Совместная деятельность людей порождает сложную систему их взаимоотношений друг с другом, опосредованную институтами власти. Эти отношения уместно разделить на две группы. К первой относятся те, которые дестабилизируют состояние общества, имеют деструктивный характер. Ко второй принадлежат такие отношения, которые, напротив, способствуют самосохранению социальных структур, обеспечивают их стабильность и преемственность.
Развитие общества как раз и происходит благодаря единству этих разнонаправленных векторов: отношения первого рода обеспечивают динамику общественной жизни, тогда как отношения второго рода гарантируют её относительную статику. Война и мир, любовь и ненависть, правые и левые, радикалы и консерваторы, отцы и дети — вот лишь кое-что из длинного списка таких отношений, который каждый без труда сможет продолжить. Важнейшим регулятором этих отношений является государство.
Сущность государства
Государство — это аппарат управления делами общества. Этот аппарат включает в себя следующие органы управления: правительство, законодательные органы, органы регионального (местного) управления, судебные и правоохранительные органы, прокуратуру, налоговые органы, армию. Государство выполняет внешние функции (забота о целостности территории, безопасность страны, контакты с внешним миром) и внутренние (законодательная деятельность, контроль за соблюдением законов, создание условий для развития экономики, забота о здоровье и образовании граждан, сбор налогов). Однако никакой аппарат не способен функционировать сам по себе, без людей. Люди, реализующие функции государства — это государственные чиновники всех уровней, начиная с премьер-министра и кончая рядовым клерком. Стало быть, государство правильнее было бы определить не просто как аппарат управления, а как аппарат управления вместе (в единстве) с людьми, которые конкретно осуществляют властные функции, властные полномочия.
В древние времена, когда люди жили небольшими замкнутыми сообществами, в государстве не было необходимости. Каждый знал каждого, и любые вопросы решались сообща. Но по мере укрупнения сообществ и развития связей между ними возникла необходимость в разделении труда: небольшая часть наиболее уважаемых членов общества получила от остальных особые полномочия, связанные с безопасностью, контролем и управлением. По мере эволюции общества развивалось и государство, обрастая новыми структурными элементами и функциями. Теорию возникновения государства как "общественного договора" впервые разработал английский философ XVII в. Т. Гоббс.
Разумеется, в обществе с антагонистическими классами государство не могло не защищать прежде всего интересы экономически господствующего класса. Поэтому определение сущности государства как аппарата подавления одним классом других, сложившееся в марксизме, верно для большого исторического периода, связанного с классовой борьбой. Однако идея государства "диктатуры пролетариата" оказалась в конечном счёте величайшей фикцией, а вывод об "отмирании" государства не выдержал проверки временем.
Многовековая классовая борьба привела не к отказу от государства, а к трансформации его в институт согласования интересов различных слоев общества. То есть к ситуации, когда демократическое государство в равной степени учитывает и защищает интересы каждого гражданина, независимо от его социального положения и степени богатства. Если же государство начинает служить интересам какого-либо "избранного" слоя, то демократические механизмы вынуждают правительство к отставке. Современные государства, таким образом, за редкими исключениями утратили классовую природу, реализуя функцию классового сотрудничества, а не борьбы.
Однако самая большая опасность, которая исходит от государства, даже самого демократичного, это его постоянное стремление превратиться из средства оптимизации общественной жизни в её цель. Люди, голосуя на выборах, отдают часть своих свобод государству, относясь к нему как к нанимаемому обществом аппарату. Но государство в лице своих чиновников стремится отнять у граждан и остальные свободы, представляя себя в качестве высшей ценности. Иначе говоря, лозунг "государство для человека" оно тайно или явно хочет перевернуть в духе Конфуция и Платона — "человек для государства". Именно эта черта государства воспринималась со стороны Ницше как "отвратительная", в силу чего он называл его "тюремщиком человека". Государство, которое веками было отчуждённым по отношению к личности, в наше время перестаёт быть таким, но рецидивы отчуждения всё время заставляет общество быть начеку, не терять бдительности, В связи с этим обратимся к понятию социального контроля.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 217.