Механическое сбивание пламени
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

проведения занятия по обучению машинистов электропоездов «Основам пожарной безопасности».

Тема № 3: «Первичные средства пожаротушения и порядок пользования

ими»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Метод: лекция

 

Время: 2 часа

Учебные и воспитательные цели:

Научить машинистов правильному выбору и применению первичных средств пожаротушения (огнетушители, КТТ).

Литература:

- СП 9.13130.2009 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации».

- М.Г. Шувалов Основы пожарного дела М.; Стройиздат, 1998 г.;

- Указание № 558 от 08.08.2006г.» О введении в действие « Наставления по эксплуатации первичных средств пожаротушения на метрополитене».

-  С.В. Собурь Огнетушители. справочник, М.; ЗАО Спецтехника, 1999 г.;

- А.П. Карпов Огнетушители. Классификация, выбор, размещение, применение. Учебное пособие, НОУ "Такир", М.; 1998 г.

- В.П. Беляцкий "Пожарная безопасность метрополитенов" М.; Транспорт, 1994 г.

- «Инструкция о порядке действий работников и режимах работы шахт тоннельной вентиляции в случаях пожара  или задымления на метрополитене». Распоряжение №842р от23.06.16г.

№ п.п. Учебные вопросы Время Краткое содержание вопроса
1. 2. 3. 4.
    Введение.                                         10 Записывается на маркерной доске тема и объявляются учебные вопросы. Контрольные вопросы по теме № 2: 1) Какими типами вагонов представлен подвижной состав Московского метрополитена? 2) Из каких основных узлов и агрегатов состоит вагон? 3) Каким количеством тележек оснащены вагоны типа Еж-3? 4) Сколько моторных тележек подкачено под вагоны типа «Русич»? 5) Состоянию каких узлов и агрегатов подвагонного оборудования необходимо уделять повышенное внимание при осмотрах подвижного состава? 6) В чём заключается потенциальная пожарная опасность выбросов смазочных материалов из узлов и агрегатов подвагонного оборудования? 7) Какое оборудование вагонов является потенциально опасным            источником зажигания?         8) Какой системой         автоматического пожаротушения оснащены вагоны.
1. Общие сведения о первичных средствах пожаротушения. 25 Дать определение первичных средств пожаротушения и их классификацию Механизм прекращения горения. Огнетушащие вещества (ОТВ), классификация (ОТВ), характеристики (ОТВ).
2.   Первичные средства пожаротушения. Огнетушители.     25   Классификация огнетушителей. Назначение, устройство, ТТХ и принцип действия переносных огнетушителей. Огнетушители применяемые в электроподвижном составе.   
3.     Комплект для тушения пожаров в тоннеле (КТТ).   20     Устройство. Тактико-техническая характеристика. Техника безопасности при работе с КТТ. 
    Заключение.     10 Обобщение и подведение итогов, дача рекомендаций по использованию литературы для изучения вопросов на самоподготовку. Вопросы для самостоятельной подготовки: 1.  Что относится к первичным средствам тушения? 2. Какие факторы входят в механизм тушения? 3. Как классифицируются огнетушащие вещества? 4. Что такое огнетушитель? 5. Какие типы огнетушителей применяются на метрополитене? 6. Классификация огнетушителей? 7. Классы пожаров?

Наглядные пособия и материалы:

1. Классификация первичных средств пожаротушения.

2. Инструкция по применению ОВЭ -6(З) –АВЕ-01.

3. Видеоролик – Применение огнетушителей.

4. Видеоролик – Применение КТТ (тушение в тоннеле).

 

 

           Преподователь ПТС(Ц)                    Абдулхаев Г.Х.

                              Московский метрополитен

 

 

                                            Лекция

Тема № 3 «Первичные средства пожаротушения

                   и порядок пользования ими ».

 

  Раздел: Основы пожарной безопасности

  Категория обучаемых: машинисты электропоездов.

  Разработал:  Преподователь ПТС(Ц)  Абдулхаев  Г.Х           

                                          Москва- 2016г.

 

             

  Метрополитен представляет собой сложный комплекс сооружений и устройств предназначенных для обеспечения массовой перевозки пассажиров. Насыщенность техническими устройствами, высокая энерговооружённость в сочетании со значительным количеством используемых горючих материалов предопределяют потенциальную пожарную опасность метрополитена.

  Многолетний опыт тушения пожаров показывает, что успех в большинстве случаев зависит от эффективности первоначальных действий, профессионального мастерства, наличия средств тушения.

  При возникновении пожара в поезде, тоннеле или на станции машинист должен руководствоваться в своих действиях п. 1.7 ПТЭ, «Инструкцией о порядке действий работников и режимах работы шахт тоннельной вентиляции в случаях пожара или задымления на метрополитене» Распоряжение №842р от23.06.2016 г. и  «Наставлением по эксплуатации первичных средств пожаротушения на метрополитене», в котором устанавливаются требования к наличию первичных средств пожаротушения на стационарных объектах (наземных и подземных) метрополитена и на подвижном составе, вводятся нормы оснащения, даются рекомендации по их применению и определяется порядок контроля за техническим состоянием первичных средств пожаротушения.

  Основная задача при тушении пожаров на подвижном составе до прибытия пожарной охраны МЧС отводится машинистам. Приведем ряд примеров, показывающих роль машинистов в ликвидации пожаров.

Пример:

18.02.2012 в 18 час. 47 мин. на перегоне «Воробьевы горы» - «Университет» по 1 главному пути на пикете 097+05 произошло тление шпалы. Первоначальное тушение шпалы в 18 час. 54 мин. осуществлял машинист Топилин И.С. со снятием высокого напряжения с контактного рельса (что не являлось необходимостью) с помощью огнетушителя ОВЭ-6. Однако до конца тление ликвидировано не было. В 19 час. 40 мин. было обнаружено повторное тление шпалы, тушение которого производил машинист-инструктор Поморцев А.В. с помощью огнетушителя ОВЭ-6. Повторное тушение шпалы также не дало результатов. Окончательно тление ликвидировано в 20 час. 25 мин. машинистом-инструктором Поморцевым А.В. и работником ПВС службы пути Денисенко А. Применялся комплект тушения в тоннеле КТТ. Пожарная охрана города не вызывалась.

Комиссия установила, что причиной случая стала несвоевременная замена дефектной шпалы. Источник воспламенения – раскаленные частицы металла от подвижного состава.

22.10.2013 в 12 час. 16 мин. на перегоне «Владыкино» - «Петровско-Разумовская» по 2 главному пути на пикете 094+23 в районе гермозатвора произошло задымление. Задымление ликвидировано в 12 час. 31 мин. машинистом электродепо «Варшавское» Кудрявцевым. Применялись огнетушители ОУ-5 и ОВЭ-6. Пожарная охрана города не вызывалась.

Комиссия установила, что причиной случая стало попадание раскаленной металлической частицы от электроподвижного состава на горючий мусор в лотке между шпалой и порогом гермозатвора.

В данном случае машинист действовал оперативно, но безграмотно, т.к. применение огнетушителя ОУ-5 для тушения горючего мусора оказалось неэффективным.

      Таким образом роль машиниста при тушении чрезвычайно важна. Конечный результат тушения зависит от правильного выбора первичных средств пожаротушения и умения пользоваться ими.

 

1. Общие сведения о первичных средствах пожаротушения.

 

К первичным средствам относятся:

- огнетушители переносные и передвижные;

- огнетушители стационарные самосрабатывающие;

- пожарный инвентарь (бочки для воды, вёдра пожарные, ткани из негорючих

материалов (стекловолоконные, асбестовые, базальтовые), ёмкости с песком, 

 пожарные щиты;

- ручной пожарный инструмент (лопаты, багры, ломы, топоры, крюки);

- пожарное оборудование (пожарные краны, пожарные гидранты, пожарные

 клапаны, соединительные головки, пожарные рукава, стволы, насосы

 повысители и мотопомпы).

    Механизм прекращения горения.

Механизм прекращения горения представляет совокупность факторов

воздействия огнетушащего вещества (ОТВ ) на горючее вещество (материал)

при ликвидации горения.

 

Факторы воздействия ОТВ:

1. Охлаждение.

2. Разбавление зоны горения.

3. Ингибирование зоны горения

4. Изоляция.

5. Механическое сбивание пламени.

  Охлаждение – процесс воздействия огнетушащего вещества на зону горения или поверхность горящего вещества при котором резко увеличивается скорость теплоотвода при уменьшении скорости тепловыделения.

К охлаждающим ОТВ относят воду, водные растворы солей, твёрдый диоксид углерода (углекислоту).

Разбавление зоны горения - процесс прекращения горения основан на разбавлении горючих паров и газов до негорючих концентраций или снижения содержания кислорода до концентрации не поддерживающей горение.

К разбавляющим ОТВ относят инертные газы (аргон, азот, и т.п., диоксид углерода), тонкораспылённую воду, огнетушащие аэрозоли.

Ингибирование зоны горения (флегматизация) – обрыв цепной реакции горения на основе введения в зону горения веществ химически тормозящих реакцию горения.

К ингибиторам относятся хладоны (фреоны) и огнетушащие составы на их основе, а также огнетушащие порошки.

Изоляция.

Фактор изоляции в механизме тушения используется с целью разъединения горящего материала (вещества) и кислорода воздуха. Для изоляции применяется воздушно-механическая пена в механизме тушения которой этот фактор является основным. Среди других огнетушащих веществ фактор изоляции реализуется при применении огнетушащих порошков (АВСДЕ).

КЛАСС

ПОЖАРА

             ТИПЫ ОГНЕТУШИТЕЛЕЙ

ВОЗДУШНО- ЭМУЛЬСИОННЫЕ, Л

Углекислотные

Вместимостью,л

Порошковые

Вместимостью, л

ОСП 6 5 8 5 10 1 1 2 3 4 5 6 7 8 Головной вагон А, Е 1 1 - 1 - * Промежуточный вагон А, Е - 1 - 1 - * Электровоз (аккумуляторный) Е 1 - - 1 - - Мотовоз В, Е 1 - - 1 - - Мотовоз для раздачи ГСМ А.В.Е 1 - - - 1 - Специальная техника (грузовой вагон, вагон путеизмеритель, вагон дефектоскоп, автодрезина, промывочный агрегат, вагон-лаборатория и др.) А, В,С,Д,Е 1 1 - 1 - -

 

Примечание: количество ОСП определяется по схеме размещения.

 

 

 Классификационные признаки огнетушителей .

 В зависимости от способа доставки огнетушителей к месту пожара, они подразделяются  по способу транспортирования:

        -переносные;

        -передвижные.

Переносные огнетушители должны размещаться в легкодоступных местах, где исключено попадание на них прямых солнечных лучей и непосредственное воздействие отопительных и нагревательных приборов. Ручные (переносные) огнетушители должны размещаться методами:

 а) навески на вертикальные конструкции на высоте не более 1,5 м от уровня пола до верхнего торца огнетушителя весом до 15 кг или не более 1 м  при массе от 15 кг до 20кг на расстоянии от двери, достаточном для ее полного открывания; 

 б) установки в пожарные шкафы совместно с пожарными кранами (ПК), в специальные тумбы или на пожарные щиты и стенды.

К передвижным огнетушителям относятся огнетушители массой не менее 20, но не более 400кг, имеющие одну или несколько емкостей для зарядки ОТВ, которые смонтированы на тележке.

    Передвижные огнетушители должны быть спроектированы таким образом, чтобы их могли транспортировать к месту загорания и приводить в действие один, два человека (если полная масса огнетушителя не превышает 200кг) или два-три человека (если полная масса огнетушителя более 200кг).

 

    По виду применяемого огнетушащего вещества огнетушители подразделяют на: водные, воздушно-пенные, воздушно-эмульсионные, порошковые, газовые, комбинированные.

 

   По принципу вытеснения огнетушащего вещества огнетушители

   подразделяются на:

- закачные (з) заряд ОТВ и корпус огнетушителя постоянно находятся под давлением вытесняющего газа, например: ОП-4(з); ОП-5(з); ОП-50(з); ОУ-3; ОУ-4; и др.

Огнетушители закачного типа, как правило, должны иметь фильтрующий элемент перед индикатором давления, чтобы предохранить его от возможности попадания ОТВ.

- с баллоном  вытесняющего газа (б) - огнетушители, избыточное давление в корпусе которых создается сжатым или сжиженным газом, содержащемся в отдельном баллоне , который может быть расположен как внутри, так и снаружи корпуса огнетушителя, например, ОП-4(б), ОП-10(б). Работа таких огнетушителей основана на вытеснении огнетушащего порошкового состава под действием избыточного давления, создаваемого рабочим газом.

  Для приведения огнетушителя в действие необходимо выдернуть опломбированную чеку и отвести вверх рукоятку запуска, при этом боек приводит в действие источник газа, в результате чего рабочий газ через газоотводную трубку аэрирует порошок и создает внутри корпуса огнетушителя требуемое избыточное давление. Дальнейшее управление работой огнетушителя осуществляется путем нажатия кистью руки на ручку насадка.

- с газогенерирующим элементом (г)- огнетушитель избыточное давление
в корпусе которого создается газом, выделяющимся в ходе химической
реакции между компонентами заряда газогенерирующего элемента.

 

     Все огнетушители по возможности и способу восстановления технического ресурса подразделяются на: -перезаряжаемые и ремонтируемые;

Следует отметить, что практически все огнетушители являются перезаряжаемыми, за исключением огнетушителя типа ОСП, которые являются огнетушителями одноразового действия.

 

 

     Огнетушители применяемые в электроподвижном

                                      составе.

             Огнетушитель закачной воздушно-эмульсионный.

                                            ОВЭ-6(з)-АВЕ-01

  Высокоэффективный, экологически чистый и безопасный предназначен для ликвидации пожаров твёрдых горючих материалов ( кроме активных металлов и соединений, реагирующих с водой), в основном органического происхождения (класс пожаров А), пожаров горючих жидкостей (класс В), электрооборудования находящегося под напряжением до 10000 v ( класс Е).

   Огнетушитель состоит корпуса, на горловине которого установлена головка, оснащённая запорно-пусковым клапаном с сифонной трубкой и фильтром, рычагом запуска, индикатором давления и предохранительной чекой с пломбой. К выходному штуцеру головки присоединён шланг с рапылительным соплом.

  Принцип действия огнетушителя основан на использовании энергии сжатого воздуха для подачи огнетушащего вещества на очаг пожара.

  Контроль даления в огнетушителе- визуальный по показаниям индикатора давления.Стрелка индикатора должна находиться в зелённом секторе шкалы.

Чтобы привести огнетушитель в действие необходимо:

-сорвать пломбу;

-поднести огнетушитель к месту пожара;

-выдернуть чеку;

-направить шланг с распылительным соплом огнетушителя на очаг пожара;

-нажать на рычаг запорно-пускового устройства.

-направить ОТВ на огонь.

              При тушении оборудования, находящегося под напряжением до 10000В(класс Е), в случае невозможности его обесточивания, минимальное расстояние до очага пожара  должно быть не  менее 3 метров, при этом тушение производить путём многократной кратковременной подачи ОТВ на очаг возгорания. Запрещается наступать в проливы ОТВ, осуществлять тушение пожара в сильно задымлённых помещениях с ограниченной видимостью, без средств индивидуальной защиты органов дыхания.

                   Экспериментально подтверждена возможность безопасного применения воздушно-эмульсионного огнетушителя для эффективного тушения очагов возгораний в тоннеле метрополитена без снятия рабочего напряжения с контактного рельса (см. Инструкцию по применению

  ОВЭ- 6(з) - АВЕ-01).



Заключение.

Рассмотренная нами тема «Первичные средства пожаротушения и порядок пользования ими» является актуальной для всех машинистов метрополитена, поскольку каждый машинист знает, что основной его задачей является безаварийное выполнение графика пассажирских перевозок, то любая задержка в пути нежелательна. Поэтому машинист, получив от поездного диспетчера приказ, остановиться у соответствующего пикета для ликвидации загорания на объектах пути, должен максимально эффективно использовать время для ликвидации загорания, так как случаи загораний на пути ликвидируются машинистами в условиях жесточайшего дефицита времени.

 

        Преподователь ПТС(Ц)                     Абдулхаев Г.Х.

 

Контрольные вопросы по теме № 3

( с краткими ответами)

№ п.п. Вопросы для контроля подготовки 10 Ответы на вопросы
1. Что относится к первичным средствам тушения?   Огнетушители, пожарный инвентарь, ручной пожарный инструмент, пожарное оборудование.
2. Какие факторы входят в механизм тушения?   Факторы воздействия ОТВ: охлаждение ,разбавление, ингибирование, изоляция, механическое сбивание пламени.
3. Как классифицируются огнетушащие вещества?   Классификация ОТВ : инертные газы, огнетушащие аэрозоли, вода, пена, порошок, комбинированные составы.
4. Что такое огнетушитель?   Это переносное, передвижное или стационарное устройство с ручным способом приведения в действие и предназначенное для тушения очага пожара человеком за счёт выпуска запасённого огнетушащего вещества.
5. Какие типы огнетушителей применяются на метрополитене?   порошковые,воздушно-пенные, воздушно-эмульсионные,  газовые
6. Как классифицируются огнетушителей?   По назначению, по виду огнетушащего вещества, по массе, по рабочему давлению, по способу вытеснения огнетушащего вещества, по способу восстановления работоспособности.
7. Классы пожаров. Дать перечень?   А,В,С,Д,Е,F.
8. Какова роль машиниста в обеспечении пожарной безопасности пассажиров при тушении пожаров?   Обеспечение пожарной безопасности пассажиров в первую очередь зависит от правильных действий машиниста, чёткой организации вывода из опасной зоны, организации пожаротушения, недопущения паники и неорганизованности групп людей.
9. Какие нормы оснащения ЭПС огнетушителями?   см. п.5.4  «Нормы оснащения»
10. Чем оснащаются МРТ?   МРТ оснащаются одним огнетушителем ОВЭ-6(з) и ОП-4(з).

Вопросы

для самостоятельной подготовки.

Вопросы Ответы
1. Дать определение пожара Неконтролируемое горение, приводящее к ущербу.  
2. Дать определение пожарной нагрузки Количество теплоты, отнесённое к единице поверхности пола, которое может выделиться в помещении или здании при пожаре, (Стандарт СЭВ 383 – 87).
3. Что входит в пожарную нагрузку вагона ? Все сгораемые материалы, в частности, пол, потолок; стены и фризы изготовлены из бумажно-слоистого пластика толщиной 3 мм. Прокладки, закладки, крепёжные детали салона выполнены из резины, пенополиуретана и древесины. Для электроизоляции оборудования используются горючие материалы (гетинакс, текстолит, лакоткань, древесина). Значительная масса горючих входит в покровы и изоляцию проводов марки ПС и ПВГ. Брусья токоприёмников, размещённые под вагоном, изготовлены из древесины (текстолита).
4. Источники воспламенения на вагонах ЭПС? Потенциальные источники воспламенения связаны в основном с электрооборудованием вагона (на примере вагонов 81-717 и 81-714): - Пускотормозные резисторы; - Электроконтактные коробки и соединительные провода; - Блок питания собственных нужд; - Тяговые двигатели; - Кулачковые контактные элементы; - Главный предохранитель; - Прочие электрические аппараты. Электрооборудование вагона работает в тяжёлых условиях, создаваемых вибрацией, резкими перепадами температур, воздействием пыли и влаги. Всё это предопределяет возможность аварийных режимов их работы.
5. Какие конструкции вагона должны быть огнестойкими? Огнестойкими конструкциями вагона должны быть конструкции , отделяющие кабину машиниста, аппаратный отсек и подвагонное оборудование от пассажирского салона , которые, к сожалению, является недостаточно огнестойкими.
6. Чем определяются меры пожарной безопасности при строительстве вагонов? На неметаллические материалы, применяемые во внутреннем оборудовании вагона, должны быть документально подтверждённые испытаниями пожарно-технические характеристики, включающие в обязательном порядке значения горючести, дымообразующей способности и токсичности газообразных продуктов горения в соответствии с ГОСТ 12.1.044 и ГОСТ 12.1.044. Определение показателей пожарной опасности материалов должно производиться только организациями , аттестованными и имеющими лицензии на данный вид работ.
7. Причины возникновения и развития крупных пожаров ЭПС? Причинами возникновения и развития крупных пожаров в электроподвижном составе являются: несвоевременное обнаружение пожара, неправильное применение средств пожаротушения, быстрое нарастание скорости распространения высокой температуры и задымления и др. 
8. Меры пожарной безопасности при эксплуатации вагонов. Пожарная безопасность при эксплуатации вагонов обеспечивается строгим выполнением технологического процесса, правил пожарной безопасности, выполнением нормативных документов, системы противопожарной защиты.    
9. Роль машинистов в обеспечении пожарной безопасности на вагонах ЭПС и локомотивах.     Пожарная безопасность на вагонах подвижного состава обеспечивается машинистом поезда путём выполнения им требований регламентированных нормативными документами, в частности , ПТЭ , ЦУО \4583 п. 8-9, Наставлением по эксплуатации первичных средств пожаротушения на метрополитене.
10. Влияние ЭПС на пожарную опасность пути.    Повышению пожарной опасности пути при движении электроподвижного состава в тоннеле способствует выброс масла из карданных   муфт колесных пар на шпалы и верхнее строение пути и образование мелких раскалённых металлических частиц при торможении и крутых поворотах..

            Преподователь ПТС(Ц)                Абдулхаев Г.Х.

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

проведения занятия по обучению машинистов электропоездов «Основам пожарной безопасности».

Тема № 3: «Первичные средства пожаротушения и порядок пользования

ими»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Метод: лекция

 

Время: 2 часа

Учебные и воспитательные цели:

Научить машинистов правильному выбору и применению первичных средств пожаротушения (огнетушители, КТТ).

Литература:

- СП 9.13130.2009 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации».

- М.Г. Шувалов Основы пожарного дела М.; Стройиздат, 1998 г.;

- Указание № 558 от 08.08.2006г.» О введении в действие « Наставления по эксплуатации первичных средств пожаротушения на метрополитене».

-  С.В. Собурь Огнетушители. справочник, М.; ЗАО Спецтехника, 1999 г.;

- А.П. Карпов Огнетушители. Классификация, выбор, размещение, применение. Учебное пособие, НОУ "Такир", М.; 1998 г.

- В.П. Беляцкий "Пожарная безопасность метрополитенов" М.; Транспорт, 1994 г.

- «Инструкция о порядке действий работников и режимах работы шахт тоннельной вентиляции в случаях пожара  или задымления на метрополитене». Распоряжение №842р от23.06.16г.

№ п.п. Учебные вопросы Время Краткое содержание вопроса
1. 2. 3. 4.
    Введение.                                         10 Записывается на маркерной доске тема и объявляются учебные вопросы. Контрольные вопросы по теме № 2: 1) Какими типами вагонов представлен подвижной состав Московского метрополитена? 2) Из каких основных узлов и агрегатов состоит вагон? 3) Каким количеством тележек оснащены вагоны типа Еж-3? 4) Сколько моторных тележек подкачено под вагоны типа «Русич»? 5) Состоянию каких узлов и агрегатов подвагонного оборудования необходимо уделять повышенное внимание при осмотрах подвижного состава? 6) В чём заключается потенциальная пожарная опасность выбросов смазочных материалов из узлов и агрегатов подвагонного оборудования? 7) Какое оборудование вагонов является потенциально опасным            источником зажигания?         8) Какой системой         автоматического пожаротушения оснащены вагоны.
1. Общие сведения о первичных средствах пожаротушения. 25 Дать определение первичных средств пожаротушения и их классификацию Механизм прекращения горения. Огнетушащие вещества (ОТВ), классификация (ОТВ), характеристики (ОТВ).
2.   Первичные средства пожаротушения. Огнетушители.     25   Классификация огнетушителей. Назначение, устройство, ТТХ и принцип действия переносных огнетушителей. Огнетушители применяемые в электроподвижном составе.   
3.     Комплект для тушения пожаров в тоннеле (КТТ).   20     Устройство. Тактико-техническая характеристика. Техника безопасности при работе с КТТ. 
    Заключение.     10 Обобщение и подведение итогов, дача рекомендаций по использованию литературы для изучения вопросов на самоподготовку. Вопросы для самостоятельной подготовки: 1.  Что относится к первичным средствам тушения? 2. Какие факторы входят в механизм тушения? 3. Как классифицируются огнетушащие вещества? 4. Что такое огнетушитель? 5. Какие типы огнетушителей применяются на метрополитене? 6. Классификация огнетушителей? 7. Классы пожаров?

Наглядные пособия и материалы:

1. Классификация первичных средств пожаротушения.

2. Инструкция по применению ОВЭ -6(З) –АВЕ-01.

3. Видеоролик – Применение огнетушителей.

4. Видеоролик – Применение КТТ (тушение в тоннеле).

 

 

           Преподователь ПТС(Ц)                    Абдулхаев Г.Х.

                              Московский метрополитен

 

 

                                            Лекция

Тема № 3 «Первичные средства пожаротушения

                   и порядок пользования ими ».

 

  Раздел: Основы пожарной безопасности

  Категория обучаемых: машинисты электропоездов.

  Разработал:  Преподователь ПТС(Ц)  Абдулхаев  Г.Х           

                                          Москва- 2016г.

 

             

  Метрополитен представляет собой сложный комплекс сооружений и устройств предназначенных для обеспечения массовой перевозки пассажиров. Насыщенность техническими устройствами, высокая энерговооружённость в сочетании со значительным количеством используемых горючих материалов предопределяют потенциальную пожарную опасность метрополитена.

  Многолетний опыт тушения пожаров показывает, что успех в большинстве случаев зависит от эффективности первоначальных действий, профессионального мастерства, наличия средств тушения.

  При возникновении пожара в поезде, тоннеле или на станции машинист должен руководствоваться в своих действиях п. 1.7 ПТЭ, «Инструкцией о порядке действий работников и режимах работы шахт тоннельной вентиляции в случаях пожара или задымления на метрополитене» Распоряжение №842р от23.06.2016 г. и  «Наставлением по эксплуатации первичных средств пожаротушения на метрополитене», в котором устанавливаются требования к наличию первичных средств пожаротушения на стационарных объектах (наземных и подземных) метрополитена и на подвижном составе, вводятся нормы оснащения, даются рекомендации по их применению и определяется порядок контроля за техническим состоянием первичных средств пожаротушения.

  Основная задача при тушении пожаров на подвижном составе до прибытия пожарной охраны МЧС отводится машинистам. Приведем ряд примеров, показывающих роль машинистов в ликвидации пожаров.

Пример:

18.02.2012 в 18 час. 47 мин. на перегоне «Воробьевы горы» - «Университет» по 1 главному пути на пикете 097+05 произошло тление шпалы. Первоначальное тушение шпалы в 18 час. 54 мин. осуществлял машинист Топилин И.С. со снятием высокого напряжения с контактного рельса (что не являлось необходимостью) с помощью огнетушителя ОВЭ-6. Однако до конца тление ликвидировано не было. В 19 час. 40 мин. было обнаружено повторное тление шпалы, тушение которого производил машинист-инструктор Поморцев А.В. с помощью огнетушителя ОВЭ-6. Повторное тушение шпалы также не дало результатов. Окончательно тление ликвидировано в 20 час. 25 мин. машинистом-инструктором Поморцевым А.В. и работником ПВС службы пути Денисенко А. Применялся комплект тушения в тоннеле КТТ. Пожарная охрана города не вызывалась.

Комиссия установила, что причиной случая стала несвоевременная замена дефектной шпалы. Источник воспламенения – раскаленные частицы металла от подвижного состава.

22.10.2013 в 12 час. 16 мин. на перегоне «Владыкино» - «Петровско-Разумовская» по 2 главному пути на пикете 094+23 в районе гермозатвора произошло задымление. Задымление ликвидировано в 12 час. 31 мин. машинистом электродепо «Варшавское» Кудрявцевым. Применялись огнетушители ОУ-5 и ОВЭ-6. Пожарная охрана города не вызывалась.

Комиссия установила, что причиной случая стало попадание раскаленной металлической частицы от электроподвижного состава на горючий мусор в лотке между шпалой и порогом гермозатвора.

В данном случае машинист действовал оперативно, но безграмотно, т.к. применение огнетушителя ОУ-5 для тушения горючего мусора оказалось неэффективным.

      Таким образом роль машиниста при тушении чрезвычайно важна. Конечный результат тушения зависит от правильного выбора первичных средств пожаротушения и умения пользоваться ими.

 

1. Общие сведения о первичных средствах пожаротушения.

 

К первичным средствам относятся:

- огнетушители переносные и передвижные;

- огнетушители стационарные самосрабатывающие;

- пожарный инвентарь (бочки для воды, вёдра пожарные, ткани из негорючих

материалов (стекловолоконные, асбестовые, базальтовые), ёмкости с песком, 

 пожарные щиты;

- ручной пожарный инструмент (лопаты, багры, ломы, топоры, крюки);

- пожарное оборудование (пожарные краны, пожарные гидранты, пожарные

 клапаны, соединительные головки, пожарные рукава, стволы, насосы

 повысители и мотопомпы).

    Механизм прекращения горения.

Механизм прекращения горения представляет совокупность факторов

воздействия огнетушащего вещества (ОТВ ) на горючее вещество (материал)

при ликвидации горения.

 

Факторы воздействия ОТВ:

1. Охлаждение.

2. Разбавление зоны горения.

3. Ингибирование зоны горения

4. Изоляция.

5. Механическое сбивание пламени.

  Охлаждение – процесс воздействия огнетушащего вещества на зону горения или поверхность горящего вещества при котором резко увеличивается скорость теплоотвода при уменьшении скорости тепловыделения.

К охлаждающим ОТВ относят воду, водные растворы солей, твёрдый диоксид углерода (углекислоту).

Разбавление зоны горения - процесс прекращения горения основан на разбавлении горючих паров и газов до негорючих концентраций или снижения содержания кислорода до концентрации не поддерживающей горение.

К разбавляющим ОТВ относят инертные газы (аргон, азот, и т.п., диоксид углерода), тонкораспылённую воду, огнетушащие аэрозоли.

Ингибирование зоны горения (флегматизация) – обрыв цепной реакции горения на основе введения в зону горения веществ химически тормозящих реакцию горения.

К ингибиторам относятся хладоны (фреоны) и огнетушащие составы на их основе, а также огнетушащие порошки.

Изоляция.

Фактор изоляции в механизме тушения используется с целью разъединения горящего материала (вещества) и кислорода воздуха. Для изоляции применяется воздушно-механическая пена в механизме тушения которой этот фактор является основным. Среди других огнетушащих веществ фактор изоляции реализуется при применении огнетушащих порошков (АВСДЕ).

Механическое сбивание пламени.

В механизме тушения пожаров фактор механического сбивания пламени является способом тушения пожаров классов В и С. Основан на отрыве пламени от горящего материала или вещества ударом струи огнетушащего вещества.

 

  Огнетушащие вещества ( ОТВ ) и их классификация.

Под огнетушащим веществом ( ОТВ ) понимается  вещество, обладающее физико-химическими свойствами, позволяющими создать условия для прекращения горения.

Огнетушащие вещества классифицируются по следующей схеме:

 

Огнетушащие вещества (ОТВ)

                                             

                                                   -инертные газы

                                                   -огнетушащие аэрозоли

                                                   -вода

                                                   -пена

                                                   -порошок

                                                   -комбинированные составы

 

                       Инертные газы.

   В качестве инертных газов для тушения пожаров применяются  азот, диоксид углерода (углекислота).

   Огнетушащий эффект в случае применения инертных газов достигается за счёт разбавления зоны горения (т.е. её флегматизации) и её охлаждения, а также охлаждения поверхности горения с дальнейшим прекращением испарения горючих веществ или термического разложения  твёрдых горючих веществ или материалов. Применение газов не рекомендуется для тушения твёрдых горючих материалов склонных к тлению (древесина, бумага, текстиль и т.п.).

     Достоинства: Можно тушить электроустановки под высоким напряжением, высокая плотность паров, низкая температура замерзания.

         Недостатки: возможность токсичного воздействия паров на организм человека, не рекомендуется применять при тушении тлеющих материалов (например углекислотные огнетушители при тлении шпалы).

 

             Огнетушащие аэрозоли.

   Огнетушащие аэрозоли - это продукты горения специальных аэрозолеобразующих составов. Аэрозолеобразующие огнетушащие (АОС )- твёрдые композиции, способные самостоятельно гореть без доступа воздуха с образованием огнетушащего аэрозоля.

   Достоинством является высокая эффективность тушения в помещениях при отсутствии значительных открытых проёмов в ограждающих конструкциях ( т.е.   при достаточно высокой степени герметичности защищаемого объекта).

   Недостатками являются: узкая область применения (только объёмное тушение), снижение видимости вплоть до нулевой, высокая температура выходящих продуктов сгорания, нарастание давления в результате образования большого количества газообразных продуктов в закрытом помещении, что может привести к разрушению остекления окон и , соответственно, к разгерметизации помещения и невозможности тушения очага горения данными генераторами.

                                         Вода.

   Вода является основным, наиболее распространенным и доступным средством тушения. Хорошее охлаждающее действие воды обусловлено её высокой теплоёмкостью. При попадании на горящий материал вода частично испаряется и превращается в пар. При этом вода отнимает от горящих материалов большое количество тепла.

   Применяется для тушения большинства твёрдых материалов.

Наибольший огнетушащий эффект достигается при подаче воды в распылённом состоянии.

     Распылённая вода обеспечивает максимальный огнетушащий эффект при её минимальных расходах. При добавках в воду смачивателей и антифризов происходит значительное повышение огнетушащего эффекта и расширение температурного диапазона применяемого средства. Кроме того, тонкораспылённая вода повышает электробезопасность при тушении электроустановок под напряжением.

   Для повышения огнетушащего эффекта к воде добавляются  поверхностно-активные вещества (ПАВ). К разновидности ПАВ относится мыло, пенообразователи, смачиватели. Добавка ПАВ (смачивателя) к воде приводит к уменьшению поверхностного натяжения жидкости. Вода с ПАВ не имеет себе равных при тушении твёрдых тлеющих горючих материалов.

Достоинства воды:

-высокая теплоёмкость;

-испарение (1 литр воды-1700 литров пара)

-высокая термическая стойкость ( при t пож. >1700*С вода разлагается на     кислород и водород т.е. большинство горючих материалов тушить водой не    опасно);

-низкая теплопроводность (создаётся надёжная тепловая изоляция на   поверхности горящего материала);

-растворяет некоторые пары, газы, поглощает аэрозоли (осаждение дыма);

-химически малоактивна;     

Недостатки:

-высокое поверхностное натяжение (плохо смачивает твёрдые материалы, особенно волокнистые вещества);

-большая плотность (не рекомендуется тушить нефтепродукты, имеющие меньшую плотность);

-электропроводна;

-нельзя тушить некоторые вещества (например щелочные металлы, при взаимодействии с водой выделяется водород):

 

                                          Пена.

Основным средством изоляции горючих материалов от кислорода воздуха является воздушно-механическая пена (ВМП). ВМП получается в результате механического перемешивания водного раствора пенообразователя с воздухом в пенообразующем устройстве (воздушно-пенном стволе или генераторе пены). Содержание пенообразователя в растворе составляет 4-6 %.

Воздушно-механическая пена является высокоэффективным средством для тушения твёрдых горючих веществ и материалов, склонных к тлению (древесина, бумага, ткани и т.п.).

Кроме этого ВМП рекомендуется для тушения горючих и легковоспламеняющихся жидкостей.

Надо помнить об электропроводности  пены и принимать необходимые меры предосторожности при тушении электрооборудования.

     Достоинства:

     Пена имеет малую теплопроводность, большую подвижность, что очень важно при тушении пожаров внутри помещений со сложной планировкой; обладает теплоотражающим эффектом; не оказывает разрушающего действия на окружающие предметы и материалы; снижает плотность задымления путём адсорбции несгоревших частиц углерода на поверхности пузырьков.                                                      

   Недостатки:

-малая механическая прочность и относительно быстрое разрушение;

-электропроводна (нельзя применять для тушения пожаров класса Е из-за возможности поражения электрическим током.

Огнетушащие порошковые составы (ОПС). ОПС является современным высокоэффективным универсальным средством тушения. Различают многоцелевые ОПС и целевые. Многоцелевые порошки АВСЕ и ВСЕ применяют соответственно для тушения твёрдых горючих веществ, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, газов, а также электроустановок под напряжением. Целевые порошки применяют для тушения пожаров класса Д. В механизме тушения целевыми порошками преобладают факторы изоляции. Основной компонент порошков Д – графит, хлорид натрия и т.д. как правило, порошки Д тушат кроме пожаров Д и пожары других классов.

Применение ОПС гарантирует электробезопасность при тушение электрооборудования под напряжением до 1000 v.

 

 

              2. Первичные средства пожаротушения.

                                   Огнетушители.

  Как известно, к первичным средствам пожаротушения, наряду с водой, песком и прочими средствами тушения относятся и огнетушители. Огнетушитель-это переносное, передвижное или стационарное устройство с ручным способом приведения в действие и предназначенное для тушения очага пожара человеком за счёт выпуска запасённого огнетушащего вещества. На Метрополитене применяются воздушно-пенные огнетушители, воздушно-эмульсионные огнетушители, углекислотные огнетушители, порошковые огнетушители.

   Выбор типа и расчёт необходимого количества огнетушителей в защищаемом помещении или на объекте следует производить в зависимости от их огнетушащей способности, предельной площади, а также класса пожара горючих веществ и материалов. Правильный выбор, умелое и своевременное применение огнетушителя позволяет ликвидировать пожары на ранней стадии их развития.

      Огнетушащая способность огнетушителя является основной тактико-технической характеристикой. Эти характеристики лежат в основе рекомендаций по применению огнетушителей при тушении пожаров разных классов. Международный стандарт различает шесть классов пожаров:

         класс А — горение твердых веществ в основном органического происхождения, горение которых сопровождается тлением (древесина, текстиль, бумага)

         класс В — пожары горючих жидкостей или плавящихся твёрдых веществ;

      класс С— пожары  газов;

      класс D — пожары металлов и их сплавов;

       класс Е — пожары, связанные с горением электроустановок.

      класс F --- горение радиоактивных материалов.

 

   Классы пожаров определяют область применения огнетушителей, на стационарных объектах метрополитена  следует применять для тушения пожара тот огнетушитель, который наиболее эффективен в данном случае. В частности, применение порошковых огнетушителей приводит к успеху при тушении любого класса пожаров при использовании порошка класса D.(Указание № 558 от 08.08.2006г.

                                                                                                          Таблица№ 1

Класс

пожара

                           О Г Н Е Т У Ш И Т Е Л И

Водные Воздушно-эмульсионные Воздушно-пенные

Порошковые

Углекислотные

     
А +++   +++   +   ++2) +
В -   +++   ++1) +++ +
С -   -   -   +++ -
D -   -   -   +++3) -
Е -   +++   -   ++ +++4)

                                                                                                  

Примечания:

1)Использование растворов фторированных пленкообразующих

  пенообразователей повышает эффективность пенных огнетушителей

  (при тушении пожаров класса В ) на одну - две ступени.

2) Для огнетушителей, заряженных порошком типа АВСЕ.

3) Для огнетушителей, заряженных специальным порошком и оснащенных
успокоителем порошковой струи.

4) Кроме огнетушителей, оснащенных металлическим диффузором для подачи углекислоты на очаг пожара.

Знаком  «+++» отмечены огнетушители, наиболее эффективные при

тушении пожара данного класса.

Знаком «++» огнетушители, пригодные для тушения пожара данного

класса.

Знаком «+» огнетушители, недостаточно эффективные при тушении

пожара данного класса.

Знаком «- (минус)» огнетушители, непригодные для тушения пожара данного класса.

Все огнетушители классифицируются в зависимости от способа их доставки к месту пожара, вида применяемого огнетушащего вещества, принципа вытеснения огнетушащего вещества, а также способа восстановления технического ресурса.

Для   тушения пожаров на подвижном составе предусмотрено использование огнетушителей,   представленных в таблице №2.

               


Дата: 2019-02-02, просмотров: 600.