Вид используемого ОТВ | Срок не реже | |
Проверки параметров ОТВ | Перезарядки огнетушителя | |
Вода, вода с добавками | 1 раз в год | 1 раз в год |
Пена | 1 раз в год | 1 раз в год |
Водный раствор «Темперо-01» для огнетушителей ОВЭ-6(з) -АВЕ-01 | Раз в 5 лет | Раз в 5 лет |
Порошок | 1 раз в год (выборочно) | На подвижном составе 1 раз в год На стационарных объектах раз в 5 лет |
Углекислота (диоксид углерода) | Взвешиванием 1 раз 1 раз в год | 1 раз в 5 лет |
3.Комплект тушения в тоннеле (КТТ).
Устройство.
Тактико-техническая характеристика.
Техника безопасности при работе с КТТ.
Для изучения данного вопроса используем Указание №663 от 24.08.2007г. О введение в действие Инструкции машинисту электропоезда «О применении комплекта тушения в тоннеле (КТТ)».
Назначение.
КТТ- комплект тушения в тоннеле предназначен для использования в качестве первичного средства тушения водой очагов пожаров твёрдых горючих веществ (А) и электрооборудования, находящегося под напряжением до 1кВ (Е) в случае невозможности его обесточивания.
Область применения.
КТТ применяется для тушения пожаров на начальном этапе тонкораспылённой водой в тоннеле, станционных объектах, а также электроподвижного состава.
Устройство.
В комплект поставки КТТ входит:
-ствол-распылитель;
-пожарный рукав диаметром 25 мм и длинной 20 м, с соединительной головкой Д 50 мм;
-переходник ¾ Д (19 мм) – 1Д (25 мм) с резиновым уплотнительным кольцом;
-переходник ГМ 50- ¾ Д (19 мм) с резиновым уплотнительным кольцом;
-ключ универсальный;
-перчатки хлопчатобумажные;
-переносная сумка;
-паспорт и руководство по эксплуатации КТТ.
На некоторых перегонах давление в водопроводе бывает менее 3-х атмосфер, поэтому на ближайших станциях в сумку КТТ вкладывается листок, с указанием таких участков.
Технические характеристики КТТ.
-рабочие давление, Мпа 0,3-1,0
-максимальный расход воды, л/с
при давление,0,3 Мпа 0,3
при давление,0,6 Мпа 0,4
-длина рукава, м 20
-длина струи воды, м, не менее 4
-срок эксплуатации 10
Порядок приёма и сдачи КТТ машинистом.
В случае получения от поездного диспетчера распоряжения (приказа) о тушении пожара на перегоне (на верхнем строении пути) получает КТТ от дежурного по станции.
Возвращает КТТ дежурному ближайшей станции после тушения пожара на перегоне или дежурному по станции, выдавшему КТТ после тушения пожара на станционных путях.
Порядок использования.
При тушении пожара во всех случаях действует в соответствии с разделом 2»Инструкции о порядке действий работников и режимах работы шахт тоннельной вентиляции в случаях пожара или задымления на метрополитене»(Распоряжение №842р от23.06.16г..).
КТТ рекомендуется также применять для охлаждения подвагонного оборудования.
Для применения КТТ необходимо:
-извлечь комплект и проложить рукавную линию от места загорания до ближайшего пожарного или хозяйственного крана;
-навернуть переходник на хозяйственный кран (если в радиусе пожарного рукава находиться пожарный кран, то переходник не применяется);
-полностью открыть кран;
-нажав на рычаг распылителя направить струю воды на очаг загорания;
-при тушении необходимо интенсивно перемещать распылитель из стороны в сторону в вертикальной и горизонтальной плоскостях, постепенно приближаясь к очагу пожара по мере его угасания:
Комплект Тушения в Тоннеле (КТТ) можно применять для тушения объектов без снятия напряжения до 1000 вольт, при выполнение следующих требований:
- давление в водопроводной сети должно быть не менее 3-х атмосфер;
- убедится в том, что в сумке с КТТ нет вкладыша (листа) с предупреждением
о давлении на участке меньше 3-х атмосфер;
- тушение производить на расстоянии от 3-х метров до 4-х метров до
объекта;
- распыленная струя воды не должна попадать на контактный рельс;
- во время тушения не наступать в натекшую воду.
При отсутствии напряжения, КТТ можно использовать при тушении пожаров класса А, так же как и внутренние пожарные краны.
Как ранее говорилось на метрополитене проложен водопровод, в котором имеются отводы пожарных кранов, диаметром 51 мм, которые расположены на расстоянии 90 метров друг от друга и отводы хозяйственных кранов диаметром 19 мм (3/4 дюйма) или 25 мм (1 дюйм), расположенных на расстоянии 30 метров.
С 2007 года такими комплектами укомплектованы все станции метрополитена.
Комплект находится в кабине дежурной по станции. При направлении машиниста резервным поездом для ликвидации горения в тоннеле или станционных тупиках ДСП должна выдать машинисту КТТ, согласно Инструкции дежурной по станции «О порядке хранения и применения комплекта тушения в тоннеле».
Заключение.
Рассмотренная нами тема «Первичные средства пожаротушения и порядок пользования ими» является актуальной для всех машинистов метрополитена, поскольку каждый машинист знает, что основной его задачей является безаварийное выполнение графика пассажирских перевозок, то любая задержка в пути нежелательна. Поэтому машинист, получив от поездного диспетчера приказ, остановиться у соответствующего пикета для ликвидации загорания на объектах пути, должен максимально эффективно использовать время для ликвидации загорания, так как случаи загораний на пути ликвидируются машинистами в условиях жесточайшего дефицита времени.
Преподователь ПТС(Ц) Абдулхаев Г.Х.
Контрольные вопросы по теме № 3
( с краткими ответами)
№ п.п. | Вопросы для контроля подготовки | 10 | Ответы на вопросы |
1. | Что относится к первичным средствам тушения? | Огнетушители, пожарный инвентарь, ручной пожарный инструмент, пожарное оборудование. | |
2. | Какие факторы входят в механизм тушения? | Факторы воздействия ОТВ: охлаждение ,разбавление, ингибирование, изоляция, механическое сбивание пламени. | |
3. | Как классифицируются огнетушащие вещества? | Классификация ОТВ : инертные газы, огнетушащие аэрозоли, вода, пена, порошок, комбинированные составы. | |
4. | Что такое огнетушитель? | Это переносное, передвижное или стационарное устройство с ручным способом приведения в действие и предназначенное для тушения очага пожара человеком за счёт выпуска запасённого огнетушащего вещества. | |
5. | Какие типы огнетушителей применяются на метрополитене? | порошковые,воздушно-пенные, воздушно-эмульсионные, газовые | |
6. | Как классифицируются огнетушителей? | По назначению, по виду огнетушащего вещества, по массе, по рабочему давлению, по способу вытеснения огнетушащего вещества, по способу восстановления работоспособности. | |
7. | Классы пожаров. Дать перечень? | А,В,С,Д,Е,F. | |
8. | Какова роль машиниста в обеспечении пожарной безопасности пассажиров при тушении пожаров? | Обеспечение пожарной безопасности пассажиров в первую очередь зависит от правильных действий машиниста, чёткой организации вывода из опасной зоны, организации пожаротушения, недопущения паники и неорганизованности групп людей. | |
9. | Какие нормы оснащения ЭПС огнетушителями? | см. п.5.4 «Нормы оснащения» | |
10. | Чем оснащаются МРТ? | МРТ оснащаются одним огнетушителем ОВЭ-6(з) и ОП-4(з). |
Вопросы
для самостоятельной подготовки.
Вопросы | Ответы | |
1. | Дать определение пожара | Неконтролируемое горение, приводящее к ущербу. |
2. | Дать определение пожарной нагрузки | Количество теплоты, отнесённое к единице поверхности пола, которое может выделиться в помещении или здании при пожаре, (Стандарт СЭВ 383 – 87). |
3. | Что входит в пожарную нагрузку вагона ? | Все сгораемые материалы, в частности, пол, потолок; стены и фризы изготовлены из бумажно-слоистого пластика толщиной 3 мм. Прокладки, закладки, крепёжные детали салона выполнены из резины, пенополиуретана и древесины. Для электроизоляции оборудования используются горючие материалы (гетинакс, текстолит, лакоткань, древесина). Значительная масса горючих входит в покровы и изоляцию проводов марки ПС и ПВГ. Брусья токоприёмников, размещённые под вагоном, изготовлены из древесины (текстолита). |
4. | Источники воспламенения на вагонах ЭПС? | Потенциальные источники воспламенения связаны в основном с электрооборудованием вагона (на примере вагонов 81-717 и 81-714): - Пускотормозные резисторы; - Электроконтактные коробки и соединительные провода; - Блок питания собственных нужд; - Тяговые двигатели; - Кулачковые контактные элементы; - Главный предохранитель; - Прочие электрические аппараты. Электрооборудование вагона работает в тяжёлых условиях, создаваемых вибрацией, резкими перепадами температур, воздействием пыли и влаги. Всё это предопределяет возможность аварийных режимов их работы. |
5. | Какие конструкции вагона должны быть огнестойкими? | Огнестойкими конструкциями вагона должны быть конструкции , отделяющие кабину машиниста, аппаратный отсек и подвагонное оборудование от пассажирского салона , которые, к сожалению, является недостаточно огнестойкими. |
6. | Чем определяются меры пожарной безопасности при строительстве вагонов? | На неметаллические материалы, применяемые во внутреннем оборудовании вагона, должны быть документально подтверждённые испытаниями пожарно-технические характеристики, включающие в обязательном порядке значения горючести, дымообразующей способности и токсичности газообразных продуктов горения в соответствии с ГОСТ 12.1.044 и ГОСТ 12.1.044. Определение показателей пожарной опасности материалов должно производиться только организациями , аттестованными и имеющими лицензии на данный вид работ. |
7. | Причины возникновения и развития крупных пожаров ЭПС? | Причинами возникновения и развития крупных пожаров в электроподвижном составе являются: несвоевременное обнаружение пожара, неправильное применение средств пожаротушения, быстрое нарастание скорости распространения высокой температуры и задымления и др. |
8. | Меры пожарной безопасности при эксплуатации вагонов. | Пожарная безопасность при эксплуатации вагонов обеспечивается строгим выполнением технологического процесса, правил пожарной безопасности, выполнением нормативных документов, системы противопожарной защиты. |
9. | Роль машинистов в обеспечении пожарной безопасности на вагонах ЭПС и локомотивах. | Пожарная безопасность на вагонах подвижного состава обеспечивается машинистом поезда путём выполнения им требований регламентированных нормативными документами, в частности , ПТЭ , ЦУО \4583 п. 8-9, Наставлением по эксплуатации первичных средств пожаротушения на метрополитене. |
10. | Влияние ЭПС на пожарную опасность пути. | Повышению пожарной опасности пути при движении электроподвижного состава в тоннеле способствует выброс масла из карданных муфт колесных пар на шпалы и верхнее строение пути и образование мелких раскалённых металлических частиц при торможении и крутых поворотах.. |
Преподователь ПТС(Ц) Абдулхаев Г.Х.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 1256.