Основные интересы пользователей финансовой информации. В планово регулируемой экономике бухгалтерская отчётность использовалась, как правило, только для контроля за выполнением плановых показателей и сохранностью социалистической собственности. В рыночной экономике отношение к ней изменилось, что получило отражение в Концепции бухгалтерского учёта в рыночной экономике РФ, которая определяет основные интересы пользователей информации, формирующейся в бухгалтерском учёте.
Руководители организации (менеджмент) - лица, назначаемые собственниками для осуществления оперативного управления, нуждаются в информации о финансовом состоянии организации - как текущем, так и ожидаемом для обеспечения эффективного управления по принятию соответствующих управленческих решений. Акционеры (владельцы организации) на основе данных бухгалтерской отчётности оценивают, насколько эффективно администрация выполняет свои функции, т.е. насколько прибыльно менеджеры ведут дела и какую часть прибыли они могут позволить себе изъять в качестве вознаграждения, а также, утверждая на годовых собраниях годовой бухгалтерский отчёт акционерного общества, акционеры одновременно осуществляют контроль за деятельностью руководства (членов правления) акционерного общества. Кредиторы (банки, заимодавцы), предоставляющие организации краткосрочные и долгосрочные кредиты, должны быть уверены в том, что организация сможет выплачивать проценты и погасить ссуду. Коммерческие партнеры (поставщики, у которых организация приобретает товары, сырье и материалы и потребители, которые покупают у нее продукцию) на основе данных бухгалтерской отчётности оценивают способность организации оплачивать свои долги и быть надежным источником поставок продукции. Налоговым органам необходимо иметь информацию о прибыли организации, её имущественном состоянии для определения суммы удерживаемого налога. Государственные органы управления должны владеть информацией для обеспечения сводок по отраслям народного хозяйства и территориям. Работники организации хотят иметь информацию о финансовом положении и о доходах, поскольку от этого зависит их карьера, размер заработной платы и стабильность рабочих мест. Финансовым аналитикам и консультантам информация необходима для их клиентов (торговцам фондовыми ценностями - для консультирования инвесторов по вопросам приобретения акций и других ценных бумаг; агентствам кредитной информации - для консультирования потенциальных поставщиков). Общественность имеет право на информацию об организации, т.к. её деятельность влияет на налогоплательщиков, потребителей, местных жителей посредством решения вопросов экологии, занятости и т.д. Таким образом, интересы пользователей финансовой информации значительно различаются.
Публичность бухгалтерской отчётности. Для обеспечения информацией многочисленных пользователей бухгалтерской отчётности в рыночной экономике законодательно введено понятие «публичность бухгалтерской отчётности» (ст.16 Закона «О бухгалтерском учёте»). Согласно закону открытые акционерные общества, банки, другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных фондов (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчётность не позднее 1 июня года, следующего за отчётным. При этом публичность бухгалтерской отчётности заключается не только в её опубликовании в периодической печати, доступной пользователям, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчётность, но также в передаче её территориальным органам государственной статистики для предоставления заинтересованным пользователям.
Годовая бухгалтерская отчётность. Приказом Министерства финансов РФ от 28.11.1996г. №101 утвержден «Порядок публикации годовой бухгалтерской отчётности открытыми акционерными обществами», в соответствии с которым публикацией признается объявление обществом бухгалтерской отчётности в средствах массовой информации для всеобщего сведения. При этом в обязательном порядке подлежат публикации бухгалтерский баланс и отчёт о прибылях и убытках. Публикация баланса может производиться и по сокращенной форме в соответствии с требованиями, изложенными в «Порядке публикации годовой бухгалтерской отчётности». Вместе с бухгалтерской отчётностью должна публиковаться и информация о результатах аудита, проведенного независимым аудитором (аудиторской фирмой). Аналогичные законодательные нормы публичности бухгалтерской отчётности имеют место практически во всех странах, что предусмотрено и Международными стандартами финансовой отчётности.
В ст.15 Федерального закона «О бухгалтерском учёте» установлены сроки представления бухгалтерской отчётности. Все организации, за исключением бюджетных, представляют бухгалтерскую отчётность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам её имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчётность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. Другим органам государственной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчётность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ст.14 Закона устанавливает, что отчётным годом для всех российских организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Иные варианты исчисления отчётного года, принятые в мировой практике (с 1 апреля или с 1 июля), в России не применяются. В этой же статье приведена норма о порядке исчисления первого отчётного года для вновь созданной либо реорганизованной организации. Таковым считается период со дня её государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно. Месячная и квартальная отчётность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала года (ранее такая бухгалтерская отчётность называлась периодической).
Промежуточная финансовая отчётность. Требования к содержанию и принципы составления промежуточной финансовой отчётности в России (далее - промежуточная отчётность) определены в Положении по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации» ПБУ 4/99, утверждённом Приказом Минфина РФ от 06.07.1999г. № 43н (далее ПБУ 4/99), и в приказе Министерства финансов РФ «О формах бухгалтерской отчётности организации» от 22.07.2003г. №67н. В России в состав промежуточного отчёта разрешено включать «Бухгалтерский баланс» (форма №1) и «Отчёт о прибылях и убытках» (форма №2). Включение других форм зависит от требований внешних пользователей и учётной политики организации. Важнейшим требованием к промежуточной отчётности является использование при её подготовке той же учётной политики, что и для годовой отчётности компании. Оценки при составлении промежуточной отчётности должны производиться накопительно с начала года до даты, на которую составляется такая отчётность.
Сроки представления бухгалтерской отчётности. Законодательство устанавливает сроки представления бухгалтерской отчётности: квартальной - в течение 30 дней по окончании квартала, а годовой - в течение 90 дней по окончании года. Конкретная дата устанавливается учредителями (участниками) организации или общим собранием. Годовая бухгалтерская отчётность должна представляться не ранее 60 дней по окончании отчётного года. День представления организацией бухгалтерской отчётности определяется по дате её почтового отправления или дате фактической передачи по назначению. Отчётной датой считается последний календарный день отчётного периода: 31 декабря для годового бухгалтерского отчёта и последние дни месяцев - для промежуточной бухгалтерской отчётности.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 310.