Административное выдворение (выдворить, выгнать) за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.
Административное выдворение предусматривается:
- за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении (статья 18.1 КоАП);
- за нарушение правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации (ст. 18.8 пп. 1 и 2 КоАП);
- за осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу (ст. 18.10 КоАП), а также за правонарушения, предусмотренные ст. ст.18.11, 18.17, 19.27 КоАП Российской Федерации;
Административное выдворение за пределы Российской Федерации как меру административного наказания вправе устанавливать и назначать:
- судья;
- начальник федерального органа исполнительной власти по пограничной службе, его заместитель; коменданты пограничных комендатур; командиры подразделений пограничного контроля; начальники пограничных застав и др.;
- начальники управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители;
- руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его заместитель; руководители территориальных органов и руководители структурных подразделений указанного федерального органа исполнительной власти.
Административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации осуществляется за счет средств выдворяемого иностранного гражданина, а в случае предусмотренных федеральным законом за счет средств пригласившего его органа. Если установление приглашающей стороны невозможно, мероприятия по административному выдворению иностранного гражданина за пределы Российской Федерации являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Отдельными федеральными законами, которыми устанавливаются те или иные правовые режимы пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, предусматривается принудительная высылка в форме депортации[4]. Депортация применяется к иностранным гражданам в случае утраты или прекращения законных оснований для их дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Федеральное законодательство предусматривает возможность депортации иностранных граждан и лиц без гражданства в случаях, если:
- законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства не соблюдают установленный компетентным государственным органом срок проживания или пребывания в Российской Федерации.
- законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства создают угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, и в целях защиты конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц, и в отношении них принято решение, о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации[5];
- иностранный гражданин или лицо без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, не покинули территорию Российской Федерации в срок, установленный уполномоченным на том федеральным органом исполнительной власти или его территориальным органом.
Государственными органами, уполномоченными принимать решения о депортации, в первом и во втором случаях является федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел или его территориальный органа; в третьем случае таким органом является федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами в сфере миграции или его соответствующий территориальный орган.
Указанные во всех трех случаях иностранные граждане и лица без гражданства, в связи с допущенными ими на территории Российской Федерации соответствующими правонарушениями, которые не относятся к категории мер административного наказания, лишаются права в течение пяти лет обращаться за получением разрешения на въезд в Российскую Федерацию.
§ 5. Политическое убежище в Российской Федерации.
В соответствии с данным правом каждый человек, преследуемый за убеждения, может искать убежища в других странах и пользоваться этим убежищем. В таком виде это право закреплено во Всеобщей Декларации прав человека, а также в Декларации о территориальном убежище, принятой ООН 14 декабря 1967 года. Такой защитой пользуется человек, которого на родине преследуют за политические, религиозные и иные убеждения, при условии, что убеждения не являются преступными с точки зрения международного права. Конституция Российской Федерации восприняла этот подход и в статье 63 закрепила положение о том, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
В Российской Федерации все практические вопросы предоставления политического убежища урегулированы Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 года, которым утверждено Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища[6]. В связи с совершенствование государственного управления в сфере миграционной службы, 1 декабря 2003 г. Указом Президента Российской Федерации были внесены изменения в Положение о порядке представления Российской Федерацией политического убежища.
В соответствии со статьей первой Положения, политическое убежище в Российской Федерации предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, отвечающие принципам, признанным мировым сообществом. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища Российской Федерацией.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, у которых есть основание просить о предоставлении политического убежища в Российской Федерации, обязаны представить ходатайство на имя Президента Российской Федерации в МВД, ГУВД или УВД субъекта Российской Федерации по месту пребывания в Российской Федерации. Вместе с ходатайством представляется справка о законном пребывании данного лица на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища. Указанные документы, при наличии достаточных оснований, направляются в МВД Российской Федерации. После их рассмотрения в МВД Российской Федерации и получения заключения МИД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации материалы направляются в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации для решения вопроса о возможности и целесообразности предоставления данному лицу Российской Федерацией политического убежища.
Лицу, которому предоставлено политическое убежище в Российской Федерации, выдается свидетельство, на основании которого органы внутренних дел по месту его пребывания выдают вид на жительство. Это относится и к членам семьи лица, получившего политическое убежище в Российской Федерации.
Лицо, получившее политическое убежище в Российской Федерации, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Отличие статуса лиц, получивших политическое убежище в Российской Федерации, от общего статуса иностранцев в том, что в отношении данной категории иностранных граждан и лиц без гражданства: не может осуществляться выдача другим государствам (часть 2 статьи 63 Конституции Российской Федерации); они также:
не могут высылаться, то есть не могут подвергаться выдворению, во всяком случае в страны, где они могут подвергнуться преследованиям;
получают в Российской Федерации определенную возможность заниматься политической деятельностью;
пользуются некоторыми особыми льготами (так, например, они освобождаются от уплаты госпошлины за выдачу им документа на выезд за пределы Российской Федерации).
§ 6. Правовое положение беженцев в Российской Федерации
Беженец – это особая категория иностранцев на территории Российской Федерации. От иных иностранцев их отличает то, что они покидают место своего постоянного жительства за пределами России не по своей воле.
Правовой статус беженцев закреплен Международной Конвенцией о статусе беженцев, которая была принята 28 июля 1951 г., к которой Россия присоединилась 19 февраля 1993 года. В Российской Федерации в настоящее время действует Федеральный закон «О беженцах», первая редакция которого принята 19 февраля 1993 года. Обновленный текст был принят 28 июня 1997 г., в который внесены изменения и дополнения; последние изменения и дополнения внесены Федеральным законом от 18 июля 2006 г.
К признакам, при наличии которых лицо может быть признано беженцем, Федеральный закон относит следующие: беженец -
это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации;
это лицо, которое в силу вполне обоснованных обстоятельств и опасений стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений;
или не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Признание лица беженцем представляет довольно сложную процедуру, которая начинается, представлением ходатайства о признании беженцем в Российской Федерации и завершается выдачей удостоверения беженца либо уведомление об отказе в признании беженцем.
Лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем, которое достигло возраста восемнадцати лет, обязано лично или через уполномоченного на то представителя обратиться с ходатайством в письменной форме:
- в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации вне государства своей гражданской принадлежности;
- в пост иммиграционного контроля федерального органа по миграционной службе[7];
- в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности;
- в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе по месту своего пребывания на законном основании на территории Российской Федерации.
Решение о признании беженцем является основанием для предоставления лицу и членам его семьи прав и возложения на них обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О беженцах», другими федеральными нормативными правовыми актами государственных органов Российской Федерации и ее субъектов. Выданное удостоверение является документом, удостоверяющим личность лица, признанного беженцем.
Лицо признается беженцем на срок до трех лет, который, в случае необходимости, может продлеваться на каждый последующий год.
Статус беженца позволяет работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью, приобретать в собственность недвижимость на условиях, предусмотренных для иностранных граждан, ходатайствовать о получении российского гражданства.
Федеральный закон предусматривает возможность предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища на территории Российской Федерации в случаях, если они:
- имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;
- не имеют оснований для признания беженцами по обстоятельствам, предусмотренным Федеральным законом «О беженцах», но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы Российской Федерации.
Лицу, получившему временное убежище, выдается свидетельство, которое является основанием для законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации и для регистрации его в органах внутренних дел по месту пребывания[8].
Выдворение (депортация) лица за пределы территории Российской Федерации предусматривается для случаев, если лицо, утратившее временное убежище или лишенное временного убежища по ранее указанным обстоятельствам и не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, и по другим основаниям, указанным в статье 13 Федерального закона «О беженцах», отказывается от добровольного выезда из Российской Федерации.
[1] Вид на жительство – документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию.
[2] В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации виза может быть дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной и визой временно проживающего лица. Виза может быть однократной, двукратной и многократной. Подробней об этом см.: «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», – Федеральный закон от 15 августа 1996 г. в ред. Федеральных законов от 10 января 2003 г. – Ст. 25.1 – 25.10.
[3] См.: СЗ РФ 2006. № 07-23 0406.
[4] Депортация – (лат. deportation; de – откуда, из; porter – унести, вынести). Впервые депортация политически неблагонадежных была установлена французским законом о подозреваемых в 1791 г. Депортация в этом случае сопровождалась высылкой за пределы континентальной Франции и поселением в специально отведенных заморских территориях на определенный срок. Пожизненная депортация предусматривалась Уголовным кодексом Франции 1810 г. и применялась она к уголовным преступникам-рецидивистам с высылкой их в специальные места-крепости за пределами континентальной Франции. После 1871 г. она была применена и к активным участникам Парижской Коммуны.
[5] См.: Ст.25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
[6] СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3601; Российская газета. 29 июля 1997г.
[7] В настоящее время таким органом является Федеральная миграционная служба и соответствующие органы в субъектах Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2004 г. в ведение Федеральной миграционной службы от Министерства внутренних дел были переданы организации, обеспечивающие начальное пребывание беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации //Российская газета. 26 сентября 2004 г.
[8] Порядок предоставления временного убежища на территории Российской Федерации определен в Положении о порядке предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, которое утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 г. № 274 в соответствии с требованиями Федерального закона «О беженцах» // Российская газета. 28 апреля 2001г.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 286.