Значение Конституции РФ для гражданского законодательства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

           

· является на территории РФ актом высшей юридической силы, все источники гражданского права должны соответствовать ей и толковаться в соответствии с положениями Конституции;

· Конституция регулирует законотворческий процесс, устанавливает систему законодательства;

· содержит положения о конституционных правах человека, большинство из которых являются ничем иным как элементами гражданской правоспособности;

· разграничивает предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов, в том числе в отношении гражданского законодательства. В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции гражданское законодательство отнесено к ведению РФ. Данная конституционная норма продублирована в п. 1 ст. 3 ГК РФ.

 

При этом в силу ст. 72 Конституции вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды отнесены к совместному ведению. Однако предметы регулирования гражданского и перечисленных отраслей законодательства частично совпадают. Если земельное законодательство, например, частные права на землю, то соответствующие нормативные акты вправе принимать только Российская Федерация.

Таким образом, общее правило: гражданское законодательство прерогатива федерального законодательства.    

Кроме того, в соответствии с правовой позицией пленума ВС  нормы гражданского права, содержащиеся в актах субъектов Российской Федерации, изданных до введения в действие Конституции РФ, могут применяться судами при разрешении споров, если они не противоречат Конституции Российской Федерации и Кодексу (п. 3 постановления № 6/8).

Примеры того, чего не могут делать субъекты РФ:

1.Субъекты РФ не могут устанавливать своими законами свободные экономические зоны, как например, поступила Волгоградская областная дума, приняв законы создающие свободные экономические зоны на территории ОАО «Металлургический завод Красный октябрь», ОАО «Волгоградский тракторный завод» и др. Впрочем, все эти зоны были уничтожены и вполне обоснованно Верховным судом РФ.        

2. Нельзя субъектам, к примеру, установить порядок создания игорных домов.

3. Нельзя установить свое нормативное регулирование проведения торгов.

4. Нельзя установить свои организационно-правовые формы юридических лиц, уточнить содержание вещных прав, создать особый порядок передачи имущества в аренду (определение Верховного Суда РФ от 11.02.2003 N 93-Г03-4).

5. Нельзя уменьшить имущественную ответственность субъекта по обязательствам (Определение Верховного Суда РФ от 20.12.2002 N 56-Г02-36)

6. Ни субъект РФ, ни тем более муниципалитет не вправе принимать нормативные акты, возлагающие на арендаторов муниципального имущества дополнительные обязанности и обременения, не предусмотренные федеральным законом (Постановление ФАС Уральского округа от 22.05.2008 N Ф09-3548/08-С1 по делу N А47-484/08)

2)Международные договоры

 Международные договоры, в которых участвует Российская Федерация, также могут регулировать гражданские отношения. В соответствии с п. 1 ст. 7 ГК общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются согласно Конституции РФ составной частью правовой системы Российской Федерации.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» даны следующие определения: «Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо»; «Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного».

В ч. 4 ст. 15 Конституции указывается на то, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 N 21-П:
Конституционный Суд РФ признал верховенство Конституции Российской Федерации при исполнении решений ЕСПЧ.

Порядок заключения, ратификации, прекращения, приостановления международных договоров регламентируется Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации». Следует отметить, что согласно названному Закону нормы международного договора начинают применяться с момента вступления его в силу для Российской Федерации. Публикуются международные договоры вместе с федеральными законами об их ратификации.

 

3)Гражданский кодекс

Все иные гражданские законы, а также законы, содержащие нормы гражданского права, хотя бы и принятые после введения в действие Гражданского кодекса, соответствовали его предписаниям (п.2 ст. 3 ГК РФ).

Следовательно, при коллизии норм ГК и других федеральных гражданских законов необходимо руководствоваться правилами Кодекса.

Формально ГК является обычным федеральным законом. От других законов он отличается не своей юридической силой, а своим содержанием, которое придает ему системообразующее значение для гражданского законодательства. Оно заключается в том, что, во-первых, ГК в систематизированном виде содержит все основополагающие правила гражданского права; во-вторых, именно в нем предусмотрено принятие ряда конкретизирующих его правила федеральных законов, т.е. система гражданского законодательства.

В целях предотвращения случаев внесения изменений и дополнений несистемного и фрагментарного характера в ст. 3 ГК РФ были даны изменения, исключающие возможность внесения поправок наряду с изменениями других законодательных актов. Установлена норма (п. 2.1 ст. 3 ГК РФ), на основании которой внесение поправок в ГК возможно только отдельным (специальным законом).

 

4)Федеральные законы

Предмет гражданского права составляют столь многообразные и сложные отношения, что все они с необходимой мерой детализации не могут быть урегулированы даже таким крупным, объемным законом, как ГК.

Значительное место среди источников гражданского права занимают федеральные законы. Как правило, это специальные законодательные акты, регулирующие определенный вид гражданско-правовых отношений.

Так, в соответствии с предусмотренными в ГК РФ положениями приняты федеральные законы: от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ст. 51 ГК РФ), от 15 ноября 1997 г. «Об актах гражданского состояния» (ст. 47 ГК РФ) и ряд других. При наличии прямого указания в ГК иной федеральный закон может урегулировать соответствующее отношение иначе, чем предусмотрено Кодексом.

 

5)Подзаконные акты

Входящие в эту группу нормативные акты имеют подзаконный характер.

Тем не менее, при наличии прямого указания в ГК (или в ином федеральном законе) соответствующее отношение может быть урегулировано ими иначе, чем это предусмотрено в правилах Кодекса или другого закона.

 Наибольшей юридической силой среди подзаконных нормативных актов обладают указы Президента РФ. В сфере, прямо не урегулированной нормами закона, правила указов, по сути, имеют такое же значение, что и закон, разумеется, если они не содержат прямых противоречий ему (п. 3 и 5 ст. 3 ГК). Те из них, которые были изданы до принятия ГК или предусмотренных им законов и содержат противоречащие им правила, могут применяться лишь в части, соответствующей предписаниям Кодекса. Президентские указы, изданные по вопросам, которые согласно ГК могут теперь регулироваться только законами, сохраняют действие до принятия соответствующих законов.

Постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, должны не только соответствовать ГК, другим федеральным законам и президентским указам, но и приниматься лишь «на основании и во исполнение» перечисленных актов более высокой силы (п. 4 ст. 3 ГК). При несоблюдении этого ограничения они не подлежат применению (п. 5 ст. 3 ГК). Речь при этом идет лишь о тех правительственных постановлениях, которые имеют гражданско-правовое значение. Ряд правительственных постановлений был принят по вопросам, которые согласно ГК могут регулироваться только законами. В этом случае они, как и президентские указы, сохраняют силу до принятия соответствующего закона и в части, не противоречащей Кодексу.

 

6) Акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти

Нормативные акты федеральных министерств и ведомств в сфере гражданского права формально обладают наименьшей юридической силой. Более того, само их принятие здесь обусловлено наличием прямого указания на такую возможность в акте более высокого уровня – законе либо президентском указе или правительственном постановлении (п. 7 ст. 3 ГК), одновременно определяющем и пределы ведомственного нормотворчества. Это связано с постоянными, не прекращающимися попытками отдельных министерств и ведомств исказить в принимаемых ими правилах содержание закона в угоду ведомственным интересам.

Поэтому все ведомственные нормативные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, устанавливающие правовой статус организаций, а также акты межведомственного характера подлежат обязательной государственной регистрации в Федеральной регистрационной службе Министерства юстиции РФ (в ходе которой осуществляется контроль за законностью их содержания) и последующему официальному опубликованию в «Российской газете» и «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Акты, не прошедшие государственную регистрацию либо не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут регулировать соответствующие отношения; на них также нельзя ссылаться при разрешении споров.

Кроме того, ведомственные нормативные акты могут издаваться только в форме постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений, но не в виде писем и телеграмм (как это, например, до недавнего времени практиковал Центральный банк России).

Наконец, законом предусмотрена обязанность возмещения убытков, причиненных гражданам или юридическим лицам в результате издания ведомственного акта, не соответствующего закону или иному правовому акту (ст. 16 ГК). Все эти меры призваны содействовать установлению должного порядка в ведомственном нормотворчестве.

В сфере гражданского права сохраняют силу некоторые нормативные акты министерств и ведомств бывшего Союза ССР (в частности, Госбанка СССР, транспортных министерств и др.). Их действие ограничено теми же пределами и условиями, что и действие иных общесоюзных актов: отсутствие регламентации в российских нормативных актах и соответствие действующему законодательству и иным правовым актам (в том числе общесоюзным актам более высокого уровня, сохраняющим юридическую силу).

 

7)Судебная практика

Судебный прецедент в нашей стране, придерживающейся принципов романо-германской системы права, не считается источником права. Однако следует согласиться с тем, что в современных условиях судебные прецеденты, выраженные в форме постановлений Конституционного Суда РФ, Президиума Верховного Суда РФ являются руководящими разъяснениями судам по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел.

 

Значение судебной практики:

1. Решения Конституционного суда. Нормы ФКЗ «о Конституционном Суде» по поводу таких решений говорят сами за себя: решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации, не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. Таким образом, соответствующие решения являются источниками, в том числе и гражданского права.

2. Т.н. руководящие постановления высших судебных инстанций. Хотя они обязательны для судов, это лишь акты толкования права. Они не должны содержать норм права, т.е. новые положения, которые в них есть (при наличии пробела вправе), это результат устранения этого пробела правоприменительными средствами, а не новая норма права.

3. Правовые позиции высших судебных инстанций.

Обзоры судов, рекомендации научно-консультативных советов и т.д. – результаты обобщения судебной практики. Это средство достижения единообразия судебной практики, но не источник права.

8)Аналогия

Широта и сложность регулируемых гражданским правом отношений могут вызвать к жизни ситуации, прямо не урегулированные гражданско-правовыми нормами. Такой пробел, не восполняемый ни условиями заключенного договора, ни обычаями делового оборота, устраняется с помощью аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК).


Дата: 2018-12-28, просмотров: 1644.