Думается, однозначного ответа здесь быть не может. Все зависит от того, кого считать ниндзя. Например, можно ли считать настоящим ниндзя человека, который в течение 2‑3 лет занимался в каком‑нибудь клубе на Западе и получил соответствующий сертификат? Ну а если человек занимался по книге какого‑нибудь «западного» специалиста, который, на самом деле, имеет весьма смутное представление о нин‑дзюцу и не обучался ни у одного из наставников? Вряд ли. Считать таких любителей ниндзя означало бы относиться к ним в десятки раз серьезнее, чем они того заслуживают.
Может быть, следует считать ниндзя современных шпионов или солдат из некоторых спецподразделений? По функциям они очень близки своим средневековым сородичам.
Зато очень и очень далеки по форме – слишком далеко шагнул технический прогресс со времени «золотого века» нин‑дзюцу, да и с традиционной японской культурой и философией они, как правило, никак не связаны. К тому же, такое понимание терминов «ниндзя» и «нин‑дзюцу» чересчур расширительно, и они становятся синонимами слов «шпион‑диверсант» и «шпионаж».
Все‑таки нельзя отрывать нин‑дзюцу от того конкретного контекста японского средневековья, в котором оно сложилось. Это означает, что классическое нин‑дзюцу «золотого века» сегодня – не более чем музейный экспонат. Хотя экспонат весьма интересный, поучительный и «научительный», в том смысле, что его исследование может дать немало ценного материала. Например, до сего дня не изучены и не разгаданы многие психотехники «ночных невидимок», методы их физической подготовки, способы «оттачивания» чувств – зрения, слуха – и т. д.
В завершение разговора хочется поделиться лишь одной мыслью: если вы когда‑либо слышали от кого‑то, что он – «ниндзя», можете считать его самозванцем, ибо это противоречит и духу, и традициям «ночных воинов» и реальной истории.
Заключение
Вот и завершилось наше путешествие по страницам истории нин‑дзюцу. Многое осталось вне поля зрения автора или просто не вошло в книгу, многое нуждается в проверке и уточнении. Фактически, эта работа лишь намечает направления дальнейших более глубоких и основательных исследований истории «ночных воинов» средневековой Японии. И автор собирается продолжить разговор о ниндзя и нин‑дзюцу в ряде последующих публикаций.
Так в настоящее время готовится к изданию второй том серии «Путь невидимых», который будет называться «Секреты ночных демонов. Подлинная техника нин‑дзюцу». Он посвящен анализу философии, теории и практики нин‑дзюцу периода его расцвета. В этой книге читатели смогут прочитать об основных принципах нин‑дзюцу, структуре шпионских сетей, вербовке и засылке тайных агентов, кодовом языке и боевых псевдонимах ниндзя, методах шифрования информации, способах проникновения во вражеские крепости, приемах маскировки, диверсионных акциях, о работе ниндзя в качестве телохранителей, методах их подготовки и тренировки, системе выживания; познакомятся с десятками видов снаряжения и оружия «ночных воинов», с рецептами лекарств и высококалорийных пилюль, секретными методами психологической войны, с мистическими ритуалами куд‑зи‑ин и кудзи‑кири и т.д. Кроме того, в этот том войдут переводы десятков отрывков из старинных наставлений по разведке: глава о физиогномике ниндзя из «Сёнинки», рекомендации по организации засад и полевой разведке и т.д., и глава о дошедших до наших дней трактатах по нин‑дзюцу.
Хочется подчеркнуть, что настоящая книга – плод работы не только автора, но и целого ряда его коллег по Московскому центру изучения нин‑дзюцу «Синобикай».
«Синобикай» является независимой общественной организацией, занимающейся изучением истории, традиций и техники нин‑дзюцу. Центр культивирует древнюю школу боевого искусства Катори Синто‑рю. Он поддерживает отношения со многими общественными и научными организациями, со школами и мастерами боевых искусств, проводит учебные семинары, готовит методические разработки, книги и видеопособия по боевым искусствам, переводит важнейшие сочинения по бу‑дзюцу, издает журнал «Додзё. Воинские искусства Японии».
Особенно автору хотелось бы поблагодарить наставника школы Катори Синто‑рю Сергея Семенчука за те ценные замечания и советы, за те знания, которыми он поделился при подготовке книги к изданию, а также Алексея Астафьева, который, благодаря многолетнему опыту занятий и преподавания бу‑дзюцу и незаурядному таланту художника, смог подготовить замечательные иллюстрации к книге.
[1] «Повесть о доме Тайра».
[2] «Повесть о великом мире».
[3] «Хроника 5 поколений Ходзё».
[4] «Записи 8 провинций Канто».
[5] «Воинская повесть о. Сикоку».
[6] «Воинская повесть Мацуо».
[7] «Дневник обители Тамон».
[8] «Десять тысяч рек собираются в море».
[9] «Книга об истинном нин‑дзюцу».
[10] «Термины самурайских родов».
[11] «Воинская повесть [провинции] Этиго».
[12] «Последующее зерцало».
[13] «Земельный самурай» – мелкий военный феодал, не имеющий над собой господина.
[14] «Летопись древних дел».
[15] «Анналы Японии».
[16] «Диалоги Ли Вэй‑гуна»
[17] «Книга перемен».
[18] «Продолжение анналов Японии».
[19] «Каталог книг, имеющихся в настоящее время в Японии».
[20] «Записки о стране Японии и чудесах дивных воздаяния прижизненного за добрые и злые дела».
[21] 1 дзё = 3,03 м.
[22] Буддийский святой, достигший просветления, но отказывающийся от перехода в состояние райского небытия ради спасения людей.
[23] «Повесть о рассвете и падении Минамото и Тайра».
[24] «Сказание о Ёсицуне».
[25] «Записи о скитаниях Кофуку‑дзи».
[26] «О боевых искусствах».
[27] 1 сяку = 30,3 см.
[28] 1 сун = 3,03 см.
[29] «Повесть о мятеже в Ига».
[30] «Сказание о Кога Сабуро».
[31] Принявший монашество.
[32] «Тайный свиток по учению ниндзя».
[33] «[Уложение] о церемониях годов Энги».
[34] Вассал сёгуна.
[35] Поместье.
[36] Головной убор знати.
[37] Сёгунское военное правительство.
[38] Военный губернатор.
[39] Управляющий поместьем.
[40] «Местный воин» – мелкий военный феодал, не имеющий над собой господина.
[41] 1 ри = 3927 м.
[42] «Увеличивающее зеркало».
[43] «Записи о древних войнах в 8 провинциях Канто».
[44] «Личные записи Мацубары, писанные во время отдохновения».
[45] «Дополнения к дневнику Иэтады».
[46] «Смешанные записи виденного и слышанного».
[47] «Заново составленная повесть об Оде Нобунаге».
[48] «Воинская повесть края Осю».
[49] Женщины‑шаманки в синтоистских святилищах.
[50] «Сокрытое в листве».
[51] Букв. «предводитель шайки».
[52] «Повесть о великом мире тёмной добродетели».
[53] «Дополнение к „Ноти кагами“.
[54] «Сказания провинции Микава».
[55] «Сокращённая книга о правильном применении военного искусства».
[56] Применение огнестрельного оружия.
[57] Применение огневых средств.
[58] «Памятные записки Хосокавы Юсая».
[59] «Книга о разведке на войне».
[60] «Дневник войны в Корее».
[61] 1 тё = 109,09 м.
[62] «Военные рассказы заморских стран».
[63] «Повесть о тайко Тоётоми Хидэёси».
[64] «Подлинная хроника Токугавы».
[65] 1 кан = 3,75 кг.
[66] Путешествие с посещением залов бу‑дзюцу с целью овладения боевым искусством.
[67] 1 то = 18,39 л.
[68] «Отчётная книга о прикреплённых к Ига».
[69] «Тайные записки о нин‑дзюцу».
[70] «Иллюстрированное наставление по сюрикэн‑дзюцу».
[71] «Записки одного поколения ниндзя школы Кога‑рю».
Дата: 2018-12-28, просмотров: 264.