Учение Л.С Выготского о системном строении любого дефекта является важнейшим в дефектологической науке. В структуре любого дефекта можно выделить первичные и вторичные нарушения.
Первичные - обусловлены органическим поражением мозга или функциональной незрелостью его структур, а вторичные детерминированы первичными, так как психическое развитие ребенка происходит на неполноценной основе. Помимо этого могут возникать третичные, и даже четвертичные нарушения, которые главным образом затрагивают личностную сферу.
Чем меньше возраст ребенка, тем более выражен первичный дефект, а вторичные нарушения формируются по мере того, как ребенок развивается на дефектной основе. Таким образом, при раннем начале коррекционной работы можно ослабить проявление первичного дефекта и предупредить появление вторичных нарушений. Для практической работы с детьми также важно понимать что, чем дальше от первопричины отдалено нарушение, тем легче оно поддается коррекции.
Дефект - недостаток, нарушение или повреждение, потеря или отсутствие какого-либо органа или функции. По происхождению (природе) дефекты могут быть органическими и функциональными.
1. Органический дефект - нарушение, отсутствие или недостаток какого-либо органа или его части. Может быть генерализированным (весь орган поражен, УО) и изолированным (слепота, глухота, нарушение движений).
Причины органических дефектов: 1) наследственность; 2) болезни (матери); 3) травмы.
2. Функциональный дефект - нарушение функций органа или всего организма без нарушения тканей органа (Пример: психозы, неврозы, психопатии).
Причины функциональных дефектов: 1) социальные ситуации развития.
3. Выделяют темповый дефект. Он проявляется в нарушении темпа развития, при этом возникает явление асинхронии развития. Асинхрония может проявляться в 3-х видах:
1) в виде ретардации (замедления развития, незавершенность). Ретардация характерна для олигофрении и ЗПР. Возможна ретардация отдельных функций.
2) патологическая акселерация (ускорение) отдельных функций (Пример: раннее проявление полового влечения при олигофрении).
3) сочетание ретардации и акселерации. Встречается при раннем детском аутизме и др. типах искаженного развития.
Структура дефекта по Л.С. Выготскому. Он выявил, что первичный дефект может быть дефектом органическим, функциональным или темповым.
Вторичный дефект - это последствие первичного, влекущего изменения в психике. Вторичный дефект возникает в ходе развития ребенка с первичным дефектом, если социальное окружение не компенсирует первичный дефект (Пример: глухота - первичный дефект, немота - вторичный дефект).
Существует механизм возникновения вторичного дефекта:
1. Вторичному дефекту подвергаются функции, непосредственно связанные с поврежденным (первичным дефектом) (Например: немота у глухих).
2. Вторичный дефект характерен для функций, которые во время повреждения находились в сензитивном периоде развития (Например: дошкольный возраст сензитивен к развитию произв. моторики, поэтому первичный дефект, приобретенный в этом возрасте ведет к двигательной расторможенности).
3. Важнейший фактор - социальная депривация: дефект ведет к нарушению общения с окружающими и значит затрудняет психич. развитие.
4. Особое место в образовании вторичных дефектов занимают личностные реакции на первичный дефект. Их выделяют 4:
а) игнорирование - наличие первичного дефекта отвергается (некритичность к своим умственным способностям у олигофренов).
б) вытеснение - сознательное непризнание существования первичного дефекта при подсознательном его принятии .
в) компенсация - такой тип реагирования на дефект, при котором происходит его осознание и замещение утраченных функций за счет более сохраненных.
г) сверхкомпенсация (или гиперкомпенсация) - усиленное развитие сохраненных функций, сочетающихся со стремлением доказать, что дефект не приводит к жизненным проблемам.
Комбинированные нарушения - определяют как сложный дефект. Он характеризуется сочетанием двух или более первичных дефектов (Например: зрение и слух).
Дата: 2019-02-02, просмотров: 383.