетвердеющие и твердеющие),

- эластичные уплотняющие прокладки.

Герметизирующую твердеющую мастику наносят в пластичном состоянии специальным инструментом, который может иметь сменные нако­нечники, приспособленные к конфигурации шва. Поэтому мастика хорошо заполняет не только сам шов, но и места пересечений вертикальных и горизонтальных швов, являющиеся уязвимым местом сборной конструкции.

Мастика хорошо прилипает к бетону и сохраняет адгезию к бетону при положительных (до 60 °С) и отрицательных температурах. Широко применяют мастики на основе полисульфидных каучуков - тиоколов и резинобитумного вяжущего.

Тиоколовые мастики приготовляют перед началом работ путем тщательного смешения тиоколовой пасты, вулканизирующей добавки, ускорителя вулканизации и разжижителя. В результате процесса вулканизации смесь отвердевает непосредственно в шве, и получается эластичный, резиноподобный уплотнитель черного цвета.

Эластичные прокладки имеют вид пористых или плотных жгутов на основе резины, полиуретана, синтетических каучуков. Для герметизации швов применяют прокладки сплошного и полого сечения. Внутри полой прокладки можно создать разрежение; такую прокладку устанавливают в шов, конец ее обрезают, и воздух, заполняя полость прокладки, плотно прижимает ее стенки к кромкам панели, что обеспечивает хорошую герметизацию шва.

 

 

Лекция 16

АСФАЛЬТОБЕТОНЫ.

КРОВЕЛЬНЫЕ, ГИДРОИЗОЛЯЦИОННЫЕ И ГЕРМЕТИЗИРУЮЩИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Учебные вопросы:

1. Классификация асфальтобетонов и асфальтовых смесей.

2. Основы производства асфальтобетонов.

3. Кровельные, гидроизоляционные и герметизирующие материалы: классификация, состав, получение и применение.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 418.