РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ И ПОЛНОМОЧИЙ УПРАВЛЕНИЯ. ПЕРЕДАЧА ОБЪЕКТОВ СОБСТВЕННОСТИ ИЗ ОДНОЙ ФОРМЫ В ДРУГУЮ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Преобразование форм собственности и управления объектами требует разграничения государственной федеральной, государственной субфедеральной (субъекта Федерации) и муниципальной собственности. В России эта проблема остается во многом не решенной, разграничение объектов общественной собственности и вы-текающих из него полномочий органов управления не доведено до состояния, когда ясно, кто чем владеет, распоряжается, пользуется и за что несет ответственность. Реальное разделение собственности на объекты государственной федеральной собственности, государственной собственности субъектов Федерации в виде республик, краев, областей и муниципальной собственности городов, районов, поселков произошло в 1991 г. Исключительно к федеральной собственности отнесены объекты: 1) составляющие основу национального богатства страны; 2) необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления, решения общероссийских задач; 3) оборонного производства; 4) отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства; 5) предприятия фармацевтической, медико-биологической, ли-кероводочной продукции. Были определены группы объектов, которые могут передаваться в собственность субъектов Федерации, конкретный состав объектов федеральной, субфедеральной и муниципальной собственности устанавливался согласно перечням, составляемым в соответствии с Положением, утвержденным в 1992 г. распоряжением Президента РФ. Постановлением о разграничении государственной собственности предусмотрена возможность передачи объектов федеральной собственности в субфедеральную, а объектов субфедеральной собственности — в муниципальную.

Передача собственности не связывалась с денежным или иным возмещением. Однако принятые законодательные акты, обеспечив чисто перечневое, списочное, по состоянию на период принятия актов разделение объектов собственности на федеральную, субфедеральную и муниципальную, не заложили принципы дальнейшего разграничения и взаимной передачи объектов собственности. Остались неясными и финансовые отношения по поводу возможного перехода из одной формы в другую между Федерацией и субъектами Федерации. Гражданский кодекс (ст. 214) закрепил разделение государственной собственности в Российской Федерации на федеральную, принадлежащую на праве собственности Российской Федерации, и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Федерации. Кодексом (ст. 125) определено, что права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Федерации приобретают и осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Тем не менее и Гражданский ко- деке РФ не очертил ни состав объектов федеральной и субфедеральной собственности, ни права и полномочия органов государственной власти в части взаимной передачи объектов собственности. Остается не до конца ясным, в чьей собственности находятся земельные ресурсы, так как по этому поводу имеются разночтения между Конституцией РФ и другими российскими законодательными актами. Таким образом, после первичного разделения объектов собственности их дальнейшее разграничение, переход из одной формы собственности в другую не получили требуемого законодательного подкрепления. В результате сложилась ситуация столкновения интересов Федерации и ее субъектов в отношении дальнейшего разграничения собственности.

Применяющийся механизм такого разделения, не опирающийся на прочную законодательную базу, отягощен процедурами многочисленных согласований и необходимостью перераспределения финансовых средств. Правовым основанием разграничения объектов собственности и передачи их из федеральной собственности в субфедеральную частично стали служить соглашения о разделении и передаче объектов между Правительством Федерации и Администрацией (Правительством) субъекта Федерации. Особую проблему представляет управление собственностью общественных организаций, кооперации, религиозных организаций. Указанные организации частично распоряжаются и используют государственную собственность. Указами Президента РФ узаконено право собственности отдельных общественных организаций — творческих союзов на находящееся в их ведении государственное имущество. Принципиальное решение назревших проблем разграничения собственности может быть найдено только в рамках предусмотренного Конституцией РФ федерального закона о разграничении собственности, полномочий и предметов ведения меяеду Российской Федерацией и субъектами Федерации. Передачу объектов федеральной собственности в субфедеральную и собственности субъектов Федерации в муниципальную целесообразно осуществлять как на компенсационной, так и на безвозмездной основе. При этом желательно сохранить неизменным принцип передачи объектов социального и культурно-бытового назначения, инженерной инфраструктуры и жилищного фонда, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъекта Федерации или муниципальную собственность на безвозмездной основе.

 

 

65. Понятие и классификация способов приобретения права собственно-сти. Момент перехода права собственности

 

Одной их важнейших классификаций гражданских прав присуще деление их на вещные и обязательственные. Вещные права являются одними из важнейших гражданских прав, опосредствующих принадлежность вещей (телесного имущества) конкретным субъектам. В отличие от обязательственного, вещное право:

 

а) является разновидностью абсолютного права, т. е. обладателю такого права противостоит неограниченный круг субъектов, обязанных не нарушать его право на вещь;

 

б) вещными правами признаются только права, прямо предусмотренные нормами данной национальной системы гражданского права (замкнутый круг вещных прав);

 

в) объектом вещных прав всегда является индивидуально определенная вещь.

 

Ограниченные вещные права. Известные еще римскому частному праву вещные права не сразу прижились в отечественном праве, и до сих пор они не составляют достаточно цельной системы. Так, не смотря на расширение круга вещных прав в начале 1960-х гг. на основе трудов академика А. В. Бенедиктова и других ученых-юристов, когда в гражданское законодательство было включено такое вещное право, как право оперативного управления государственным или иным общественным имуществом, разд. II ГК (ст. 209–306) называется не «Вещное право», а «Право собственности и другие вещные права». В соответствии со ст. 216 Гражданского кодекса вещными, наряду с правом собственности, признаны следующие права лиц, не являющихся собственниками:

 

право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 265 Гражданского кодекса);

право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 268 Гражданского кодекса);

сервитута (ст. 274, 277 Гражданского кодекса);

право хозяйственного ведения имуществом (ст. 294 Гражданского кодекса) и право оперативного управления имуществом (ст. 296 Гражданского кодекса).

Этот перечень не является исчерпывающим. Так, за рамками указной статьи в качестве вещных прав лиц, не являющихся собственниками, следует признать:

 

право залога (ст. 334 Гражданского кодекса);

право пользования жильем членами семьи собственника (ст. 292 Гражданского кодекса);

право фактического владельца, который, не будучи собственником имущества, добросовестно, открыто и непрерывно владеет этим имуществом как своим (ст. 234 Гражданского кодекса);

право учреждения по самостоятельному распоряжению доходами и имуществом, полученными в результате разрешенной хозяйственной деятельности (п. 2 ст. 298 Гражданского кодекса).

Все перечисленные выше вещные права, в юридической литературе также называются ограниченными вещными правами.

 

Характеристика основных прав лиц, не являющихся собственниками. Право собственности хотя и не безгранично, но является наиболее широким по объему правомочий вещным правом. В отличие от него ограниченное вещное право представляет собой право на чужую вещь, уже присвоенную другим лицом – собственником. Предоставляемые таким вещным правом возможности всегда ограничены по содержанию и поэтому являются гораздо более узкими, чем правомочия собственника. Наряду с общими свойствами всех вещных прав, важной юридической особенностью ограниченных вещных прав является их сохранение даже в случае смены собственника соответствующего имущества. Таким образом, эти права всегда следуют за вещью, а не за собственником. Право следования является характерным признаком вещных прав. Другое свойство ограниченных вещных прав состоит в их произво-дности, зависимости от права собственности как основного вещного права. Характер и содержание ограниченных вещных прав определяются непосредственно законом, а не договором, и их возникновение нередко происходит помимо воли собственника.

 

Сервитут. Согласно норме ст. 274 Гражданского кодекса под сервитутом понимается право ограниченного пользования чужим недвижимым имуществом, т. е. право собственника земельного участка или другой недвижимости требовать от собственника соседнего участка (либо иногда – также от собственника другого участка) предоставления ему права ограниченного пользования соседним участком. Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний участок, прокладки линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации и др. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество (п. 3 ст. 274 Гражданского кодекса, ст. 27 Закона о регистрации прав). Различают следующие основные виды сервитута:

 

а) частный сервитут - устанавливается в соответствии с гражданским законодательством;

 

б) публичный сервитут - устанавливается законом или иным нормативным правовым актом, без изъятия земельных участков.

 

Право постоянного бессрочного пользования земельным участком. В соответствии с этим правом находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставляется гражданам или юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование (п. 1 ст. 268). В силу ст. 20 ЗК в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются (п. 2 ст. 20 ЗК), однако граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Наряду с правом владения, пользование земельным участком предполагает и право застройки, заключающееся в возможности возведения на соответствующем участке зданий, сооружений и других объектов недвижимости, становящихся собственностью застройщика (п. 2 ст. 269 Гражданского кодекса).

 

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком. В соответствии с нормой ст. 266 Гражданского кодекса указанное право подразумевает не только право владения, пользования и наследования земельного участка, но и право застройки, которое заключается в возможности возведения на соответствующем участке зданий, сооружений и других объектов недвижимости, становящихся при этом собственностью застройщика. Это право, приобретенное гражданином до введения в действие ЗК, за ним сохраняется. Однако новый ЗК исключает эту категорию прав.

 

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления. Данные права возникают у предприятия или учреждения с момента фактической передачи собственником им своего имущества (п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса). Главной особенностью этих прав следует считать то, что они являются производными, зависимыми от прав собственника и не могут существовать в отрыве от права собственности. Субъектами этих прав могут быть только юридические лица, существующие в определенных организационно-правовых формах. Объектами этих прав выступают имущественные комплексы, закрепленные на балансе соответствующих юридических лиц.

 

Право хозяйственного ведения является более широким, нежели чем право оперативного управления. Оно представляет собой право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом публичного собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами (ст. 294 Гражданского кодекса). Этот вид вещного права ограничен правами собственника имущества. Согласно норме ст. 295 Гражданского кодекса собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает руководителя предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник вправе получать часть прибыли от использования имущества субъектом хозяйственного ведения. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

 

Право оперативного управления по сравнению с правом хозяйственного ведения является еще более ограниченным правом. Им обладают казенные предприятия, создаваемые на базе части государственного или муниципального имущества, и учреждения, финансируемые собственником. Субъекты этого права согласно ст. 296 Гражданского кодекса вправе владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ними имуществом только в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Казенное предприятие не вправе без согласия собственника распоряжаться не только недвижимым, но и движимым имуществом. Самостоятельно оно лишь реализует произведенную им продукцию.

 

66. Характеристика первоначальных способов приобретения права соб-ственности.

 

Согласно ст. 219 ГК право собственности на вновь создаваемое недвижимое

имущество возникает лишь с момента его государственной регистрации. Данное

правило распространяется не только на первоначальные, но и на производные

способы приобретения права собственности на недвижимое имущество, ибо отражает

особый юридический режим таких объектов. До момента государственной регистрации

такие вновь создаваемые объекты не приобретают юридического режима недвижимости,

следовательно, рассматриваются законом как движимости. Поэтому недостроенные

объекты ("незавершенка") не могут оцениваться в качестве недвижимостей, а

представляют собой известную совокупность строительных материалов и конструкций,

в которую вложен также труд строителей. Соответственно этому право собственности

на такие объекты принадлежит собственнику (собственникам) стройматериалов,

в роли которых совсем не обязательно выступают их заказчики. Отчуждение таких

объектов также производится по упрощенным правилам об отчуждении движимого

имущества.

Практически этот же подход развивается законодателем и в правилах о последствиях

переработки вещи как основании приобретения права собственности на движимое

имущество (ст. 220 ГК). По общему правилу право собственности на движимую

вещь, созданную путем переработки (обработки) материалов, приобретается собственником

материалов. Если же стоимость работы значительно превышает стоимость материалов,

собственником становится тот, кто осуществил переработку, но при наличии двух

обязательных условий: он должен действовать добросовестно (то есть договориться

об этом с собственником материалов либо добросовестно полагать, что он и является

одновременно собственником используемых материалов), а также осуществлять

эту работу для себя, а не по заказу другого лица. Собственник материалов может

не стать собственником вещи, созданной из этого материала, и в случаях, предусмотренных

договором (например, договором подряда по изготовлению вещи из материала подрядчика,

а не заказчика). Понятно также, что если собственник материалов изготавливает

из них вещь для себя, то он и становится ее собственником в силу правила п.

1 ст. 218 ГК.

Собственник материалов, из которых изготовлена движимая вещь, вправе

требовать передачи ему этой вещи в собственность, если он утратил их в результате

недобросовестных действий лица, осуществившего переработку материалов и изготовление

новой вещи (п. 3 ст. 220). Это правило по сути является санкцией за нарушение

изготовителем вещи условий, установленных в п. 1 ст. 220 ГК.

Статья 221 ГК впервые за долгие годы предусмотрела прямое разрешение

сбора ягод, грибов, цветов, ловли рыбы, охоты на животных, добычи других общедоступных

вещей (например, глины, песка и других общераспространенных полезных ископаемых)

с целью приобретения на них права собственности. Титул собственности здесь

возникает при условии его соответствия закону (прежде всего, разумеется, природоохранному

и земельному законодательству) и общему разрешению собственника (в роли которого

чаще всего, но не исключительно, выступает федеральное государство). Оценка

же этого способа приобретения права собственности как первоначального при

наличии собственника и выраженной им воли на отчуждение своего имущества связана

с тем, что такая воля носит общий характер, не обращенный к конкретным лицам,

и потому в данной ситуации не возникает вопроса о правопреемстве (представляющем

главный критерий разграничения первоначальных и производных способов приобретения

права собственности).

Сказанное в известной мере применимо и к правилам о самовольной постройке,

помещение которых в главу о приобретении права собственности (ст. 222) требует

значительных оговорок. Прежде всего, лицо, осуществившее самовольную постройку,

по общему правилу не приобретает на нее право собственности (п. 2 ст. 222),

а сама эта постройка не становится недвижимостью, ибо она не подлежит государственной

регистрации по причине допущенных при ее создании нарушений. Речь опять-таки

идет о совокупности стройматериалов, которые их собственник вправе забрать,

осуществив за свой счет снос такой постройки (абз. 2 п. 2 ст. 222).

Правила о последствиях самовольного строительства ранее широко использовались

при нарушении застройщиками не всегда обоснованных ограничений на размер и

характер возводимых построек, закреплявшихся ранее действовавшим законодательством.

Однако отпадение таких ограничений (п. 2 ст. 213 ГК) вовсе не привело к возможности

возведения любых объектов по усмотрению их заказчиков или застройщиков. Очевидна

необходимость сохранения ограничений, предусматриваемых строительным, природоохранным,

земельным и иными отраслями административного законодательства, устанавливаемых

в публичных интересах. Поэтому п. 1 ст. 222 ГК сохраняет понятие самовольного

строительства как постройки объекта недвижимости при наличии хотя бы одного

из указанных в нем нарушений: нарушение порядка землеотвода или его целевого

назначения, отсутствие необходимых разрешений на строительство (хотя бы одного

из них), существенное нарушение строительных норм и правил.

Лишь в порядке исключения возможно возникновение права собственности

на самовольную постройку, если этим не нарушаются законные интересы других

лиц (например, соседних землепользователей) и не создается угроза жизни и

здоровью граждан (что подтверждается наличием необходимых разрешений со стороны

органов пожарной охраны, санитарного надзора, архитектурного или строительного

контроля и т. д.), а лицо, осуществившее такую постройку, должным образом

оформило землеотвод (п. 3 ст. 222 ГК). Суд вправе также признать право собственности

на данную постройку (при наличии указанных выше условий) за собственником

или иным законным владельцем земельного участка, на котором она осуществлена,

при условии компенсации владельцем участка необходимых расходов застройщику

(абз. 2 п. 3 ст. 222). В этих исключительных случаях самовольная постройка

может стать основанием возникновения права собственности, которое также следует

отнести к числу первоначальных (поскольку речь идет о создании нового, ранее

не существовавшего объекта недвижимости).

Понятие бесхозяйных вещей (ст. 225 ГК) в действительности является собирательным,

охватывающим и такие их разновидности, как брошенные собственником вещи (ст.

226), находки (ст. 227-229), безнадзорные животные (ст. 230-232), клады (ст.

234). Во всех этих случаях речь идет о возможности приобретения права собственности

на вещи, собственник которых либо неизвестен, либо отказался от них, либо

утратил на них право.

Применительно к правовому режиму бесхозяйных вещей Кодекс продолжает

линию, начатую законами о собственности в отношении равенства прав всех собственников.

Если до 1990 года бесхозяйное имущество по общему правилу поступало в доход

государства, то после вступления в силу 1 июля 1990 года правил союзного Закона

о собственности государство как собственник утратило эту привилегию. На такое

имущество правовое основание (титул) отсутствует как у частных, так и у публичных

собственников. Право собственности на бесхозяйные вещи появляется у владельцев

в силу указанных в законе обстоятельств, то есть первоначальным способом.

По-разному строится правовой режим движимых и недвижимых бесхозяйных

вещей. Бесхозяйные движимости становятся объектом собственности их фактических

владельцев либо при наличии условий, прямо установленных законом для конкретных

ситуаций (брошенные вещи, находка, безнадзорные животные, клад), либо в силу

предусмотренных ст. 234 ГК правил о приобретательной давности (п. 2 ст. 225).

Бесхозяйные, как и другие недвижимости, подлежат государственному учету. Поэтому

они должны быть приняты на учет по заявлению органа местного самоуправления,

на территории которого находятся. Если в течение года со дня постановки бесхозяйной

недвижимой вещи на учет никто не заявит о своих правах на нее, комитет по

управлению муниципальным имуществом может потребовать в судебном порядке признания

права муниципальной собственности на такую вещь. Суд, однако, может и не удовлетворить

данное требование (например, при наличии фактических владельцев, должным образом

использующих такое имущество). Тогда эта вещь может перейти в собственность

фактических владельцев в силу приобретательной давности (п. 3 ст. 225 ГК).

Институт приобретательной давности был введен в наше законодательство

п. 3 ст. 7 Закона о собственности в РСФСР. В новом Кодексе ему посвящена специальная

ст. 234. Необходимость введения этой категории объясняется отпадением преимуществ

для государственной (публичной) собственности, в которую ранее в соответствии

со ст. 143 ГК 1964 года по общему правилу и поступало бесхозяйное имущество.

Приобретательная давность распространяется на случаи фактического, беститульного

владения чужим имуществом. Наличие у владельца какого-либо юридического титула

(основания) владения, например долгосрочного договора аренды, исключает действие

приобретательной давности. Сколько бы времени арендатор или, допустим, хранитель

ни владел чужим имуществом, он, разумеется, не становится его собственником.

Для приобретения права собственности на вещь по давности фактического

владения необходимо иметь ее во владении добросовестно (то есть фактический

владелец не должен быть, например, похитителем или иным лицом, умышленно завладевшим

чужим имуществом помимо воли его собственника). Далее. Такое владение должно

быть открытым, очевидным для всех иных лиц, причем владелец относится к соответствующей

вещи как к своей собственной (имея в виду не только эксплуатацию, но и необходимые

меры по ее поддержанию в надлежащем состоянии, ибо собственник, как уже отмечалось,

несет не только "благо", но и бремя собственности). Наконец, такое владение

должно быть непрерывным в течение установленных законом сроков (ко времени

фактического владения в силу указания п. 3 ст. 234 ГК можно также присоединить

время, в течение которого данной вещью владел правопредшественник лица, ссылающегося

на приобретательную давность, например его наследодатель или юридическое лицо,

из состава которого выделилось затем юридическое лицо - владелец).

Лишь при соблюдении всех трех перечисленных условий приобретательная

давность может стать основанием (титулом) права собственности фактического

владельца вещи (п. 1 ст. 234 ГК). При этом также учитываются различия в правовом

режиме движимых и недвижимых вещей. Срок приобретательной давности для движимости

установлен в пять лет, а для недвижимости - в пятнадцать лет. При этом право

собственности на недвижимость и в силу истечения срока приобретательной давности

возникает только с момента государственной регистрации данного объекта (абз.

2 п. 1 ст. 234 ГК).

Вместе с тем до истечения указанных сроков фактический добросовестный

владелец вещи пользуется защитой своего владения против всех иных лиц (п.

2 ст. 234 ГК), то есть наравне с титульными владельцами имущества. Тем самым

и фактическое владение приобретает определенное юридическое значение.

В п. 4 ст. 234 Кодекса решен довольно сложный вопрос о течении срока

приобретательной давности в отношении имущества, которое могло быть истребовано

у фактического владельца титульным (законным) владельцем, пропустившим срок

исковой давности на такое требование. В отношении такого "задавненного" имущества

течение приобретательной давности не может начаться ранее истечения срока

исковой давности по соответствующим требованиям, ибо до окончания срока исковой

давности имущество может быть принудительно истребовано его законным владельцем,

а фактическое владение не может быть признано добросовестным.

К числу бесхозяйных вещей закон отнес брошенные собственником вещи (ст.

226). Если эти вещи не имеют значительной стоимости (ниже суммы, соответствующей

пятикратному минимальному размеру оплаты труда) либо представляют собой различные

отходы, они могут быть обращены в собственность лица, на территории которого

находятся (собственника или иного титульного владельца земельного участка,

водоема и т. д.), путем совершения им фактических действий, свидетельствующих

об обращении этих вещей в собственность нового владельца. Все иные брошенные

собственником вещи могут поступить в собственность нового владельца лишь в

судебном порядке - путем признания их бесхозяйными с распространением на них

соответствующего режима, предусмотренного ст. 225 ГК.

Нашедший потерянную вещь (находку) не становится ее собственником. Он

прежде всего обязан уведомить о находке лицо, потерявшее вещь, либо иного

известного ему законного владельца вещи, либо сдать ее в орган милиции, местного

самоуправления, либо владельцу помещения или транспортного средства, в котором

обнаружена потерянная вещь. Нашедший вещь вправе хранить ее и у себя, отвечая

в этом случае за ее возможную утрату или повреждение при наличии грубой неосторожности

или умысла и в пределах стоимости такой вещи (пп. 3 и 4 ст. 227 ГК).

По истечении шести месяцев с момента заявления о находке органу милиции

или местного самоуправления и отсутствия сведений о законном владельце вещи

нашедший вещь приобретает на нее право собственности. При его отказе от этого

возникает право муниципальной собственности на найденную вещь (ст. 228 ГК).

Нашедший вещь имеет право на возмещение расходов по хранению этой вещи

либо от ее законного владельца, либо от органа местного самоуправления, в

собственность которого поступила найденная им вещь, а также право на вознаграждение

за находку от лица, управомоченного на получение вещи (ст. 229 ГК).

Во всех этих случаях речь идет о движимом имуществе. Аналогичный, по

сути, правовой режим приобретают и безнадзорные животные, которые по истечении

шести месяцев с момента заявления об их задержании и необнаружении их законного

владельца поступают в собственность нашедшего их лица, а при его отказе -

в муниципальную собственность (п. 1 ст. 231). При возврате безнадзорных животных

прежнему владельцу обнаружившее их лицо имеет право на возмещение необходимых

расходов, понесенных на их содержание, а при возврате домашних животных -

также и на вознаграждение по правилам о вознаграждении за находку (ст. 232).

Новыми являются правила ст. 233 ГК о правовом режиме клада. В отличие

от прежнего порядка, в соответствии с которым клад во всех случаях подлежал

передаче в собственность государства, теперь он поступает собственнику имущества,

в котором был сокрыт клад (земельного участка, строения и т. п.), и лицу,

обнаружившему клад, причем в равных долях, если соглашением между ними не

предусмотрено иное. Если же предварительное согласие собственника имущества,

где был обнаружен клад, не было получено, клад целиком должен поступить именно

ему, а не обнаружившему клад лицу.

Лишь входящие в состав клада вещи, относящиеся к памятникам истории и

культуры, подлежат передаче в государственную собственность с вознаграждением

в размере половины их стоимости, поступающим собственнику имущества, где был

сокрыт клад, и нашедшему его лицу. При неполучении последним предварительного

согласия собственника на раскопки или поиск ценностей указанное вознаграждение

целиком поступает собственнику.

Таким образом, обнаружение клада может стать основанием возникновения

права частной или публичной (государственной) собственности.

 

67 Способы прекращения права собственности.

Как индивидуализированное право право собственности предопределялось жизненной и правовой судьбой субъекта права, предметом права (вещью). Утрата собственности могла происходить вследствие изменения фактически-физических обстоятельств, связанных с материальной судьбой субъекта и объекта права (влекущих и правовые последствия), так и вследствие изменения чисто правовых обстоятельств, квалифицирующих положение субъекта, объекта права и собственно режим вещного права.

 

Право собственности прекращалось вследствие:

 

исчезновения субъекта права (смерти физического лица, прекращения существования корпорации, прекращения самостоятельного существования государства) – влекло прекращение права собственности на конкретную вещь;

умаления статуса собственника – гражданского или сословного, причем право собственности не сохранялось, даже если в новом статусе лицо имело потенциальную возможность сделаться собственником по нормам другого, неримского права;

ограничения права собственности по содержанию, превращения его в другое вещное право вследствие тех или иных юридических последствий (залога, возникновения совместной собственности);

дереликции – добровольного отказа лица от права собственности на вещь (например, выбросив вещь);

гибели вещи – как физической, так и юридической. Физическая гибель предполагала полное уничтожение вещи (вино выпито, хлеб сожжен) или приведение ее в такое состояние, когда она утрачивала свои определяющие качества (статуя рассыпалась на куски мрамора – собственность на статую прекращалась, но по праву спецификации возникало новое право собственности на мраморное крошево и т. п.). Юридическая гибель предполагала изъятие вещи из гражданского оборота но решению магистрата или суда;

возвращения в естественное состояние;

побега диких зверей;

соединения вещей – присоединения какой-либо вещи к другой так, что присоединяемая вещь становилась составной частью этой другой вещи, присоединенная вещь поступала в собственность того, кому принадлежала другая вещь (например, посевы, насаждения, строения поступали в собственность того, кому принадлежала земля);

передачи права собственности на вещь путем традиции. Традиция – передача одним лицом другому фактического владения вещью с целью передачи права собственности на эту вещь. Традиция – абстрактная сделка, т. е. отвлеченная от преследуемой цели (не имела значения цель передачи денег: то ли взаймы, то ли в качестве дара). Элементы традиции:

переход владения вещью к приобретателю по воле отчуждателя;

наличие у передающего права на отчуждение вещи (таким правом наделен собственник, но иногда и несобственник, например залоговый кредитор);

согласие сторон на то, что владение вещью передается для перенесения права собственности на передаваемую вещь;

отсутствие запрета на отчуждение у передающего вещь;

отчуждения вещи другому лицу в порядке частноправовых сделок (например, путем сделки купли-продажи); изъятия вещи у собственника помимо его воли (например, конфискация вещи, физическая потеря вещи, похищение ее, уничтожение вследствие правонарушений со стороны третьих лиц).

 

68. Право собственности граждан: субъекты, объекты.

 

Понятие права собственности Объект права собственности - индивидуально-определенная вещь. Первым (родовым) признаком права собственности является то, что его объектом выступает индивидуально-определенная вещь. Понятие объекта права собственности не зависит от оборотоспособности этого объекта. В собственности находятся как объекты, не изъятые из оборота и ограниченные в обороте, так и объекты, изъятые из оборота (ст. 129 ГК). Абсолютность права собственности. Вторым (родовым) признаком права собственности является его абсолютность. Во-первых, т.к. удовлетворение интереса собственника зависит лишь от его действий; собственник не нуждается в чьей-либо помощи, чьем-либо посредничестве. Во-вторых, несобственники должны признавать, что данная вещь для них чужая; они обязаны воздерживаться от произвольного вмешательства в сферу хозяйственного господства собственника над вещью. Наличие правомочия пользования в праве собственности. В качестве третьего (родового) признака права собственности как вещного права следует назвать наличие правомочия пользования. Этот признак подробно раскрывался в предыдущей главе; здесь же напомним лишь, что пользование - это юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств, плодов и иных доходов в процессе ее эксплуатации. Наличие правомочия владения в праве собственности. Четвертый признак права собственности - наличие, наряду с правомочием пользования, также правомочия владения - является уже не родовым, а видообразующим, так как характерен не для всех вещных прав. Характеристика владения также давалась в предыдущей главе. Напомним лишь, что под владением понимается юридически обеспеченная возможность волевого, фактического и непосредственного господства лица над вещью. Наличие правомочия распоряжения в праве собственности. Пятый (видообразующий) признак права собственности состоит в наличии правомочия распоряжения вещью. Распоряжение - это юридически обеспеченная возможность определения судьбы вещи (продажа вещи, сдача ее в залог, передача в уставный капитал хозяйственного общества, объединение имущества для совместной деятельности и т.д.). Распоряжение нередко смешивают с отчуждением вещи, т.е. передачей права собственности на вещь. НО НЕ всякое распоряжение связано с отчуждением. Передача вещи во временное пользование (в аренду) является распоряжением ею, но не отчуждением. При этом всякое отчуждение есть акт распоряжения вещью. Формами распоряжения вещью также являются : уничтожение, отказ от права собственности. Понятие собственного усмотрения является ключевым для права собственности. Его можно определить как правомерную интеллектуально-волевую деятельность по выбору наиболее оптимального варианта реализации предоставленных правомочий. При определении пределов усмотрения в праве собственности следует учитывать уровень внутренней культуры, образованности и степень профессионализма собственника, а также состояние нравственности в обществе. Высокообразованный, культурный профессионал вправе рассчитывать на расширение усмотрения при реализации правомочий собственника. Право собственности небеспредельно. Коллизия между индивидуальными интересами собственника и публичным порядком неизбежна в тех случаях, когда владение, пользование (а в некоторых случаях - даже непользование*(723) и распоряжение вещью приводит к нарушению прав и законных интересов третьих лиц. Для юриста важно уяснить прежде всего форму, в которой право собственности может быть ограничено - путем принятия закона и иного правового акта. В п. 3 ст. 55 Конституции РФ указано: "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". Учитывая высшую юридическую силу Конституции РФ, мы должны прийти к выводу, что право собственности может быть ограничено только федеральным законом. Ограничения права собственности, содержащиеся в иных правовых актах (указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления) незаконны и исполнению не подлежатsub_729. Бессрочность права собственности. седьмой (видообразующий) признак - бессрочность права собственности, так как не ограничено по закону или договору каким-либо сроком и прекращается лишь в результате гибели вещи, являющейся объектом этого праваsub_736. Собственник обычно заинтересован в возможно более долгом существовании своего права, по крайней мере до тех пор, пока не изменятся его интересы в отношении вещи. Ради продления существования вещи он готов нести бремя ее содержания, что является вполне справедливым. Согласно ст. 210, 211 ГК собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества и риск его случайной гибели или случайного повреждения, если иное не предусмотрено законом или договором. Под бременем содержания имущества понимается необходимость поддерживать его пригодное для эксплуатации и безопасное состояние, оплачивать предусмотренные законом налоги и сборы, страховать имущество в случае необходимости. Собственник не вправе требовать этого от других лиц, если только такая обязанность для них не предусмотрена законом или договором*(738). Риск случайной гибели (повреждения) имущества означает вероятность его уничтожения (уменьшения полезных свойств, товарного вида) по причинам, которые не обусловлены поведением, за которое какое-либо лицо несет ответственность (например, в результате непреодолимой силы). Этот принцип понуждает собственника максимально разумно и осмотрительно подходить к процессу эксплуатации и содержания вещи по сравнению с несобственниками. Но правило о несении указанного риска собственником носит диспозитивный характер и может быть изменено договором (например, в этом состоит одна из целей договора страхования имущества). Более того, в ряде случаев сам законодатель, руководствуясь принципом справедливости, меняет распределение данного риска, возлагая его на несобственника, например на лизингополучателя (ст. 669 ГК) или профессионального хранителя (ст. 901 ГК)*(739). Впрочем, и в этом случае правило о риске случайной гибели (повреждения) имущества остается диспозитивным, что позволяет его "развернуть" назад, к общему принципу ст. 211 ГК. Формы собственности Понятие форм собственности. Согласно п. 2 ст. 8 Конституции РФ в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В п. 1 ст. 212 ГК перечисляются основные формы собственности. Понятие формы собственности употребляется в экономическом смысле. Оно объединяет в себе тип собственника и виды имущества, которые могут находиться в собственности. Таким образом, под формой собственности понимаются экономические отношения, характеризуемые индивидуализацией собственника, выступающего в качестве субъекта данных отношений, и разновидностью имущества, принадлежащего собственнику. Объектами частной собственности, которая считается основной формой собственности, являются все виды имущества, не относящиеся к государственной собственности. В то же время один вид имущества должен служить общим интересам всего общества и быть доступен для каждого его члена. К такому имуществу, находящемуся в собственности государства, могут относиться, например, площади, улицы, парки, реки. В п. 2 ст. 212 ГК определяется перечень субъектов права собственности, совпадающий с составом участников отношений, регулируемых гражданским законодательством. Соответственно выделяются частная, государственная и муниципальная формы собственности. Существование у нас трех форм собственности объясняется государственным устройством современной России: местное самоуправление не входит в систему государственных органов. Имущество, находящееся в частной собственности граждан и юридических лиц, составляет наиболее важную часть имущества в общем балансе имущественного оборота экономически развитых стран мира. Эффективность использования данного вида имущества базируется на началах получения частными собственниками наибольшей отдачи от этого. Согласно Конституции РФ и ГК под государственной собственностью в нашей стране подразумевается два уровня государственной собственности: федеральный и субъектов РФ. По содержанию право государственной собственности не отличается от содержания права собственности, рассмотренного ранее. Специфика этого права заключается в том, что Российская Федерация и нередко ее субъект в законодательном порядке сами устанавливают для себя правила поведения как собственника. Кроме того, в собственность государства обычно передается имущество, представляющее особую ценность для общества в связи с его особым назначением или экономическим значением. Субъектами муниципальной собственности могут выступать муниципальные образования, в частности городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, другое имущество. Невозможность установления "иных" форм собственности. Перечень форм собственности, данный как в Конституции РФ, так и в ГК, не является исчерпывающим, поскольку сопровождается оговоркой, в силу которой в РФ признаются и иные формы собственности. Иных форм собственности, предусмотренных в ч. 2 ст. 8 Конституции РФ и в п. 1 ст. 212 ГК, в настоящее время в России не существует. В п. 1 ст. 212 ГК воспроизводится конституционная формула, в действительности не имеющая особого гражданско-правового смысла. Упоминание в ней об "иных формах собственности" может дать базу лишь для экономических построений (типа "коллективной", "арендной" или "общинной собственности"), не имеющих реального юридического смысла. Образования, не имеющие гражданской правосубъектности, в частности трудовые и иные коллективы, различные "общины" и тому подобные объединения, не могут выступать в качестве субъектов права. Статья 212 ГК РФ. Субъекты права собственности 1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. 2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. 3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. 4. Права всех собственников защищаются равным образом. Статья 212. Субъекты права собственности 1. В п. 1 ст. 212 ГК воспроизводится положение, закрепленное в п. 2 ст. 8 Конституции, о формах собственности. Понятие формы собственности в данном контексте употребляется в экономическом смысле слова. Оно объединяет в себе два компонента: тип собственника и виды (объекты) имущества, которые могут находиться в собственности. В обществах с развитой рыночной экономикой обычно существуют две формы собственности: частная и государственная. Объектами частной собственности, которая считается основной формой собственности, являются все виды имущества, не относящиеся к государственной собственности. В этом же направлении идет процесс экономического развития и российского общества. 2. В п. 2 ст. 212 ГК определяется перечень субъектов права собственности, полностью совпадающий с составом участников отношений, регулируемых гражданским законодательством (см. коммент. к ст. 2). Граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования могут выступать как в качестве единоличных субъектов права собственности, так и совместно осуществлять принадлежащие им права собственности. Все субъекты права собственности вправе создавать общую собственность на объединяемое им имущество. Помимо этого Российская Федерация и субъекты РФ в соответствии со ст. 72 Конституции рассматриваются как соучастники совместного права владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, сохраняя за собой право собственности на данные объекты. Порядок указанного соучастия определяется законами по отдельным видам природных ресурсов (см., например, Закон о животном мире, ФЗ от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах" (в ред. от 27.12.2009)*(154), ФЗ от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в ред. от 27.12.2009)*(155), ст. 1.2 Закона о недрах). В названных случаях по существу речь идет о том, что права собственников, принадлежащие Российской Федерации и субъектам РФ, осуществляются совместно в отношении одних и тех же объектов на основе создания сложноструктурных образований по использованию права собственности. 3. Пункт 3 ст. 212 ГК включает в себя две нормы различной направленности. В абз. 1 ст. 212 отмечены особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им применительно к отдельным категориям субъектов права собственности. Такие особенности могут устанавливаться лишь законом. При национализации, например, имущество переходит из собственности граждан и юридических лиц в государственную собственность, при приватизации - все происходит наоборот (ст. 235). Именно эти особенности отражены в гл. 14 "Приобретение права собственности" и гл. 15 "Прекращение права собственности" ГК. В отношении необходимости иметь особое законодательство об особенностях права владения, пользования и распоряжения имуществом, принадлежащим различным категориям субъектов права собственности, положения п. 3 ст. 212 ГК должны толковаться ограничительно. Скорее, речь должна идти не о правах собственников как таковых, а об осуществлении данных прав отдельными категориями собственников с учетом специфических особенностей объектов права собственности, например оружия. Иначе можно вступить в противоречие с основополагающей конституционной нормой, воспроизведенной в п. 4 ст. 212 ГК. "Права всех собственников, - указано в ней, - защищаются равным образом". В данном случае под защитой понимается не только равный доступ к правосудию, но в целом равенство всех субъектов права собственности перед законом. Отсылочная норма, содержащаяся в абз. 2 п. 3 ст. 212 ГК, имеет принципиальное значение для всего гражданского права. Она устанавливает, что отдельные виды имущества могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Перечень такого имущества устанавливается законом. В Конституции и гражданском законодательстве СССР такое имущество называлось исключительной собственностью государства. В зарубежных государствах существование данного имущества с приведением его перечня предусмотрено в гражданских кодексах (например, во Франции, Италии) или иных законах. Было бы более правильным указанное имущество вообще не относить к государственной или муниципальной собственности и считать его всенародным достоянием, как это определено во Французском гражданском кодексе, или национальным достоянием народов Российской Федерации (по формулировке преамбулы ФЗ "О природных лечебных ресурсах"). Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования должны находиться на положении управляющих данным имуществом, но не собственников. Это имущество не подлежит отчуждению, оно не может быть предметом залога, на него, естественно, не распространяются нормы о приобретательной давности; пользование им подчинено особым правилам. В Российской Федерации указанное имущество не поименовано ни в ГК, ни в каком-либо ином отдельно взятом законе. На фрагментарной основе отдельные положения об имуществе общего пользования содержатся в законах, посвященных отдельным видам природных ресурсов, в законах и других правовых актах (преимущественно в указах Президента РФ) о приватизации. При этом перечень такого имущества постоянно сокращается. Настоятельно требуется принятие специального общего закона об объектах национального достояния народов Российской Федерации. В перечне указанных объектов наряду с другими видами обязательно должны быть названы земли общего пользования (улицы, бульвары, площади, проезды, дороги, набережные, сады, скверы, парки в населенных пунктах); побережья океанов морей, рек, озер и других водоемов, имеющих общегосударственное региональное и местное значение, и другие объекты, не подлежащие передаче в собственность граждан, юридических лиц, иностранных государств и международных организаций. Статья 213. Право собственности граждан и юридических лиц 1. Действие ст. 213 ГК распространяется на граждан, а также на юридических лиц независимо от формы собственности, к которой относится принадлежащее им имущество. Это могут быть и юридические лица, функционирующие на основе частного капитала, и юридические лица - АО со 100%-ным государственным капиталом. По этой причине термин "право частной собственности" в отношении имущества, принадлежащего юридическим лицам, в ГК не употребляется. Юридические лица со 100%-ным государственным капиталом должны рассматриваться лишь как субъекты частного права в сфере гражданских правоотношений, но не как субъекты права частной собственности. Иначе обстоит дело с гражданами, которых одновременно можно считать и субъектами частного права, и субъектами права частной собственности. Однако в связи с тем, что право собственности граждан и право собственности юридических лиц функционируют в рамках одного и того же правового режима, законодатель пошел по пути объединения двух этих прав в единую юридическую категорию, принеся в жертву вполне законную формулу права частной собственности граждан. 2. В п. 3 ст. 213 ГК содержатся три важные новеллы, вводимые в гражданское законодательство РФ в части видов имущества, которое может находиться в собственности граждан и юридических лиц. Во-первых, законодатель не дает перечня видов имущества, которое может быть объектами права собственности граждан, как это имело место в советском гражданском законодательстве. Во-вторых, граждане и юридические лица располагают одинаковыми правами в отношении имущества, которое может находиться в их собственности. И, в-третьих, определение видов имущества, которое может быть в собственности граждан и юридических лиц, в том числе средств производства, производится по принципу: разрешено все, что не запрещено законом. Данный запрет прежде всего касается видов имущества, составляющих национальное достояние народов Российской Федерации (см. коммент. к ст. 212), а также имущества, призванного обслуживать специфические потребности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований (см. коммент. к ст. 214 и 215). Подавляющая часть производственных фондов в стране, не говоря уже о фондах потребления, находится в настоящее время в собственности граждан и юридических лиц. 3. В п. 2 ст. 213 ГК предусматривается положение об отсутствии в законе количественных и стоимостных ограничений в отношении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц. Исключение могут составлять лишь случаи, когда ограничения вводятся законом в целях, предусмотренных п. 2 ст. 1 ГК. Под ограничениями, например, в отношении отдельных видов имущества, принадлежащих гражданам, о которых упоминается в п. 2 ст. 213 ГК, понимается юридический запрет со стороны федерального государства, касающийся количества и стоимости имущества, которое может находиться в собственности граждан и юридических лиц. Отсутствие такового запрета не означает, что государство лишено возможности устанавливать дополнительные требования экономического порядка к собственникам имущества, количество и стоимость которого превышает разумные пределы, например повышать тарифы оплаты коммунальных услуг применительно ко вторым и последующим квартирам, увеличивать ставки налогообложения и т.д. 4. В п. 3 ст. 213 ГК содержится норма, устанавливающая, что все коммерческие и некоммерческие организации, являющиеся юридическими лицами, считаются собственниками имущества, находящегося на их балансе. В состав данного имущества входит имущество, внесенное в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также иное имущество, произведенное и приобретенное этими юридическими лицами в процессе их деятельности. Исключение составляют государственные и муниципальные предприятия, а также учреждения. В отношении имущества, закрепленного за ними, применяется режим права хозяйственного ведения или права оперативного управления (ст. 294, 296 ГК), но не права собственности. 5. В особом положении находятся общественные и религиозные организации (объединения), а также благотворительные и иные фонды. Являясь собственниками принадлежащего им имущества, они вместе с тем в части использования данного имущества должны подчиняться двум требованиям, указанным в п. 4 ст. 213 ГК. Во-первых, использование имущества производится лишь для достижения целей, предусмотренных учредительными документами организаций (объединений) и фондов. Во-вторых, в случае ликвидации организаций (объединений) и фондов оставшееся имущество не подлежит распределению между их учредителями (членами), а используется в целях, указанных в учредительных документах. Статья 214. Право государственной собственности 1. В п. 1 ст. 214 ГК рассматриваются два вида государственной собственности, существующей в Российской Федерации: федеральная собственность и собственность субъектов РФ. Соответственно, субъектом права федеральной собственности является Российская Федерация как государство, субъектами права собственности второго вида - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. При этом под государством (государственным образованием) следует понимать государственно-политическую организацию, осуществляющую публичную власть в стране (на территории субъекта РФ), связанную, но не совпадающую с гражданским обществом. Право собственности каждого вида государственной собственности, а в пределах второго вида и каждого отдельно взятого субъекта РФ, считается самостоятельным правом. Вместе с тем в условиях федеративного государства указанные права следует рассматривать как части федеративной системы государственной собственности страны. 2. Остаточный принцип в отношении права собственности на землю и другие природные ресурсы, закрепленный в п. 2 ст. 214 ГК, не соответствует основным направлениям в развитии современного законодательства в данной сфере. Так, он вообще не распространяется на недра, которые (ст. 1.2 Закона о недрах) объявлены государственной собственностью, и многие другие природные ресурсы, а также отдельные категории земель. В свете развивающегося законодательства о природных ресурсах следует толковать и положения п. 2 ст. 214 ГК. 3. В п. 3 ст. 214 ГК содержится отсылочная норма к ст. 125 ГК (см. коммент. к данной статье). 4. В п. 4 ст. 214 ГК определены два вида имущества, находящегося в государственной собственности: 1) имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями соответственно на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления, и 2) имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации и казну субъектов РФ. Применительно к названным видам имущества было бы правильным говорить о праве государственной собственности так, как это обозначено в названии ст. 214 ГК, а не государственной собственности вообще. Понятие государственной собственности как экономической категории включает в себя наряду с указанными видами имущества также имущество государственных хозяйственных товариществ и обществ. Имущество первого вида предназначается для использования в производственных, научных, образовательных, социально-культурных целях. Что касается имущества казны, то под таковым понимаются все виды имущества, в том числе и финансовые ресурсы, не закрепленные Российской Федерацией или соответствующим субъектом РФ за государственными предприятиями и учреждениями. Это - финансовые ресурсы, находящиеся в ведении Федерального казначейства (Казначейства России), которое является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой) (см. постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 "О Федеральном казначействе" (в ред. от 15.06.2010)*(156)), его территориальных органов; материальные ресурсы, находящиеся в ведении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом и его территориальных органов, а также других указанных в законе органов государства, управомоченных выступать от имени Российской Федерации и соответствующих субъектов РФ. 5. Согласно п. 5 ст. 214 ГК, разграничение государственной собственности производится на основании ФЗ и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Впредь до издания указанных законов на федеральном уровне разграничение государственной собственности между Российской Федерацией и субъектами РФ осуществляется на основании постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (в ред. от 21.07.1993)*(157). Статья 215. Право муниципальной собственности 1. Муниципальная собственность представляет собой отдельную форму собственности, существующую параллельно с государственной. Соответственно, право муниципальной собственности должно рассматриваться как самостоятельное право собственности. По своему характеру и юридической природе оно находится в одном ряду с правом государственной собственности. Их сближает то, что через посредство органов публичной власти оба названных права призваны обеспечивать общественные, а не частные интересы. Но между ними имеются и значительные различия. Если субъектами права государственной собственности являются государство и государственные образования как публично-властные структуры, отделенные от гражданского общества, то в качестве субъектов муниципальной собственности выступают городские и сельские поселения, другие муниципальные образования, иными словами, население, проживающее на территории данных поселений и образований, наделенное правом на местное самоуправление и осуществляющее функции публичной власти через систему избираемых ими органов местного самоуправления. Как отмечено в ст. 130 Конституции, местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, т.е. имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а управляют муниципальной собственностью, согласно ст. 131 Конституции, органы местного самоуправления. Аналогичное положение закреплено и в п. 2 ст. 215 ГК. 2. Имущество, являющееся объектом права муниципальной собственности, подразделяется на те же группы, что и государственное имущество. Это: 1) имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на режиме права хозяйственного ведения и права оперативного управления, и 2) имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющее муниципальную казну соответствующего поселения или иного муниципального образования. Имущество первой группы имеет в основном социальное (образование, медицина, культура) и производственное значение. Имущество второй группы призвано удовлетворять потребности населения, связанные с проживанием на территории соответствующего поселения или иного муниципального образования, а также финансово и материально обеспечивать деятельность органов местного самоуправления. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, по своему видовому, количественному и стоимостному состоянию, естественно, не совпадает с тем имуществом, которое является объектом права государственной собственности. По указанным параметрам оно более ограничено, поскольку предназначено для решения функционально отличных от государственных задач местного значения. Статья 216. Вещные права лиц, не являющихся собственниками 1. Вещное право, в отличие от обязательственного, характеризуется следующими двумя признаками. Во-первых, оно может быть противопоставлено праву всех других лиц, не имеющих имущества, являющееся его объектом, в качестве более предпочтительного с точки зрения закона, права. В этом смысле вещное право условно называется абсолютным правом. Во-вторых, вещное право следует за имуществом, переходящим во владение другого лица. Это становится возможным при условии сохранения за обладателем вещного права прав, составляющих содержание вещного права (см. коммент. к ст. 209). Указанные признаки понятия вещного права нельзя абсолютизировать, поскольку в ряде случаев отдельные признаки могут быть присущи и некоторым обязательственным правам, например праву на удержание вещи (ст. 359 ГК). В совокупности же они дают более или менее полное представление о том, что такое вещное право. В ст. 216 ГК называются пять вещных прав дополнительно к праву собственности, являющемуся основным вещным правом: право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 265), право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 268), сервитуты (ст. 274, 277), право хозяйственного ведения имуществом (ст. 294) и право оперативного управления имуществом (ст. 296). Основное назначение названных вещных прав состоит в обеспечении доступа к использованию имущества лицами, не являющимися его собственниками. По существу, речь идет о правах на чужое имущество. Поэтому странным и нелогичным выглядит положение, содержащееся в п. 2 ст. 216 ГК, о том, что вещные права на имущество могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества. Указанные вещные права на чужое имущество имеют одну примечательную особенность. Будучи связанными с правом собственности на то же самое имущество, а в ряде случаев и возникая по воле собственника, они имеют самостоятельное параллельное с правом собственности существование. Свидетельством тому служат положения, предусмотренные п. 3 и 4 ст. 216 ГК. Безусловным основанием прекращения всех вещных прав служит гибель имущества, являющегося объектом права собственности и соответствующего вещного права, предусмотренного в ст. 216 ГК. Все другие основания прекращения вещных прав на имущество строго индивидуализированы с учетом особенностей каждого вещного права, существующего параллельно с правом собственности. 2. В ст. 216 ГК не дается исчерпывающий перечень вещных прав. Среди названных в ней вещных прав отсутствуют так называемые придаточные вещные права, служащие обеспечением к правам кредитора в обязательственном правоотношении. Речь прежде всего идет об ипотеке. Согласно нормотворческой практике, принятой в зарубежных странах, гражданское право которых основано на традициях римского права, вещные права должны предусматриваться законом. К сожалению, в ГК решение этого вопроса осталось открытым. Представляется целесообразным и в российском гражданском праве, по аналогии с тем, что действующие вещные права предусмотрены ГК, а не иным нормативным правовым актом, новые вещные права, если такая потребность возникнет, вводить только законом. При этом не требуется внесение изменений и дополнений в ГК. Оговорка, содержащаяся в п. 1 ст. 216 ГК, - "в частности", дает право Федеральному Собранию РФ предусматривать новые вещные права отдельным законом. Подзаконными нормативными актами, равным образом, как и доктриной, такие права вводиться не могут. Статья 217. Приватизация государственного и муниципального имущества 1. Под приватизацией в данном случае понимается переход имущества из государственной или муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц. Точнее было бы говорить о переходе государственного и муниципального имущества в частную собственность граждан и юридических лиц. В Законе о приватизации имущества специально оговорено, что в качестве покупателей приватизируемого имущества не могут выступать государственные и муниципальные унитарные предприятия, казенные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, а также иные юридические лица, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных органов превышает 25%. Приватизация осуществляется в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При этом понятие порядка приватизации имущества трактуется достаточно широко. Оно включает в себя также право Российской Федерации на определение органов государственной власти (в том числе и в субъектах РФ) и местного самоуправления, правомочных принимать решения о приватизации государственного и муниципального имущества, а также видов имущества, подлежащего приватизации. Общего закона о приватизации государственного и муниципального имущества не существует. Приватизация проводится по следующим основным направлениям: приватизация государственных и муниципальных предприятий, приватизация земельных участков, приватизация жилья и иных объектов социального, научного и культурного назначения. По ряду из указанных направлений были приняты законы, например Закон о приватизации жилищного фонда. Но в большинстве процесс приватизации государственного и муниципального имущества в настоящее время впредь до принятия соответствующих законов регулируется указами Президента РФ (см., например, Указ Президента РФ от 22.07.1994 N 1535 "Об Основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года" (в ред. от 21.10.2008)*(158)). 2. В ч. 2 ст. 217 ГК содержится специальная норма отсылочного характера, согласно которой при определении порядка приобретения и прекращения права собственности применяются законы о приватизации и, лишь при отсутствии таковых, нормы ГК. Статья 218. Основания приобретения права собственности ГК исходит из того, что юридические и физические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей (п. 2 ст. 1 ГК). Они по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (п. 1 ст. 9 ГК). Поэтому они свободны при изготовлении и создании новых вещей. Однако эта свобода не является беспредельной. Абзац 1 п. 1 ст. 218 ГК требует, чтобы при изготовлении вещи был соблюден закон и иные правовые акты. Существует обширный круг правовых норм, которые оказывают влияние на процесс создания новых вещей. Они настолько многочисленны, что невозможно привести даже примерный перечень. Можно лишь дать самое общее представление о том, в каком направлении идут эти ограничения. Прежде всего, существуют прямые запреты заниматься некоторыми видами деятельности, в ходе которой создаются новые вещи. Например, изготовление поддельных денежных знаков. Кроме того, существуют многочисленные правила, устанавливающие, что некоторые виды деятельности могут осуществляться исключительно в разрешительном порядке. Правила о лицензировании содержатся в Законе о лицензировании. Помимо этого, существует законодательство, требующее разрешений на создание конкретной новой вещи. В частности, такое решение необходимо для создания нового жилого дома, другого строения, сооружения или иного недвижимого имущества. Наконец, существуют правила, предписывающие определенный порядок деятельности, который должен соблюдаться при создании новых вещей данного рода. В частности, существуют градостроительные и строительные нормы, противопожарные правила, правила об охране окружающей среды и т.п. Отдельно регулируется случай, когда создание новой вещи происходит в результате использования имущества, которое не принадлежит создающему на праве собственности. Отличие состоит в том, что в первом случае лицо использует собственное имущество, а во втором - чужое. ГК в этом случае устанавливает внутреннюю отсылку: право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, принадлежат лицу, использующему это имущество на законном основании, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором об использовании этого имущества, как это предусмотрено ст. 136 ГК.

 

 

69. Право собственности юридических лиц.

Субъекты права собственности юридических лиц

В качестве субъектов права собственности юридических лиц ГК РФ закрепляет коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником (п. 3 ст. 213).

Классификация юридических лиц может проводиться по различным основаниям. Однако в процессе анализа права собственности юридических лиц следует основываться на их дифференциации в зависимости от прав учредителей на имущество конкретного юридического лица.

В связи с этим субъекты права собственности юридических лиц подразделяются на:

хозяйственные товарищества и общества;

производственные и потребительские кооперативы;

общественные и религиозные организации;

благотворительные и иные фонды;

объединения юридических лиц (ассоциации и союзы);

иные организации, предусмотренные законом.

Особенности права собственности юридических лиц

Праву собственности юридических лиц присущи общие существенные признаки, а именно:

юридическое лицо является единственным собственником принадлежащего ему имущества;

учредители юридических лиц либо имеют (хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы) (п. 2 ст. 48 ГК РФ), либо не имеют (общественные и религиозные организации, ассоциации и союзы) обязательственные права на имущество (п. 3 ст. 48);

в собственности юридического лица находится имущество, переданное ему в качестве вклада (взноса) его учредителями, а также приобретенное и произведенное по иным основаниям (п. 3 ст. 213 ГК РФ);

юридические лица вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону, иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Однако последний признак не относится к праву собственности некоммерческих организаций, которые ограничены в осуществлении правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом, поскольку имеют специальную правоспособность.

Согласно ГК РФ общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. В случае ликвидации такой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах (п. 4 ст. 213).

Право собственности юридического лица, обладающего как общей, так и специальной правоспособностью, может быть ограничено законом. В частности, п. 3 ст. 212 и ст. 129 ГК РФ предусмотрена возможность ограничения права юридического лица иметь в собственности отдельные виды имущества, которые могут находиться только в государственной и муниципальной собственности, каковым является имущество, изъятое из оборота или ограниченное в обороте (например, ядерное оружие, заповедники и т. п.).

Объекты права собственности юридических лиц

В собственности юридических лиц может находиться любое имущество, кроме имущества, которое по закону не может находиться в их собственности.

Объектом права собственности юридического лица может быть любое имущество — как движимое, так и недвижимое: предприятия, земельные участки, здания, жилищный фонд, оборудование, денежные средства и т. д.

Количество и стоимость имущества, принадлежащего юридическому лицу, не ограничиваются, кроме случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 213).

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 333.