Воспитательный потенциал д етского православного лагеря
«Изборский Посад» .
Книга V
Приложения III .1.1 – III .1.3
Возраст участников: 9 – 18 лет
Срок реализации проекта: июль 1997 – ноябрь 2018
Автор: Педагог
ДПЛ «Изборский Посад»
Соколова Наталья Николаевна
Камно 2018
Оглавление
Книга I. Конкурсный проект «Воспитательный потенциал
детского православного лагеря «Изборский Посад».
Книга II. Приложения I.4.1 – II.1.2
Книга III. Приложения II.4.1
Книга IV. Приложения II.5.1 – II.9.2
Книга V. Приложения III.1.1 – III.1.3
Книга I : Конкурсный проект « Воспитательный потенциал д етского православного лагеря «Изборский Посад»
Оглавление:
Навигатор:
I . Содержательно – целевой блок
I.1 Описание проекта
I.2 Актуальность, своеобразие и новизна
системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи
в детском православном лагере «Изборский Посад»
· Актуальность и своеобразие
· Новизна
I.3 Лагерное движение: история и современность
· Православные лагеря. История и современный опыт
I.4 Описание работы детского православного лагеря «Изборский Посад»
II. Организационно – методический блок
II.1. Откуда начинается программа
работы детского православного лагеря
«Изборский Посад»
II.2. Организационно-методические основы работы
детского православного лагеря «Изборский Посад»
II.3. Проектная деятельность
II.4. Технология педагогических мастерских
II.5. Занятия по катехизации
II.6 Конкурсная деятельность как фактор
творческого развития посадников
II.7 Паломничество как средство духовно-нравственного воспитания
в ДПЛ «Изборский Посад»
II.8 Прогулки «Изборского Посада»
II.9 Декоративно-прикладное и художественное творчество
· Видим, слышим, чувствуем, творим…
II.10 Песенное творчество
· О, песня русская, простая…
III. Результативно – оценочный блок
III.1 Исследовательская работа
по развитию навыков саморефлексии и самооценки
через которую воспитывается чувство трезвения
· Развитие культуры самонаблюдения
· Цветограммы
· Анкетирование
· Рефлексии
· Тестовый рисунок оргпериода
· Роль детского православного лагеря «Изборский Посад»
в формировании мировоззрения и
шкалы нравственных ценностей воспитанников
III.2 Заключение
IV. Список использованной литературы
Книга II: Приложения I .4.1 – II .1.2
Оглавление:
Приложение I .4.1 Программы лагеря «Изборский Посад»
Приложение II .1.1 Педагогический коллектив
детского православного лагеря «Изборский Посад»
Приложение II .1.2 Двухгодичный цикл программ
· Программа смены «Лето Господне» 26.06.08 – 21.07.08
· Программа смены «Маленький принц» 21.03.08 – 30.03.08
· Программа смены «Серебряные нити Рождества» 2.01.08 – 9.01.08
· Программа смены «Земное и небесное» 2.11.07 – 9.11.07.
· Программа смены «Ливонская битва» 29.06.07 – 21.07.07
· Программа смены «Воскресение души» 23.03.07 – 30.03.07.
· Программа смены «Рождественская сказка» 02.01.07 – 09.01.07
· Программа лагеря «Семья - малая церковь» 27.10.06 – 5.11.06
· Программа смены "На все времена"10 июля - 28 июля 2006г.
Приложение II .3.1 Проектная деятельность
в детском православном лагере «Изборский Посад»
· Былина «Поле Русской Славы»
· Проект «Живая душа природы»
Книга V: Приложения III .1.1 – III .1.3
Оглавление 2
Навигатор 7
III.1.1 Исследовательская работа по развитию
навыков саморефлексии и самооценки, через которую воспитывается чувство трезвения 11
· Виды сводных цветограмм настроений 11
III.1.2 Анкетирование 17
· Анкета участника смены «Воскресение души» 17
· Итоговая анкета 18
III.1.3 Рефлексии 23
III.1.3 Отзывы родителей, инструкторов, детей
Навигатор
Книга I. Конкурсный проект «Воспитательный потенциал детского православного лагеря «Изборский Посад».
Книга II. Приложения I.4.1 – II.1.2
Книга III. Приложения II.4.1 – II.4.2
Книга IV. Приложения II.5.1 – II.9.2
Книга V. Приложения III.1.1 – III.1.3
Книга I: Конкурсный проект «Воспитательный потенциал детского православного лагеря «Изборский Посад» Оглавление: Навигатор: I. Содержательно – целевой блок I.1 Описание проекта I.2 Актуальность, своеобразие и новизна системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в детском православном лагере «Изборский Посад» Актуальность и своеобразие Новизна I.3 Лагерное движение: история и современность Православные лагеря. История и современный опыт I.4 Описание работы детского православного лагеря «Изборский Посад» II. Организационно – методический блок II.1. Откуда начинается программа работы детского православного лагеря «Изборский Посад» II.2. Организационно-методические основы работы детского православного лагеря «Изборский Посад» II.3. Проектная деятельность II.4. Технология педагогических мастерских II.5. Занятия по катехизации II.6 Конкурсная деятельность как фактор творческого развития посадников II.7 Паломничество как средство духовно-нравственного воспитания в ДПЛ «Изборский Посад» II.8 Прогулки «Изборского Посада» I II.9 Декоративно-прикладное и художественное творчество Видим, слышим, чувствуем, творим… I I.10 Песенное творчество. О, песня русская, простая… III. Результативно – оценочный блок III.1 Исследовательская работа по развитию навыков саморефлексии и самооценки через которую воспитывается чувство трезвения Развитие культуры самонаблюдения Цветограммы Анкетирование Рефлексии Тестовый рисунок оргпериода Роль детского православного лагеря «Изборский Посад» в формировании мировоззрения и шкалы нравственных ценностей воспитанников III.2 Заключение IV. Список использованной литературы | Книга II: Приложения I.4.1 – II.1.2 Оглавление: I.4.1 Программы лагеря «Изборский Посад» II.1.1 Педагогический коллектив детского православного лагеря «Изборский Посад» II.1.2 Двухгодичный цикл программ Приложение II.3.1 Проектная деятельность в детском православном лагере «Изборский Посад» Книга III: Приложения II.4.1 – II.4.2 Оглавление: II.4.1 Технология педагогических мастерских . II.4.2 Диагностика педагогической мастерской «Человек – Гражданин» Книга IV: Приложения II.5.1 – II.9.2 Оглавление: II.5.1 Катехизация II.7.1 Паломничество как средство духовно-нравственного воспитания в ДПЛ «Изборский Посад» II.8.1 Прогулка: «Учитесь слушать тишину» II.9.1 Декоративно-прикладное и художественное творчество II.9.2 Творческие работы в технике «Флористика» Книга V: Приложения III.1.1 – III.1.3 Оглавление III.1.1 Исследовательская работа по развитию навыков саморефлексии и самооценки, через которую воспитывается чувство трезвения III.1.2 Анкетирование III.1.3 Рефлексии III.1.3 Отзывы родителей, инструкторов, детей | · Программа смены «Лето Господне» · Программа смены «Маленький принц» · Программа смены «Серебряные нити Рождества» · Программа смены «Земное и небесное» · Программа смены «Ливонская битва» · Программа смены «Воскресение души» · Программа смены «Рождественская сказка» · Программа лагеря «Семья - малая церковь» · Программа смены "На все времена" · Былина «Поле Русской Славы» · Проект «Живая душа природы» · Педагогическая мастерская «Мой дом – моя крепость» · Педагогическая мастерская «Портрет одной монахини» · Педагогическая мастерская « Притча» · Рисунки к педагогической мастерской Е.О.Галицких «В каждом ребенке солнце» · Педагогическая мастерская "Стоит в поле теремок" · Педагогическая мастерская «Ангел мой – Хранитель мой» · Начни день с молитвы» Занятие - беседа · «Магнетизм благодарности» Занятие - беседа · Педагогическая мастерская «Радуйся, Радосте Наша» · Программа «Куликовская битва». Лето 2003 · Не судите... Практическое занятие · «Связанные одной нитью» Практическое занятие · «Как слово наше отзовется…» Практическое занятие · «Содержание определяет форму» Занятие - беседа · Два полюса души Занятие – беседа. · «Наша взаимосвязь со Святым Духом» Занятие - беседа · Виды сводных цветограмм настроений · Анкета участника смены «Воскресение души» · Итоговая анкета |
Приложение III .1.1
Приложение III .1.2
Анкетирование
Анкета
Диаграмма 1.
Итоговая анкета
1. За какие дела ты хотел бы сказать спасибо друзьям?
2. Проведение каких дел зависело от твоего участия?
3. За что ты хотел бы поблагодарить педагогов?
4. Какие дела удались благодаря хорошей погоде?
5. Какие дела мы не смогли бы провести, если бы нас не окружала такая природа?
6. Что способствовало успешному проведению смены?
7. Что мешало проведению смены?
По результатам этой анкеты удалось выявить 9 факторов, повлиявших на формирование настроений участников смены (диагр. 3):
Диаграмма 3
Ответы на отдельные вопросы можно проследить по диаграмме 4.
Диаграмма 4
В 2003 году советники обратились с просьбой добавить в цветограмму дополнительные критерии самооценки и предложили новые пункты.
Оцени свое участие в жизни "Изборского Посада":
организатор, участник, зритель, слушатель, наблюдатель.
График этого исследования выглядит так:
Отношения с «князьями», «боярами» и «посадниками»
Восторженные Порицательные
Взаимопонимания Безразличия
Родственные Переменчивые
Дружеские, теплые Непонимания
Ровные, деловые Неприятные
Уважительные Конфликтные
В графическом исполнении выглядят так:
Одновременно ребятам предлагалось каждый вечер заполнять следующий контрольный лист по пятибалльной системе. Эти листы советники сдавали дежурному педагогу на вечернем совете:
1. Посадское дело
2. Мое личное участие в жизни посада
3. Участие моих друзей в жизни посада (члены дружины)
4. Оценка моей работы
5. Оценка нашей работы
6. Оценка моего послушания
7. Оценка нашего послушания
8. Недовольство собой (расшифровать)
9. Мои отношения со старшими
10. Мои отношения с посадниками
11. Успех, радость посада
12. Успех, радость посадников
13. Неудача, печаль посада
14. Неудача, печаль посадников
15. Поступки посадников
16. Оценка моей деятельности окружающими
17. Хозяйственные проблемы
18. Осознание смысла своей работы
19. Воспоминание о доме, родных
20. Погода
21. Состояние здоровья
22. Условия быта
23. Очень личное
24. Трудно сказать
Перед вечерним костром каждая дружина проводила анализ дня по следующим критериям:
· Сегодняшний день мы можем назвать...
· Сегодня больше всего нам запомнилось...
· Сегодня нас огорчило, разочаровало...
· Сегодня мы узнали и открыли для себя....
· Мы ложимся спать с мыслями о....
В последний день смены ребятам для написания отчета по смене раздали «летописные страницы» со следующим текстом:
Вот и закончилась наша смена. Она пролетела быстро, как один миг. Есть, что вспомнить, о чем подумать. Напишите, пожалуйста, что дал вам "Изборский Посад"? Что нового вы узнали и открыли для себя? А может быть, эта смена что-то изменила в вас? Что из "Изборского Посада" вы возьмете в свою дальнейшую жизнь? Пожалуйста, напишите все, что вы считаете нужным.
Подсказочки:
Наши правила Как мы отдыхали
Вместо дискотек у нас... Что смотрели, что читали...
Главное воспоминание... О будущем лете
О жизни в городе
Кроме этого, ребятам было предложено оценить свои взаимоотношения не только с жителями «Изборского Посада», но и с жителями деревни Старый Изборск, с которыми так или иначе нам приходилось общаться:
Приложение III .1.3
Рефлексии
Самоанализу детей способствуют и рефлексии, которые так нравятся нашим ребятам. Порой заполночь продолжается разговор о самом сокровенном у костра или лампы. Используются следующие формы рефлексий:
· Стоп – кадр. Если бы тебе предложили получить в подарок одну лишь фотографию прошедших 3 дней (как правило – организационного или заключительного периода), чтобы ты хотел на ней увидеть?
· Мое открытие. Каждый человек, ежедневно открывает для себя что-то новое. Подумайте минутку, что вы открыли сегодня для себя и тех, кто с вами рядом?
· Снимается кино. Вы знаете, каждый год после окончания летней смены мы делаем кино про наш лагерь. Сегодня каждый из вас участник творческого коллектива, снимающего фильм под названием… Подумайте пожалуйста, что бы вы хотели увидеть в этом фильме? В каких тонах и красках был бы снят этот фильм?
· «Давай с тобой поговорим…» Разговор по кругу о серьезных проблемах, так часто возникающих в подростковом возрасте. Каждый участник разговора начинает со слов, обращенных к соседу – «Давай с тобой поговорим о…»
· Находки дня. Расскажите нам о находках - хороших и плохих, полезных и вредных…
· Хорошие новости. Просто разговор о хороших новостях.
· «Наши песни носим в сердце…» Попытайтесь выразить сегодняшнее состояние души словами какой–либо песни. Выступления ребят перемежаются пением любимых песен.
· Шесть перчаток мышления. Используется при анализе, какого – либо дела или определенного периода времени или событий в лагере. Из цветной бумаги изготавливаются перчатки шести цветов (на цветной бумаге обводятся ладошки) по количеству детей в коллективе. Каждому ребенку предлагается выбрать перчатку того цвета, который нравится. Затем дети объединяются в группы по цвету перчаток. Каждой группе участников рефлексии предлагается рассмотреть объект обсуждения с точки зрения:
1. БЕЛАЯ – информация, голые факты.
2. 2.ЧЕРНАЯ – осторожность, негатив, просчеты, недостатки.
3. ЖЕЛТАЯ – позитив, преимущества, все плюсы.
4. ЗЕЛЕНАЯ – креативность, творчество, перспективы творчества на будущее.
5. КРАСНАЯ – выплеск эмоций, раздражители.
6. СИНЯЯ – управление процессом, анализ, итог.
Приложение III .1.3
И мама троих сыновей,
С 1998 года.
Июня 2008г.
Отзыв Ивановой Натальи Викторовны
Много лет назад моя дочь первый раз приехала на летнюю смену в детский православный лагерь "Изборский Посад". Я благодарна судьбе, которая привела нас в это удивительное место, а главное - познакомила нас с замечательными педагогами - великими тружениками, отдающими свою любовь и талант детям. Благодаря неиссякаемой энергии Соколовой Натальи Николаевны, её любви и преданности делу, которому она служит, и которому посвятила всю свою жизнь, благодаря её вере и глубокому знанию российских православных педагогических и культурно-исторических традиций, дети, которым посчастливилось оказаться в «Изборским Посаде», становятся чище, добрее, милосерднее, внимательнее к людям.
Как и каждый родитель, я приезжала в «Изборский Посад» на родительские дни, да и не только. Интересно было наблюдать за детьми, видеть, как они меняются, преображаются. Я – учитель, с детьми работаю больше 20 лет (в школе), работала вожатой и воспитателем в летних лагерях. Меня сразу заинтересовало, почему так сильно меняются дети в «Изборском Посаде», в чём секрет? Дело в том, что атмосфера общения в лагере уникальная – это большая дружная семья. Дети отличаются по возрасту, по своим талантам и способностям, с разными характерами (и частенько очень сложными), из разных семей (разных социальных слоёв), разных городов, и даже стран - а царит в лагере атмосфера любви, добра, содружества и сотрудничества. Не «прилипает» к детям зло, нет в них никакой агрессии. И это особенно удивительно в век материальных благ, негативных влияний и пагубных соблазнов. Как же удаётся педагогам «Изборского Посада» уберечь детей, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро? Это заслуга уникальных и талантливых педагогов: Натальи Николаевны Соколовой и Светланы Борисовны Поливановой, педагогов с большой буквы. Инициатором, источником неиссякаемой энергии, сердцем проекта «Изборский Посад» является Наталья Николаевна.
Авторские программы, разработанные Соколовой Натальей Николаевной, содействуют духовно-нравственному воспитанию детей, учат бережному и уважительному отношению к своим национально-культурным традициям. Хочется отметить, что в разработке этих программ активное участие принимают и сами дети. Это одна из традиций. Выслушиваются и обсуждаются любые предложения ребят, даже самые невероятные - полёт фантазии приветствуется. Многие из них дорабатываются педагогами и инструкторами и входят в программу лагеря. Атмосфера творчества царит в лагере всегда. Это и сценические постановки, и творческие отчёты по каждому делу, и всевозможные мастерские… А сколько песен сочинили «посадники»!
Создание руководителем лагеря Соколовой Н.Н. комфортной психологической атмосферы равноправия способствует повышению самооценки детей. В лагере даже те дети, которые не верят в собственные способности, стеснительные, замкнутые, становятся активными участниками всех дел. Наталья Николаевна - уникальный и талантливый педагог, учитель от Бога, она знает, как зажечь в детских душах искру веры в себя, уверенность в том, что всё получится. А ещё в этом помогают старшие «посадники». Преемственность поколений – традиция лагеря. Не решаешься подойти за советом к взрослым – на помощь сразу же придут старшие дети, всё объяснят и помогут, так часто бывает, что взаимопонимание легче найти со сверстниками или детьми постарше. Равнодушных в лагере нет, именно поэтому такие доверительные отношения меду «посадниками» и руководителями. Собственным примером Наталья Николаевна Соколова научила детей быть открытыми, внимательными, терпимыми, смогла привить любовь и сострадание к другим.
Каждая программа, которую разработала Наталья Николаевна, уникальна ещё и тем, что воспитывает в детях патриотические чувства и укрепляет любовь к Отчизне. Я была свидетелем ситуативной игры, в ходе которой проживались события 14 века, когда на русскую землю напали Ливонские рыцари. Я не буду подробно рассказывать о том, как проходила работа с информацией по изучению исторических фактов, как готовили костюмы и строили «крепости», которые предстояло «оборонять от нападения врагов», как отважно «сражались» защитники Земли Русской. Скажу только, что, наблюдая за детьми, увидела, как сильна их любовь к Родине, как заинтересовано они изучают историю своей страны, какой интерес проявляют к родной культуре! И всё это в наших детях появляется не само собой, а формируется под чутким руководством педагога, который большое внимание уделяет развитию у детей интереса к историческому, культурному наследию нашего народа.
Санкт – Петербург 2008 год
Соловьева Наталья Ивановна
Г.
Отзыв Торопковой Юлии Юрьевны
Хочу написать не только как мама, но и как врач.
Хорошо помню свое первое впечатление от знакомства с руководителем лагеря: «Да как же в таком состоянии работать? Да еще с детьми?! Человеку же в стационар нужно!». Смотрела на нее и видела: по крайней мере две из целого «букета» болезней, хорошо заметных профессиональному взгляду, способны на долгое время уложить в постель даже физически крепкого мужчину, а тут – женщина, да и работа руководителя лагеря – не специализированный кардиологический санаторий… Тогда желание было одно: помочь чем только можно, чтобы человеку хотя бы легче было передвигаться. Но воистину «сила Божия в немощи совершается».
Сухой язык медицинских документов свидетельствует – простое перечисление диагнозов после обследования этого педагога занимает ровно половину листа формата А-4. А ведь по каждому из них – настоящее физическое страдание. Как итог – вердикт: инвалид 2 группы.
Нет сил преодолевать боль, нет никакой возможности подняться, но подходит время подготовки к очередному лагерю и без жалоб и сетований руководитель встает, готовит программу, едет на встречи с родителями, монтирует фильмы, закупает все необходимое для смены, отправляется на семинары и выставки… И так из года в год. Какими силами?!!
Я не узнавала двенадцатилетнего сына, вернувшегося из своей первой поездки в «Изборский Посад». Самые частые слова в первые дни по возвращении: « Мама, тебе помочь?». Естественное желание - заботиться о ком-то - за недели, проведенные в лагере, стало не просто само - собой разумеющимся – оно сумело найти практический выход. Забота о больном, о младшем, о слабом, просто о том, кому в данный момент твоя помощь нужна – как же ее не хватает в нынешнем мире!
Этому невозможно научить, но жить так, чтобы потребность «носить немощи других» стала такой же естественной, как потребность дышать – можно. Можно, забыв о собственных болезнях и скорбях всю себя отдавать детям, и они, всем сердцем откликаясь на этот дар, усваивают (не на словах!) важнейший нравственный урок: Забота о себе и о своих невзгодах есть цепь, сковывающая человека. Связывает не горе, не страдание, а то, что это страдание сосредоточено на себе самом. Человек свободен только тогда, когда забывает о себе, когда готов служить другому молитвой, словом или делом.
Не нравоучениями, не игровыми примерами – своей жизнью воспитывает Наталья Николаевна наших детей. Почти шестнадцать лет сейчас сыну, и на вопрос поедет ли в Изборск, ответ будет один: «Конечно. Наталье же помочь надо».
Дети не терпят фальши, всегда знают сердечком – искренне ли к ним отношение, поэтому их радостная любовь к Наталье, верность (из года в год!) своему «Изборскому Посаду» - не есть ли лучшее подтверждение «высшей учительской категории» для его руководителя?
Низкий ей поклон, теплая материнская благодарность и, главное, крепости телесной и душевной на многая и многая лета!
С уважением
Р.Б. Иулия (Торопкова)
30.05.08
Отзыв Штиф Ирины Витальевны
О детском лагере «Изборский Посад» я впервые услышала летом 2005г. Моя близкая подруга и крестная моего сына отправила в лагерь своего сына – подростка Николая. Причем, информацию об «Изборском Посаде» она «совершенно случайно» услышала по радио.
По возвращении Коли мы услышали о жизни в палатках, о кострах, песнях под гитару… И только удивлялись: как в то мокрое и холодное лето детям удалось не простудиться, а вернуться к родителям здоровыми и счастливыми! Это потом мы узнали, что в этом лагере дети не болеют, а выздоравливают!
Тогда мой сын Дима был еще в «нежном» детском возрасте; каждое лето наша семья проводит за городом, на своем участке, поэтому в лагерь пока не собирались.
Но вот приблизился подростковый возраст, а с ним и проблема «свободного времени». И вот тогда моя кума Ирина и напомнила нам, что хорошо бы Димке поехать в «Изборский Посад» для начала на осенние каникулы. Надо сказать, что Коля был к тому времени уже изборским завсегдатаем.
Димке же нашему повезло еще больше: в те каникулы лагерь проводился в Шамордино. И вот прошла одна неделя, всего 7 дней. Поздно вечером (в «Изборском Посаде» каждый день используется на 100%) возвращается домой мой ребенок: взъерошенный, чумазый, и чем-то неуловимым для меня НОВЫЙ!
Здесь необходимо пояснить: в то время все члены нашей семьи были лишь крещеные, но совсем неверующие. И вот после семи дней отсутствия мой ребенок начинает петь молитвы наизусть! И тогда же в доме появилась первая икона: Преподобного Амвросия Оптинского.
Понять, что произошло, я тогда, к сожалению, не могла. Но я почувствовала (наверное, это и есть «материнское чутье»): вот место, где моему ребенку хорошо; вот взрослые и дети, с которыми он становится лучше и счастливее.
Вот именно тогда я впервые ощутила (еще неосознанно) Божию благодать! И с того октября начался мой путь к Богу.
А «Изборский посад» с той поры – наше любимое место отдыха, какой бы работой он ни сопровождался. 2-3 дня, проведенные там, равняются двум неделям обычного отпуска (это для тела), а для души воздействие лагеря незаменимо ничем.
Все каникулы в течение учебного года и непременно летнюю смену мои дети проводят в «Изборском Посаде» (с 2007г. к Димке присоединилась и младшая сестра Люся). Только очень серьезная причина может помешать поездке в лагерь и вызовет огромное сожаление. «Изборский Посад» это не лагерь в нашем привычном понимании. Это большая многодетная православная семья. Не случайно, все женщины, окружающие заботой и любовью детей, становятся просто «мамами»: мама Света, мама Галя, мама Ира, Мама Вера.
Но главная для детей, конечно, Наталья – ее авторитет непререкаем, уважение к ней чувствуется во всем. Думаю, что каждый родитель слышал от своего ребенка, побывавшего в лагере такой веский аргумент: «Наталья ТАК сказала!»
Даже я сама, на 2 дня задержавшись в «Изборском Посаде» после родительского дня и чуть потеснее пообщавшись с ребятами, услышала: «А вы тоже будете нашей мамой?!» И с каким сожалением пришлось отвечать, что надо уезжать. А как мы прощались! Мы расцеловались со всеми: и взрослыми, и детьми (причем, не один раз – вспоминаю милую Улю!). Столько любви, столько искренних чувств от стольких людей сразу я не испытала нигде и никогда! Только здесь становится понятным, как хорошо было детям расти не по одному – двум, а среди множества братьев и сестер с разными характерами, талантами, взглядами. Сколько рождается здесь идей, игр, фантазий и, как смело они воплощаются!
Вообще могу сказать, атмосфера в «Изборском Посаде» очень напомнила мне мое детство, хоть и «пионерское», но именно тогда мы оценили дружбу, ответственность, взаимовыручку и все те качества, которые определяют человеческие взаимоотношения; те, которые сейчас совсем не в моде: честность, смелость, надежность. В лагере невозможно отмолчаться, отсидеться в кустах – здесь все, как на ладони, со своими «плюсами» и «минусами». И самое главное, что здесь есть великолепная возможность все свои «плюсы» приумножить, а от «минусов» избавиться. Потому что основа «Изборского Посада» - это ВЕРА, это ХРАМ, это БОГ! И как раз это моментально чувствуют детские души!
Как сказала моя Люся (ей сейчас 20 лет): «Однажды попав в «Изборский Посад», просто невозможно отказаться в следующий раз, потому что там – БЛАГОДАТЬ!»
Я совсем ничего не сказала о взрослых, организующих нашим детям отдых в «Изборском Посаде». Это, конечно, батюшка Алексий, педагоги - мама Света, мама Наташа, мама Галя, мама Ира – это люди великой любви и добра, отдающие себя целиком людям. И, конечно, сама Наталья Николаевна – личность, на которой, я уверена, держится «Изборский Посад». Это неиссякаемый источник новых программ, творческих заданий (Люся отметила, как любимое дело в лагере), паломнических поездок и походов. В общем, всего того, что делает каждую смену в «Изборском Посаде» незабываемой, отличной от других, неповторимой, как те закаты, которые наблюдают все жители «Изборского Посада» ежедневно у любимого костра!
А какие фотографии и фильмы сделаны об «Изборском посаде» его повзрослевшими питомцами! С огромным уважением и искренней любовью желаю всему составу «Изборского Посада», нынешнему и будущему, успехов, процветания и МНОГАЯ ЛЕТА!
Штиф Ирина Витальевна
(мама Ира)
Инструктор Анна Смолина
Отзыв Инструкторского состава лагеря «Изборский Посад»
«Изборский Посад» для нас не просто детский православный лагерь – это особое радостное и чистое состояние духа. Оно так дорого нам, что, даже повзрослев, мы возвращаемся сюда вновь и вновь уже не в качестве детей, но в качестве инструкторов.
Созданный и оберегаемый нашим руководителем «Изборский Посад» постоянно пополняется новыми ребятами (за двадцать два года существования «Изборского Посада» география участников лагеря стала очень обширной). Они, так же как и мы дорожат тем, что приобрели здесь: знанием православных основ и традиций, радостью общения с природой, духом взаимной поддержки и единства, а так же, крепкой дружбой.
Инстр. Дарья Радыш
Добрые пожелания на «Заборах»
Одна из добрых традиций, сложившаяся с первого лагеря – в последний день смены писать «Заборы» друг – другу. На бумажной штакетине можно написать добрые слова поддержки, благодарности. Очень мягко, с любовью, в виде пожелания, сделать замечание. А может быть, если нужно, и попросить прощения… У некоторых наших воспитанников действительно, собрались уже целые «заборы». Родители на встречах нам рассказывают: когда в школе нелады или конфликты с одноклассниками – ребенок достает «заборы», перечитывает. Настроение улучшается и повышается самооценка.
Приводим расшифровку двух таких «заборов», адресованных руководителю лагеря.
27.06.2003 – 14.07.03
· Спасибо вам за все! Яна Евлаш
· Спасибо тебе за все, Желаю всего хорошего! Интересно, ты приедешь в следующий лагерь?! Коля Крутов. тел.4650113
· Программа лагеря была очень интересной! Саша Губанова
Коля Конюхов.
Саша Соловьева
Аня Ковган.
· Наталья, я очень рад был тебя увидеть. Наш лагерь помогает забыть о городе, о вечной спешке куда-то, спасибо тебе за все, за доброту, за суровость, век не забуду. Спасибо! Дай Бог тебе здоровья и побольше. Помолись за нас! Антон Беляев .
· Наталья! Я уже не представляю жизнь без лагеря, без тебя, без мамы Светы и всех нас. Спасибо огромное за вашу работу. Прости, если чем - либо тебя обидел. И спасибо огромное за фильм. Спаси тебя, Господь! Стас Сеин.
Лето 2005 года.
· Спасибо за этот лагерь и, особенно, за интересные мастерские.
P.S. Передавай привет маме Свете, Феде и Игорю. Даша Радыш
Миша Фомин. 7147709.
· Наталья, спасибо за то, что ты нас терпела. Спасибо тебе за все. Варя Сапожникова .
· Наталья, ты очень хорошая. Ты проводишь очень хорошие и интересные мастерские. Марина Федорова .
27.06.2008 – 21.07.2008
P.S. Жду! Приезжай скорее к нам в гости!
Юля Вакарюк. Шотландия
Даша Радыш. Инструктор
Маша Иванова. Инструктор
Воспитательный потенциал д етского православного лагеря
«Изборский Посад» .
Книга V
Дата: 2019-02-02, просмотров: 308.