Исторические понятия, приемы формирования понятий: описание, характеристика, сравнение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие можно изобразить следующей формулой: понятие=термин+определение.

Классификация исторических понятий:

  1. Экономические - понятия об орудиях труда и видах хоз. жизни, различных исторических периодах, экономических процессах.
  2. Социально-политические - раскрывают социальные отношения и политическое устройство государств.
  3. Историко-культурные - достижения материальной и духовной культуры.
  4. Идеалогические - взгляды, идеи, представители разных политических сил и социальных групп.

Способы формирования исторических понятий:

  1. Аналитическое описание на основе и без типологического рисунка.
  2. Обобщающая характеристика с перечислением существенных признаков понятий.
  3. Развернутое объяснение, включающее историческую справку о трансформации понятия в течении времени.
  4. Сравнительная характеристика с заполнением сравнительно-обобщающей таблицы.
  5. Проблемное изложение

Формирование представлений о времени (работа с лентой времени, единицы времени, эра, наша эра, до нашей эры, век), определение века.

Восприятие времени – трудная задача для младших школьников. Главные свойства исторического времени: линейность, протяженность, необратимость.

Для развития восприятия времени, учащимся предлагается работа с лентой времени. Лента времени – прямая линия, на которой отмечают различные события в хронологической последовательности. Единицы времени (Год, век, тысячелетие), (эра, календарь, эпоха, наша эра / до нашей эры).

До н.э.        Р.Х. – 0                 988 – Н.Э., крещ.р.                                      2018

Можно предлагать учащимся задания на определение века. (988 г - ? 1240 - ? и тд), а так же упражнения: сколько лет существует христианство в России? (2018 – 988). Какое событие произошло раньше и на сколько?(куликовская битва - 1240, невская битва – 1380). 

Формирование пространственных представлений младших школьников. Историческая карта, чем она отличается от географической. Приемы работы с исторической картой.

Ист. карта – создаваемое на точной географической основе уменьшенное условное изображение определенного пространства, в то или иное историческое время с указанием отдельных событий данного времени.

Типология карт:

· Общие – отражают исторические события в одной стране или в группе стран, их положение, состояние и основные события на достаточно большом промежутке времени ( Россия в 17 веке)

· Обзорные – отражают ряд последовательных моментов в развитии определенного явления в истории отдельной страны или целого региона на протяжении длительного периода времени( Российская Империя с начала 19 века по 1861г)

· Тематические – посвящены отдельным событиям или сторонам исторического процесса ( ВОВ 1941-1945)

При работе с картой необходимо учитывать:

· Границы страны обводят указкой по замкнутой прямой

· Города отмечаются точкой

· Реки показываются по течению от истока к устью

· Направление военных походов и передвижений – по имеющимся на карте стрелкам

Правила работы с к/к:

1. Внимательно прочитайте задание

2. Найдите соответствующую к/к на страницах атласа или учебника

3. При отсутствии на к/к обозначения океанов, морей, крупных рек, необходимо самостоятельно подписать их

4. Все надписи на к/к наносятся шариковой ручкой, нельзя использовать фломастеры

5. Закрашивать территории необходимо цветными карандашами

6. При выполнении задания на к/к записываются условные обозначения ( «легенда карты»). Они могут быть составлены 2 способами:

· Наносятся рядом с заданием

· Записываются на отдельном листе и прикрепляются на свободное место к/к

Приемы работы с картой

· Показ и пояснение

·  Работа по 2-м картам для сравнения

·  Прием разборной карты (игра Кто быстрее соберёт карту )

· Прием оживления карты (через использование меловых картосхем и цветных аппликаций);

· Нарисовать контуры карты

· Вычерчивание карты на доске

· Прием заполнения контурной карты

· Историко-географический диктант

Урок как основная форма организации учебного процесса в школе. Классификация уроков. Структура урока. Виды уроков обществознания и их особенности. Подготовка учителя к уроку.

Основные положения, характеризующие урок были заложены в 17-19 в., в трудах Я.А. Коменского, И.Ф. Гербарта, И. Дистервега, К.Д. Ушинского.

В.А.Сластёниным: «Урок - это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников».

Типы уроков по ФГОС НОО:

Дата: 2019-02-02, просмотров: 337.