Лекция №4
Тема: «Закономерности развития при психических, сенсорных, интеллектуальных, речевых и физических нарушениях»
Количество часов:2
План занятия
1. Нарушения приёма, переработки, сохранения и использования информации. Нарушение речевого опосредования. Риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности.
2. Структура дефекта по Выготскому Л.С. Понятие о первичном и вторичных дефектах развития, их взаимосвязь.
3. Компенсация нарушенных функций при психических, сенсорных, интеллектуальных, речевых и физических отклонениях.
Нарушения приёма, переработки, сохранения и использования информации. Нарушение речевого опосредования. Риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности.
Как показывают экспериментальные нейрофизиологические и психологические исследования, при любой патологии нарушается "расшифровка" окружающего мира. В зависимости от специфики отклонения искажаются разные параметры окружающей действительности. Так, при сенсорной патологии происходит искажение сенсорной информации на этапе ее приема через поврежденный анализатор, при патологии эмоционально-личностной сферы искажаются восприятие, интерпретация и использование социальной информации. Особенно большое значение имеет становление регулирующей функции речи, что неразрывно связано с развитием собственно речевой функции, и лобных отделов головного мозга как мозговой основы произвольности.
Запаздывание в созревании лобных структур является общей патогенетической характеристикой ряда дизонтогений, таких как умственная отсталость, задержка психического развития, ранний детский аутизм и др. При всех отклонениях психического развития в большей или меньшей степени наблюдается дивергенция невербального и вербального поведения, что затрудняет нормальное развитие ребенка и требует использования специальных приемов его воспитания и обучения.
Любой дефект затрудняет достижение человеком оптимального баланса между возможностью удовлетворения своих значимых потребностей и имеющимися для этого условиями, включая как чисто бытовые условия, например наличие пандусов для въезда на коляске, так и социально-психологические - готовность ближайшего социального окружения к общению с такими людьми.
Одним из первых общие закономерности отклоняющегося развития применительно к различным видам психического дизонтогенеза были сформулированы В. И. Лубовским. Основным тезисом является доказательное постулирование наличия трех иерархических уровней закономерностей отклоняющегося развития.
К первой группе условий возникновения социально-психологической дезадаптированности относятся общие закономерности дизонтогенетических расстройств (например, возникших вследствие недоразвития анализаторных систем - зрительной, слуховой, кожной, двигательной) или имеющие в своей основе раннее органическое повреждение головного мозга, такие как умственная отсталость, задержка психического развития, церебрально-органического генеза и т.д.
Ко второй группе относятся специфические закономерности, присущие конкретному виду дизонтогенеза (общему стойкому психическому недоразвитию по типу умственной отсталости, искаженному развитию по типу раннего детского аутизма и т.д.).
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Ый уровень — закономерности, присущие всем типам дизонтогенетического развития.
Лекция №4
Тема: «Закономерности развития при психических, сенсорных, интеллектуальных, речевых и физических нарушениях»
Количество часов:2
План занятия
1. Нарушения приёма, переработки, сохранения и использования информации. Нарушение речевого опосредования. Риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности.
2. Структура дефекта по Выготскому Л.С. Понятие о первичном и вторичных дефектах развития, их взаимосвязь.
3. Компенсация нарушенных функций при психических, сенсорных, интеллектуальных, речевых и физических отклонениях.
Нарушения приёма, переработки, сохранения и использования информации. Нарушение речевого опосредования. Риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности.
Как показывают экспериментальные нейрофизиологические и психологические исследования, при любой патологии нарушается "расшифровка" окружающего мира. В зависимости от специфики отклонения искажаются разные параметры окружающей действительности. Так, при сенсорной патологии происходит искажение сенсорной информации на этапе ее приема через поврежденный анализатор, при патологии эмоционально-личностной сферы искажаются восприятие, интерпретация и использование социальной информации. Особенно большое значение имеет становление регулирующей функции речи, что неразрывно связано с развитием собственно речевой функции, и лобных отделов головного мозга как мозговой основы произвольности.
Запаздывание в созревании лобных структур является общей патогенетической характеристикой ряда дизонтогений, таких как умственная отсталость, задержка психического развития, ранний детский аутизм и др. При всех отклонениях психического развития в большей или меньшей степени наблюдается дивергенция невербального и вербального поведения, что затрудняет нормальное развитие ребенка и требует использования специальных приемов его воспитания и обучения.
Любой дефект затрудняет достижение человеком оптимального баланса между возможностью удовлетворения своих значимых потребностей и имеющимися для этого условиями, включая как чисто бытовые условия, например наличие пандусов для въезда на коляске, так и социально-психологические - готовность ближайшего социального окружения к общению с такими людьми.
Одним из первых общие закономерности отклоняющегося развития применительно к различным видам психического дизонтогенеза были сформулированы В. И. Лубовским. Основным тезисом является доказательное постулирование наличия трех иерархических уровней закономерностей отклоняющегося развития.
К первой группе условий возникновения социально-психологической дезадаптированности относятся общие закономерности дизонтогенетических расстройств (например, возникших вследствие недоразвития анализаторных систем - зрительной, слуховой, кожной, двигательной) или имеющие в своей основе раннее органическое повреждение головного мозга, такие как умственная отсталость, задержка психического развития, церебрально-органического генеза и т.д.
Ко второй группе относятся специфические закономерности, присущие конкретному виду дизонтогенеза (общему стойкому психическому недоразвитию по типу умственной отсталости, искаженному развитию по типу раннего детского аутизма и т.д.).
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Дата: 2019-02-02, просмотров: 242.