Герменевтический (от греч.- истолкование) метод (подход) (юридическая герменевтика), основан на правилах толкования, необходимых для понимания всего массива юридических текстов и символов. Основан данный метод на интерпретации, толковании и понимании юридических текстов. Он связан с выявлением не только «буквы», но и «духа» правовых явлений (подтекст, контекст и др.). Отметим, что толкование входит в любой правовой инструментарий научного исследования, однако наиболее важно оно для историко-правового и догматического исследований. Претензии на некий универсализм такого метода не обоснованны.
В современной российской юридической литературе предпринимаются попытки представить герменевтику в качестве очередного универсального средства познания, способного «расширить» самые узкие места правовой науки, поднять ее на новый уровень, решить все проблемы, перед которыми спасовал некогда всесильный диалектико-материалистический метод. Основоположники этого направления Э. Гуссерль и М. Хайдеггер, их последователи Г. Гадамер, Г. Риккер и др. рассматривают процесс понимания (толкования) текста как единственно возможный способ познания действительности. Понимание для них предстает универсальной формой жизни человека, экзистенциональным бытием.
Разделяя и развивая основные идеи герменевтики, А. И. Овчинников в работе «Правовое мышление в герменевтической парадигме» признает, что «юридическая герменевтика представляет собой именно тот подход к праву, который отвечает идеологическим потребностям настоящего времени: остановить «коррозию» общественной структуры, разъедаемую радикальным индивидуализмом (эгоизмом) и духовно-нравственным нигилизмом «общества потребления», не позволяющим преодолеть многочисленные проблемы гуманитарного характера»[96]. Далее этот автор низводит научное познание до уровня обыденного.
Традиционное теоретическое исследование права объявляется им исследованием с заведомо негодными познавательными методами, разработанными представителями естественных наук (анализом и синтезом, дедукцией, индукцией и др.) и неспособными раскрыть сущность социальных, в том числе и правовых явлений. А потому в правоведении происходит «методологическая переоценка возможностей прежней эпистемологии и парадигмы правового мышления, осуществляется поворот к социокультурным, иррациональным, экзистенционально-герменевтическим параметрам правовой жизни общества и человека»[97].
В ходе методологической революции предполагается традиционные процедуры, связанные с познанием истины, заменить герменевтическими процедурами понимания, интерпретации и интуиции. При этом настойчиво внедряется тезис о том, что «правовое мышление профессора юриспруденции отличается от правового мышления обычного человека лишь более обоснованными рационально-дискурсивными надстройками ценностных предпочтений». В основе же теоретического правового мышления лежит отнюдь не философское, мировоззренческое знание, как утверждают маститые правоведы, а самое что ни на есть «повседневное знание права»[98]. Соответственно и «объяснительная функция правового мышления в отличие от объяснения в естественных науках заключается в систематизации правовых знаний, приведении их в целостную, непротиворечивую систему»[99]. Одновременно отрицается объективный характер правовых понятий и категорий.
Как полагает А. И. Овчинников, оперирование правовыми категориями и понятиями имеет сугубо конвенциональный характер. Так, по его мнению, результаты исторического познания напрямую «зависят от индивидуального понимания понятий, которыми оперирует ученый». Феодализм обнаруживается на Руси не потому, что он действительно был, а потому, что ученый своеобразно интерпретирует понятие «феодализм». Конвенциональность признается необходимым компонентом свободного выбора понятийного аппарата, который делается каждым современным ученым перед тем, как он приступит к собственно научному творчеству. Между тем, полагает А. И. Овчинников, конвенциональность в виде письменного или устного соглашения коллектива ученых о том, как следует понимать и применять те или иные категорию, понятие, не существует. По крайней мере, такие соглашения юридической общественности не известны[100].
Герменевтика с ее оригинальными, но недостаточно обоснованными претензиями на новую философию социального познания, как мы видим, ничего позитивного правовой науке дать не может, скорее, заводит ее в тупик, чем выводит на новые горизонты познания. Поэтому и результаты конвенционального использования А. И. Овчинниковым понятийного и методологического арсенала данной теории не дали тех позитивных результатов, которые автор хотел бы получить в процессе исследования проблем правового мышления.
Аргументы, которые приводит А. И. Овчинников в обоснование тезиса об отсутствии в социальной, в том числе правовой, сфере объективных законов, несостоятельны. Он переоценивает возможность законов природы действовать чуть ли не автоматически, при любых ситуациях. Между тем все законы природы, подобно социальным законам, действуют при наличии строго определенных условий. Этот факт является общеизвестным специалистам в области физики, химии и других естественных наук. Констатируя обусловленность объективных законов конкретными обязательными условиями, Ф. Энгельс отмечал, что «вода при температуре от 0 до 100 °С жидка — это вечный закон природы. Но чтобы он имел силу, должны быть налицо: 1) вода, 2) данная температура и 3) нормальное давление... Законы метеорологии тоже вечны, но только для Земли или же такого небесного тела, которое обладает величиной, плотностью, наклоном оси и температурой
Земли, и при предположении, что это тело окружено атмосферой из такой же смеси кислорода и азота»1.
С усложнением сферы действия законов возрастает число обязательных условий, при которых они проявляют себя. В обществе как наиболее сложной форме движения материи весьма редко возникают ситуации, когда налицо все необходимые для действия соответствующего закона условия. Поэтому действие социальных законов не проявляется столь же очевидно и бесспорно, как в науках о неживой природе. Социальные законы не действуют с математической точностью, как законы физики или химии, а проявляются в виде тенденции, предрасположенности определенных событий, явлений, процессов к определенному результату. Такой результат в каждом отдельном случае может быть, а может и не быть. Лишь взяв большие исторические периоды развития общества, можно увидеть, как действуют социальные законы, каким образом они определяют содержание и динамику соответствующих явлений и процессов.
Не препятствует действию социальных, в том числе правовых, законов волевой характер действий лиц. Многообразие и уникальность отдельных событий и действий лишь затрудняют выявление присущих им общих признаков, связей, но отнюдь не отменяют их. Об этом убедительно свидетельствует такая наука, как социальная статистика, призванная выявлять общее, устойчивое в совокупности единичных и неповторимых фактов. Данная наука блестяще справляется с этой задачей и по праву признается одним из самых могущественных орудий социального познания.
Статистика опирается на закон больших чисел, согласно которому при наблюдении достаточно большого числа единичных событий, фактов взаимно погашается влияние уникальных, второстепенных, случайных факторов и обнаруживаются общие, устойчивые, существенные черты, признаки и связи. Познание же общего, устойчивого обеспечивается применением всей развитой системы методов статистического анализа. Это методы группировки, средних величин, индексов, корреляционного анализа, динамических рядов и др.
Следовательно, чтобы доказать отсутствие в мире единичных и уникальных социальных явлений, событий общего и закономерного, А. И. Овчинникову и другим адептам герменевтики нужно обосновать не больше и не меньше как научную несостоятельность социальной статистики и основанных на ней положений
экономических, политических, правовых и иных наук. Поскольку убедительных аргументов по этому вопросу данными авторами не представлено, то субъективные подозрения в отсутствии объективных законов в социальной сфере остаются личным делом этих авторов, не способных подняться на уровень подлинно научного знания даже в форме гипотезы.
Равным образом степень объективности правовых понятий не зависит от количества признающих их ученых в порядке конвенции или стихийно. Например, все ученые Средневековья единодушно верили в то, что Солнце вращается вокруг Земли, а алхимия является действительной наукой. Однако эти несоответствующие действительности конвенциональные утверждения неизбежно были опровергнуты дальнейшим ходом развития науки. Объективность научных знаний определяется другим критерием — соответствием понятия отражаемой реальности, явлениям и процессам. В материалистической теории права, которая рассматривает объективность в качестве атрибута понятий, ориентирует ученых на поиск и обоснование объективных понятий, а также снабжает их методами, обеспечивающими получение таких понятий, понятийный аппарат более полно и точно отражает политико-правовые реалии, нежели система правовых понятий герменевтики, отрицающей их объективный характер.
Адептам герменевтики неизбежно приходится заниматься формулированием объективных понятий, иначе невозможно придать своим экзерсисам научную значимость, включить их в систему действительных научных знаний. Однако эту необходимую процедуру теоретического познания им приходится проделывать украдкой, стыдливо, поскольку подобные результаты противоречат методологическим принципам их теории.
Таким образом, А. И. Овчинникову не удалось отыскать убедительных аргументов в пользу отсутствия у правовых понятий и категорий атрибута объективности. Герменевтический круг, будучи основным орудием познания данной науки, ориентированным на отрицание объективного характера правовой науки, на деле представляет собой теоретический и методологический тупик, не предполагающий никаких перспектив для дальнейшего развития ни правовой науки, лишенной объективной закономерной основы; ни правовой практики, лишенной действенной помощи правовой науки; ни для активно действующего ученого-юриста, который согласно герменевтике должен больше доверять собственному правовому опыту, нежели накопленным человечеством теоретическим знаниям. Герменевтика как метод толкования письменных текстов может применяться плодотворно лишь как метод толкования письменных источников в конкретных социальных либо исторических исследованиях, а также на стадии толкования норм права.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 567.