Педагогическая мастерская «Портрет одной монахини»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Программа «Шамордино» Осень 2004 года

 

 «Монашество... зависит от настоятелей

 Пошлет Бог хорошего - все добре.

Нет такого - все вверх дном"

"Монашество есть прямой путь

 к чистоте сердечной

Свт. Феофан Затворник

Цели:

· катехизация

·  знакомство детей с житием преподобной Софии Тульской, первой игуменьи Шамординской Казанской пустыни.

· дать опыт работы с архивными документами

· развивать умение анализировать и обобщать новую информацию

· развивать ассоциативное и логическое мышление, художественное воображение

Оборудование: Магнитофон, фонограмма песни "Шамордино", Житие схимонахини Софии (5 экз.), мел, бумага для письма и рисования, краски, мелки, гуашь, цветы, Предметы для индуктора (ноты для фортепиано, кисти, краски, четки, икона Казанской Божией Матери, схима – параман, мокрый носовой платок, обручальное кольцо, портрет Амвросия Оптинского, книжка «Шамордин», свеча, канва, иголки, шерсть, пяльцы, букет цветов, песочек), текст песни Шамордино, Таблицы со словами «Премудрость», « София», карточки с жизненными ситуациями (10-12 шт.)

Пояснение: Несколько лет назад в Старом Изборске, на приходе церкви Рождества Пресвятой Богородицы кем - то из паломников на столе была забыта открытка – иконочка с подписью «схимонахиня София». Легкий наклон головы, благородное лицо, тонкие аристократические черты лица и взгляд… Взгляд, проникающий в душу… Этот взгляд невозможно было забыть: он беспокоил, он вновь и вновь напоминал о себе… В прошлом году в Шамордино я вновь увидела это лицо: первая настоятельница Шамординской обители. Женщина с такой странной и непонятной для мирского человека судьбой. Мне захотелось познакомить с ней своих воспитанников. Но как заинтересовать, как сделать эту встречу незабываемой?

Только личный опыт может помочь в этом.

Первые два задания: подобрать ассоциации к словам "Премудрость" и "София" помогли детям настроиться на создание зрительного и литературного образа. Следующее задание – логическое. Из предметов, так или иначе связанных с событиями из жизни схимонахини Софии, выбрать те, которые по какой-либо причине особенно близки и попытаться представить образ женщины, которой принадлежали эти вещи, а затем, рассказать о ней всем участникам мастерской.

Но в жизни очень часто все бывает не так, как мы предполагаем, а наш жизненный опыт иногда бывает ошибочным. Поэтому, ребятам было предложено выбрать 1-2 ситуации из жития схимонахини Софии, познакомиться и подумать: а как бы вы поступили в этой ситуации (может обман, жертва своим имуществом, приют и т. д.)? А затем найти в житии и прочитать, как поступила схимонахиня София (пример настоятельской мудрости)?

Ознакомившись с фрагментами жития схимонахини Софии, ребята выбрали факты, особо затронувшие, поразившие их, и попытались «написать» клеймо для житийной иконы схимонахини Софии. Художественные способности у всех детей разные, но они искренни в своих чувствах и близко приняли судьбу этой женщины.

Как известно, инок - не такой, как все, инакий, иной. Монах - монос, один, ушедший от всех. Схимонах, схимник – высшая ступень монашества, ангельский чин… Схимонахиня - она ушла от мира светского в мир Божий, она приняла схиму, но она собрала вокруг себя большую семью. Она стала матерью для немощных и одиноких. Она учила их, тех шамординских сестер Любви и Вере в Бога. Факты из жития, говорящие о стиле взаимоотношений в монастыре, помогли ребятам дополнить образ схимонахини Софии.

Детские сочинения, написанные ребятами в творческой мастерской "Портрет одной монахини" подтверждают что "встреча" состоялась, каждый получил от матушки Софии свой урок Любви и Веры.

Руководитель православного поселения

"Изборский Посад"

Соколова Наталья

Ход мастерской:

Индуктор 1: "Премудрость"; «поиграть» со словом: придумать новые слова (можно добавлять буквы), ассоциации. Индивидуально.

В таблице приведены детские ответы.

Акатово август 2004 Каменка ноябрь 2004
Мудрость Мудрость
Трость Трость
Ум Ум
Знания Знание
Старец – чество Старец
Рост Рост
Василиса Премудрая Василиса
Премудрый Бог Бог
Дар Дар
Мудреный Мудрить
Мудрая книжка Книга
Белый цвет Дрозд
Дума Прелесть
Медик Евангелие
Сказки Мост
Тайна Пример
Земля Дрема
Род Вера
Перо Молитва
Труд Кладезь знаний
Писатель Душа
Священник Сокровище
Ученый Богатство
Возраст Перл
Мера Мера
Драма Правда
Робость Премия
Мир Чудо
Суд Пророчества
Море Утро
Мудрейший Роса
Премудрый народ Предсказание
Мудрец Сутки
Мудрено – енький День
Старый мудрец Проповедник
Поступок  
Грусть  
Преимущество  
Способность  
Опыт  
Справедливость  
Спокойствие  
Уважение  

 

Социоконструкция: Разделиться по группам: кто любит писать, рисовать, сочинять, фантазировать (или по дружинам), по словам.

Индуктор 2: "София"

Возникающие ассоциации. По группам.

 

Акатово. Август 2004 Каменка. Ноябрь 2004
Премудрость Божия Премудрость Божия
Фея Фея
Соня Соня
Сова Сова
Сон Сон
Собор Софийский собор
Святая Уездный город София
Мученица София Офис
Монахиня Ясли
Монаъхиня в черном Соя
Матушка Софит
Мама Новгородская София
Мать Философия
Портрет Монахиня
Молитва Имя
Монастырь София
Луч Божий Дар
Чистота  
Филин  
Соседи  
Светильник  
Солнышко  
Царьград  
Шамордино  
Снег  
Зима  
Доброта  
Туфелька  
Исцеление  
Красота  
Мудрость  
Благодать  
Любовь  
Солнце  
Светлый луч  
Лето  
Судьба  
Сос  
Строгость  
Гармония  
Глубина души  
Греция  
Душа  
Святость  
Дама  
Дар  

 

Афиширование: познакомить всех со своей работой и дополнить.

Индуктор 3: Подойдите к столу, на котором разложены предметы. Выберете себе любой. Попытайтесь объяснить, как может быть связан этот предмет с жизнью и образом женщины.

Актуализация. В группе: Напишите, используя  ваши слова и ассоциации, и ту информацию, которую, вы сейчас узнали, рассказ о женщине по имени София.

Индуктор 3: Предметы, характеризующие незнакомку.

 Август 2004

· Цветы, икона Амвросия Оптинского, нотный сборник, канва, нитки, иглы, золотное шитье на бархате.

Незнакомка любила цветы, необходимые для украшения икон, значит, она была верующей, ведь икона необходима для молитвы, а нотный сборник для церковного пения. А еще, она шила ризы для икон.

· Свеча, записка, обращение с просьбой к матушке Софии, земелька в пакетике.

Свеча обозначает, что эта женщина была верующая, посещала храм, молилась. Записка говорит о том, что она была высокой духовной жизни, можно сказать - молитвенницей. Земля – это любовь ее к своей Родине, к труду и красоте. Образ ее видится благородным, светлым, таящим в себе много нами не познанного. В этих трех предметах видится ее смирение, нестяжание, вера, душа и Бог.

Женщина София – это монахиня, молитвенница и подвижница. В миру она помогала бедным и больным милостыней, заботой, любовью.

В монастыре она была игуменьей, управляющей сестрами, молящейся за весь мир. Еще: нужно отметить, что она была замужем. Второй раз по благословению преподобного отца Амвросия. Она жила и несла подвиг смирения, послушания, и помощи ближним. Эта женщина была святой.

 

· Брошюра «Шамординъ», краски, кисти, нитки для вышивания, мокрый носовой платок.

Православная монахиня. Была художницей. Любит вышивать и имеет такое послушание. Много плачет о своих грехах и грехах всего мира и от жалости. Игумения, подвижница. Возможно, Амвросий Оптинский был ее духовником.

· Четки, краски, кисти, шерстяные нитки.

Любит людей, вяжет теплые вещи для людей и закладки для книг, молится за других, любит читать и вышивать, рукодельная. Живет в миру, но, скорее всего – монахиня. По четкам читает Иисусову молитву. Может быть, она пишет иконы.

Ноябрь 2004.

· Краски, кисти, жемчуг, иголки, нитки, цветы.

В детстве Соня любила рисовать, сажать в своем садике цветы, вышивать… В юности она полюбила читать книги. Ее любимой книгой было Евангелие. А детские рисунки Сони переросли в иконописное мастерство. Читая Евангелие, она оставила все, ради самой ценной «Жемчужины».

· Нотный сборник, мокрый носовой платок, четки, икона Амвросия Оптинского, земелька, записка, с обращением к матушке Софии.

Эта женщина пролила много слез. Умела играть на музыкальных инструментах, верующая. Связана как-то со старцем Оптинским Амвросием, занималась строительством и земледелием, посещала святые места, стала после смерти почитаемой, как святая. Много читала, была умна.

· Два обручальных кольца, церковная свеча, икона Казанской Божией Матери, записка, с обращением к матушке Софии, брошюра «Шамординъ».

Предположительно, женщина преклонного возраста, верующая в Бога. Скорее всего, монахиня, или святая. Она умная, мудрая, таинственная и справедливая. Жила в Шамордино. Дважды была замужем. Как-то связана с иконой Казанской Божией Матери.

Звучит фонограмма: Пристань тихая – Шамордино

Шамордино.

Сл. инокини Илианы (Гончаровой)

 

Старче Амвросие, к Богу ходатай

Тонущих в море житейском больном

Чадам построил спасенья корабль –

Тихую пустынь в Шамордино.

Всех накормить, обогреть приходящих,

Любящим батюшкой заведено.

Миром отверженных принял кораблик

Старых и малых - Шамордино

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 241.