§ внутриотраслевая
§ межотраслевая
Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между товаропроизводителями одной и той же отрасли, когда предприятия с более высокой, чем средняя, производительностью труда получают дополнительную прибыль, а технически и организационно отсталые предприятия, наоборот, теряют часть индивидуальной стоимости производимых ими товаров и разоряются.
Межотраслевая конкуренция — конкуренция между предприятиями различных отраслей. Она выражается в переливе капиталов отраслей, имеющих низкую норму прибыли, в отрасли с высокой долей прибыли.
Различают:
§ совершенную (свободную) конкуренцию
§ несовершенную конкуренцию
Выделяют следующие функции конкуренции:
§ выявление или установление рыночной стоимости товара;
§ выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда;
§ регулирование перелива средств между отраслями и производствами.
Виды конкуренции
1) Ценовая – это борьба за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек и, следовательно, снижения цен на продукцию без изменения ее качества и ассортимента (возможна за счет установления монопольной цены). 2) неценовая – ее формы зависят от степени воздействия фирмы на условия реал
2) изации ее продукции на рынке. Суть: аналогичные товары продаются по разным ценам; основа этого – различное качество, разный объем предоставляемых услуг, сервис, реклама. В результате расширяется число потребителей, которое за разное качество готовы платить по-разному. Здесь выигрывает тот, кто что-нибудь придумает.
52.Бизнес и его роль в современной рыночной экономике :
Бизнес - инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела. Понятие бизнеса в небольших масштабах на малых фирмах называют малым .
Содействие становлению новых компаний и фирм является основой успешного экономического развития страны. Важнейшей задачей является своевременная помощь бизнесменам, начинающим свое дело. Наиболее эффективными методами являются специальные правительственные программы и консультационные услуги, способствующие увеличению доступа бизнеса к начальному капиталу.
Уже сегодня бизнес играет существенную роль в обеспечении занятости, формировании современной структуры рынка труда, поддержании конкурентной среды, реализации предпринимательского потенциала российских граждан. Однако мощные резервы этого института масштабно все еще не задействованы.
Объект нашего исследования это место и значимость малого, среднего и крупного предпринимательства в обществе.
Целью исследования является определение места бизнеса и его роль в социально-экономической жизни страны.
53.Монополия и олигополия в российской экономике:
Олигополия - тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.
Примеры:
- транспортная компания ''РЖД'',
- российская авиакомпания - Аэрофлот
-производителей автомобилей, таких как Nissan, Toyota, КАМАЗ .
-Компьютерных строений Microsoft и Apple
-В самолётостроении : Боинг , Аирбас
-В области мобильных коммуникационных технологий: Nokia , Sony ericsson, Motorola
и т.д
В современной России примеры полной монополии практически ограничены производством и распределением природного газа (Газпром), электроэнергии (РАО "ЕЭС"), никеля ("Норильский никель")
54.Экономический риск:понятие,факторы и способы его измерения
Экономический риск — в проектном финансировании риск того, что продукция проекта не сможет быть продана по цене, покрывающей операционные и эксплуатационные издержки проекта, а также расходы по обслуживанию долга.
Методы снижения риска. Обычно используется три способа снижения уровня риска: диверсификация, страхование, получение полной информации.
Диверсификация — это метод минимизации риска путем распределения усилий и капиталовложений между разнообразными видами деятельности, результаты которых непосредственно не связаны (что позволяет избежать части риска).
Страхование. Люди, не склонные к риску, для того чтобы избежать его, готовы отказаться от части дохода. Если стоимость страховки равна возможному убытку, то не склонные к риску люди захотят застраховаться так, чтобы обеспечить полную компенсацию любых финансовых потерь, которые они могут понести. В результате приобретение страховки гарантирует человеку получение одинакового дохода независимо от того, понесет он потери или нет.
Наиболее часто встречающимися факторами, отрицательно влияющими на деятельность предприятия можно считать следующие:
• рекламации и штрафы за бракованную продукцию;
• аварии на предприятии и поломки оборудования;
• утечка конфиденциальной информации;
• поломки компьютеров;
• влияние необоснованных слухов.
Форс-мажорные обстоятельства (стихийные бедствия, аварии, смерть руководителя или ведущих специалистов, внезапное появление сильных конкурентов, враждебное отношение правительства и прессы) имеют более тяжёлые последствия, но воспринимаются как объективные факторы, как удар судьбы.
Рассматривают внешние и внутренние факторы, влияющие на уровень риска.
Внешние факторы - это те условия, которые нельзя изменить, но надо учитывать. Внешние факторы можно разделить на две группы: факторы прямого и косвенного воздействия.
Факторами прямого воздействия являются:
• изменение законодательства, регулирующего экономические взаимоотношения партнёров;
• непредвиденные действия органов государственного управления и самоуправления;
• налоговая система;
• взаимоотношения с партнёрами;
• конкуренция;
• коррупция и рэкет.
Обратим внимание на конкуренцию. Около четверти банкротств происходит вследствие конкуренции. Конкуренция создаёт механизм экономического соревнования, заставляет предпринимателей пересматривать свою стратегию. Для изучения своих конкурентов специалисты предлагают найти ответы на следующие вопросы:
— удовлетворён ли конкурент своим настоящим положением;
— какие вероятные шаги или изменения в стратегии примет конкурент;
— в чём уязвимость конкурента;
— что может спровоцировать самые крупные и наиболее эффективные меры со стороны конкурента;
Надо обратить внимание на недобросовестную конкуренцию:
— распространение ложных, неточных или искажённых сведений;
— введение в заблуждение потребителей относительно изготовляемых конкурентами товаров;
— некорректное сравнение товара;
— использование чужой марки или интеллектуальной собственности;
— разглашение научно-технической, производственной, торговой информации без соглашения её владельца;
— подкуп сотрудников;
— продажа товара по демпинговым ценам;
— переманивание сотрудников;
— тайный сговор на торгах;
— махинации с деловой отчётностью;
— физическое уничтожение конкурентов.
Особое место в конкурентной борьбе занимает реклама. Недобросовестной рекламой является реклама,
— дискредитирующая юридические и физические лица, не пользующиеся рекламируемыми товарами;
— содержащая некорректное сравнение рекламируемого товара с другими товарами;
— допускающая высказывания, порочащие достоинство и деловую репутацию конкурентов;
55.Экономика предприятия(фирмы),его цели,функции:
В процессе своей деятельности предприятие должно принимать ряд решений:
§ какой товар или номенклатуру товаров следует выпускать и продавать;
§ на какие рынки надо выходить с этим товаром и как укрепить свои позиции на рынке;
§ как выбрать оптимальную технологию производства;
§ какие материалы приобретать и как их использовать;
§ как распределить имеющиеся модели и финансовые ресурсы;
§ каких показателей своей деятельности предприятие предпочитает (должно) достигнуть в отношении технических характеристик выпускаемого товара, его качества, эффективности производства.
Деятельность, направленная на решение этих вопросов, называется общей деловой политикой предприятия или компании.
Основными целями предприятия могут быть:
§ завоевать или удержать большую долю какого-либо рынка для своего товара;
§ добиться более высокого качества своего товара;
§ занять в отрасли лидирующее положение в области технологии;
§ добиться максимального использования имеющихся сырьевых, людских и финансовых ресурсов;
§ повысить прибыльность своих операций;
§ добиться максимально возможного уровня занятости.
В результате деятельности деловая политика определенного предриятия превращается в конкретный план действий по ее осуществлению, который включает три этапа:
1. установление своевременных четких количественных показателей, которых собирается достичь фирма в результате своей основной цели деятельности;
2. определение основных стратегических направлений и действий, которые предприятие должно осуществлять для достижения поставленных целей. При этом во внимание принимается два основных фактора:
§ каким образом и в какой степени на предприятие в процессе его деятельности будут воздействовать внешние факторы;
§ каковы имеющиеся слабые стороны предприятия и его внутренние возможности. В какой степени будут преодолены первые, а вторые потенциально использованы;
3. разработка гибкой системы долгосрочного планирования, вписывающейся в структуру деятельности предприятия (определение стратегии, которая обеспечит достижение поставленных целей).
Миссией называют общую цель, вызывающую у членов организации совместные устремления к чему-то. Формулирование миссии — это ответ на вопрос: почему фирма делает то, что она делает. Миссия — это цель, объединяющая множество ролей. На основании миссии формулируются долгосрочные цели предприятия или качественные результаты, которые она предполагает достичь за пределами планового периода, к которому собирается приблизиться.
Стратегия — это способ или средство достижения долгосрочной цели. Стратегия отвечает на вопрос: какие альтернативные варианты лучше использовать: имеющиеся в организации ресурсы или возможности для достижения поставленных целей.
Задачи предприятия — достичь результатов, которые предполагается получить в пределах планового периода. Они определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой. Право постановки задачи перед персоналом предприятия остается за владельцем независимо от его статуса (частное лицо, государственные органы или акционеры).
Задачами действующего предприятия являются:
§ получение дохода владельцем предприятия (среди владельцев могут быть государство, акционеры, частные лица);
§ обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с договорами и рыночным спросом;
§ обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;
§ создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия;
§ охрана окружающей среды: земли, воздушного и водного бассейнов;
§ недопущение сбоев в работе предприятия (срыва поставки, выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объемов производства и снижения рентабельности).
Важнейшая задача предприятия во всех случаях — получение дохода за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг). На основе полученного дохода удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.
56. Эффективность функционирования фирмы.
Экономический эффект — абсолютный, объемный показатель,характеризующий результат деятельности. В зависимости от уровня управления, отраслевой принадлежности объекта и других параметров в качестве показателей эффекта используют показатели валового национального продукта, национального дохода, валовой продукции, прибыли, валового дохода от реализации товаров
57.Понятие товара и его св-ва
Товар — продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи или обмена.
Товаром принято считать все то, что может составлять объект сделок в рыночных отношениях между продавцами и покупателями.
58.Теория предельной полезности и субъективная ценность блага.
Согласно трудовой теориистоимости, только на рынке при обмене выявляется общественно необходимый уровень затрат труда. Только на рынке стоимость получает свою форму выражения в виде меновой стоимости.
Согласно трудовой теории стоимости, только на рынке при обмене выявляется общественно необходимый уровень затрат труда. Только на рынке стоимость получает свою форму выражения в виде меновой стоимости.
59. Деньги, Их сущность и функции
деньги: сущность их заключается в том, что это универсальный эквивалент стоимости других услуг и товаров.
Сущность денег выражается в единстве трех свойств:
- в форме всеобщей непосредственной обмениваемости - деньги могут обмениваться на другие товары;
– в форме самостоятельной меновой стоимости - деньги могут обмениваться на товар по символически нарицательной стоимости, которая не соответствует их реальной стоимости;
– в форме материализации общественно необходимого рабочего времени - деньги измеряют затраты труда, овеществленные в товаре.
2. Функции денег
Сущность денег проявляется в выполняемых ими функциях. Единство функций создает представление о деньгах кbак об особом специфическом товаре, участвующем в качестве необходимого элемента в воспроизводственном процессе общества.
Мера стоимости - в этой функции деньги обращении называется весовое количество денежного измеряют стоимость всех товаров как одноименных величин качественно одинаковых и количественно сравнимых, так как все товары как стоимости представляют собой овеществленный труд и затраты рабочего времени. Стоимость, выраженная в деньгах - цена, которая выражается в известном количестве денежного товара - золота.
Количество золота измеряется его весом, а определенное весовое количество золота принимается за единицу измерения его массы, эта единица устанавливается государством в качестве денежной единицы и называется масштабом цен. Таким образом, все цены товаров выражаются в определенном количестве денежных единиц или в определенном количестве весовых единиц золота.
Для сравнения цен разных по стоимости товаров необходимо свести их к одному масштабу.Масштабом цен при металлическом металла, принятое в данной стране за денежную единицу и служащее для измерения пен всех других товаров.
Между деньгами как мерой стоимости и деньгами как масштабом цен имеются существенные различия. Деньги как мера стоимости относятся ко всем остальным товарам, возникают стихийно, изменяются в зависимости от количества общественного труда, затраченного на производство денежного товара. Деньги как масштаб цен устанавливаются государством, выступают как фиксированное весовое количество металла, изменяющееся со стоимостью этого товара.
Функция средства платежа проявляется в обслуживании платежей вне сферы товарооборота, при предоставлении и погашении денежных ссуд, при погашении задолженности по зарплате, уплате налогов, социальных выплат, процентов за кредит.
В качестве средства обращения деньги обслуживают цепь непрерывных превращений товаров в деньги и денег в товар (Т-Д-Т), являясь посредником в купле-продаже, а также средством контроля со стороны покупателя за производством товара, устраняя диспропорции между спросом и предложением.
Как средство накопления деньги после реализации товара и услуг временно изымаются из оборота и накапливаются для совершения покупок в будущем. Накопления на короткий период осуществляются в виде открытия депозитных счетов в кредитных учреждениях. Долгосрочные накопления - в виде вложения средств в государственные ценные бумаги, недвижимость, ювелирные украшения, драгоценные металлы.
Мировые деньги - это деньги в системе международных экономических отношений. Их появлению способствовало углубление международного разделения труда и создание мирового финансового рынка. В качестве мировых денег выступает золото как окончательное платежное средство в случаях образования пассивного сальдо платежного баланса, а также пополнения резервов валюты по текущим международным расчетам. Кроме золота, в качестве мировых денег используется свободно конвертируемая валюта, международная счетная единица СДР.
Мировые деньги имеют три назначения: всеобщее платежное средство; всеобщее покупательное средство и материализация общественного богатства. В качестве международного платежного средства деньги выступают при расчетах по международным балансам (платежный баланс). Как международное покупательное средство деньги используются при прямой покупке товаров за границей и оплате их наличными. В качестве материализации общественного богатства являются средством перенесения национального богатства из одной страны в другую при взимании контрибуций или предоставления займов
60#. Сущность и содержание предпринимательской деятельности
Предпринимательство – это инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с новаторским использованием имущества, денежных средств и других ресурсов в целях достижения коммерческого и иного успеха на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой.
Виды предпринимательской деятельности в туризме
В общепринятой классификации предпринимательской деятельности выделяют следующие виды предпринимательства:
1) производительное (производственное) – непосредственное создание услуг и другой продукции
2) коммерческое – посредническая деятельность по продвижению созданной продукции от производителя к потребителю;
3) финансовое – особый вид деятельности по образованию и использованию денежных средств на цели воспроизводства услуг и продукции;
4) консультативное – деятельность, связанная с предоставлением советов (консультаций) и помощи по вопросам общего управления, оценки возможностей производителей, управления финансами, маркетинга и др.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 266.