III . Временное проживание иностранных граждан в Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Разрешение на временное проживание в Российской Федерации может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, то есть ежегодно утверждаемого Правительством Российской Федерации количества иностранных граждан и лиц без гражданства, которые могут получить разрешение на временное проживания в Российской Федерации.

Срок действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации составляет три года.

Разрешение на временное проживание в Российской Федерации может получить иностранный гражданин, достигший возраста 18 лет. Такое разрешение выдается территориальным органом Федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по предполагаемому месту жительства. Заявление о выдаче разрешения на временное проживание подает в данный исполнительный орган лично иностранный гражданин, если он находится на территории Российской Федерации на законных основаниях

IV . Постоянное проживание иностранных граждан в Российской Федерации. Иностранный гражданин и лицо без гражданства, достигшие 18-летнего возраста и проживающие на территорий Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание, могут получить вид на жительство в Российской Федерации.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации. Вид на жительство дает также право иностранному гражданину или лицу без гражданства свободно выезжать из Российской Федерации и въезжать в Российскую Федерацию.

Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно документом, удостоверяющим его личность.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на основании документа, удостоверяющего его личность, сроком не более чем на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство он может быть продлен на очередные пять лет на основании заявления, поданного иностранным гражданином в территориальный орган Федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. Срок действия вида на жительство может продлеваться неограниченное количество раз.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган Федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту жительства.

Вид на жительство иностранного гражданина может быть аннулирован, а иностранный гражданин выдворен из Российской Федерации в случаях нарушения требований, предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 25 июля 2002 г.

V . Выезд из Российской Федерации. Иностранные граждане выезжают из Российской Федерации по действительным заграничным паспортам или заменяющим их документам. Кроме того, иностранный гражданин должен иметь выездную визу, а также соответственную отметку в миграционной карте.

При выезде из Российской Федераций миграционная карта, с отметками в ней, сдается должностным лицам пограничного контроля при прохождении пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Вместе с тем в Федеральном законе «О выезде из Российской Федерации и въезде в Российскую Федерацию» установлено, что выезд из Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства может быть ограничен в случаях, если они:

- в соответствии с законодательством Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, (до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда);

- осуждены за совершение преступления на территории Российской Федерации (до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания);

- уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом (до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторон);

- не выполнили установленные законодательством Российской Федерации обязательств по уплате налогов (до выполнения этих обязательств);

- привлечены к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации (до исполнения наказания или до освобождения от наказания).

VI. В связи с подписанием Российской Федерации Соглашения с Европейским Союзом, заключенным 25 мая 2006 года, Федеральным законом от 6 мая 2008 года были внесены изменения в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено, в частности, что разрешение на временное проживание иностранному гражданину может не выдаваться, а ранее выданное разрешение на временное проживание может быть аннулировано, если данный иностранный гражданин передавался иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договорам Российской Федерации о реадмиссии.

В то же время, в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» установлено, что въезда в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации, не допускается, за исключением случаев, если указанный иностранный гражданин или лицо без гражданства передается иностранным гражданством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.

«Реадмиссия» означает передачу запрашивающим государством и принятие запрашиваемой государством лиц (граждан запрашиваемого государства, граждан третьих государств или лиц без гражданства), чей въезд, пребывание или проживание в запрашивающем государстве признано незаконным в соответствии с Соглашением от 25 мая 2006 года.)[3]

Соответствующие Соглашения могут быть подписаны Российской Федерацией с тем или иным конкретным европейским государством, подписавшим Соглашение от 25 мая 2006 года. Так, 7 июня 2001 года такое Соглашение было подписано Правительством Российской Федерации с Правительством Королевства Норвегии — о реадмиссии.

§ 3. Права и обязанности иностранных граждан
в Российской Федерации

Иностранные граждане, законно находящиеся в Российской Федерации, могут пользоваться в Российской Федерации теми конституционными правами и свободами, которые, в соответствии с положениями главы второй Конституции Российской Федерации, принадлежат «каждому».

Порядок реализации иностранными гражданами тех или иных конституционных прав и свобод зависит от двух факторов: во-первых, формулировки в соответствующих федеральных законах и, во-вторых, особенностей режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации.

I. Передвижение иностранных граждан в пределах Российской Федерации. Иностранные граждане имеют право на свободное передвижение в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных им или оформленных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июля 2002 г., за исключением посещения территорий, для въезда на которые требуется специальное разрешение. В настоящее время перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 1992 г., в которое, в случае необходимости, вносятся соответствующие изменения и дополнения.

2. Отношение иностранных граждан к избирательному праву. Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а так же участвовать в референдумах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем в части 2 статьи 12 Федерального закона от 25 июля 2002 г. установлено, что постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренном федеральным законом, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

В настоящее время это право постоянно проживающих в Российской Федераций иностранных граждан закреплено в п.10 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Однако, и в этом случае основанием для реализации данного права должен быть международный договор Российской Федерации с соответствующим иностранным государством. Это, главным образом, отдельные государства бывшего Союза ССР.

3. Участие иностранных граждан в трудовых отношениях. В статье 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. предусмотрены общие основания и условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях. При этом иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Разрешение на работу представляет собой официально оформленный документ, подтверждающий право иностранного гражданина (иностранного работника) на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности. При этом индивидуальная трудовая деятельность иностранного гражданина в Российской Федерации в качестве предпринимателя осуществляется без образования юридического лица.

Контроль за трудовой деятельностью иностранных работников осуществляют органы внутренних дел во взаимодействии с другими территориальными органами государственной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем иностранные граждане лишены части тех прав, которые, согласно Конституции Российской Федерации и соответствующим федеральным законам, предоставляются только гражданам Российской Федерации. К числу таких ограничений относится возможность иностранных граждан занимать определенные должности, относящиеся к государственной или муниципальной службе. Кроме того, иностранные граждане не имеют права: находиться на государственной или муниципальной службе; замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации; быть членом военного корабля или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации; быть командиром воздушного судна гражданской авиации; быть принятым на работу на объекты, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации (перечень таких объектов устанавливается Правительством Российской Федерации). Иностранные граждане также не вправе заниматься иной деятельностью и замещать соответствующие должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

В то же время порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более 50 % акций или долей принадлежит Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. Отношение иностранных граждан к военной службе. В части 1 статьи 15 Федерального закона от 25 июля 2002 г. в редакции Федерального закона от 11 ноября 2003 г, установлено:

«1. Иностранные граждане не могут быть призваны (подч.- И.Б.) на военную службу (альтернативную гражданскую службу).

2. Иностранные граждане могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Учет иностранных граждан, поступивших на военную службу по контракту и проходящих военную службу, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 11 ноября 2003 г, внесены также дополнения, относящиеся к статусу иностранных граждан, в другие федеральные законы. Так, в Федеральный закон от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» внесено, в частности, дополнение следующего содержания:

с иностранным гражданином, поступившим на военную службу, на военную должность, для которой предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта, старшины, контракт заключается сроком на пять лет; после истечения этого срока, иностранные граждане увольняются с военной службы.

При заключении контракта иностранный гражданин подписывает текст следующего содержания: «Я, (ФИО), даю обязательство соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников, достойно выполнять воинский долг».

Внесено также дополнение в Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в соответствии с которым определено, что пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей распространяется также на иностранных граждан, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федераций, других войсках, воинских формированиях и органах и членов их семей.

5. Обязанности иностранных граждан в Российской Федерации. В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане не только пользуются правами наравне с гражданами Российской Федераций, но и несут наравне с ними соответствующие обязанности.

На них распространяется конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; беречь памятники истории и культуры. Иностранные граждане обязаны уважать Конституцию Российской Федерации и соблюдать законы, действующие на территории Российской Федерации. Они не должны наносить ущерба интересам России, законным интересам граждан и других лиц.

К числу специальных обязанностей иностранных граждан в Российской Федерации следует отнести:

- обязанность иностранного гражданина в течение трех рабочих дней зарегистрироваться в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту его пребывания. В случае перемены места пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин обязан также в трехдневный срок зарегистрироваться по новому месту жительства;

- обязанность временно проживающих и постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан ежегодно проходить перерегистрацию в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту проживания;

- обязанность выехать из Российской Федерации в течение трех дней в случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен;

- обязанность выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней в случае, если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы;

- при выезде из Российской Федерации иностранный гражданин обязан сдать миграционную карту в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Кроме названных, иностранный гражданин обязан исполнить имущественные обязательства, с которыми связаны существенные интересы граждан Российской Федерации и других лиц, государственных и муниципальных органов, коммерческих и иных организаций; выполнить обязательства по уплате налогов.

§ 4. Ответственность иностранных граждан
в Российской Федерации

Иностранные граждане, совершившие преступление, административное или иное правонарушение на территории Российской Федерации, несут ответственность на общих основаниях наравне с гражданами Российской Федерации.

Вместе с тем для отдельных категорий иностранных граждан, на время их пребывания в Российской Федерации, установлены определенные особенности их правового статуса, из которых вытекают и особенности их ответственности.

Так, сотрудники дипломатических представительств и члены их семей пользуются иммунитетом и другими преимуществами, установленными нормами международного права, вследствие чего юрисдикция Российской Федерации на них не распространяется. Некоторые категории иностранных граждан подчинены юрисдикции российского государства в определенных пределах. Это, прежде всего, лица, обладающие консульским иммунитетом, которые пользуются личной неприкосновенностью, освобождаются от юрисдикции государства пребывания в вопросах, связанных с их служебной деятельностью. Однако они подчинены юрисдикции страны пребывания в случае подачи на них иска о возмещении вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием.

Кроме того, такие категории иностранных граждан, как члены экипажей самолетов и морских судов, военнослужащие, находящиеся в Российской Федерации по долгу службы, не подчиняются юрисдикции российского государства за незаконные действия, совершенные ими при исполнении служебных обязанностей. Во всех остальных случаях названные категории иностранных граждан во время их пребывания в Российской Федерации несут ответственность на общих основаниях.

Нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства режима пребывания в Российской Федерации, установленного Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г.), а также Федерального закона от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», влечет за собой применение мер административного наказания, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. К числу таких мер административного наказания относятся: предупреждение, штраф, конфискация орудий совершения и предметов административного правонарушения, административное выдворение.



Дата: 2019-02-02, просмотров: 229.