Структура дефекта по Выготскому Л.С. Понятие о первичном и вторичных дефектах развития, их взаимосвязь
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учение Л.С Выготского о системном строении любого дефекта является важнейшим в дефектологической науке. В структуре любого дефекта можно выделить первичные и вторичные нарушения.

 Первичные - обусловлены органическим поражением мозга или функциональной незрелостью его структур, а вторичные детерминированы первичными, так как психическое развитие ребенка происходит на неполноценной основе. Помимо этого могут возникать третичные, и даже четвертичные нарушения, которые главным образом затрагивают личностную сферу.

Чем меньше возраст ребенка, тем более выражен первичный дефект, а вторичные нарушения формируются по мере того, как ребенок развивается на дефектной основе. Таким образом, при раннем начале коррекционной работы можно ослабить проявление первичного дефекта и предупредить появление вторичных нарушений. Для практической работы с детьми также важно понимать что, чем дальше от первопричины отдалено нарушение, тем легче оно поддается коррекции.

Дефект - недостаток, нарушение или повреждение, потеря или отсутствие какого-либо органа или функции. По происхождению (природе) дефекты могут быть органическими и функциональными.

1. Органический дефект - нарушение, отсутствие или недостаток какого-либо органа или его части. Может быть генерализированным (весь орган поражен, УО) и изолированным (слепота, глухота, нарушение движений).

Причины органических дефектов: 1) наследственность; 2) болезни (матери); 3) травмы.

2. Функциональный дефект - нарушение функций органа или всего организма без нарушения тканей органа (Пример: психозы, неврозы, психопатии).

Причины функциональных дефектов: 1) социальные ситуации развития.

3. Выделяют темповый дефект. Он проявляется в нарушении темпа развития, при этом возникает явление асинхронии развития. Асинхрония может проявляться в 3-х видах:

1) в виде ретардации (замедления развития, незавершенность). Ретардация характерна для олигофрении и ЗПР. Возможна ретардация отдельных функций.

2) патологическая акселерация (ускорение) отдельных функций (Пример: раннее проявление полового влечения при олигофрении).

3) сочетание ретардации и акселерации. Встречается при раннем детском аутизме и др. типах искаженного развития.

Структура дефекта по Л.С. Выготскому. Он выявил, что первичный дефект может быть дефектом органическим, функциональным или темповым.

Вторичный дефект - это последствие первичного, влекущего изменения в психике. Вторичный дефект возникает в ходе развития ребенка с первичным дефектом, если социальное окружение не компенсирует первичный дефект (Пример: глухота - первичный дефект, немота - вторичный дефект).

Существует механизм возникновения вторичного дефекта:

1. Вторичному дефекту подвергаются функции, непосредственно связанные с поврежденным (первичным дефектом) (Например: немота у глухих).

2. Вторичный дефект характерен для функций, которые во время повреждения находились в сензитивном периоде развития (Например: дошкольный возраст сензитивен к развитию произв. моторики, поэтому первичный дефект, приобретенный в этом возрасте ведет к двигательной расторможенности).

3. Важнейший фактор - социальная депривация: дефект ведет к нарушению общения с окружающими и значит затрудняет психич. развитие.

4. Особое место в образовании вторичных дефектов занимают личностные реакции на первичный дефект. Их выделяют 4:

а) игнорирование - наличие первичного дефекта отвергается (некритичность к своим умственным способностям у олигофренов).

б) вытеснение - сознательное непризнание существования первичного дефекта при подсознательном его принятии .

в) компенсация - такой тип реагирования на дефект, при котором происходит его осознание и замещение утраченных функций за счет более сохраненных.

г) сверхкомпенсация (или гиперкомпенсация) - усиленное развитие сохраненных функций, сочетающихся со стремлением доказать, что дефект не приводит к жизненным проблемам.

Комбинированные нарушения - определяют как сложный дефект. Он характеризуется сочетанием двух или более первичных дефектов (Например: зрение и слух).

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 383.