Гарвардская пирамида питания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В основании пирамиды, разработанной Гарвардской школой общественного здоровья под руководством американского диетолога Уолтера Виллетта, лежат физическая активность и достаточное потребление жидкостей, предпочтительней в виде минеральной воды.

Основание данной пирамиды питания содержит три группы продуктов: овощи и фрукты, цельнозерновые продукты –  источники так называемых «длинных углеводов» (неочищенный рис, хлеб грубого помола, макаронные изделия из цельнозерновой муки, каши), и растительные жиры, содержащие полиненасыщенные жирные кислоты (оливковое масло, подсолнечное, рапсовое и другие). Продукты из этих групп следует по возможности употреблять с каждым приёмом пищи. При этом доля овощей и фруктов распределяется следующим образом: 2 порции фруктов (около 300 г. в день) и 3 порции овощей (400-450 г.).

На второй ступени пирамиды находятся белоксодержащие продукты растительного – орехи, бобовые, семечки (семена подсолнуха, тыквы и др.) – и животного происхождения – рыба и морепродукты, мясо птицы (курятина, индюшатина), яйца. Эти продукты можно употреблять от 0 до 2-х раз в день.

Чуть выше расположены молоко и молочные продукты (йогурты, сыр и т. д.), их употребление следует ограничить одной-двумя порциями в день. Людям с непереносимостью лактозы следует заменить молочные продукты на препараты, содержащие кальций и витамин D3.

На самой верхней ступени пирамиды находятся продукты, употребление которых следует сократить. К ним относятся животные жиры, содержащиеся в красных сортах мяса (свинине, говядине) и сливочном масле, а также продукты с большим содержанием так называемых «быстрых углеводов»: продукты из белой муки (хлеб и хлебобулочные изделия, макаронные изделия), очищенный рис, газированные напитки и прочие сладости. С недавних пор в последнюю группу включают и картофель из-за большого содержания в нём крахмала, в первоначальной версии пирамиды картофель находился на самой нижней ступени вместе с цельнозерновыми изделиями.

В стороне от пирамиды изображены алкоголь, который можно употреблять в разумных количествах до нескольких раз в неделю, и витаминно-минеральные комплексы, поскольку современные продукты питания не покрывают потребностей большинства людей в витаминах и биологически значимых элементах.

В январе 2007 года статус государственной программы в США получила разработанная в 2005 году Министерством сельского хозяйства пирамида MyPyramid. Основными принципами, заключёнными в новую пирамиду, являются физическая активность, умеренность, разнообразие, пропорциональность и индивидуальность.

В отличие от прежних пирамид, новая делит продукты по группам на другой лад. Так, MyPyramid состоит теперь не из горизонтальных слоёв, а из сегментов, каждый из которых обозначает ту или иную группу продуктов (в порядке расположения в пирамиде, начиная слева): злаки, овощи, фрукты, жиры, молочные продукты, мясо и бобовые. О рекомендуемых пропорциях можно судить по ширине сегментов – чем шире сегмент, тем больше продуктов из этой группы следует употреблять. Самый узкий сегмент принадлежит группе жиров.

Теперь человек может сам выбрать продукты из групп и составить свой рацион на основе предпочитаемых им продуктов, ориентируясь лишь на примерные пропорции. Таким образом, данная пирамида делает акцент на индивидуальный подход к подбору питания. Сбоку от пирамиды изображён человечек, взбирающийся по ступеням, который символизирует необходимость физических упражнений.

Другие виды пищевых пирамид:

Помимо широко распространённых пирамид, ориентированных в первую очередь на жителей Америки и Европы, существуют также менее популярные пирамиды, которые учитывают национальные пищевые и культурные традиции региона, а также пирамиды для определённых слоёв населения, к примеру, пирамида питания для детей, пирамида для вегетарианцев и т. д.

- Пирамида питания для вегетарианцев, в зависимости от вида вегетарианства, не содержит мясных и/или молочных продуктов, рыбы, яиц. Белковые продукты животного происхождения заменены на продукты растительного происхождения (тофу, бобовые, орехи), также даны рекомендации к употреблению витаминно-минеральных комплексов, разработанных специально для вегетарианцев (повышенная потребность в железе, кальции, витаминах В12 и D)

- Азиатская пирамида питания содержит большое количество овощей, а также типичные для региона рис, соевые продукты и зелёный чай. Для некоторых азиатских стран характерны пирамиды без содержания молочных продуктов в связи с большим процентом людей с непереносимостью лактозы.

- Средиземноморская пищевая пирамида ставит в основу зерновые продукты, овощи и фрукты, а также оливковое масло, затем следуют рыба и морепродукты, а употребление мяса следует сократить до нескольких раз в месяц.

3. Организация здорового питания в сфере образования.

Интенсивная учебная деятельность связана с умственными и физическими нагрузками, затратами энергии, выполнить которую можно с получением пищи.

Для растущего организма чрезвычайно важно рациональное питание. Для нормальной жизнедеятельности организма необходимо питание, обеспечивающее энергозатраты, достаточное по количественному составу и учитывающее сложные взаимоотношения между питательными веществами, витаминами, минеральными веществами. Это имеет особое значение для детей и подростков, пищевой рацион которых должен быть сбалансирован в зависимости от возраста, пола, характера деятельности, величины физической нагрузки и прочего. Рациональное питание должно обеспечивать поступление в организм веществ, идущих на формирование новых клеток, и возмещать энергетические траты организма, способствовать нормальному физическому и психическому развитию детей, повышать сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, улучшать работоспособность.

В таблице 1 представлены нормы физиологических потребностей детей в энергии.

Одним из важных принципов рационального питания является правильно организованный режим ученика. Это понятие включает:

· строгое соблюдение времени приема пищи и интервалов между ними;

· правильное количественное и качественное распределение пищи на отдельные приемы и сочетаемость пищевых компонентов;

· санитарно-гигиенические условия приема пищи и поведение ребенка во время еды (культура поведения за столом).

При организации режима питания необходимо правильно распределять калорийность суточного рациона, учитывать количественное распределение пищи.

 

Таблица 1. Рекомендуемые величины потребления энергии (ккал / день)

Учащиеся Возраст Калорийность
  6–10 2300
Мальчики 11–13 2700
Девочки 11–13 2450
Юноши 14–17 2900
Девушки 14–17 2600

Продолжительность отдельных приемов пищи также должна регламентироваться во времени: для завтрака и ужина -15–20 мин, для обеда -20–25 мин., для полдника -10–15 мин.

Меню должно быть составлено таким образом, чтобы мясные, рыбные и другие богатые белками продукты дети получали в первую половину дня, так как они повышают обмен веществ и оказывают возбуждающее действие на нервную систему. Важно грамотно сочетать блюда и продукты.

Установлено, что во время пребывания в школе суточные энергозатраты школьников младших классов составляют 500–600 ккал, среднего и старшего школьного возраста –600–700 ккал, что составляет примерно 1/4 часть суточной потребности в энергии и основных пищевых веществах. Эти энергозатраты необходимо восполнять горячими школьными завтраками. В школах и группах продленного дня дети должны получать завтрак и обед, а при длительном пребывании в школе – и полдник.

Белок животного происхождения в рационе должен составлять 50% от общего белка, а при большой нагрузке – 60%. При чём для каждого ребёнка рацион должен быть индивидуальным и учитывать пол, возраст, рост, вес, интенсивность учебной нагрузки, продолжительность занятий, особенность занятий, секции.

Обязательно учитывать территории, где живёт ребёнок, времена года (весна и осень не для каш, макарон и мяса, нужно больше витаминов).

Необходим режим питания, витаминопрофилактика, использование в питании различных добавок, качественной воды, йодированной соли и т.д.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 193.